Рабочая программа по русскому языку в 8 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального закона об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.12., Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку. //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский – М.: Просвещение, 2011. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. Научный ред. Н.М. Шанский. М.:Просвещение, 2015г.
Требования к результатам освоения программы по русскому языку в 8 классе.
Личностные
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения и аудирования текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка;
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения.
Содержание программы курса «Русский язык» 8 класс
Введение Функции русского языка в современном мире
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ
Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (сочинение по картине).
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Словосочетание
I. Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (Глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения.
Главные члены предложения
I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение материала изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению. Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обращения, вводные слова междометия
I. Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Обособленные члены предложения
- Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Прямая и косвенная речь
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ
Повторение тем «Словосочетание», «Односоставные предложения», «Двусоставные предложения», «Предложения с обособленными членами», «Вводные слова и предложения».
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
№ п/п | Тема урока | Дата | |
План | Корр. | ||
1. | Функции русского языка в современном мире. | ||
Повторение изученного в 7 классе. | |||
2. | Пунктуация. Орфография. | ||
3. | Знаки препинания в сложном предложении. | ||
4. | Буквы н и нн в суффиксах | ||
5. | Р.р. Изложение «Проза жизни» | ||
6 | Слитное и раздельно написание не с различными частями речи | ||
7 | Р.р.Сочинение в форме письма | ||
8. | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного».. | ||
Синтаксис и пунктуация. Культура речи | |||
9. | Основные единицы синтаксиса. | ||
10. | Текст как единица синтаксиса | ||
11. | Предложение как единица синтаксиса. | ||
12. | Р.р. Сжатое изложение «Страна за Онегой» | ||
13. | Словосочетание как единица синтаксиса | ||
14. | Виды словосочетаний | ||
15. | Связь слов в словосочетании | ||
16. | Синтаксический разбор словосочетаний | ||
Предложение. Простое предложение. | |||
17. | Грамматическая основа предложения | ||
18. | Порядок слов в предложении. Интонация. | ||
19. | Р.р. Описание памятника культуры. | ||
Двусоставные предложения. Главные члены предложения | |||
20. | Подлежащее. Способы выражения подлежащего. | ||
21 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | ||
22. | Рр Сочинение «Чудный собор» | ||
23. | Составное глагольное сказуемое. | ||
24. | Составное именное сказуемое. | ||
25. | Тире между подлежащим и сказуемым. | ||
26. | Контрольный диктантпо теме «Простое предложение». | ||
27 | РрАнализ диктанта и работа над ошибками. | ||
Второстепенные члены предложения. | |||
28. | Дополнение. | ||
29. | Определение. | ||
30. | Р.р.Сжатое изложение «Петр Первый» | ||
31. | Приложение. Знаки препинания при нем. | ||
32. | Обстоятельство. | ||
33. | Основные виды обстоятельств | ||
34. | Синтаксический разбор двусоставного предложения | ||
35. | Р.р. Характеристика человека | ||
Односоставные предложения. | |||
36. | Главный член односоставного предложения. | ||
37. | Назывные предложения | ||
38. | Определенно-личные предложения. | ||
39. | Неопределенно-личные предложения. | ||
40. | Безличные предложения | ||
41-42. | РрРассуждение.Изложение с творческим заданием «Мещерский край» | ||
43. | Неполные предложения | ||
44. | Синтаксический разбор односоставного предложения. | .. | |
45 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Односоставные предложения». | ||
46. | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения». | ||
Простое осложненное предложение | |||
47. | Понятие об осложненном предложении | ||
Однородные члены предложения. | |||
48. | Понятие об однородных членах | ||
49. | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | ||
50. | Рр Изложение - сравнительная характеристика | ||
51. | Однородные и неоднородные определения | ||
52-54. | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | ||
55-56. | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | ||
57. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами | ||
58 | Р.р.Сочинение по картине В.Попкова «Осенние дожди». | ||
59 | Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» | ||
60. | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» | ||
61. | Анализ диктанта и сочинения. | ||
Предложения с обособленными членами. | |||
62. | Понятие об обособлении. | ||
63-65 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | ||
66. | Р.р.Рассуждение на дискуссионную тему | ||
67-68 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | ||
68-70. | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | ||
71. | Р.р. Сжатое изложение | ||
72-74. | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них | ||
75. | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | ||
76 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | ||
77. | Обобщение по теме «Обособленные члены предложения». | ||
78. | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения». | ||
79. | Анализ диктанта и работа над ошибками. | ||
Слова, грамматически не связанные с членами предложения | |||
Обращение. | |||
80. | Назначение обращения | ||
81. | Распространенные обращения. Знаки препинания при обращении | ||
82. | Употребление обращений | ||
Вводные слова и вставные конструкции. | |||
83. | Вводные конструкции | ||
84. | Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению | ||
85-86. | Выделительные знаки препинания при вводных конструкциях | ||
87. | Вставные слова, сочетания и предложения | ||
88 | Междометия в предложении | ||
89 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, грамматически не связанными с членами предложения | ||
90 | Обобщение по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» | ||
91 | Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» | ||
92. | Рр Публичное выступление с использованием вставных конструкций | ||
Чужая речь | |||
93. | Прямая и косвенная речь. | ||
94-95. | Знаки препинания в предложениях с прямой речью до и после слов автора. | ||
96. | Диалог. | ||
97. | Р.р.Рассказ.Сжатое изложение по упр.418 | ||
98. | Цитаты и знаки препинания при них. | ||
99. | Обобщающий урок по теме «Чужая речь» | ||
Повторение и систематизация изученного в 8 классе | |||
100. | Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация | ||
101 | Рр Изложение «Ростов Великий» | ||
102 | Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография. | ||
103 | Итоговый контрольный диктант | ||
104-105 | Подведение итогов. Анализ успехов за год. |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка инста