Меню

Рабочая программа по технологии в 11 классе

Пояснительная записка

      Рабочая программа разработана в соответствии с Примернойпрограммой для общеобразовательных школ «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. Москва «Просвещение» 2007г.1 час в неделю, 35 часов за год. 

      Данная рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников и учебно – методических пособий:

  1. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы / Под редакцией В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Графф, 2005г.

  2. Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В.

       Технология: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Графф, 2005г.

Цели предмета:

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

  • воспитаниеуважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

    Задачи предмета:

                1. Формирование политехнических знаний и экологической культуры.

    2. Привитие элементарных знаний и умений о  предпринимательской деятельности.

    3. Ознакомление с основами современного производства сферы услуг;

    4. Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.

    5. Обеспечение учащимся возможностей самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб цельюпрофессионального самоопределения.

    6. Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственностии порядочности.

    7.Приобретение знаний о технике и технологиях в современном обществе, о тенденциях их развития, о рациональных приемах ручной и              машинной обработки конструкционных материалов, о дизайне и его роли в создании товаров и услуг, о защите прав потребителей;

    8. Овладение способами деятельностей в организации трудового процесса, подготовке и оснащении рабочего места, обеспечении безопасности труда, в соответствии технологических схем и технологических карт изготовления изделий, в формировании профессиональных планов и в выборе профессии.

    9. Освоение учебно – исследовательских, информационно – коммуникативной, социально – трудовой, эмоционально – ценностной компетенций.

           Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при  характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. Обучение строится с учетом внутрипредметных связей., логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.

    Программа обеспечивает преемственность перехода учащихся от общетехнологического к профессиональному образованию, трудовой деятельности, непрерывному самообразованию.

    Используемые технологи :интеграция традиционной, развивающего обучения,метод проектов.

    Программа обеспечивает преемственность перехода учащихся от общетехнологического к профессиональному образованию, трудовой деятельности, непрерывному самообразованию.

    Реализовать программу планируется в условиях классно-урочной, системы обучения.

    Основной принцип реализации программы –обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников.

     Основными методамиобучения являются упражнения, решение прикладных задач,практическиеработы, моделирование и конструирование

    1.объяснительно-иллюстративный,сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, и др.).

    2.Частично-поисковый,основанный на использовании технологических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обобщающей.

    3.Исследовательский методкак один из способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

                   Формы организации работы учащихся:индивидуальная, фронтальная, групповая.

    Виды деятельности учащихся:устные сообщения, защита презентаций, защита проектов, рефлексия.

    При составлении рабочей программы учитывалась материально - техническая база, учебно-методическое обеспечение,подготовка учителя.

    В планировании предусмотрено выполнение школьниками творческих проектных работ. Широкое использование творческой и проектной деятельности при обучении технологии способствуетразвитию инициативы, творческих способностей школьников. У них формируется функциональная грамотность. Они приобретают опытколлективной трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать еерезультаты.

    Проекты являются творческими самостоятельными работами и выполняются каждым учеником или группой, в том числе иразновозрастной, как в учебное, так и во внеучебное время.

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

    В результате изучения технологии на базовом уровне ученик должен

    знать/понимать

    влияние технологий на общественное развитие;

    составляющие современного производства товаров или услуг;

    способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:

    способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;

    основные этапы проектной деятельности;

    источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;

    уметь

    оценивать потребительские качества товаров и услуг;

    изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;

    составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;

    использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;

    проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;

    организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта;

    выполнять изученные технологические операции;

    планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;

    уточнять и корректировать профессиональные намерения;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;

    решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;

    самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности.

  1. рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;

составления резюме и проведения самопрезентации

 

Календарно – тематическое планирование 11 класс ( 35 часов,1 час в неделю)

п/п

Тема раздела,

урока

Кол-

во

часов

Тип

урока

Элементы содержания 

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Домашнее

задание

Дата

проведения

План

Факт

 

Технология решения творческих задач

15

 

 

 

 

 

 

1

Понятие творчества  и развитие творческих способностей

1

Урок усвоения новых знаний

Понятие творчества и развитие творческих способностей.

Знать понятия: Изобретательство, творчество, техническое творчество, проектирование, конструирование, конструкция, изобретение

 

 

 

2

Метод мозговой атаки (МА)

1

Урок усвоения новых знаний

Основные правила мозгового штурма.

Знать понятия: Генерация идей, аналитики, цепная реакция идей, прямой мозговой штурм, психологические барьеры, экспертиза и отбор идей, аналогия, инверсия, фантазия, эмпатия

 

 

 

3

Метод контрольных вопросов

1

Урок усвоения новых знаний

Суть метода контрольных вопросов.

Знать понятия: Специально подготовленные вопросы, универсальные опросники

 

 

 

4

Метод обратной мозговой атаки

1

Урок усвоения новых знаний

Суть метода обратной мозговой атаки.

Знать понятия: «Диверсионный» метод, обратная мозговая атака

 

 

 

5

Синектика

1

Урок усвоения новых знаний

Суть метода.

Синектика, синекторы, качества синекторов, ассоциация, аналогия, прямая аналогия, личная аналогия, символическая аналогия, фантастическая аналогия

 

 

 

6

Морфологический анализ

1

Урок усвоения новых знаний

Суть метода. Этапы решения задачи с помо-щью морфологического анализа её параметров

Знать понятия:

Морфологический анализ, морфологические признаки, морфологический ящик (матрица), экспертные оценки

 

 

 

7

Морфологические матрицы

1

Урок усвоения новых знаний

Правила составления матриц.

Знать понятия: Двумерная матрица, многомерная матрица, анализ и синтез вариантов.

 

 

 

8

Ассоциации и творческое мышление

1

Урок усвоения новых знаний

Ассоциации и творческое мышление

Знать понятия: Ассоциации, генерирование ассоциаций, первичные ассоциации, дополнительные ассоциации, ассоциативный переход, шаги ассоциативного перехода

 

 

 

9

Метод фокальных объектов (МФО)

1

Урок усвоения новых знаний

Этапы решения задачи с помощью МФО

Знать понятия:

Фокальный объект, случайно выбранные объекты, психологическая инерция

 

 

 

10

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций

1

Урок усвоения новых знаний

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций

Знать понятия:

Гирлянда ассоциаций, цепочка ассоциаций, гирлянда синонимов объектов

 

 

 

11

Функционально – стоимостный анализ (ФСА)

1

Урок усвоения новых знаний

ФСА- Функционально стоимостный анализ (ФСА). Примеры задач, решаемых с помощью .

Знать понятия: Функционально-стоимостный анализ, взаимосвязь «функция-стоимость», поиск скрытых резервов

 

 

 

12

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)

1

Урок усвоения новых знаний

Суть метода АРИЗ Правила АРИЗ.

Знать понятия: АРИЗ, техническая система, техническое противоречие, физическое противоречие, ИКР, психологическая инерция, РВС, метод маленьких человечков, вепольный анализ, веполь, вещество, поле

 

 

 

13

Изобретения. Рационализаторские предложения.

1

Комбини-рованный

Изобретения. Рационализаторские предложения.

Знать понятия: Изобретение, патент, формула изобретения, аналог изобретения, прототип изобретения, заявка на изобретение, критерии патентоспособности, товарный знак и знак обслуживания

 

 

 

14

Создание творческого проекта. Объяснение теоретических сведений

1

Комбини-рованный

Создание творческого проекта. Объяснение теоретических сведений

Знать понятия: Инженерное предпринима-тельство, проектирование, рационализатор-ское предложение, спонтанная деятельность, себестоимость предпринима-тельского проекта, статьи расходов, предп-риимчивость конструктора, предприим-чивость технолога, финансирование инженерных проектов

 

 

 

15

Создание творческого проекта

1

Комбини-рованный

 

Уметь выполнять творческий проект

 

 

 

 

Экологические проблемы. Природо-охранные технологии

8

 

 

 

 

 

 

16

Научно-техническая революция и её влияние на окружающую среду.

1

Комбини-рованный

Использование ядерной  энергии. Захоронение отходовСельскохозяйс-твенное производство

Знать понятия:

Ядерная энергия, информационные технологии, альтернативное земледелие

 

 

 

17

Глобальные проблемы человечества

1

Комбини-рованный

Демографический взрыв. Обеспеченность  человечества питьевой водой. Минеральные ресурсы Земли.

Знать понятия:

Демографический взрыв, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, возобновляемые источники энергии.

 

 

 

18

Энергетика и экология

1

Комбини-рованный

 

 

Потребности человечес-тва в энергии.ТЭС.ГЭС. АЭС .Нетрадиционные источники    энергии.

Знать понятия:

ТЭЦ, ГЭС, АЭС, СЭС, ГеоТЭС, альтернативные источники энергии, биогаз

 

 

 

19

Загрязнение атмосферы

1

Комбини-рованный

Влияние промышлен-ности и транспорта на атмосферу. Кислотные дожди. Парниковый эф-фект. Озоновые дыры.

Знать понятия:

Кислотные дожди, парниковый эффект, фреоны, озоновые дыры, биоиндикация,ПДК

 

 

 

20

Загрязнение гидросферы

 

1

Комбини-рованный

Особенностизагрязнения гидросферы. Методы защиты гидросферы. 

Знать понятия:

Гидросфера, «цветение»водоема, закисление вод

 

 

 

21

Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства

1

Комбини-рованный

Сокращение площади лесов. Химизация в сельском хозяйстве. Нитраты и нитриты. Диоксины. Пестициды. Рациональное использо-вание лесов ,пахотных земель. Сохранение био разнообразия на планете. 

Знать понятия:

Химизация ,нитраты, нитриты, диоксины, пестициды.

 

 

 

22

Природоохранные технологии

1

Комбини-рованный

Экологический мониторинг. Переработка бытового мусора и промышленных отходов экологически устойчивое развитие человечества.

Знать понятия:

Мониторинг, экологическая экспертиза, утилизация, безотходная технология, устойчивое развитие

 

 

 

23

Экологическое сознание и экологическая мораль

1

Комбини-рованный

Экономия ресурсов и энергии.

Знать понятия: Неэгоцентрическое экологическое сознание, экологическая мораль

 

 

 

 

Технология профессионального самоопределения и карьеры

12

 

 

 

 

 

 

24

 

Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда

1

Урок усвоения новых знаний

Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда

Знать понятия: Деятельность, профессиональная деятельность, цель, задачи, функции профессиональной деятельности, разделение и специализация труда

 

 

 

25

Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности

1

Урок усвоения новых знаний

Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности

Знать понятия:

Сфера, отрасль, область профессиональной деятельности, готовность человека к профессиональной деятельности, предмет  и средства труда, орудия производства, технологический процесс, товар

 

 

 

26

Понятие культуры труда

1

Урок усвоения новых знаний

Понятие  культуры труда. Рабочее место. Техника безопасности. Дизайн.

Знать понятия:

Культура труда, рабочее место, дизайн, техника безопасности, бизнес-план, эффективность производства

 

 

 

27

Профессиональная этика

1

Урок усвоения новых знаний

Профессиональная этика.

Знать понятия:

Мораль, этика, профессиональная этика

 

 

 

28

Профессиональное становление личности

1

Комбини-рованный

Профессиональное становление личности

Знать понятия:

Профессиональное становление, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство, профессиональное творчество, объективно новое, субъективно новое

 

 

 

29

Профессиональная карьера

 

1

Комбини-рованный

Профессиональная карьера

Знать понятия:

Карьера, профессиональная карьера, уровень притязаний, призвание

 

 

 

30

Подготовка к профессиональной деятельности

1

Комбини-рованный

Подготовка к профессиональной деятельности

Знать понятия:

Профессиональная подготовка, профессиональные училища, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения

 

 

 

31

Подготовка к профессиональной деятельности

1

Комбини-рованный

 

Подготовка к профессиональной деятельности

Знать понятия:

Профессиональная подготовка, профессиональные училища, средние специальные учебные заведения, высшие учебные заведения

 

 

 

32

Примерный творческий проект «Мой выбор»

1

Комбини-рованный

Мои жизненные планы и профессиональная карьера

Знать последовательность выполнения проекта

 

 

 

33

Примерный творческий проект «Мой выбор»

1

Комбини-рованный

Мои жизненные планы и профессиональная карьера

Уметь самостоятельно выполнять поставленные задачи

 

 

 

34

Защита творческого проекта

1

Комбини-рованный

 

Уметь защищать проект

 

 

 

35

Обобщающий урок

1

Урок обобщения