Рабочая программа по русскому языку в 7 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.(Русский язык.Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. М., Просвещение,2011). Учебник: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.,Просвещение, 2017.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности.
Рабочая программа рассчитана на 140 часов ( 4 часа в неделю). Плановое количество контрольных работ 11 (7 контрольных диктантов, 4 контрольных тестирования).
Требования к результатам освоения программы по русскому (родному) языку
Личностные
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации,владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) ) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.
Содержание программы курса «Русский язык» 7 класс
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
Повторение изученного в 5 – 6 классах (7ч)
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Словообразование и орфография. Морфология и орфография.
Развитие речи (далее Р.Р.)
Контрольная работа (далее К.Р.) Входной контрольный диктант №1.
Тексты и стили речи (4ч)
Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.
Р.Р. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.
Причастие (32ч)
Причастие как часть речи. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Уметьправильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принeceны), правильно употреблять причастия с -суффиксом -СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
Р.Р. Выборочное изложение. Конструирование текста.
К.Р. Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием.
Деепричастие(9ч)
Деепричастие как часть речи Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
Уметьправильно строить предложение с деепричастным оборотом.
Р.Р.Составление рассказа по картине.
К.Р. Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием
Наречие (26 ч)
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Уметь правильно ставить ударение в наречиях, использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
Р.Р. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план.
К.Р. Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием
Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.
Категория состояния (6ч)
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Р.Р. Сжатое изложение текста с описанием состояния природы
Р.Р. Творческое задание. Рассказ от имени героя.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1ч)
Предлог (10)
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Уметь правильно употреблять предлоги в и на, с и из, правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, пользоваться в речи предлогами-синонимами.
Р.Р. Текст. Стили речи. Впечатление от картины.
К.Р. Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием
Союз (14ч)
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
Уметь: пользоваться в речи союзами-синонимами.
Р.Р. Употребление союзов в художественной речи. Сочинение-рассуждение о книге
К.Р. Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием
Частица (19ч)
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Уметь выразительно читать предложения с модальными частицами.
Р.Р. Сочинение по картине. Сочинение-рассказ по данному сюжету.
К.Р. Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием
Междометие. Звукоподражательные слова (2 ч)
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Уметь выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (9ч)
Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.
К.Р. Итоговое тестирование.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата | |
План | Коррек. | ||
1 | Русский язык как развивающееся явление | ||
Повторение изученного в 5 – 6 классах (7ч.) | |||
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор | ||
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | ||
4 | Лексика и фразеология | ||
5 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | ||
6 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор | ||
7 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | ||
8 | Входной контрольный диктант №1 | ||
Тексты и стили (4ч.) | |||
9 | Текст | ||
10 | Диалог как текст. Виды диалога | ||
11 | Стили литературного языка | ||
12 | Публицистический стиль | ||
Морфология и орфография. Культура речи Причастие (32ч) | |||
13 | Причастие как часть речи | ||
14 | Склонение причастий | ||
15 | Правописание гласных в падежных окончаниях причастий | ||
16 | Причастный оборот | ||
17-18 | Выделение причастного оборота запятыми | ||
19 | Описание внешности человека | ||
20 | Действительные и страдательные причастия | ||
21 | Краткие и полные страдательные причастия | ||
22 | Действительные причастия настоящего времени | ||
23 24 | Гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах причастий настоящего времени | ||
25 | Действительные причастия прошедшего времени | ||
26 | Страдательные причастия настоящего времени | ||
27 28 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | ||
29 | Страдательные причастия прошедшего времени | ||
30 31 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Правописание гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях | ||
32 33 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | ||
34 35 | Одна и две буквы н в суффиксах краткихстрадательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | ||
36 | Выборочное изложение | ||
37 | Морфологический разбор причастия | ||
38 39 | Слитное и раздельное написание не с причастиями. Правописание не с причастиями | ||
40 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | ||
41 | Повторение по теме «Причастие» | ||
42 | Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Причастие» | ||
43 | Контрольное тестирование по теме «Причастие» | ||
44 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте, в тестовой работе | ||
Деепричастие (9ч | |||
45 | Деепричастие как часть речи | ||
46-47 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | ||
48 | Раздельное написание не с деепричастиями | ||
49 | Деепричастия несовершенного вида | ||
50 | Деепричастия совершенного вида | ||
51 | Морфологический разбор деепричастия | ||
52 | Составление рассказа по картине | ||
53 | Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме «Деепричастие» | ||
Наречие ( 26ч) | |||
54 | Наречие как часть речи | ||
55 | Разряды наречий | ||
56-57 | Степени сравнения наречий | ||
58 | Морфологический разбор наречий | ||
59 60 | Слитное и раздельное написание не с наречиями Правописание не с наречиями | ||
61 | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий | ||
62 63 | Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е. Правописание н и нн в наречиях | ||
64 | Описание действий | ||
65 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | ||
66 | Буквы О и А на конце наречий | ||
67 | Описание картины Е. Широкова «Друзья» | ||
68 69 70 | Дефис между частями слова в наречиях Правописание наречий с дефисом Практикум по теме «Дефис между частями слова в наречиях» | ||
71 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | ||
72 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | ||
73 | Контрольное тестирование по теме «Наречие» | ||
74 | Повторение изученного по теме «Наречие» | ||
75 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | ||
76 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | ||
Учебно-научная речь (3 часа) | |||
77 | Учебно-научная речь. Отзыв | ||
78 | Учебный доклад | ||
79 | Практикум: доклады по заданиям | ||
Категория состояния ( 6ч) | |||
80 | Категория состояния как часть речи | ||
81 | Категория состояния и другие части речи | ||
82 | Употребление слов категории состояния в художественной речи | ||
83 | Морфологический разбор категории состояния | ||
84 | Сжатое изложение | ||
85 | Обобщение по теме «Категория состояния» | ||
Служебные части речи (1ч) | |||
86 | Самостоятельные и служебные части речи | ||
Предлог ( 10ч) | |||
87 | Предлог как часть речи | ||
88 | Употребление предлогов | ||
89 | Непроизводные и производные предлоги | ||
90 | Простые и составные предлоги | ||
91 | Морфологический разбор предлога | ||
92 | Сочинение по картине А.Сайкиной «Детская спортивная школа» | ||
93 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | ||
94 | Правописание производных предлогов | ||
95 | Контрольная работа по теме «Предлог» | ||
96 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | ||
Союз ( 14ч) | |||
97 | Союз как часть речи | ||
98 | Простые и составные союзы | ||
99 | Союзы сочинительные и подчинительные | ||
100 | Употребление союзов в художественной речи | ||
101 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | ||
102 | Сочинительные союзы | ||
103 | Подчинительные союзы | ||
104 | Морфологический разбор союза | ||
105 | Сочинение – рассуждение о книге | ||
106 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | ||
107 | Отличие на письме союзов также, тоже, чтобы от местоимений и наречий с частицами | ||
108 | Обобщение по теме «Союз» | ||
109 | Контрольный диктант по теме «Союз» | ||
110 | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе | ||
Частица ( 19ч) | |||
111 | Частица как часть речи | ||
112 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | ||
113 114 | Смысловые частицы Смыслоразличительные частицы | ||
115 | Раздельное и дефисное написание частиц | ||
116 117 | Сочинение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень» | ||
118 | Морфологический разбор частицы | ||
119 120 | Отрицательные частицы не и ни Правописание отрицательных частиц не и ни | ||
121 122 | Различение частицы не и приставки не Практикум по теме «Различение частицы не и приставки не» | ||
123 | Сочинение – рассказ по данному сюжету | ||
124 125 | Частица ни, приставка ни, союз ни…ни Правописание ни как частицы, приставки, союза | ||
126 | Повторение по теме «Частица» | ||
127 | Контрольный диктант по теме «Частица» | ||
128 | Тестовая работа по теме «Служебные части речи» | ||
129 | Анализ ошибок, полученных в контрольном диктанте и тестовой работе | ||
Междометие ( 2ч) | |||
130 | Междометие как часть речи | ||
131 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | ||
Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах ( 9ч) | |||
132 | Разделы науки о русском языке Текст и стили речи. Учебно-научная речь | ||
133 | Фонетика Графика | ||
134 | Лексика и фразеология | ||
135 | Морфемика. Словообразование | ||
136 | Морфология и орфография | ||
137 | Синтаксис и пунктуация | ||
138 | Итоговое тестирование | ||
139 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании | ||
140 | Итоги учебного года |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка друзей вк