Меню

Правовой уголок






Директор школы ____________/Н.В. Лидина

Положение

о службе медиации в МБОУ-СОШ с. Кистендей

  • Общие положения
  • Положение разработано в соответствии с типовым положением, предложенным Министерством образования и науки РФ.
  • Служба медиации является объединением учащихся и педагогов, действующей в образовательном учреждении на основе добровольческих усилий субъектов образовательного процесса.
  • Школьная служба медиации является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в службу, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации общеобразовательная организация может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия
  • Правовой основой создания и деятельности службы школьной медиации являются:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

Конвенция о правах ребенка;

Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;

«Национальная стратегия действий в интересах детей 2012-2017 г.г.»

Федеральный закон от 27.06.10. 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участим посредника (процедуре медиации)»;

2. Цели и задачи службы примирения

  • Распространение среди учащихся, родителей и педагогов школы цивилизованных форм разрешения конфликтов;

    Оказание помощи в разрешении конфликтов на основе принципов восстановительной медиации;

    Снижение количества административного реагирования на административные правонарушения.

    • проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов общения, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и споров;

      обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и споров;

      информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации.

      • Принципы деятельности службы примирения
      • Деятельность службы медиации основана на следующих принципах:
    • Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие обучающихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

      Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).

      Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

      4. Порядок формирования службы примирения

      Руководителем (куратором) службы может быть педагог-психолог, педагог-организатор или иной педагогический работник, на которого возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.

      Руководителем (куратором) службы примирения может быть человек, прошедший обучение проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).

      Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч.

      5. Порядок работы службы медиации

      Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения, родителей.

      Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.

      Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.

      Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения.

      В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы примирения принимает участие в проводимой программе.

      В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.

      Служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

      В случае, если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.

      При необходимости служба медиации передает копию примирительного договора администрации.

      Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба медиации может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.

      При необходимости служба медиации информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов с целью решения данной проблемы.

      Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;

      Процедуру медиации может проводить любой участник службы, за исключением случаев, когда имеет место материальный ущерб, понесенный одной из сторон. В этом случае процедуру проводит либо администратор, либо куратор службы по согласованию с администрацией школы.

      Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных программ.

      Медиация (и другие восстановительные практики) не является психологической процедурой, и потому не требует обязательного согласия со стороны родителей.Однако куратор старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию.

      6. Организация деятельности службы примирения

      Службе медиации по согласованию с администрацией школы предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование, оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.

      Должностные лица гимназии оказывают службе медиации содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и гимназистов.

      Служба медиации имеет право пользоваться услугами любых специалистов школы.

      Администрация школы содействует службе медиации в организации взаимодействия с педагогами, а также социальными службами и другими организациями.

      Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу медиации или самим использовать восстановительные практики.

      В случае если стороны согласились на примирительную встречу, то административные действия в отношении данных участников конфликта приостанавливаются.

      Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы медиации и достигнутых договоренностях сторон.

      Совещания между администрацией и службой медиации по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих проводятся согласно плану работы службы.

      Служба медиации может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в учреждении.

      7. Заключительные положения

      Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

      Изменения в настоящее положение вносятся директором школы по предложению службы медиации.


      Отчёт о работе уполномоченного

      по защите прав участников образовательного процесса

      МБОУ – СОШ  с. Кистендей

      за 2017-2018 учебный год Рыбаковой Е.Л.

      Цели и задачи, лежащие в основе деятельности института медиации:

      обеспечение каждому участнику образовательного процесса защиты его прав и уважения личности;

      разработка организационной системы, способствующей развитию гражданско-правовой культуры, как составной части общей системы учебно-воспитательной работы школы;

      правовое образование и воспитание.

      Приоритетом в деятельности Уполномоченного является защита прав несовершеннолетних участников образовательного процесса.

      1. Количество обращений в школе, поступивших за отчётный период

      Всего: 6

      Из них от учеников –3

                   от родителей - 1

                   от работников МБОУ-2

      2. Количество обращений следующего характера:

      -конфликты ученик – ученик – 3

      - конфликты ученик – учитель – 1

      - конфликты ученик – технический работник – 2

      3. Разрешено вопросов:

      - своими силами  - 5

      - с помощью администрации школы – 1

      4. Анализ заявлений, поступивших  уполномоченному за отчетный период

      Основная тематика обращений учащихся:

      проблемы межличностных отношений среди подростков (оскорбление, нецензурные выражение, физическое насилие).

      использование мобильных телефонов в школе во время уроков.

      конфликты по поводу сменной обуви.

      Основная тематика обращений педагогов:

      несоблюдение учащимися дисциплины

      личностные конфликты с учащимися

      Основная тематика обращений родителей:

      консультации

      конфликты по поводу внешнего вида, сменной обуви.

      Как видно из приведенных выше данных, наибольшее количество обращений связанно с межличностными взаимоотношениями. Продолжает оставаться нерешенным вопрос внешнего вида учащихся основной школы, их нежелание носить в школе деловой стиль одежды. Часто нежелание (или беспомощность) родителей и лиц, их заменяющих, отслеживать внешний вид своих детей приводит к конфликтам между учителем и учеником.

      Несмотря на наличие в правилах школьной жизни статьи, регламентирующей использование мобильных гаджетов в школе, это проблема продолжает волновать учащихся школы.

      Меры, предпринимаемые по обращениям:

      индивидуальные и коллективные беседы с учащимися

      индивидуальные  беседы с педагогами, техническим персоналом

      индивидуальные беседы с родителями учащихся

      организация  ознакомления с  «Правилами школьной жизни».

      5. Анализ проводимых мероприятий.

      В прошедшем учебном году все мероприятия велись в рамках нескольких направлений работы:

      правовое образование и воспитание;

      правовое просвещение;

      правовая поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

      Вопросы, волновавшие учащихся:

      поведение на уроках и на перемене (правомерность действий учителей);

      оскорбление и нецензурные выражения среди учащихся;

      вопросы  по школьной форме, сменной обуви;

      имеет ли право учитель выгонять с урока;

      имеет ли право учитель отбирать мобильный телефон или планшет во время урока

      имеет ли право учитель спрашивать у учащегося, если он отсутствовал на прошлом уроке;

      Основная  форма  работы по правовому образованию и воспитанию информационно-правовые беседы для учащихся 6-9 классов. Основная цель которых – профилактика конфликтных ситуаций. В доступной для подростков форме решаются следующие задачи:
       отработка норм и правил межличностных взаимоотношений;
       выработка умения справляться со своими эмоциями;
       рассмотрение способов решения конфликтных ситуаций.

      Большую заинтересованность  подростки-старшеклассники проявили в  акции «Круг доверия», организованной в рамках Дня детского телефона доверия (17 мая).
       Пристальное внимание в школе уделяется поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации..  В течение года  семьи, состоящие на ВШК посещались на дому специальной комиссией школы, составлялись акты обследовании бытовых условий, опрашивались соседи. Эта работа ведется в рамках совета по профилактике безнадзорности и правонарушений, включает в себя индивидуальные консультации, беседы с учащимися, их родителями или законными их представителями, диагностику эмоционального состояния.

      Анализ работы Уполномоченного по правам участников образовательного процесса ставит на предстоящий учебный  год  следующие цели и задачи:

      обеспечение каждому участнику образовательного процесса защиты его прав и уважения личности;

      совершенствование системы работы с обращениями и жалобами;

      выявление и сопровождение детей, чьи семьи находятся в трудной ситуации;

      продолжение формирования библиотеки по правовой тематике.

      К основным вопросам в этом учебном году следует отнести вопросы по профилактике административных правонарушений, налаживание и поддержка взаимодействия с участковым и представителями сельской администрации

      Также приоритетными направлениями в работе уполномоченного остаются:

      -правовое просвещение;

      - методическая помощь классным руководителям в проведении мероприятий по правовой тематике;

      - подготовка методических разработок и рекомендаций по проведению мероприятий в разных возрастных группах;

      - консультативная деятельность;

      - разрешение конфликтных ситуаций;

      - обновление правового уголка

      План работы уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса

    • Положение об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса