рабочая программа по русскому языку во 2 классе (факультатив)
Пояснительная записка
Программа разработана на основе в соответствии с письмом МО и Н РТ о введении дополнительного часа на изучение государственного или родного языка, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Целью факультативного занятия «Секреты русского языка», как и всего курса русского языка на I ступени общего среднего образования в целом, является овладение русским языком, как средством общения, формирования у учащихся умений и навыков, обеспечивающих свободное общение на русском языке в устной и письменной форме. Для реализации данной цели у учащихся в первую очередь должны быть сформированы умения и навыки, связанные с правильностью речи, усвоением языковых норм русского языка (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических), а также коммуникативно-речевые умения и навыки, непосредственно отвечающие за процесс общения. Формирование вышеперечисленных умений и навыков относится к задачам базового курса русского языка в начальной школе.
Факультативное занятие «Секреты русского языка», направлен на актуализацию, дальнейшее развитие исовершенствование уже упомянутых знаний, умений и навыков учащихся, активизацию их мыслительной деятельности. Факультатив позволит учащимся восполнить пропущенный или забытый материал. Он расширит и систематизирует полученные знания учащимися, закрепит практические умения и навыки, позволит восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.
Задачи факультативного занятия:
– развитие интереса к изучению русского языка как части национальной культуры и как явления культуры;
– развитие мышления и речи;
– развитие и совершенствование языковых (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических) умений и навыков учащихся;
– обогащение речи учащихся лексическими средствами языка, разнообразными по экспрессивным, смысловым, выразительным, стилистическим возможностям;
– развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся;
– развитие и совершенствование умений и навыков речевого общения и поведения;
– воспитание социально ориентированной личности, ответственной за собственную речевую культуру и речевое поведение.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2-х классов.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование знаково-символических средств представления информации;
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;
- осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;
- формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;
- осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе;
- об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
Календарно- тематическое планирование (34ч.)
№ | Тема занятия | Дата | Коррекция | |
План | ||||
Наша речь – 2 часа | ||||
1 | Великий русский язык. Дорога к письменности (Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей. Анализировать речь людей (при анализе текста). Наблюдать за особенностями речи.Различать устную, письменную речь и речь про себя.Работать с памяткой. Как научиться правильно списывать предложение») | |||
2 | Культура речевого общения (Отличать диалогическую речь от монологической, использовать их в речи. Составлять по рисункам диалог и монолог.Участвовать в учебном диалоге.Соблюдать в речи правила речевого этикета.Наблюдать над этимологией слов «диалог», «монолог».) | |||
Текст – 2 часа | ||||
3 | Признаки текста. Построения текста (Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.) | |||
4 | Тайны русского языка. Развитие речи (Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста, выбирать соответствующую задаче часть. Передавать устно содержание прочитанного текста) | |||
Предложение- 4 часа | ||||
5 | В мире предложений (Отличать предложение от группы слов. Определять границы предложения в деформированном тексте. Составлять предложения из слов. Определять в тексте предложения, различные по цели высказывания.Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения) | |||
6 | Главные и второстепенные члены предложения (Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.) | |||
7 | Распространённые и нераспространенные предложения (Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения) | |||
8 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции (Рассматривать репродукции и составлять тексты) | |||
Слова, слова, слова… - 6 часов | ||||
9 | Как рождаются слова Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. | |||
10 | Заимствованные слова. Слова пришельцы (Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать с толковым и орфографическим словарями.Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках.Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.) | |||
11 | О словах разнообразных, одинаковых и разных (Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Работать с толковым и орфографическим словарями. Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы.) | |||
12 | Всё растёт из корня. Рисуем дерево из однокоренных слов (Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.) | |||
13 | Словари – кладовые слов (Работа со словарями.) | |||
14 | Проверь себя. Тест-игра (Оценивать свои достижения) | |||
Звуки и буквы – 13 часов | ||||
15 | Путешествие в страну Звуков и Букв Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи. | |||
16 | Буквы всякие важны, буквы всякие нужны Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. | |||
17 | Тайна фонемы Находить в слове и правильно произносить звуки. Различать звуки и буквы. Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Определять качественную характеристику звука. | |||
18 | Ударение над гласной может сделать букву ясной Определять безударный гласный звук в слове. Различать проверочное и проверяемое слово. Подбирать проверочные слова. | |||
19 | Коварные словарные слова. Опасные согласные Определять и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки. Различать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. | |||
20 | Звонкие и глухие «двойняшки» Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). Определять на слух парный по звонкости-глухости согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить его произношение и написание | |||
21 | Старые знакомые Ъ и Ь Соотносить количество букв и звуков в словах с мягким знаком, объяснять причины расхождения. Подбирать примеры с разделительным ь. Различать слова с ь- показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным ь. Объяснять написание разделительного ь в словах. | |||
22 | Орфографические головоломки. Почему мы так пишем? Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. | |||
23 | Как «справиться со сложными словами»? Составлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Проводить звукобуквенный разбор по заданному образцу. | |||
24 | Проект «Колдовство букв» Участвовать в презентации выполненной работы | |||
25 | Правописание буквосочетаний Различать парные и непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк,чн,чт,щн,нщ,подбирать при меры. Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк,чн,чт,щн,нщ.Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши,чу-щу,ча-ща,подбирать с ними слова. Применять правила написания этих буквосочетаний. | |||
26 | Способы проверки написания букв Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. | |||
27 | Решение орфографических задач Составлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Проводить звукобуквенный разбор по заданному образцу. | |||
Части речи – 7 часов | ||||
28 | Путешествие в мир имени существительного Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. | |||
29 | Глаголы-труженицы Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Классифицировать глаголы по вопросам. | |||
30 | В мире прилагательных Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать имена прилагательные-сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным | |||
31 | Волшебный клубок знаний | |||
32 | Всё о местоимениях Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов в предложении. Различать местоимения и имена существительные. | |||
33 | Предлоги – наши помощники Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами | |||
34 | Проект «Путешествие в страну русского языка» Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями др. |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - вк накрутка