Меню

Рабочая программа по русскому языку 3 класс


                                                                                                                                                     Русский язык

                                                                                     Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Русский язык» для 3 класса на 2018-2019 учебный год составлена на основе Федерального го­сударственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной про­граммы начального общего образования по русскому языку для образовательных учрежде­ний с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Рус­ский язык. 1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России»),

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых устано­вок начального образования, таких как: становление основ гражданской идентичности и ми­ровоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей дея­тельности; духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

Целямиизучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и пись­менной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безоши­бочного письма как показателя общей культуры человека.

Содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

орфография и пунктуация;

развитие речи.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задачобразовательной области «Филология»:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии язы­кового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосоз­нания;

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

развитие коммуникативных умений;

развитие нравственных и эстетических чувств;

развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достиже­ние основных целей изучения предмета:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познава­тельного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета пред­ставляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка соче­тается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Систематиче­ский курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий  русского языка (текст, предложение, слово, словосочетание, части речи, имя существи­тельное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 120 ч (24 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка. Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

                                         Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общении.

3. Позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании.

4. Понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры.

5. Овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объеме материала изучаемого курса; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней.

6. Приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.

7. Освоение первоначальных научных преставлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объеме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка.

8. Овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объеме материала изучаемого курса).

9. Овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объеме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

                                               Содержание учебного предмета (170ч)

Язык и речь (2 ч)

Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека.

Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Развитие речи

Составление текста по рисунку.

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основ­ная мысль.

Построение текста: вступление, основная часть, заключение.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соот­ветствии с учебными целями и задачами.

Предложение (повторение и углубление представлений о'предложении и диалоге).

Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, по­будительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).

Знаки препинания в конце предложений.

Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главно­го города России - Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.

Предложения с обращением (общее представление).

Состав предложения (повторение и углубление представлений).

Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий).

Распространённые и нераспространённые предложения.

Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки).

Разбор предложения по членам.

Простое и сложное предложения (общее представление).

Запятая внутри сложного предложения.

Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

Развитие речи

Составление небольшого рассказа по репродукции картины.

Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.

Слово в языке и речи (19 ч)

Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове). Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.

Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов. Использование омонимов в речи. Работа со словарём омонимов. Слово и словосочетание.

Значение фразеологизмов и их использование в речи. Работа со словарём фразеологизмов.

Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существи­тельном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.

Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.

Имя числительное (общее представление).

Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о кор­не слова.

Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений). Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

Правописание слов с ударными (сочетанияжи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными глас­ными в корне.

Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухо­сти-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.

Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы). Развитие речи

Подробное изложение с языковым анализом текста, по вопросам или коллективно со­ставленному плану. Составление предложений и текста по репродукции картины.

Состав слова (16 ч)

Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова.

Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.

Формы слова. Окончание.

Значение приставки и суффикса в слове.

Основа слова.

Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.

Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.

Разбор слова по составу.

Формирование навыка моделирования слов.

Развитие речи-

Сочинение по репродукции картины.

Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.

Правописание частей слова (29 ч)

Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений пла­нировать учебные действия при решении орфографической задачи. Правописание слов с безударными гласными в корне.

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и пе­ред согласными в корне.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Развитие речи

Составление текста по репродукции картины.

Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно состав­ленному плану.

Составление объявления.

Части речи (76 ч)

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоиме­ние, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).

Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Представление об устаревших словах в русском языке.

Собственные и нарицательные имена существительные.

Правописание имён собственных.

Изменение имён существительных по числам.

Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд). Имена существительные общего рода (первое представление).

Формирование навыка культуры речи: норм согласования(серая мышь, вкусная кара­мель, листва облетела и др.).

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода(рожь, тишь, вещь).

Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором упот­реблено имя существительное.

Неизменяемые имена существительные.

Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.

Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имён прилагательных(-ый, -ой. -ая, -яя). Изменение имён прилагательных по числам.

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существи­тельного.

Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на-ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление).

Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

Личные местоимения единственного и множественного числа.

Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.

Морфологический разбор местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам.

Начальная (неопределённая) форма глагола.

Глагольные вопросычто делать? ичто сделать?

Изменение глаголов по временам.

Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о).

Правописание частицыне с глаголами.

Морфологический разбор глагола.

Развитие речи

Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам.

Письмо по памяти.

Составление устного рассказа по серии картин.

Сочинение по репродукции картины.

Составление текста-описания растения в научном стиле.

Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины.

Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.

Составление письма.

Составление текста по сюжетным рисункам.

Составление предложений с нарушенным порядком слов.

Повторение (14 ч)

                          Календарно – тематическое планирование русского языка в 3 классе (170ч.)


Тема урока

Дата

План
Коррекция

Язык и речь (2 часа)


1
Наша речь и наш язык.
Развитие речи. Составление текста по рисунку.



2
Наша речь и наш язык.



Текст. Предложение. Словосочетание (14 часов)


3
Входной диктант.



4
Работа над ошибками. Текст. Типы текстов.



5
Предложение.



6
Виды предложений по цели высказывания.



7
Виды предложений по интонации.



8
Предложения с обращением



9
Обучающее изложение



10
Состав предложения.



11
Главные и второстепенные члены предложения.



12
Простое и сложное предложения.



13
Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении.



14
Словосочетание . Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень».



15
 Диктант по теме «Предложения»



16
Работа над ошибками. Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Словосочетание».



Слово в языке и речи (19 часов)


17
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.



18
Синонимы и антонимы.



19
Омонимы.



20
Слово и словосочетание.



21
Фразеологизмы.



22
Обучающее изложение.



23
Части речи.



24
Имя существительное



25
Имя прилагательное



26
Глагол



27
Что такое имя числительное?



28
Однокоренные слова.



29
Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне.



30
Согласные звуки и буквы.



31
Правописание разделительного мягкого знака.



32
Обучающее изложение



33
Обобщение и закрепление изученного.




34
Контрольный  диктант  по теме «Слово в языке и речи»
за 1 четверть.



35
Проект «Рассказ о слове».



Состав слова (16 часов)


36
Корень слова.



37
Корень слова. Однокоренные слова.



38
Сложные слова



39
Что такое окончание?



40
Как найти в слове окончание?



41
Что такое  приставка?



42
Значение приставок.



43
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?



44
Значения суффиксов.



45
 Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе».



46
Основа слова.



47
Обобщение знаний о составе слова.



48
Контрольный диктант по теме «Состав слова»



49
Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова



50
Обучающее изложение.



51
Проверочная работа  по теме «Состав слова». Проект «Семья слов».



Правописание частей слова (29 часов)


52
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.



53
Правописание слов с безударными гласными в корне.



54
Правописание слов с безударными гласными в корне.



55
Правописание слов с безударными гласными в корне.



56
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.



57
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.



58
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.



59
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.



60
Контрольное списывание .



61
Работа над ошибками.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.



62
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.



63
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.



64
65
Правописание слов с удвоенными согласными.



66
Развитие речи.Сочинение  по картине  В.М. Васнецова «Снегурочка».



67
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» за 1 полугодие



68
Правописание суффиксов и приставок.



69
Правописание суффиксов -ек, -ик; -ок.



70
Правописание приставок.



71
Правописание суффиксов и приставок.
Словарный диктант .



72
Правописание приставок и предлогов.



73
Правописание приставок и предлогов.



74
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.



75
Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаками .



76
Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаками .



77
Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаками .



78
Обучающее изложение



79
Контрольный диктант по теме « Правописание частей речи»



80
Работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь»



Части речи (76 часов)


81
Части речи.




Имя существительное (31ч.)




82
 Имя существительное и его роль в речи.



83
Имя существительное и его роль в речи.



84
85
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.



86
Развитие речи. Изложение по самостоятельно составленному плану.



87
Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени»



88
Контрольное списывание .



89
Работа над ошибками. Число имён существительных.



90
Имена существительные, имеющие форму одного числа.



91
Род имён существительных.



92
Род имён существительных.



93
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.



94
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.



95
Развитие речи. Изложение повествовательного текста.
Составление рассказа по серии картин.



96
Контрольный диктант по теме «Род и число имён существительных».



97
Работа над ошибками.
Склонение имён существительных.



98
99
Падеж имён существительных



100
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».



101
Именительный падеж.



102
Родительный падеж.



103
Дательный падеж.



104
Винительный падеж.



105
Творительный падеж.



106
Предложный
падеж.



107
Развитие речи. Обучающее изложение.



108
Обобщение знаний об имени существительном.



109
Морфологический разбор имени существительного.



110
Развитие речи. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона. «Конец зимы. Полдень».
Проект «Зимняя страничка».



111
Проверочный диктант  по теме «Имя существительное».



112
Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка».




Имя прилагательное (18ч.)




113
Значение и употребление имён прилагательных в речи



114
Роль прилагательных в тексте.



115
Развитие речи. Составление текста-описания в научном стиле.



116
Отзыв по картине  М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».



117
Контрольный диктант за 3 четверть.



118
Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по родам.



119
Изменение имён прилагательных по родам.



120-121
Изменение имён прилагательных по числам.



122-123
Изменение имён прилагательных по падежам.



124
Обобщение знаний об имени прилагательном.



125
Морфологический разбор имени прилагательного.



126
Развитие речи. Сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками».



127
Обобщение знаний об имени прилагательном.



128
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»



129
Проект «Имена прилагательные в загадках».




Местоимение (5ч.)




130
Работа над ошибками. Личные местоимения.



131
Изменение личных местоимений по родам



132
Роль местоимений в предложении.
Развитие речи. Составление письма.



133
Морфологический разбор местоимения.



134
Проверочная работа по теме «Местоимение».




Глагол (21ч.)


135
Глагол как часть речи.



136
137
Значение и употребление в речи глаголов.



138
139
Начальная форма глагола.



140
Изменение глаголов по числам.



141
Число глаголов. Развитие речи.
Составление предложений с нарушенным порядком слов.



142
Время  глаголов



143
Изменение глаголов по временам. 2-е лицо глаголов



144
145
Изменение глаголов по временам.



146
Развитие речи. Изложение повествовательного текста.



147
Род глаголов в прошедшем времени.



148
Изменение глаголов прошедшего времени по родам.



149
Правописание частицы НЕ с глаголами.



150
Правописание частицы НЕ с глаголами.



152-153
Обобщение знаний о глаголе.
Морфологический разбор глагола.



154
Проверочная работа  по теме «Глагол». частицы НЕ с глаголами.»



155-
Контрольный диктант по теме «Глагол»



156
Работа над ошибками.



Повторение (14 часов)


157
158
 Повторение по теме «Части речи».



159
Обучающее изложение.



160
Обобщение изученного о слове, предложении



161
Правописание окончаний имён прилагательных



162
Правописание приставок и предлогов



163
Правописание безударных гласных



164
Правописание значимых частей слов



165
Итоговый контрольный диктант



166
Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова



167
Текст



168
Викторина «Знаешь ли ты русский язык».



169
Повторение изученного за год.



170
Игра «Язык родной, дружи со мной».