Рабочая программа по технологии в 11 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Примернойпрограммой для общеобразовательных школ «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. Москва «Просвещение» 2007г.1 час в неделю, 35 часов за год.
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников и учебно – методических пособий:
Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы / Под редакцией В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Графф, 2005г.
Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В.
Технология: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Графф, 2005г.
Цели предмета:
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитаниеуважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Задачи предмета:
1. Формирование политехнических знаний и экологической культуры.
2. Привитие элементарных знаний и умений о предпринимательской деятельности.
3. Ознакомление с основами современного производства сферы услуг;
4. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.
5. Обеспечение учащимся возможностей самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб цельюпрофессионального самоопределения.
6. Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственностии порядочности.
7.Приобретение знаний о технике и технологиях в современном обществе, о тенденциях их развития, о рациональных приемах ручной и машинной обработки конструкционных материалов, о дизайне и его роли в создании товаров и услуг, о защите прав потребителей;
8. Овладение способами деятельностей в организации трудового процесса, подготовке и оснащении рабочего места, обеспечении безопасности труда, в соответствии технологических схем и технологических карт изготовления изделий, в формировании профессиональных планов и в выборе профессии.
9. Освоение учебно – исследовательских, информационно – коммуникативной, социально – трудовой, эмоционально – ценностной компетенций.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. Обучение строится с учетом внутрипредметных связей., логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.
Программа обеспечивает преемственность перехода учащихся от общетехнологического к профессиональному образованию, трудовой деятельности, непрерывному самообразованию.
Используемые технологи :интеграция традиционной, развивающего обучения,метод проектов.
Программа обеспечивает преемственность перехода учащихся от общетехнологического к профессиональному образованию, трудовой деятельности, непрерывному самообразованию.
Реализовать программу планируется в условиях классно-урочной, системы обучения.
Основной принцип реализации программы –обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников.
Основными методамиобучения являются упражнения, решение прикладных задач,практическиеработы, моделирование и конструирование
1.объяснительно-иллюстративный,сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, и др.).
2.Частично-поисковый,основанный на использовании технологических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обобщающей.
3.Исследовательский методкак один из способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.
Формы организации работы учащихся:индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды деятельности учащихся:устные сообщения, защита презентаций, защита проектов, рефлексия.
При составлении рабочей программы учитывалась материально - техническая база, учебно-методическое обеспечение,подготовка учителя.
В планировании предусмотрено выполнение школьниками творческих проектных работ. Широкое использование творческой и проектной деятельности при обучении технологии способствуетразвитию инициативы, творческих способностей школьников. У них формируется функциональная грамотность. Они приобретают опытколлективной трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать еерезультаты.
Проекты являются творческими самостоятельными работами и выполняются каждым учеником или группой, в том числе иразновозрастной, как в учебное, так и во внеучебное время.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения технологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
влияние технологий на общественное развитие;
составляющие современного производства товаров или услуг;
способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:
способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
основные этапы проектной деятельности;
источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
уметь
оценивать потребительские качества товаров и услуг;
изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;
составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;
проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта;
выполнять изученные технологические операции;
планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
уточнять и корректировать профессиональные намерения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;
решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;
самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности.
рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
составления резюме и проведения самопрезентации
Календарно – тематическое планирование 11 класс ( 35 часов,1 час в неделю)
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол- во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | |||||||
| Технология решения творческих задач | 15 |
|
|
|
|
|
|
1 | Понятие творчества и развитие творческих способностей | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие творчества и развитие творческих способностей. | Знать понятия: Изобретательство, творчество, техническое творчество, проектирование, конструирование, конструкция, изобретение |
|
|
|
2 | Метод мозговой атаки (МА) | 1 | Урок усвоения новых знаний | Основные правила мозгового штурма. | Знать понятия: Генерация идей, аналитики, цепная реакция идей, прямой мозговой штурм, психологические барьеры, экспертиза и отбор идей, аналогия, инверсия, фантазия, эмпатия |
|
|
|
3 | Метод контрольных вопросов | 1 | Урок усвоения новых знаний | Суть метода контрольных вопросов. | Знать понятия: Специально подготовленные вопросы, универсальные опросники |
|
|
|
4 | Метод обратной мозговой атаки | 1 | Урок усвоения новых знаний | Суть метода обратной мозговой атаки. | Знать понятия: «Диверсионный» метод, обратная мозговая атака |
|
|
|
5 | Синектика | 1 | Урок усвоения новых знаний | Суть метода. | Синектика, синекторы, качества синекторов, ассоциация, аналогия, прямая аналогия, личная аналогия, символическая аналогия, фантастическая аналогия |
|
|
|
6 | Морфологический анализ | 1 | Урок усвоения новых знаний | Суть метода. Этапы решения задачи с помо-щью морфологического анализа её параметров | Знать понятия: Морфологический анализ, морфологические признаки, морфологический ящик (матрица), экспертные оценки |
|
|
|
7 | Морфологические матрицы | 1 | Урок усвоения новых знаний | Правила составления матриц. | Знать понятия: Двумерная матрица, многомерная матрица, анализ и синтез вариантов. |
|
|
|
8 | Ассоциации и творческое мышление | 1 | Урок усвоения новых знаний | Ассоциации и творческое мышление | Знать понятия: Ассоциации, генерирование ассоциаций, первичные ассоциации, дополнительные ассоциации, ассоциативный переход, шаги ассоциативного перехода |
|
|
|
9 | Метод фокальных объектов (МФО) | 1 | Урок усвоения новых знаний | Этапы решения задачи с помощью МФО | Знать понятия: Фокальный объект, случайно выбранные объекты, психологическая инерция |
|
|
|
10 | Метод гирлянд случайностей и ассоциаций | 1 | Урок усвоения новых знаний | Метод гирлянд случайностей и ассоциаций | Знать понятия: Гирлянда ассоциаций, цепочка ассоциаций, гирлянда синонимов объектов |
|
|
|
11 | Функционально – стоимостный анализ (ФСА) | 1 | Урок усвоения новых знаний | ФСА- Функционально стоимостный анализ (ФСА). Примеры задач, решаемых с помощью . | Знать понятия: Функционально-стоимостный анализ, взаимосвязь «функция-стоимость», поиск скрытых резервов |
|
|
|
12 | Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) | 1 | Урок усвоения новых знаний | Суть метода АРИЗ Правила АРИЗ. | Знать понятия: АРИЗ, техническая система, техническое противоречие, физическое противоречие, ИКР, психологическая инерция, РВС, метод маленьких человечков, вепольный анализ, веполь, вещество, поле |
|
|
|
13 | Изобретения. Рационализаторские предложения. | 1 | Комбини-рованный | Изобретения. Рационализаторские предложения. | Знать понятия: Изобретение, патент, формула изобретения, аналог изобретения, прототип изобретения, заявка на изобретение, критерии патентоспособности, товарный знак и знак обслуживания |
|
|
|
14 | Создание творческого проекта. Объяснение теоретических сведений | 1 | Комбини-рованный | Создание творческого проекта. Объяснение теоретических сведений | Знать понятия: Инженерное предпринима-тельство, проектирование, рационализатор-ское предложение, спонтанная деятельность, себестоимость предпринима-тельского проекта, статьи расходов, предп-риимчивость конструктора, предприим-чивость технолога, финансирование инженерных проектов |
|
|
|
15 | Создание творческого проекта | 1 | Комбини-рованный |
| Уметь выполнять творческий проект |
|
|
|
| Экологические проблемы. Природо-охранные технологии | 8 |
|
|
|
|
|
|
16 | Научно-техническая революция и её влияние на окружающую среду. | 1 | Комбини-рованный | Использование ядерной энергии. Захоронение отходовСельскохозяйс-твенное производство | Знать понятия: Ядерная энергия, информационные технологии, альтернативное земледелие |
|
|
|
17 | Глобальные проблемы человечества | 1 | Комбини-рованный | Демографический взрыв. Обеспеченность человечества питьевой водой. Минеральные ресурсы Земли. | Знать понятия: Демографический взрыв, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, возобновляемые источники энергии. |
|
|
|
18 | Энергетика и экология | 1 | Комбини-рованный
| Потребности человечес-тва в энергии.ТЭС.ГЭС. АЭС .Нетрадиционные источники энергии. | Знать понятия: ТЭЦ, ГЭС, АЭС, СЭС, ГеоТЭС, альтернативные источники энергии, биогаз |
|
|
|
19 | Загрязнение атмосферы | 1 | Комбини-рованный | Влияние промышлен-ности и транспорта на атмосферу. Кислотные дожди. Парниковый эф-фект. Озоновые дыры. | Знать понятия: Кислотные дожди, парниковый эффект, фреоны, озоновые дыры, биоиндикация,ПДК |
|
|
|
20 | Загрязнение гидросферы
| 1 | Комбини-рованный | Особенностизагрязнения гидросферы. Методы защиты гидросферы. | Знать понятия: Гидросфера, «цветение»водоема, закисление вод |
|
|
|
21 | Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства | 1 | Комбини-рованный | Сокращение площади лесов. Химизация в сельском хозяйстве. Нитраты и нитриты. Диоксины. Пестициды. Рациональное использо-вание лесов ,пахотных земель. Сохранение био разнообразия на планете. | Знать понятия: Химизация ,нитраты, нитриты, диоксины, пестициды. |
|
|
|
22 | Природоохранные технологии | 1 | Комбини-рованный | Экологический мониторинг. Переработка бытового мусора и промышленных отходов экологически устойчивое развитие человечества. | Знать понятия: Мониторинг, экологическая экспертиза, утилизация, безотходная технология, устойчивое развитие |
|
|
|
23 | Экологическое сознание и экологическая мораль | 1 | Комбини-рованный | Экономия ресурсов и энергии. | Знать понятия: Неэгоцентрическое экологическое сознание, экологическая мораль |
|
|
|
| Технология профессионального самоопределения и карьеры | 12 |
|
|
|
|
|
|
24
| Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда | Знать понятия: Деятельность, профессиональная деятельность, цель, задачи, функции профессиональной деятельности, разделение и специализация труда |
|
|
|
25 | Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности | 1 | Урок усвоения новых знаний | Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности | Знать понятия: Сфера, отрасль, область профессиональной деятельности, готовность человека к профессиональной деятельности, предмет и средства труда, орудия производства, технологический процесс, товар |
|
|
|
26 | Понятие культуры труда | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие культуры труда. Рабочее место. Техника безопасности. Дизайн. | Знать понятия: Культура труда, рабочее место, дизайн, техника безопасности, бизнес-план, эффективность производства |
|
|
|
27 | Профессиональная этика | 1 | Урок усвоения новых знаний | Профессиональная этика. | Знать понятия: Мораль, этика, профессиональная этика |
|
|
|
28 | Профессиональное становление личности | 1 | Комбини-рованный | Профессиональное становление личности | Знать понятия: Профессиональное становление, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство, профессиональное творчество, объективно новое, субъективно новое |
|
|
|
29 | Профессиональная карьера
| 1 | Комбини-рованный | Профессиональная карьера | Знать понятия: Карьера, профессиональная карьера, уровень притязаний, призвание |
|
|
|
30 | Подготовка к профессиональной деятельности | 1 | Комбини-рованный | Подготовка к профессиональной деятельности | Знать понятия: Профессиональная подготовка, профессиональные училища, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения |
|
|
|
31 | Подготовка к профессиональной деятельности | 1 | Комбини-рованный
| Подготовка к профессиональной деятельности | Знать понятия: Профессиональная подготовка, профессиональные училища, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения |
|
|
|
32 | Примерный творческий проект «Мой выбор» | 1 | Комбини-рованный | Мои жизненные планы и профессиональная карьера | Знать последовательность выполнения проекта |
|
|
|
33 | Примерный творческий проект «Мой выбор» | 1 | Комбини-рованный | Мои жизненные планы и профессиональная карьера | Уметь самостоятельно выполнять поставленные задачи |
|
|
|
34 | Защита творческого проекта | 1 | Комбини-рованный |
| Уметь защищать проект |
|
|
|
35 | Обобщающий урок | 1 | Урок обобщения |
|
|
|
|
|