Учебный план
Учебный план МБОУ-СОШ с.Кистендей является нормативным документом, определяющим максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности. Распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, и внеурочную деятельность по классам и группам.
Учебный план МБОУ-СОШ с.Кистендей ориентирован на три уровня общего образования: начальное общее образование – 1-4 классы, основное общее образование – 5,7-9 классы, среднее общее образование – 11 класс.
Учебный план на каждом уровне общего образования содержит 3 части: обязательную часть, часть, формируемую участниками образовательных отношений, и часть, отражающую внеурочную занятость.
Содержание образования (учебная деятельность) регламентируется действующими федеральными и региональными документами. Обучение в 1 – 4 классах осуществляется согласно федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373) с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, № 1643 от 29.12.2014 г., от 18.05.2015 г. № 507). Обучение в 5-8 классах осуществляется согласно федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.02.2010 г. №1897). Обучение в 9, 10 и 11 классах осуществляется согласно федерального базисного учебного плана 2004 года и регионального учебного плана, и обеспечивает реализацию требований федерального компонента государственного стандарта 2004 года (приказ № 1312 от 09.03.04 Министерства образования и науки РФ).
Вариативная часть обеспечивает региональные особенности содержания образования (приказ Министерства образования Саратовской области №1206 от 27.04.11г.) и индивидуальные потребности обучающихся в соответствии с социальным заказом, целями школьного образования согласно Уставу, а также задачами ОО на 2018-2019 учебный год, сформулированными в плане работы школы.
Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня в различных формах ее организации, отличных от урочной системы обучения – ведение кружков, секций, подготовка к олимпиадам и др., по следующим направлениям:
Направления | Кружок, секция |
Общеинтеллектуальное | « Математическая копилка», «За страницами истории», «Немецкий играючи», «Подготовка к ОГЭ» |
Спортивно - оздоровительное | «Белая ладья», «Мини-футбол» |
Общекультурное | «Бусинка», «Самоделкин», «Город мастеров», «Лира» |
Социальное | «Земляне», «ЮИДД», «Юный пожарный», «ЮПП» |
Духовно-нравственное | «В мире книг», «Правоведение» |
Продолжительность учебного года и уроков в МБОУ-СОШ с.Кистендей определены действующими нормативными документами, действующим СанПиНом 2.4.2.2821-10, изменениями №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81,Уставом школы:
уровень начального общего образования 1 класс обучается по пятидневной рабочей неделе (33 учебные недели) при продолжительности урока – 35 минут в первом полугодии и 40 минут во втором полугодии;
2-4 классы обучаются по шестидневной рабочей неделе с продолжительностью урока 45 минут (34 учебные недели).
2) уровни основного общего и среднего общего образования обучаются по шестидневной рабочей неделе с продолжительностью урока 45 минут (34 учебные недели).
1.8. Недельная нагрузка (учебная деятельность) обучающихся МБОУ-СОШ с.Кистендей соответствует нормам, определёнными СанПиНом 2.4.2.2821-10 и составляет по классам:
1 класс– 21 час;
2 класс – 26 часов;
3 класс – 26 часов;
4 класс – 26 часов;
5 класс – 32 часа;
7 класс – 35 часов;
8 класс – 36 часов;
9 класс – 36 часов;
11 класс – 37 часов.
Учебный план МБОУ-СОШ с.Кистендей имеет особенности в реализации части, формируемой участниками образовательных отношений:
информатика (5 кл.), ОЗОЖ (основы здорового образа жизни – 2 – 9 кл.), ОБЖ (7 кл.),краевдение (8кл), экология (5-9 классы), русский язык (подготовка к ЕГЭ – 11 кл.), математика (подготовка к ЕГЭ – 11 кл.), факультативные занятия (5,7,8 кл.). В 7 классе 2 часа из части, формируемой участниками образовательных отношений, использованы на увеличение часов предметов обязательной части: 1 ч на географию и 1 ч. на биологию.
1.10. В основной школе (9 класс) введена предпрофильная подготовка, в старшей школе в 11 классе обучающиеся учатся в классе биолого-географического профиля.
1.11.Содержание учебного плана по уровням образования определяется образовательными целями относительно каждого из уровней.
В начальных классах основное внимание уделяется обеспечению планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
На уровне основного общего образования содержание ориентировано в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личностным развитием детей. В 9 классе реализуется предпрофильная подготовка, позволяющая подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Одним из базовых требований к содержанию образования на этом уровне является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, по всем направлениям. В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Уровень средней общеобразовательной школы обеспечивает наибольшую личностную направленность и вариативность образования, его дифференциацию и индивидуализацию, что позволяет максимально раскрыть индивидуальные способности и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор, способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.
1.12. Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения образовательной программы: на уровнях начального общего и основного общего образования – за четверти, на уровне среднего общего образования – за полугодия. Проведение промежуточной аттестации регулируется локальным актом: «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ-СОШ с.Кистендей Аркадакского района Саратовской области» (рассмотрен педагогическим советом, протокол № 1 от 28.08.15, утвержден приказом директора от 31.08.15 № 214)
2. Учебный план начального общего образования (1 – 4 классы)2.1. Содержание образования на уровне начального общего образования определено следующими образовательными программам: 1,2,3,4 классы – «Школа России».
2.2. Региональный курс ОЗОЖ (основы здорового образа жизни) реализуется в качестве отдельного учебного предмета (1час в неделю). Курс ОРКСЭ (основы религиозной культуры и светской этики) реализуется в качестве отдельного учебного предмета (1час в неделю) в 4 классе по направлению «Основы православной культуры».
2.3.Внеурочная деятельность реализуется по вышеуказанным направлениям и представлена в основном кружковой работой и проведением мероприятий.
Аудиторная занятость
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов | ||||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||||
в нед. | в год | в нед. | в год | в нед. | в год | в нед. | в год | |||
Обязательная часть | ||||||||||
Русский язык и литературное чтение | Русский язык | 5 | 165 | 5 | 170 | 5 | 170 | 5 | 170 | |
Литературное чтение | 4 | 132 | 4 | 136 | 4 | 136 | 4 | 136 | ||
Иностранный язык | Иностранный язык | - | - | 2 | 68 | 2 | 68 | 2 | 68 | |
Математика и информатика | Математика | 4 | 132 | 4 | 136 | 4 | 136 | 4 | 136 | |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | 2 | 66 | 2 | 68 | 2 | 68 | 2 | 68 | |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | - | - | - | - | - | - | 1 | 34 | |
Искусство | Музыка | 1 | 33 | 1 | 34 | 1 | 34 | 1 | 34 | |
Изобразительное искусство | 1 | 33 | 1 | 34 | 1 | 34 | 1 | 34 | ||
Технология | Технология | 1 | 33 | 1 | 34 | 1 | 34 | 1 | 34 | |
Физическая культура | Физическая культура | 3 | 99 | 3 | 102 | 3 | 102 | 3 | 102 | |
Итого: | 21 | 693 | 23 | 782 | 23 | 782 | 24 | 816 | ||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||||||||||
ОЗОЖ | 1 | 34 | 1 | 34 | 1 | 34 | ||||
Факультативные занятия: математика, русский язык | 1 1 | 34 34 | 1 1 | 34 34 | 1 | 34 | ||||
Предельно допустимая учебная нагрузка | 21 | 693 | 26 | 884 | 26 | 884 | 26 | 884 | ||
Внеурочная занятость (1 – 4 классы)
Направления | Кружок | Часов в неделю |
Спортивно - оздоровительное | «Белая ладья» «Мини-футбол» | 1 1 |
Общекультурное | «Бусинка» «Самоделкин» «Город мастеров» | 1 1 1 |
Общеинтеллектуальное | «Немецкий играючи» | 1 |
Духовно-нравственное | «В мире книг» | 1 |
3.1 В 9 классе 3 часа выделено на проведение элективных курсов
Перечень предметных элективных курсов.
№ | Предмет, направление | Кол-во часов | Название курса |
1 | Курс психолого- педагогического сопровождения | 8 | Выбор профессии |
2 | Информационная работа | 8 | Предпрофильная диагностика и подготовка учащихся к успешному профессиональному самоопределению |
3 | Математика, предметно- ориентированный | 8 | Математическое моделирование игровых процессов |
4 | Физика, предметно- ориентированный | 12 | Семь раз измерь-один раз отрежь или методы научного познания мира |
5 | Литература, предметно- ориентированный | 12 | Твой выбор |
6 | Информатика и ИКТ, предметно- ориентированный | 10 | Введение в комбинаторику |
7 | Биология, предметно- ориентированный | 8 | Если хочешь быть здоров |
8 | Обществознание, предметно- ориентированный | 10 | Права человека и механизм их защиты» |
9 | Немецкий язык, предметно- ориентированный | 10 | Музеи Германии |
10 | Экология, предметно- ориентированный | 8 | Есть в травах и цветах целительная сила |
11 | География, предметно- ориентированный | 8 | Экзамен без страха |
ИТОГО: | 102 |
3.2. Внеурочная деятельность реализуется по вышеуказанным направлениям через организацию кружков, секций и индивидуально-групповых занятий.
Аудиторная занятость
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов | |||||
5класс | 7 класс | 8 класс | |||||
в нед. | в год | в нед. | в год | в нед | в год | ||
Русский язык и литература | Русский язык | 5 | 170 | 4 | 136 | 3 | 102 |
Литература | 3 | 102 | 2 | 68 | 2 | 68 | |
Иностранный язык | Иностранный язык | 3 | 102 | 3 | 102 | 3 | 102 |
Математика и информатика | Математика | 5 | 170 | ||||
Алгебра | 3 | 102 | 3 | 102 | |||
Геометрия | 2 | 68 | 2 | 68 | |||
Информатика | 1 | 34 | 1 | 34 | |||
Обществознание и естествознание | История России. Всеобщая история | 2 | 68 | 2 | 68 | 2 | 68 |
Обществознание | 1 | 34 | 1 | 34 | |||
География | 1 | 34 | 1 | 34 | 2 | 68 | |
Естественно – научные предметы | Физика | 2 | 68 | 2 | 68 | ||
Химия | 2 | 68 | |||||
Биология | 1 | 34 | 1 | 34 | 2 | 68 | |
Искусство | Музыка | 1 | 34 | 1 | 34 | 1 | 34 |
Изобразительное искусство | 1 | 34 | 1 | 34 | |||
Технология | Технология | 2 | 68 | 2 | 68 | 1 | 34 |
Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятель-ности | Основы безопасности жизнедеятельности | 1 | 34 | ||||
Физическая культура | 3 | 102 | 3 | 102 | 3 | 102 | |
Итого: | 27 | 918 | 29 | 986 | 31 | 1088 | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | |||||||
ОЗОЖ | 1 | 34 | 1 | 34 | 1 | 34 | |
Экология | 1 | 34 | 1 | 34 | 1 | 34 | |
Информатика | 1 | 34 | |||||
География | 1 | 34 | |||||
Краеведение | 1 | 34 | |||||
Биология | 1 | 34 | |||||
ОРКСЭ | 1 | 34 | |||||
ОБЖ | 1 | 34 | |||||
Факультативные занятия: математика химия немецкий язык | 1 | 34 | 1 | 34 | 1 1 | 34 34 | |
Итого: | 5 | 119 | 6 | 204 | 5 | 136 | |
Предельно допустимая недельная нагрузка | 32 | 1088 | 35 | 1190 | 36 | 1224 |
Учебные предметы | 9 класс | |
Количество часов | ||
в нед. | в год | |
Русский язык | 2 | 68 |
Литература | 3 | 102 |
Иностранный язык (немецкий) | 3 | 102 |
Математика | 5 | 170 |
Информатика и ИКТ | 2 | 68 |
История | 2 | 68 |
Обществознание | 1 | 34 |
География | 2 | 68 |
Физика | 2 | 68 |
Химия | 2 | 68 |
Биология | 2 | 68 |
Искусство (Музыка и ИЗО): | 1 | 34 |
Технология | ||
Основы безопасности жизнедеятельности | ||
Физическая культура | 3 | 102 |
Итого: | 30 | 1020 |
Региональный компонент | 3 | 102 |
Основы здорового образа жизни | 1 | 34 |
Экология | 1 | 34 |
Основы безопасности жизнедеятельности | 1 | 34 |
Компонент образовательного учреждения | 3(предпрофильная подготовка) | 102 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка | 36 | 1224 |
Внеурочная занятость
Направления | Кружок | Количество часов в неделю |
Общеинтеллектуальное | « Математическая копилка» «За страницами истории» «Подготовка к ОГЭ» | 1 1 1 |
Спортивно - оздоровительное | «Белая ладья» «Мини-футбол» | 1 1 |
Социальное | «Земляне» «ЮИДД» «Юный пожарный» | 1 1 1 |
Духовно-нравственное | «Правоведение» | 1 |
4. Учебный план среднего общего образования ( 11 класс).
4.1.Содержание среднего общего образования определено действующими федеральными и региональными документами: Федеральный базисный учебный план, региональный базисный учебный план 2004 года для общеобразовательных учреждений Саратовской области, приказ Министерства образования и науки Саратовской области №1206 от 27.04.2011г., Образовательной программой школы и обеспечивает реализацию требований федерального компонента государственного стандарта 2004 года (приказ № 1312 от 09.03.04 Министерства образования и науки РФ).
4.2.Учебный план для 11 класса разработан на основе БУП 2004 года по биолого-географическому профилю. Образовательное учреждение, исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих), использует время, отведенное на элективные учебные предметы, для организации обучения по предметам астрономия, математика, химия, экология, география, информатика и ИКТ.
4.3.Часы вариативного блока на уровне среднего общего образования распределены следующим образом:
Региональный компонент: русский язык- 1 ч, математика- 1 ч
Часы компонента образовательного учреждения использованы на изучение предмета астрономия (1 час) и для организации элективных предметов (6 ч):
№ | Предмет | Название курса |
1 | Математика | Методы решения уравнений |
2 | Химия | Изомерия и номенклатура органических веществ. |
3 | Экология | Экология. |
4 | Информатика и ИКТ | Создание интерактивных тестов. |
5 | География | Подготовка к ЕГЭ по географии. |
4.4.Внеурочная деятельность реализуется по вышеуказанным направлениям следующим направлениям через организацию кружков, секций и индивидуально-групповых занятий.
Аудиторная занятость
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Количество часов в год | |
11 класс | |||
биолого-географический профиль | |||
1. Федеральный компонент | |||
Базовые учебные предметы | |||
Русский язык | 1 | 34 | |
Литература | 3 | 102 | |
Иностранный язык | 3 | 102 | |
Обществознание | 2 | 68 | |
История | 2 | 68 | |
География | 1 | 34 | |
Физика | 2 | 68 | |
Математика | |||
Химия | 1 | 34 | |
ОБЖ | 1 | 34 | |
Физическая культура | 3 | 102 | |
Итого: | 19 | 646 | |
Профильные учебные предметы | |||
Математика | 6 | 204 | |
Биология | 3 | 102 | |
Итого: | 9 | 306 | |
ИТОГО (федеральный компонент) | 28 | 952 | |
2. Региональный компонент | |||
Русский язык Математика | 1 1 | 34 34 | |
Итого: | 2 | 68 | |
3. Компонент образовательного учреждения | |||
Астрономия элективные предметы: Химия География Математика Информатика и ИКТ Экология | 1 2 1 1 1 1 | 34 68 34 34 34 34 | |
Итого: | 7 | 238 | |
Предельно допустимая учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе | 37 | 1258 |
Внеурочная занятость
Направления | Кружок | Количество часов в неделю |
Спортивно - оздоровительное | «Белая ладья» | 1 |
Социальное | «ЮПП» | 1 |
Духовно-нравственное | «Правоведение» | 1 |