рабочая программа по русскому языку во 2 классе (факультатив)

Загрузка ...

Пояснительная записка

Программа разработана на основе в соответствии с письмом МО и Н РТ о введении дополнительного часа на изучение государственного или родного языка, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Целью факультативного занятия «Секреты русского языка», как и всего курса русского языка на I ступени общего среднего образования в целом, является овладение русским языком, как средством общения, формирования у учащихся умений и навыков, обеспечивающих свободное общение на русском языке в устной и письменной форме. Для реализации данной цели у учащихся в первую очередь должны быть сформированы умения и навыки, связанные с правильностью речи, усвоением языковых норм русского языка (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических), а также коммуникативно-речевые умения и навыки, непосредственно отвечающие за процесс общения. Формирование вышеперечисленных умений и навыков относится к задачам базового курса русского языка в начальной школе.

Факультативное занятие «Секреты русского языка», направлен на актуализацию, дальнейшее развитие исовершенствование уже упомянутых знаний, умений и навыков учащихся, активизацию их мыслительной деятельности. Факультатив позволит учащимся восполнить пропущенный или забытый материал. Он расширит и систематизирует полученные знания учащимися, закрепит практические умения и навыки, позволит восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.

Задачи факультативного занятия:

– развитие интереса к изучению русского языка как части национальной культуры и как явления культуры;
 – развитие мышления и речи;
 – развитие и совершенствование языковых (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических) умений и навыков учащихся;
 – обогащение речи учащихся лексическими средствами языка, разнообразными по экспрессивным, смысловым, выразительным, стилистическим возможностям;

– развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся;
 – развитие и совершенствование умений и навыков речевого общения и поведения;
 – воспитание социально ориентированной личности, ответственной за собственную речевую культуру и речевое поведение.

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2-х классов.

                   Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- использование знаково-символических средств представления информации;

- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

- осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

- формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе;

- об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

Календарно- тематическое планирование (34ч.)


Тема занятия
Дата
Коррекция
План


Наша речь – 2 часа




1
Великий русский язык. Дорога к письменности
(Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей. Анализировать речь людей (при анализе текста). Наблюдать за особенностями речи.Различать устную, письменную речь и речь про себя.Работать с памяткой. Как научиться правильно списывать предложение»)



2
Культура речевого общения
(Отличать диалогическую речь от монологической, использовать их в речи. Составлять по рисункам диалог и монолог.Участвовать в учебном диалоге.Соблюдать в речи правила речевого этикета.Наблюдать над этимологией слов «диалог», «монолог».)




Текст – 2 часа




3
Признаки текста. Построения текста
(Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.)



4
Тайны русского языка. Развитие речи
(Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста, выбирать соответствующую задаче часть. Передавать устно содержание прочитанного текста)




Предложение- 4 часа




5
В мире предложений
(Отличать предложение от группы слов. Определять границы предложения в деформированном тексте. Составлять предложения из слов. Определять в тексте предложения, различные по цели высказывания.Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения)



6
Главные и второстепенные члены предложения
(Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.)



7
Распространённые и нераспространенные предложения
(Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения)



8
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции
(Рассматривать репродукции и составлять тексты)




Слова, слова, слова… - 6 часов




9
Как рождаются слова
Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам.



10
Заимствованные слова. Слова пришельцы
(Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать с толковым и орфографическим словарями.Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках.Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.)



11
О словах разнообразных, одинаковых и разных
(Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Работать с толковым и орфографическим словарями. Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы.)



12
Всё растёт из корня. Рисуем дерево из однокоренных слов
(Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.)



13
Словари – кладовые слов
(Работа со словарями.)



14
Проверь себя. Тест-игра
(Оценивать свои достижения)




Звуки и буквы – 13 часов




15
Путешествие в страну Звуков и Букв
Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи.



16
Буквы всякие важны, буквы всякие нужны
Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.



17
Тайна фонемы
Находить в слове и правильно произносить звуки. Различать звуки и буквы. Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Определять качественную характеристику звука.



18
Ударение над гласной может сделать букву ясной
Определять безударный гласный звук в слове. Различать проверочное и проверяемое слово. Подбирать проверочные слова.



19
Коварные словарные слова. Опасные согласные
Определять и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки. Различать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.



20
Звонкие и глухие «двойняшки»
Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). Определять на слух парный по звонкости-глухости согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить его произношение и написание



21
Старые знакомые Ъ и Ь
Соотносить количество букв и звуков в словах с мягким знаком, объяснять причины расхождения. Подбирать примеры с разделительным ь. Различать слова с ь- показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным ь. Объяснять написание разделительного ь в словах.



22
Орфографические головоломки. Почему мы так пишем?
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.



23
Как «справиться со сложными словами»?
Составлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Проводить звукобуквенный разбор по заданному образцу.



24
Проект «Колдовство букв»
Участвовать в презентации выполненной работы



25
Правописание буквосочетаний
Различать парные и непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк,чн,чт,щн,нщ,подбирать при меры. Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк,чн,чт,щн,нщ.Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши,чу-щу,ча-ща,подбирать с ними слова. Применять правила написания этих буквосочетаний.



26
Способы проверки написания букв
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.



27
Решение орфографических задач
Составлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Проводить звукобуквенный разбор по заданному образцу.




Части речи – 7 часов




28
Путешествие в мир имени существительного
Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.



29
Глаголы-труженицы
Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Классифицировать глаголы по вопросам.



30
В мире прилагательных
Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать имена прилагательные-сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным



31
Волшебный клубок знаний



32
Всё о местоимениях
Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов в предложении. Различать местоимения и имена существительные.



33
Предлоги – наши помощники
Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами



34
Проект «Путешествие в страну русского языка»
Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями др.