Рабочая программа по русскому языку в 6 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 6 класса общеобразовательных школ. Всего в год 210 часов, в неделю 6 часов
Программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования[1], Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ[2] и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)[3]
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
Срок реализации программы – 5 лет.
Требования к результатам освоения программы по русскому (родному) языку
Личностные результаты | 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. |
Метапредметные результаты | 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • владение разными видами монолога (и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученныу знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
Предметные результаты | 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. |
Содержание программы курса «Русский язык» 6 класс
Язык. Речь. Общение
Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Развитие речи (далее Р.Р.). Определение схемы ситуации общения.
Повторение изученного в 5 классе
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
Р.Р.Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.
Текст
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
Р.Р.Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Лексика. Культура речи
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.
Р.Р.Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
Фразеология. Культура речи
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.
Р.Р.Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
Словообразование. Орфография. Культура речи
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
Правописание чередующихся гласных аи ов корнях -кас-– -кос-, -гар-– -гор-,-зар-– -зор-. Правописание букв ыи ипосле приставок на согласные. Гласные в приставках пре-и при-. Соединительныегласные ои ев сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.
Р.Р.Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения.Описание помещения. Составление рассказа по рисункам. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква ев суффиксе -ен-существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Нес существительными. Буквы чи щ в суффиксе существительных -чик(-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик.Гласные ои епосле шипящих в суффиксах существительных. Повторение.
Р.Р.Написание письма. Составление текста-описания по личным впечатлениям. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Нес прилагательными. Буквы ои епосле шипящих и цв суффиксах прилагательных. Одна и две буквы нв суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к-– -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.
Р.Р.Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
Р.Р.Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу».
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
Р.Р.Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.
Глагол
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
Р.Р.Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата | ||
План | Коррек. | |||
ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (3 ч.) | ||||
1 | Р/рРусский язык – один из развитых языков мира. | |||
2 | Язык, речь, общение. | |||
3 | Р.Р.Ситуация общения. | |||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (13 ч.) | ||||
4 | Фонетика. Орфоэпия | |||
5 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. | |||
6 | Проверочная работа по темам «Фонетика», «Морфемика» | |||
7 | Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. | |||
8 | Р.Р. Сочинение на тему «Интересная встреча» | |||
9 | Проверочная работа по теме «Части речи» | |||
10 | Словосочетание. | |||
11 | Простое предложение. Знаки препинания. | |||
12 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. | |||
13 | Прямая речь. Диалог. | |||
14 | Проверочная работа по темам «Словосочетание», «Предложение» | |||
15-16 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Работа над ошибками | |||
ТЕКСТ (7ч.) | ||||
17 | Р/Р Текст, его особенности. | |||
18 | Р/Р Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. | |||
19 | Р/Р Начальные и конечные предложения текста. | |||
20 | Р/Р Ключевые слова. | |||
21 | Р/Р Основные признаки текста. | |||
22 | Р/Р Текст и стили речи. | |||
23 | Р/Р Официально-деловой стиль речи. | |||
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (15 ч.) | ||||
24-25 | Слово и его лексическое значение. | |||
26 | Проверочная работа по теме «Слово и его лексическое значение» | |||
27 | Р/Р Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя») | |||
28 | Общеупотребительные слова. | |||
29 | Профессионализмы. | |||
30 | Диалектизмы. | |||
31-32 | Р/Р Сжатое изложение | |||
33 | Исконно русские и заимствованные слова. | |||
34 | Новые слова (неологизмы) | |||
35 | Устаревшие слова. | |||
36 | Р/РСловари. | |||
37 | Обобщающий урок по теме «Лексика» | |||
38 | Контрольная работа по теме «Лексика» | |||
ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (5 ч.) | ||||
39-40 | Фразеологизмы. | |||
41 | Р/Р Источники фразеологизмов. | |||
42 | Обобщающий урок по теме «Фразеология. Культура речи». | |||
43 | Контрольная работа по теме «Фразеология. Культура речи» | |||
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (28ч .) | ||||
44-45 | Морфемика и словообразование. | |||
46 | Р/РОписание помещения. | |||
47-48 | Основные способы образования слов в русском языке. | |||
49 | Практикум по словообразованию | |||
50-51 | Р/РЭтимология слов. | |||
52 | Контрольный тест по теме «Морфемика и словообразование» | |||
53-54 | Р/РСистематизация материалов к сочинению. Сложный план. Сочинение-описание | |||
55 | Буквы а и о в корнях -кас--- кос-. | |||
56 | Буквы а и о в корнях -гар--- гор-. | |||
57 | Буквы а и о в корнях -зар--- зор-. | |||
58 | Буквы ы и и после приставок. | |||
59-61 | Гласные в приставках пре- и при-. | |||
62 | Соединительные гласные о ие в сложных словах. | |||
63 | Сложносокращённые слова. | |||
64-65 | Р. Р. Сочинениепо картине Т. Н. Яблонской «Утро» | |||
66-67 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. Контрольный словарный диктант. | |||
68-69 | Обобщающие уроки по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» | |||
70 | Контрольный диктантпо теме «Словообразование» | |||
71 | Контрольный тест | |||
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (122 ч.) | ||||
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (25 ч.) | ||||
72-74 | Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи. | |||
75 | Разносклоняемые имена существительные. | |||
76 | Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. | |||
77 | Р/РРусские имена | |||
78-79 | Несклоняемые имена существительные. | |||
80 | Род несклоняемых имён существительных. | |||
81 | Имена существительные общего рода. | |||
82 | Морфологический разбор имени существительного. | |||
83 | Р/Р Сочинение-описание впечатлений. | |||
84 | Проверочная работа по теме «Имя существительное» | |||
85-86 | Не с именами существительными. | |||
87-88 | Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик). | |||
89 | Гласные в суффиксах существительных -еки-ик. | |||
90-91 | Гласные оие после шипящих в суффиксах существительных. | |||
92 | Проверочная работа по теме «Имя существительное» | |||
93-95 | Обобщающие уроки по теме «Имя существительное» | |||
96 | Контрольная работа по теме «Имя существительное» | |||
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (29 ч.) | ||||
97-98 | Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи. | |||
99-100 | Р/РОписание природы. | |||
101-103 | Степени сравнения имён прилагательных. | |||
104 | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | |||
105 | Р/Р Сочинение-описание местности | |||
106 | Относительные прилагательные. | |||
107 | Р.Р.
Выборочное изложение | |||
108 | Притяжательные прилагательные. | |||
109 | Морфологический разбор имени прилагательного. | |||
110 | Проверочная работа по теме «Имя прилагательное» | |||
111-112 | Не с прилагательными. | |||
113 | Буквы оие после шипящих в суффиксах прилагательных. | |||
114 | Р/Р Устное сочинение по картине Н.П. Крымского «Зимний вечер» | |||
115-116 | Одна и две буквы нв суффиксах прилагательных. Словарный диктант. | |||
117 | Р/Р Описание игрушки | |||
118 | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-. | |||
119-120 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | |||
121 | Проверочная работа по темам «Правописание суффиксов прилагательных», «Написание сложных прилагательных» | |||
122-123 | Обобщающие уроки по теме «Имя прилагательное». Контрольный тест | |||
124 | Контрольный диктантпо теме «Имя прилагательное» | |||
125 | Р/Р Публичное выступление на тему «Народные промыслы». | |||
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (15 ч.) | ||||
126 | Имя числительное как часть речи. | |||
127 | Простые и составные числительные. | |||
128 | Мягкий знак на конце и в середине числительных. | |||
129 | Порядковые числительные. | |||
130 | Разряды количественных числительных. | |||
131-132 | Числительные, обозначающие целые числа. | |||
133 | Дробные числительные. | |||
134 | Собирательные числительные. | |||
135 | Р/Р Употребление числительных в речи | |||
136 | Проверочная работа по теме «Имя числительное» | |||
137 | Морфологический разбор имени числительного. | |||
138 | Обобщающий урок по теме «Имя числительное». | |||
139 | Контрольная работапо теме «Имя числительное» | |||
140 | Р/Р Публичное выступление на тему «Береги природу!» | |||
МЕСТОИМЕНИЕ (24 ч.) | ||||
141 | Местоимение как часть речи. | |||
142-143 | Личные местоимения. | |||
144 | Возвратное местоимение себя. | |||
145 | Р/РРассказ по рисункам | |||
146 | Вопросительные местоимения. | |||
147 | Относительные местоимения | |||
148-149 | Неопределенные местоимения. | |||
150-152 | Отрицательные местоимения. | |||
153 | Притяжательные местоимения. | |||
154 | Р/Р Рассуждение. Сочинение-рассуждение. | |||
155 | Указательные местоимения. | |||
156 | Р/Р Текст и план текста | |||
157 | Определительные местоимения. | |||
158 | Р/Р Сочинение-повествование, упр.494 | |||
159 | Местоимения и другие части речи. | |||
160 | Морфологический разбор местоимения. | |||
161 | Р.Р. Сочинение по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители» | |||
162-163 | Обобщающие уроки по теме «Местоимение». | |||
164 | Контрольная работа по теме «Местоимение» | |||
ГЛАГОЛ (31 ч.) | ||||
165-167 | Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи. | |||
168 | Р/Р Сочинение по рисункам и данному началу | |||
169 | Повторение: способы образования глаголов | |||
170 | Проверочная работа по теме «Глагол. Повторение изученного в 5 классе» | |||
171 | Разноспрягаемые глаголы. | |||
172-174 | Глаголы переходные и непереходные | |||
175 | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение. | |||
176 | Р/Р Изложение. | |||
177-178 | Условное наклонение. | |||
179-181 | Повелительное наклонение. | |||
182 | Р/Р Сочинение по рисункам. | |||
183-184 | Употребление наклонений. Контрольный словарный диктант. | |||
185 | Проверочная работа по теме «Переходные и непереходные глаголы», «Наклонение глаголов» | |||
186-187 | Безличные глаголы. | |||
188 | Морфологический разбор глагола. | |||
189 | Р/Р Рассказ на основе услышанного. Сочинение | |||
190 | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | |||
191 | Проверочная работа по теме | |||
192-193 | Обобщающие уроки по теме «Глагол» | |||
194 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | |||
195 | Анализ контрольного диктанта | |||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 - 6 КЛАССАХ (10 ч.) | ||||
196-187 | Разделы науки о языке. Орфография. | |||
198 | Пунктуация. | |||
199 | Р/Р Контрольное сочинение | |||
200 | Лексика и фразеология. | |||
201 | Словообразование. | |||
202 | Морфология. Синтаксис | |||
203-204 | Итоговый контрольный диктант. Итоговый тест. | |||
205 | Подведение итогов года | |||
206-210 | Резерв. (5 часов) | |||
[1] ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008. URL:http://standart.edu.ru