РП матем 8 кл
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
1.Примерная программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике 5-11 классы. Составители Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк– М: «Дрофа», 2004.
2.Примерные программы по учебным предметам, Математика 5 - 9 классы, Кузнецов А.А.,3-е издание, Стандарты второго поколения – М.: «Просвещение», 2011.
3.Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
Программа соответствует учебнику «Алгебра 8». / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение
Количество часов в неделю по учебному плану: 3 часа в нед.
Общее количество часов в соответствии с программой: 105 часов
Контрольные работы – 10
В настоящей рабочей программе изменено соотношение часов на изучение тем, добавлены темы по теории вероятностей и статистике. Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим для развития умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.
Цели изучения:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения алгебры ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Тема раздела | Количество часов | Из них | |||
Изучение нового материала и закрепление | Контроль | ||||||
1 | I | Рациональные дроби | 23 | 21 | 2 | ||
2 | II | Квадратные корни | 19 | 17 | 2 | ||
3 | III | Квадратные уравнения | 21 | 19 | 2 | ||
4 | IV | Неравенства | 20 | 18 | 2 | ||
6 | V | Степень с целым показателем. Элементы статистики | 11 | 9 | 2 | ||
7 | V I | Повторение | 11 | 10 | 1 | ||
Итого: | 105 | 94 | 11 |
Литература
- «Алгебра 8». / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение, 2014.
- Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей: учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение,2006
- Дидактические материалы по алгебре.8 класс. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. / М: Просвещение, 1997
- Уроки алгебры в 8 классе. / В.И. Жохов, Г.Д.Карташева. Пособие для учителей. / М.: Просвещение ,2009.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание | Дата проведения | |||||||||
план | факт | |||||||||||||||
| Повторение курса 7 класса | 4 | Основная цель:- формирование представленийо целостности и непрерывности курса алгебры 7 класса; - овладение умениемобобщения и систематизации знаний учащихся по основным темам курса алгебры 7 класса; - развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей | |||||||||||||
1 | Свойства степени с натуральным показателем | 1 | Частично-поисковый | Свойства степени с натуральным показателем, действия со степенями одинакового показателя | Знатьосновные свойства степени с натуральным показателем. Уметьприменять свойства при решении задач, отделить основную информацию от второстепенной | |||||||||||
2 | Формулы сокращенного умножения | 1 | Проблемное изложение | Квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов, разность кубов, сумма кубов, разложение на множители по формулам сокращенного умножения | Уметьвыполнять преобразования многочленов, применяя формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и разности, разность квадратов, куб суммы и разности, сумма и разность кубов | |||||||||||
3 | Функция у= х2и ее график | 1 | Комбинированный | Функция у= х2,график функции у=х2,графическое решение уравнения | Уметьописывать геометрические свойства параболы, находить наибольшее и наименьшее значения функции у= х2на заданном отрезке, точки пересечения параболы с графиком линейной функции | |||||||||||
4 | Вводный контроль | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Уметь: - обобщать и систематизировать знания по основным темам курса математики 7 класса; - развернуто обосновывать суждения | ||||||||||||
ГлаваI | Рациональные дроби | 23 | ||||||||||||||
1 | Рациональные дроби и их свойства | 5 | ||||||||||||||
1.1 | Рациональные выражения | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Рациональные выражения; разложение многочлена на множители, сокращение алгебраических дробей | Знать понятие целого и рационального выражения, основное свойство дроби. Уметьнаходить допустимые значения рациональных выражений, сокращать дроби. | П1 №5,6,13,21 | ||||||||||
1.2 | Основное свойство дроби. Сокращение дробей | 4 | Комбинированный урок. ИКТ | П2 №26,33,42,47 | ||||||||||||
2 | Сумма и разность дробей | 7 | ||||||||||||||
2.1 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 2 | Урок ознакомления с новым материалом | Алгебраическая дробь, алгоритм сложения (вычитания) алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями | Знать правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями. Уметь складывать и вычитать дроби с одинаковыми и разными знаменателями. | П.3 №54,67,71(1 ст),65,62 | ||||||||||
2.2 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 4 | Комбинированный урок. | Упрощение выражений, сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями, наименьший общий знаменатель, правило приведения алгебраических дробей к общему знаменателю, дополнительный множитель, допустимые значения переменных | П. 4 №73,76,77,80,83,86,92,96 | |||||||||||
2.3 | Контрольная работа №1 по теме «Сумма и разность дробей» | 1 | Контроль знаний учащихся | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы. | Повторить П.1 - 4 | |||||||||||
3 | Произведение и частное дробей | 11 | ||||||||||||||
3.1 | Умножение дробей. Возведение дроби в степень | 3 | Урок ознакомления с новым материалом. ИКТ | Умножение и деление алгебраических дробей, возведение алгебраических дробей в степень, преобразование выражений, содержащих алгебраические дроби | Знатьправила умножения и деления дробей, возведение дроби в степень. Уметьприменять данные правила для преобразования рациональных выражений. | |||||||||||
3.2 | Деление дробей | 3 | Урок ознакомления с новым материалом | П.6 №133,135,138,141 | ||||||||||||
3.3 | Преобразование рациональных выражений | 3 | Комбинированный урок | Преобразование рациональных выражений, рациональные выражения, доказательство тождества | П7 №150,154(а,б), 154(в,г),156 117,118(сб.заданий) | |||||||||||
3.4 | Функция и её график | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | П8 №180,182 | ||||||||||||
3.5 | Контрольная работа №2 по теме «Произведение и частное дробей» | 1 | Контроль знаний учащихся | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы. | Повторить П.6 - 8 | |||||||||||
ГлаваII | Квадратные корни | 19 | ||||||||||||||
4 | Действительные числа | 2 | ||||||||||||||
4.1 | Рациональные числа | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Множество рациональных чисел, знак принадлежности, знак включения, символы математического языка, бесконечные десятичные периодические дроби, период, чисто периодическая дробь, смешанно периодическая дробь | Знать понятие множества рациональных и иррациональных чисел. Уметьпредставлять рациональное число в виде бесконечной десятичной периодической дроби, сравнивать рациональные числа. | П10 №268,269 | ||||||||||
4.2 | Иррациональные числа | 1 | Урок ознакомления с новым материалом |
| П11 №279,281,282 | |||||||||||
5 | Арифметический квадратный корень | 5 | ||||||||||||||
5.1 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Квадратный корень из произведения, квадратный корень из дроби, вычисление корней | Знатьпонятия квадратного корня и арифметического квадратного корня. Уметь извлекать арифметический квадратный корень; решать уравнение а; строить график функции | П12 №300,302,310,311 | ||||||||||
5.2 | Уравнение а | 2 | Урок ознакомления с новым материалом | Уравнение а. Нахождение корней данного уравнения | П13 №320,323 | |||||||||||
5.3 | Нахождение приближённых значений квадратного корня | 1 | Комбинированный урок | П14 №338,339 | ||||||||||||
5.4 | Функция и её график | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Функция график функции ,свойства функции ,функция, выпуклая вверх, функция, выпуклая вниз | П15 №354,357, 365(а,б),363 | |||||||||||
6 | Свойства арифметического квадратного корня | 4 | ||||||||||||||
6.1 | Квадратный корень из произведения и дроби | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. ИКТ | Квадратный корень из произведения, квадратный корень из дроби, вычисление корней | Знатьсвойства арифметического квадратного корня. Уметьнаходить квадратный корень из произведения, степени. | П16 №371,373, 370,372(а,б) | ||||||||||
6.2 | Квадратный корень из степени | 2 | Комбинированный урок | Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня, освобождение от иррациональности в знаменателе | П17 №401,402 | |||||||||||
6.3 | Контрольная работа №3 по теме «Свойства арифметического квадратного корня» | 1 | Контроль знаний учащихся | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы. | Повторить П.1 0- 17 | |||||||||||
7 | Применение свойств арифметического квадратного корня | 8 | ||||||||||||||
7.1 | Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня | 3 | Урок ознакомления с новым материалом | Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня | Знатьправила вынесения множителя из под знака корня и внесения под знак корня. Уметьприменять данные правила к преобразованию выражений, содержащих арифметический квадратный корень. | П18 №408,409, 410,414 ,417 | ||||||||||
7.2 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | 4 | Комбинированный урок | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | П19 №422,424,432,433 | |||||||||||
7.3 | Контрольная работа №4 по теме «Применение свойств арифметического квадратного корня» | 1 | Контроль знаний учащихся | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы. | Повторить П.18 - 19 | |||||||||||
ГлаваIII | Квадратные уравнения | 21 | ||||||||||||||
8 | Квадратное уравнение и его корни | 11 | ||||||||||||||
8.1 | Неполные квадратные уравнения | 2 | Комбинированный урок | Квадратное уравнение, старший коэффициент, второй коэффициент, свободный член, приведенное квадратное уравнение, полное квадратное уравнение, неполное квадратное уравнение, корень квадратного уравнения, решение квадратного уравнения | Знатьопределение квадратного уравнения; неполных квадратных уравнений; формулу корней квадратного уравнения, теорему Виета. Уметь решать квадратные уравнения; применять терему Виета для решения приведённых квадратных уравнений. | П21 №515,517, 518,521 | ||||||||||
8.2 | Формула корней квадратного уравнения | 2 | Урок ознакомления с новым материалом | П22 №535,536,540,543, 654 (1 ст.),655(а, б) | ||||||||||||
8.3 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 3 | Урок закрепления изученного материала | П23 №559,561, 564,565, 567,568662,665 | ||||||||||||
8.4 | Теорема Виета | 3 | Урок ознакомления с новым материалом | Теорема Виета, обратная теорема Виета, симметрическое выражение с двумя переменными | П24 №581,583 | |||||||||||
8.5 | Контрольная работа №5 по теме «Квадратное уравнение и его корни» | 1 | Контроль знаний учащихся | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы. | Повторить П.21 -24 | |||||||||||
9 | Дробные рациональные уравнения | 10 | ||||||||||||||
9.1 | Решение дробных рациональных уравнений | 5 | Урок ознакомления с новым материалом |
| Знатьпонятие рациональных уравнений и дробных рациональных уравнений. Уметь решать дробные рациональные уравнения; решать задачи с помощью рациональных уравнений. | П25 №607(2ст.),601(1 ст.), 603(2ст.),609 | ||||||||||
9.2 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | 4 | Комбинированный урок |
| П26 №618,622, 620,626 | |||||||||||
9.3 | Контрольная работа №6 по теме «Дробные рациональные уравнения» | 1 | Контроль знаний учащихся | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы. | Повторить П.25 - 26 | |||||||||||
ГлаваIV | Неравенства | 20 | ||||||||||||||
10 | Числовые неравенства и их свойства | 9 | ||||||||||||||
10.1 | Числовые неравенства | 2 | Урок ознакомления с новым материалом. | Числовое неравенство, свойства числовых неравенств, неравенства одинакового смысла, неравенства противоположного смысла, среднее арифметическое, среднее геометрическое, неравенство Коши | Знать правила сравнения чисел; определение числовых неравенств; свойства числовых неравенств. Уметь применять свойства числовых неравенств. | П28 №726,728 | ||||||||||
10.2 | Свойства числовых неравенств | 2 | Урок ознакомления с новым материалом | П29 №750,753 | ||||||||||||
10.3 | Сложение и умножение числовых неравенств | 3 | Комбинированный урок | П30 №768,770 | ||||||||||||
10.4 | Погрешность и точность приближения | 1 | Комбинированный урок | П 31 №783,784,792 | ||||||||||||
10.5 | Контрольная работа №7 по теме «Числовые неравенства и их свойства» | 1 | Контроль знаний учащихся | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы. | ||||||||||||
11 | Неравенства с одной переменной и их системы | 11 | ||||||||||||||
11.1 | Пересечение и объединение множеств | 2 | Урок ознакомления с новым материалом. ИКТ | Пересечение и объединение множеств | Знатьпонятие числовых промежутков; определение решения неравенств с одной переменной; определение равносильных неравенств; свойства равносильности неравенств. Уметь изображать на координатной прямой промежуток и множество чисел, удовлетворяющих неравенству; находить пересечение и объединение промежутков, используя координатную прямую; решать неравенства и системы неравенств с одной переменной. | П32 №801,802 | ||||||||||
11.2 | Числовые промежутки | 3 | Числовые промежутки | П33 №814,815,816, 818,825 | ||||||||||||
11.3 | Решение неравенств с одной переменной | 2 | Комбинированный урок | Неравенство с переменной, решение неравенства с переменной, множество решений, система линейных неравенств, пересечение решений неравенств системы | П34 №836,841, 844(1ст),843 | |||||||||||
11.4 | Решение систем неравенств с одной переменной | 3 | Урок закрепления изученного материала | П35 №876,877, 881,883, 882,884, 886(а,б),887(а,б) | ||||||||||||
11.5 | Контрольная работа №8по теме «Неравенства с одной переменной» | 1 | Контроль знаний учащихся | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы. | Повторить П.28 35 | |||||||||||
ГлаваV | Степень с целым показателем. Элементы статистики | 11 | ||||||||||||||
12 | Степень с целым показателем и её свойства | 7 | ||||||||||||||
12.1 | Определение степени с целым показателем | 2 | Урок ознакомления с новым материалом | Определение степени с целым показателем | Знать определение и свойства степени с натуральным и целым показателем; формулу стандартного вида числа. Уметь находить значения выражений, содержащих степени с целым показателем; применять свойства степени при вычислениях | П37 №965,968 | ||||||||||
12.2 | Свойства степени с целым показателем | 3 | Урок закрепления изученного материала. ИКТ | Свойства степени с целым показателем | П38 №986,990, 993,998, 999,1003 | |||||||||||
12.3 | Стандартный вид числа | 1 |
| П39 №1014,1020, | ||||||||||||
12.4 | Контрольная работа №9 по теме «Степень с целым показателем и её свойства» | 1 | Контроль знаний учащихся | Уметь применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы. | ||||||||||||
13 | Элементы статистики | 4 | Комбинированный урок | |||||||||||||
13.1 | Сбор и группировка статистических данных | 2 | Урок ознакомления с новым материалом. | Познакомить учащихся с элементами статистики. | П40 №1029,1031, 1033,1035 | |||||||||||
13.2 | Наглядное представление статистической информации | 2 | Урок закрепления изученного материала | П41 №1044,1046, 1054,1055 | ||||||||||||
14 | Повторение | 7 | ||||||||||||||
14.1 | Решение задач | 5 | Комбинированный урок | Преобразование рациональных выражений, решение рациональных уравнений. Формулы корней квадратного уравнения, теорема Виета, разложение квадратного трехчлена на множители | Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках алгебры за курс 8класса. | |||||||||||
14.2 | Итоговая контрольная работа № 10 | 1 | Контроль знаний учащихся | |||||||||||||
14.3 | Заключительный урок | 1 | Комбинированный урок | |||||||||||||
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по математике и скорректирована на её основе программа: «Геометрия 7-9» авторы Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Э. Г. Позняк, И. И. Юдина.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Программа направлена на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно технического прогресса;
развитие представлений о полной картине мира, о взаимосвязи математики с другими предметами.
В курсе геометрии 8-го класса продолжается решение задач на признаки равенства треугольников, но в совокупности с применением новых теоретических факторов. Теореме о сумме углов выпуклого многоугольника позволяет расширить класс задач. Формируется практические навыки вычисления площадей многоугольников в ходе решения задач. Особое внимание уделяется применению подобия треугольников к доказательствам теорем и решению задач. Даются первые знания о синусе, косинусе и тангенсе острого угла прямоугольного треугольника. Даются учащимся систематизированные сведения об окружности и её свойствах, вписанной и описанной окружностях. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Рабочая программа по геометрии разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089).
Рабочая программа по геометрии рассчитана на 2 ч в неделю (70 ч в год), в том числе, для проведения контрольных работ – 5 ч.
Используемый учебник «Геометрия, 7-9» авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутусова, С.Б. Кадомцева и др. рекомендован министерством образования Российской Федерации.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь/знать:
Объяснить, какая фигура называется многоугольником, назвать его элементы. Знать, что такое периметр многоугольника, какой многоугольник называется выпуклым; уметь вывести формулу суммы углов выпуклого многоугольника.
Знать определения параллелограмм и трапеции, формулировки свойств и признаков параллелограмма и равнобедренной трапеции; уметь их доказывать и применять при решении задач; делить отрезок на n равных частей с помощью циркуля и линейки и решать задачи на построение.
Знать определения прямоугольника, ромба, квадрата, формулировки их свойств и признаков; уметь доказывать изученные теоремы и применять их при решении задач; знать определения симметричных точек и фигур относительно прямой и точки; уметь строить симметричные точки и распознавать фигуры, обладающие осевой и центральной симметрией.
Знать основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника, уметь вывести эту формулу и использовать её и свойства площадей при решении задач.
Знать формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции; уметь их доказывать, а также знать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу, и уметь применять изученные формулы при решении задач.
Знать теорему Пифагора и обратную её теорему; уметь их доказывать и применять при решении задач.
Знать определения пропорциональных отрезков и подобных треугольников, теорему об отношении площадей подобных треугольников и свойство биссектрисы треугольника; уметь применять их при решении задач.
Знать признаки подобия треугольников, уметь их доказывать и применять при решении задач.
Знать теоремы о средней линии треугольника, точке пересечения медиан треугольника и пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; уметь их доказывать и применять при решении задач, а также уметь с помощью циркуля и линейки делить отрезок в данном отношении и решать задачи на построение.
Знать определения синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника; уметь доказывать основное тригонометрическое тождество; знать значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30º, 45º, 60º.
Знать возможные случаи взаимного расположения прямой и окружности, определение касательной, свойство и признак касательной; уметь их доказывать и применять при решении задач.
Знать, какой угол называется центральным и какой вписанным, как определяется градусная мера дуги окружности, теорему о вписанном угле, следствия из ней и теорему о произведении отрезков пересекающихся хорд; уметь доказывать эти теоремы и применять их при решении задач.
Знать теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, теорему о пересечении высот треугольника; уметь их доказывать и применять при решении задач.
Знать, какая окружность называется вписанной в многоугольник и какая описанной около многоугольника, теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, свойства вписанного и описанного четырёхугольников; уметь их доказывать и применять при решении задач.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Тема раздела | Количество часов | |||
Изучение нового материала и закрепление | Контроль | |||||
1 | I | Четырёхугольники | 15 | 14 | 1 | |
2 | II | Площади | 14 | 13 | 1 | |
3 | III | Подобные треугольники | 19 | 17 | 2 | |
4 | IV | Окружность | 22 | 21 | 1 | |
Итого | 70 | 65 | 5 |
Литература
1. Л.С. Атанасян,. В.Ф. Бутузов «Изучение геометрии в 7-9классах» М.2014г
2. Б.Г. Зив, В.М. Меллер. Дидактические материалы по геометрии М.2010г
3. Л.И. Звазич и другие. Контрольные и проверочные работы по геометрии 7-9 классы. М. 2012г.
Условные обозначения
ПИ – Проблемное изложение
ОИ - Объяснительно-иллюстративный
Т - Творческий
Р - Репродуктивный
П - Поисковый
№ п/п | Тема урока | Кол -во часов | Тип урока | Элементысодержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения | |||
план | факт | |||||||||
Глава 5 «Четырёхугольники» ( 15ч.) | ||||||||||
1 | Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырехугольник | 2 | ПИ | Ввести понятие многоугольника, вывести формулу суммы внутренних углов многоугольника и рассмотреть четырёхугольник как частный вид многоугольника | Уметь объяснять какая фигура называется многоугольником, называют его элементы, определяют периметр многоугольника, дают определение выпуклого многоугольника. | П 39- 41 | ||||
2 | Параллелограмм и его свойства. | 2 | ОИ | Ввести понятие параллелограмма | Знать определение параллелограмма и его свойства | П 42 | ||||
3 | Признаки Параллелограмма | 1 | ПИ | Рассмотреть свойства и признаки, закрепить полученные знания в процессе решения задач. | Знать признаки параллелограмма применять при решении задач. | П 43 | ||||
4 | Трапеция. Определение и её свойства | 2 | ОИ | Ввести понятие трапеция | Знать определение и свойства трапеции, определяют вид трапеции. | П 44 | ||||
5 | Прямоугольник. Ромб. Квадрат. | 2 | ОИ | Ввести понятие прямоугольник, ромб, квадрат. Рассмотреть свойства и признаки, закрепить полученные знания в процессе решения задач. | Знать определение прямоугольника, ромба, квадрата. формулировать их свойства и признаки. | П 45,46 | ||||
6 | Решение задач. | 2 | Т | Рассмотреть свойства и признаки четырехугольников, закрепить полученные знания в процессе решения задач. | Применять изученные свойства и признаки прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции при решении задач | |||||
7 | Осевая и центральная симметрия | 1 | ОИ | Рассмотреть осевую и центральную симметрию как свойства некоторых геометрических фигур. | Знать определение симметричных точек и симметричных фигур относительно прямой и точки. | П 47 | ||||
8 | Решение задач по теме «Многоугольники» | 2 | Р | Рассмотреть осевую и центральную симметрию как свойства некоторых геометрических фигур. | Решать задачи по теме «Многоугольники» | |||||
9 | Контрольная работа №1 «Четырёхугольники» | 1 | Т | Выполнение к/р. | П 39 - 47 | |||||
Глава 6 « Площади» ( 14ч.) | ||||||||
10 | Площадь многоугольника. Площадь прямоугольника. | 2 | ОИ | .Дать представление об измерении площадей многоугольников, рассмотреть основные свойства площадей и вывести формулы для вычисления площадей квадрата и прямоугольника | Знать основные свойства площадей и формулу для вычисления площади прямоугольника | П 48, 50 | ||
11 | Площадь параллелограмма. Площадь треугольника. | 2 | ОИ | Опираясь на основные свойства площадей и теорему о площади прямоугольника, вывести формулы для вычисления площади параллелограмма, треугольника. | Знать формулы площадей параллелограмма, треугольника. | П 51, 52 | ||
12 | Площадь трапеции | 1 | ОИ | Опираясь на основные свойства площадей и теорему о площади прямоугольника, вывести формулы для вычисления площади трапеции. | Знать формулу площади трапеции, уметь решать задачи по данной теме. | П 53 | ||
13 | Решение задач | 2 | П | Применять формулы при решении задач. | Решать задачи с использованием формул площадей фигур. | П 51 - 53 | ||
14 | Теорема Пифагора.. | 3 | ПИ | Изучить теорему Пифагора и ей обратную. | Знать формулировку теоремы Пифагора. Уметь находить катет и гипотенузу в прямоугольном треугольнике. | П 54 | ||
15 | Решение задач. | 3 | П | Применять формулы при решении задач. | Решать задачи по теме «Теорема Пифагора» | |||
16 | Контрольная работа №2 «Площади» | 1 | Т | Выполнение к/р. |
Глава 7 « Подобные треугольники» (19ч.) | |||||||||
17 | Определение подобных треугольников. Пропорциональные отрезки. | 2 | ОИ | Ввести понятие пропорциональных отрезков и опираясь на него, дать определение подобных треугольников. | Знать определение подобных отрезков, подобных треугольников, свойство биссектрисы треугольника. | П 56,57 | |||
18 | Отношение площадей подобных треугольников. | 1 | ОИ | Дать понятия отношения площадей подобных треугольников. | Знать подобие треугольников | П 58 | |||
19 | Признаки подобия треугольников. | 4 | ОИ | Рассмотреть три признака подобия треугольников и сформировать у учащихся навыки применения этих признаков при решении задач | Знать признаки подобия и применять их при решении задач. | П 59 -61 | |||
20 | Решение задач. | 1 | Т | Показать применение подобия треугольников при доказательстве теорем, решении задач на построение циркулем и линейкой, в измерительных работах на местности | Решать задачи по данной теме. | ||||
21 | Контрольная работа №3 «Признаки подобия треугольников» | 1 | Т | Выполнить к/р | |||||
22 | Средняя линия треугольника | 2 | П | Дать понятие средняя линия треугольника | Знать теорему о средней линии треугольника, применять при решении задач. Решать типовые задачи. | П 62 | |||
23 | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 2 | П | Дать понятие о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. | Решать типовые задачи. | П 63 | |||
24 | Практические приложения подобия треугольников | 1 | П | Показать применение подобия треугольников при решении задач на построение циркулем и линейкой, в измерительных работах на местности | Решать типовые задачи. | П 64 | |||
25 | О подобии произвольных фигур. | 1 | Т | Выработать у учащихся навыки использования теории подобия треугольников при решении разнообразных задач. | Решать типовые задачи. | П 65 | |||
26 | Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника | 2 | ПИ | Выработать у учащихся навыки использования теории подобия треугольников при решении разнообразных задач. | Знать определение синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника. | П 66 | |||
27 | Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600 | 1 | Т | Показать нахождения начения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450 и 600 | Знать определение синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника. | П 67 | |||
28 | Контрольная работа №4 «Подобные треугольники | 1 | Т | Выполнить к/р |
Глава 8 «Окружность» 22ч. | ||||||||
29 | Взаимное расположение прямой и окружности | 1 | ОИ | Рассмотреть различные случаи взаимного расположения прямой и окружности | Знать случаи расположения прямой и окружности, определение касательной её свойства и признак. | П 68 | ||
30 | Касательная к окружности. | 1 | ОИ | Ввести понятие касательной, рассмотреть её свойства и признак, а также свойство отрезков касательных, проведённых из одной точки | Знать случаи расположения прямой и окружности, определение касательной её свойства и признак. | П 69 | ||
31 | Градусная мера дуги окружности | 2 | ПИ | Ввести понятие градусной меры дуги окружности | Уметь определят ь градусную меру дуги окружности. | П 70 | ||
32 | Теорема о вписанном угле | 2 | ПИ | Ввести понятие центрального и вписанного углов, доказать теоремы об измерении вписанных углов и об отрезках пересекающихся хорд и показать, как они используются при решении задач | Знать определение центрального и вписанного угла. | П 71 | ||
33 | Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку | 2 | ОИ | Рассмотреть свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку и на их основе доказать, что биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке | Знать теорему о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку. | П 72 | ||
34 | Теорема о пересечении высот треугольника | 1 | ОИ | Серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке, высоты треугольника (или их продолжения) пересекаются в одной точке | Знать теорему о пересечении высот треугольника. | П 73 | ||
35 | Вписанные и описанные окружности | 4 | П | Дать понятие вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника окружностей, доказать теоремы об окружности, вписанной в треугольник, и об окружности, описанной около треугольника, ознакомить учащихся со свойствами вписанного и описанного четырёхугольников. | Знать какая окружность называется вписанной в многоугольнике, ,какая описанной около многоугольника треугольника. Свойства вписанного и описанного четырёхугольников. | П 74, 75 | ||
36 | Решение задач. | 6 | Т | Показать применение данной темы к решению задач | Решать задачи по теме «Окружность», применяя свойства окружностей | |||
37 | Контрольная работа №5 «Окружность» | 1 | Т | Выполнить к/р | ||||
38 | Итоговые обобщающие уроки | 2 | Т | Обобщающее повторение |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в тик ток