Рабочая программа по технологии в 8 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 8 классы», составленной на основании закона РФ «Об образовании» и в соответствии с письмом Министерства образования РФ от 09.07.2003. № 13-54—144/13.
Сборник нормативных документов Министерства образования РФ Примерная программа для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008 г.
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, учебныхи учебно-методических пособий:
для учащихся:
· Технология :8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных. учреждений / Б. А. Гончаров[и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2010.
для учителя:
- Технология :8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных. учреждений / Б. А. Гончаров[и др.] ; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2010.
- Лында, А. С.Методика трудового обучения / А. С. Лында. - М. : Просвещение, 1977.-Программа«Технология». 5-11 классы. -М. : Просвещение, 2005.
· Изучениеиндивидуальных особенностей учащихся с целью профориентации : методические рекомендации для студента и кл. руководителя / сост. А. А. Донсков. - Волгоград : Пер мена, 1998.
Согласно действующему в общеобразовательном учреждении учебному плану и с учетом технической базы, рабочая программа предполагает обучение в объеме 35 часов в 8 классах.
На основании примерных программ Министерства образования и науки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологииреализуется программа базисного уровня в 8- классах.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено ниже в табличной форме.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основучебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики:
• профориентационных игр;
• внеклассных интегрированных мероприятий;
• проектной деятельности по ключевым темам курса.
Важная роль отведена в тематическом плане участию школьников в проектнойдеятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитии уменийвыдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности длярешения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить теснуювзаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрениегрупповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Средства, реализуемые с помощью компьютера:
• библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты,лучшие эскизы и работы учащихся);
• слайд-лекции по ключевым темам курса;
• редакторы текста;
• графические редакторы (моделирование формы и узора);
• принтерные распечатки тестов (на определение выбора профессии, диагностика предметнойнаправленности, на определение личностных пристрастий к определенному стилю, «характерчеловека») в количестве экземпляров комплекта тестов, равному числу учащихся в классе;
• индивидуальные пакеты задач (на развитие творческого мышления);
• схемы, плакаты, таблицы;
• интернет-ресурсы.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов (базовый уровень)
Учащиесядолжнызнать:
• сферы трудовой деятельности;
• принципы производства, передачи и использования электрической энергии;
• принципы работы и использование типовых средств защиты;
• о влиянии электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровьечеловека;
• способы определения места расположения скрытой электропроводки;
• устройство бытовых электроосветительных и электронагревательных приборов;
• профессии строителей;
• как устанавливается врезной замок;
• основные правила выполнения, чтения и обозначения видов, сечений и разрезов на чертежах.
• особенности выполнения архитектурно-строительных чертежей;
• основные условия обозначения на кинематических и электрических схемах.
уметь:
• собирать простейшие электрические цепи;
• читать схему квартирной электропроводки;
• определять место скрытой электропроводки;
• подключать бытовые приёмники и счетчики электроэнергии;
• установить врезной замок;
• утеплять двери и окна;
• анализировать графический состав изображения;
• читать несложные архитектурно-строительные чертежи.
Должны владеть компетенциями:
• информационно-коммуникативной;
• социально-трудовой;
• познавательно-смысловой;
• учебно-познавательной;
• профессионально-трудовым выбором;
• личностным саморазвитием.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
• использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задачи как
• источник информации;
• проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов;
• ориентироваться на рынке товаров и услуг;
• определять расход и стоимость потребляемой энергии;
• собирать модели простых электротехнических устройств.
Календарно-тематическое планированиепо технологии 8 классе( 35 часов,1час в неделю)
№ | Тема урока
| Кол-во час | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся. | Домашнее задание | Дата | ||
план | факт | ||||||||
| Раздел I. Домашняя экономика и основы предпринимательства. 9часов.
| ||||||||
1 | Семейная экономика | 1 | Рассказ, беседа | Семья, её функции.Связи семьи с обществом, государством. Семья как экономическая ячейка общества. Потребности семьи и пути их удов-летворения. Основные потребности семьи. Бюджет семьи,его.структура. Особенности бюджета в разных семьях. Доход и расход. Рацио-нальное планирование бюджета семьи.Ведение учёта. Накопления и сбережения Способы сбережения средств. Формыразмещения сбереже ний. Структура личного бюджета школьника.Значение приусадебно- го участка в семейном бюджете. Варианты использования приуса- дебного участка
| Знать: понятие потребность; основные потребно- сти семьи; классификацию вещей с целью покупки пра вила покупок; источники информации о товарах. Уметь: планировать покупки; совершать покупки Знать: понятия бюджет семьи, доход, расход; осо-бенности бюджета в разныхсемьях; основы рационального планирования бюджета. Уметь: вести учёт доходов и расходов семьи; плани 3 н а т ь : сущность понятий накопление, сбережение;способы сбережения средств; формы размещения сбережений; структуру личного бюджета.Уметь: планировать свой личный бюджет; рационально вести домашнее хозяйство: плани -ровать расходы семьи с учётом её состава. 3 н а т ь : значение приусадебного участка в орга-низации рациональногопитания семьи, её отдыха,в объеди-нении членов семьи. Уметь: рассчитывать себестоимость выращенной продукции; количество растений для обеспечения семьи фруктами и овощами в нужном |
|
|
| |
2 | Предпринимательство в семье | 1 | Рассказ. |
|
|
| |||
3 | Потребности семьи | 1 | Практикум |
|
|
| |||
4 | Информация о товарах | 1 | Практикум |
|
|
| |||
5 | Торговые символы, этикетки и штрихкод | 1 | Практикум |
|
|
| |||
6 | Бюджет семьи | 1 | Рассказ, демонстрация, практикум |
|
|
| |||
7 | Расходы на питание | 1 | Практикум |
|
|
| |||
8 | Сбережения. Личный бюджет | 1 | Рассказ, демонстрация, практикум |
|
|
| |||
9 | Экономика приусадебного участка | 1 | Рассказ, демонстрация, практикум |
|
|
| |||
Раздел II. Профессиональное самоопределение.7часов
| |||||||||
10 | Внутренний мир человека и система представлений о себе | 1 | Рассказ ,беседа. | Способы изучения рынка труда: конъюнктура рынка труда, спрос и предложение работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи (возможно виртуальное, посредством сайта Центра занятости населения | Знать: - определение понятий «рынок труда»; «конъюнктура рынка»; «спрос на рынке труда»; «предложение на рынке труда»; - способы изучения конъюнктуры рынка труда; - особенности регионального рынка труда; - функции Центра занятости населения; - наиболее востребованные профессии на региональном рынке труда. Уметь:- объяснять причины востребованности некоторых профессий на региональном рынке труда; - находить и анализировать информацию о вакансиях на региональном рынке труда. |
|
|
| |
11 | Профессиональные интересы и склонности | 1 | Рассказ, демонстрация, практикум |
|
|
| |||
12 | Природные свойства нервной системы | 1 | Рассказ, демонстрация, практикум |
|
|
| |||
13 | Классификация профессий | 1 | Рассказ, демонстрация, практикум |
|
|
| |||
14 | Профессиональные и жизненные планы | 1 | Рассказ ,беседа. | Виды и формы получения профес-сионального образования. Региональный рынок образова-тельных услуг. Источники информ-ации о рынке образовательных услуг. | Знать:- виды и формы получения професси-онального образования; особенности регио-нального рынка образовательных услуг; источники информации о рынке образовательных услуг. Уметь: находить и анализировать информацию об образовательных услугах, предоставляемых различными образовательными учреждениями |
|
|
| |
15 | Профессиональные и жизненные планы | 1 | Практикум |
|
|
| |||
16 | Здоровье и выбор профессии | 1 | Рассказ, демонстрация, практикум |
|
|
| |||
Раздел III. Технология электротехнических работ. 4часа
| |||||||||
17 | Элементарная база электротехники | 1 | Рассказ ,беседа. | Электрическая энергияоснова современного технического прог-ресса.Типы электростанций.Типы гальванических элементов. Изображение источников получения и потребления электрической энергии на схемах. Простейшие электрические схемы. Правила безопасности труда. Принцип действия бытовых нагревательных приборов и светильников, их назначение. Виды нагревательных элементов. Виды ламп. Правила безопасной работы | Знать: понятие электрический ток; область применения электрической энергии; источники электрической энергии; электрические схемы и условные обозначения на них; правила электро-безопасности. Уметь: читать электрические схемы Знать: назначение установочных, обмоточных и монтажных проводов; виды их изоляции; назна-чение предохранителей; правила подключения светильников и бытовых приборов к сети. Уметь: чертить схемы электрических цепей; проводить их монтаж Знать: виды нагреватель- ных элементов и ламп; принцип действия бытовых нагревательных приборов и светильников. Уметь: составлять электрические схемы электрона- гревательных приборов |
|
|
| |
18 | Монтаж электрической цепи. Правила безопасности при электротехнических работах | 1 | Рассказ, демонстрация, практикум |
|
|
| |||
19 | Бытовые нагревательные приборы и светильники | 1 | Рассказ, демонстрация, практикум |
|
|
| |||
20 | Разработка плаката по электробезопас- ности | 1 | Комбинированный урок |
|
|
| |||
Раздел IV. Культура дома. 5 часов
| |||||||||
21 | Как строят дом | 1 | Рассказ, демонстрация, практикум | Простейшие работы по ремонту оконных и дверных блоков. Инст-рументы и материалы для ремонта. Правила безопасной работы. Разновидности замков. Особенности установки разных видов замков. Технология установки дверного замка Материалы, применяющиеся для утепления дверей и окон. Способы утепления дверей и окон
| Знать: инструменты и материалы для ремонта; виды ремонта оконных и дверных блоков; правила безопасной работы. Уметь: выполнять ремонт оконных и дверных блоковЗнать: разновидности замков и особенности их установки; последова-тельность действий при установкезамка; инструменты, необходимые при выполнении данной работы; правила безопасной работы.Уметь: выполнять установку дверного замка Уметь: выполнять работы по утеплению дверей и окон |
|
|
| |
22 | Технология установки врезного замка | 1 | Работа с учебником, практикум |
|
|
| |||
23 | Утепление дверей и окон | 1 | Рассказ, демонстрация, практикум |
|
|
| |||
24 | Ручные инструменты | 1 | Работа с учебником, практикум |
|
|
| |||
25 | Безопасность ручных работ |
| Рассказ, демонстрация, практикум |
|
|
| |||
Раздел V. Проект. 10 часов
| |||||||||
26 | Выбор и обос-нование проекта. Экономический расчёт | 1 | Беседа.Работа с учебником. | Тематика творческого проекта. Творческие методы поиска новых решений. Методы сравнения вариантов решений. Применение компьютера при проектировании изделия. Содержание проектной документации. Технология изготовления изделий. | Знать: творческие методы поиска новых решений; методы сравнения вариантов; технологическую последовательность изготовления изделия. Уметь: выбирать тему в соответствии со своими возможностями; обосновывать свой выбор; проектировать изделие; изготавливать изделие и представлять его. |
|
|
| |
27 | Составление технологической документации | 1 | Беседа.Работа с учебником, практикум |
|
|
| |||
28 | Составление технологической документации | 1 | Беседа.Работа с учебником, практикум |
|
|
| |||
29 | Работа над проектом | 1 | Беседа.Работа с учебником, практикум |
|
|
| |||
30 | Работа над проектом | 1 | Рассказ.Работа с учебником |
|
|
| |||
31 | Работа над проектом | 1 | Рассказ.Работа сучебником практикум |
|
|
| |||
32 | Работа над проектом | 1 | Рассказ. Практикум |
|
|
| |||
33 | Подведение итогов | 1 | Работа с технологическими картами Практикум |
|
|
| |||
34 | Защита проекта |
| Работа с технологическими картами. Практикум |
|
|
| |||
35 | Защита проекта | 1 | Работа с технологическими картами. Практикум |
|
|
| |||