Рабочая программа по информатике в 8 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- федерального базисного учебного плана;
- примерной программы по информатике и информационным технологиям Министерства образования РФ (основное общее образование) http://window.edu.ru/resource/183/37183;
- примерной программы по информатике и информационным технологиям разработанной под руководством Н.Д. Угриновича (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно – методического комплекса, в который входит:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний 2015.
- Угринович Н.Д. Информатика УМК для основной школы. Методическое пособие для учителя. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний 2015
- Методическое пособие для учителя к завершенной предметной линии учебников «Информатика» для 7–9 классов общеобразовательных учреждений Автор: Н. Д. Угринович БИНОМ. Лаборатория знаний 2015
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно – коммуникационной компетентности учащихся, с учетом материально – технической базы и программного обеспечения школы. В течении года возможны коррективы календарно – тематического планирования, связанные с объективными причинами.
Содержание учебного предмета
Информация и информационные процессы (6 часов)
Информация в живой и неживой природе. Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в обществе и технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Определение количества информации. Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы»
Кодирование текстовой и графической информации (4 часа)
Кодирование текстовой информации. Пространственная дискретизация. Пр.р. "Кодирование графической информации". Растровые и векторные изображения на экране монитора Контрольная работа №2 по теме "Кодирование текстовой и графической информации"
Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео (4 часа)
Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео. Пр.р. «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу» Цифровое фото и видео.» Контрольная работа №3 по теме «Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео»
Кодирование и обработка числовой информации (7 часов)
Представление числовой информации с помощью систем счисления Двоичное кодирование чисел в компьютере. Пр.р. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». Электронные таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Контрольная работа №4 по теме «Кодирование и обработка числовой информации»
- Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (3 часа)
- Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Пр.р. «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». Контрольная работа №5 по теме «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных»
- Коммуникационные технологии и разработкаWeb-сайтов (11 часов)
- Передача информации. Локальные компьютерные сети. Локальные компьютерные сети. Пр.р. «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети». Состав интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Гиперссылки, списки и интерактивные формы на Web-страницах. Практическая работа «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». Контрольная работа № 6 по теме «Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов»
Планируемые результаты освоения программы
- С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).
- В основной школе предусматривается развитие описанных умений в учебной деятельности на материале предмета. В учебниках рассматривается развитие этих умений на содержательном учебном материале информатики. Для информатики характерно сочетание в пропорциональном соотношении основ теории с практическими умениями. Практические работы от небольших упражнений до комплексных заданий рассматриваются в основной школе через призму освоения средств информационных технологий как мощного инструмента познания окружающей действительности. При этом приоритет отдается освоению наиболее востребованных средств ИКТ и ПО во взаимосвязи с проблемным содержанием типичного класса задач, актуальным в какой-либо профессиональной отрасли.
- Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.
- Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Информатика, как и любая другая учебная дисциплина, формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Она формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.
Формирование информационной картины мира происходит через:
- понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
- умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
- анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Указанный возраст характеризуется стремлением к общению и совместной полезной деятельности со сверстниками.
Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация:
- целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;
- анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
- оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;
- применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.
- Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.
Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.
4. Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.
5. Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
6. Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.
Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:
- получить представление о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент; использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
- освоить основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
- осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
- целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
- умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, и их свойствах;
- развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, ветвлением и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, выбора способа представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся не только знакомятся с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.
№ п / п | Тема урока | Дата | |
план | коррекция | ||
Информация и информационные процессы (6 часов) | |||
1 | Информация в живой и неживой природе. Техника безопасности в кабинете информатики | ||
2 | Информация в обществе и технике | ||
3 | Кодирование информации с помощью знаковых систем. | ||
4 | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания | ||
5 | Определение количества информации. | ||
6 | Контрольная работа №1 по теме "Информация и информационные процессы" | ||
Кодирование текстовой и графической информации (4 часа) | |||
7 | Кодирование текстовой информации. | ||
8 | Пространственная дискретизация. Практическая работа "Кодирование графической информации" | ||
9 | Растровые и векторные изображения на экране монитора | ||
10 | Контрольная работа №2 по теме "Кодирование текстовой и графической информации" | ||
Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео (4 часа) | |||
11 | Кодирование и обработка звуковой информации. | ||
12 | Цифровое фото и видео. Практическая работа «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу» | ||
13 | Цифровое фото и видео. | ||
14 | Контрольная работа №3 по теме «Кодирование и обработка звука, цифровых фото и видео» | ||
Кодирование и обработка числовой информации (7 часов) | |||
15 | Представление числовой информации с помощью систем счисления | ||
16 | Двоичное кодирование чисел в компьютере. Практическая работа «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» | ||
17 | Электронные таблицы | ||
18 | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. | ||
19 | Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. | ||
20 | Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. | ||
21 | Контрольная работа №4 по теме «Кодирование и обработка числовой информации» | ||
| |||
22 | Базы данных в электронных таблицах | ||
23 | Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» | ||
24 | Контрольная работа №5 по теме «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных» | ||
| |||
25 | Передача информации | ||
26 | Локальные компьютерные сети | ||
27 | Локальные компьютерные сети. Практическая работа «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети» | ||
28 | Состав интернета. | ||
29 | Адресация в Интернете | ||
30 | Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. | ||
31 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы | ||
32 | Форматирование текста на Web-странице. | ||
33 | Гиперссылки, списки и интерактивные формы на Web-страницах | ||
34 | Практическая работа «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML» | ||
35 | Контрольная работа №6 по теме «Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов» |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка телеграм