Меню

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа  по русскому языку предназначена для обучения учащихся 5 класса общеобразовательных школ. Всего в год  175 часов, в неделю 5 часов

           Программа  составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования[1], Примерной программы по русскому (родному) языку для основных школ[2] и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)[3]

 Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для  общеобразоват. учреждений.  В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.

Срок реализации программы – 5 лет.

Требования к результатам освоения программы по русскому (родному) языку

Предметные результаты
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
 определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Метапредметные результаты
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
 • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Личностные результаты
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

СОДЕРЖАНИЕ программы курса «Русский язык» 7 класс (175 часов)

Язык  и общение (2ч + 1[4]ч)

Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.

Повторение пройденного в 1 - 4 классах (19ч + 5ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

II. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.

III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (32ч + 3ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Пунктуационный разбор простого предложения.

II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

(11 ч + 4ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.

Лексика. Культура речи (8 ч + 2 ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (20 ч + 4 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг, -рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и ипосле ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (17 ч + 4 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Морфологический разбор слов.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.

Имя прилагательное (10 ч + 3 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Полные и краткие прилагательные.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

Морфологический разбор имён прилагательных.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.

Глагол (22ч + 4ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Нес глаголом.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.

Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.

Морфологический разбор глагола.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (7ч + 1ч)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Дата

План

Коррек.

1.
Введение в курс 5 класса.


2.
Язык и человек. Общение устное и письменное


3.
Р.Р. Стили речи.


Вспоминаем, повторяем, изучаем (24 часов)
4.
Звуки и буквы. Произношение и правописание.


5-6
Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне


7
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне.


8
Правописание проверяемых согласных в корне слова.


9
Правописание непроверяемых согласных в корне слова


10.
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.


11.
Буквы и, у, а после шипящих. Разделительные ъи ь.


12.
Раздельное написание предлогов с другими словами.


13.
Проверочная работа.Входной контроль


14-15.
Р. Р. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г.А. Скребицкому)


16.
Части речи.


17.
Глагол. -Тся и –ться в глаголах


18.
Р. Р. Тема текста.


19.
Личные окончания глаголов. Не с глаголами.


20.
Имя существительное.


21.
Проверочная работа.


22.
Имя прилагательное.


23.
Р.Р. Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом»


24.
Местоимение.


25.
Р. Р.Основная мысль текста.


26-27.
Контрольный диктантРабота над ошибками.


Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (32 часа)
28.
Синтаксис и пунктуация.


29-30.
Словосочетание. Разбор словосочетаний


31.
Предложение.


32.
Р. Р.Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева.


33.
Виды предложений по цели высказывания.


34.
Восклицательные предложения.


35.
Р. Р.Сочинение на свободную тему.


36.
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.


37.
Сказуемое.


38.
Тире между подлежащим и сказуемым.


39.
Нераспространенные и распространенные предложения.


40.
Второстепенные члены предложения.  Дополнение.


41.
Определение.


42.
Обстоятельство.


43.
Закрепление темы «Второстепенные члены предложения»


 44-46.
Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах.


47
Проверочная работа.


 48.
Предложения с обращениями


49.
Р. Р.Письмо.


50.
Синтаксический и  Пунктуационный разбор простого предложения.


51-52.
Простые и сложные предложения.


53.
Синтаксический разбор сложного предложения.


54.
Проверочная работа по теме «Простые и сложные предложения»


55.
Прямая речь.


56.
Диалог.


57.
Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».


58-59.
Контрольный диктант. Работа над ошибками.


Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15 часов)
60.
Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки.


61.
Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие.


62-63.
Р. Р.Повествование. Изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»).


64.
Согласные звонкие и глухие.


65.
Графика. Алфавит.


66.
Р. Р.Описание предмета.


67.
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.


68.
Двойная роль букв е, ё, ю, я.


69.
Орфоэпия.


70.
Фонетический разбор слова.


71.
Повторение темы «Фонетика и графика».


72-73.
Контрольная работа по теме «Фонетика и графика» и ее анализ


74.
Р. Р.Описание картины Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птицы».


Лексика. Культура речи (10 часов)
75
Слово и его лексическое значение.


76
Однозначные и многозначные слова.


77
Прямое и переносное значение слов.


78
Омонимы.


79
Синонимы.


80
Р. Р. сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».


81
Антонимы.


82
Повторение изученного в разделе «Лексика».


83
Проверочная работа по теме «Лексика»


84
Р. Р. изложениепо рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег».


Морфемика. Орфография. Культура речи (24 часов)
85
Понятие о морфеме.  Изменение и образование слов.


86
Окончание.


87
Основа слова.


88
Р. Р.Сочинение - письмо


89
Корень слова. Контрольный словарный диктант.


90
Р. Р.Рассуждение..


91
Суффикс.


92
Приставка.


93
Р. Р.Выборочное изложение


94-95
Чередование звуков. Беглые гласные.


96
Варианты морфем. Морфемный разбор.


97
Проверочная работа по теме «Морфемы»


98
Правописание гласных и согласных  в приставках.


99-100
Буквы З и С на конце приставок.


101
Буквы а – о в корнях –лаг-  -  -лож-.  


102
Буквы а – о в корнях –раст, -рос-,  -ращ-.  


103
Буквы О – Ё после шипящих в корне.


104
Буквы И – Ы после Ц.


105
Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография».


106-107
Контрольный диктантпо теме «Морфемика»
работа над ошибками


108
Р. Р.Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»


Морфология. Орфография. Культура речи (70 часов)
Имя существительное (21 часа)
109-110
Имя существительное как часть речи.


111
Р. Р.Доказательства в рассуждении.


112
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.


113
Имена существительные собственные и нарицательные.
Контрольный словарный диктант.


114
Род имен существительных.


115
Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа.


116
Р. Р.Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»).


117
Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.


118
Три склонения имен существительных.


119
Падеж имен существительных.


120-121
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.


122
Р. Р.Подробное изложение с изменением лица.


123
Множественное число имен существительных.


124
Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.


125
Морфологический разбор имени существительного.


126
Повторение изученного по теме «Имя существительное».


127
Р. Р.Устное сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»


128-129
Контрольный диктант
работа над ошибками.


Имя прилагательное (13 часов)
130-131
Имя прилагательное как часть речи.


132-133
Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.


134-135
Р. Р.Описание животного.
Р,Р. Сочинение-описание животного.


136-137
Прилагательные полные и краткие.


138
Р. Р.. Сочинение по картине А. Н. Комарова «Наводнение».


139
Морфологический разбор имени прилагательного.


140
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».


141-142
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
работа над ошибками


Глагол (26 часа)
143
Глагол как часть речи.


144
Не с глаголами.


145
Р. Р.Рассказ.


146-147
Неопределенная форма глагола. Контрольный словарный диктант.


148
Правописание -ться и –тся в глаголах.


149
Виды глагола.


150-151
Правописание букв е – ив корнях с чередованием.


152
Р. Р.Невыдуманный рассказ (о себе).


153
Время глагола. Прошедшее время глагола.


154
Настоящее время


155
Будущее время


156
Спряжение глаголов.


157-159
Правописание безударных личных окончаний глаголов.


160
Морфологический разбор глагола.


161
Р. Р.Сжатое изложение (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»).


162
Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа.


163
Употребление времен.


164
Повторение изученного по теме «Глагол».


165-166
Контрольный диктант
работа над ошибками.


167
Р. Р.Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»).


Повторение и систематизация изученного в 5 классе (8 часов)
168
Разделы науки о языке.


169
Р. Р. Контрольное сочинение


170
Орфограммы в приставках и  корнях слов.


171
Орфограммы в окончаниях слов.


172
Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания.


173
Знаки препинания в простом и сложном предложении.


174
Итоговый контрольный диктант.  


175
Подведение итогов. Рекомендации на лето.