рабочая программа по русскому языку 2 класс
Русский язык
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,примерной программы по русскому языку, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, Бойкина М.В. «Русский язык: рабочие программы.1-4 класс. М.: «Просвещение»,2011г., к учебнику Канакина В.П. Русский язык. Учебник. 2 класс . М.: «Просвещение»,2012г.,
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 120 ч (24 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Содержание курса
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
В результате изучения русского языка ученики 2 класса должны
знать / понимать:
предложение как единицу речи;
термины и грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания (предложения повествовательные, вопросительные и побудительные);
предложения, различные по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформление предложений в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания — точка, вопросительный и восклицательный знаки);
признаки текста и типы текстов (повествование описание);
главные члены предложения;
связь слов в предложении;
различие словосочетания и предложения;
термины, лексическое значение и основные грамматические признаки (вопрос, число) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
основные гласные звуки;
назначение букв е, ё, ю, яобозначают два звука;
различие деления слов на слоги и для переноса;
влияние ударения на смысл слова;
различие звуков [и] и [й] и букв, их обозначающих;
парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости; обозначение мягкости согласных на письме;
роль разделительного мягкого знака (ь) в слове;
алфавит, название букв русского алфавита;
употребление прописной буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т. д.;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности, развития активного словаря речи учащихся;
выделения главных членов предложения (грамматической основы, без терминологии) и установления связи слов в предложении;
составления предложений на заданную тему;
использования в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонационного или пунктуационного);
самостоятельного составления или воспроизведения и записи небольших текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, рисунку (сюжетным рисункам);
выделения частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола — по двум признакам — значению и вопросу;
орфографической правильности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове; с разделительным мягким знаком (ь);
использования прописной буквы в именах собственных;
использования алфавита в работе со словарем;
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40—45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:
1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2012
2. Канакина В.П., .Г.ГорецкийРусский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык»
3. В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого М.: «Просвещение», 2012
4. Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко, Н.Ю.Васильева Поурочные разработки по русскому языку 2 класс М. «Вако», 2012
5. Канакина, Щеголева: Русский язык. 1-4 класс. Сборник диктантов и самостоятельных работ М.: «Просвещение» 2012
6. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 2 класс. М.: «Вако» 2012
Календарно- тематическое планирование (170ч.)
№ | Тема урока | Дата | Коррекция | |
План | ||||
Наша речь (3 ч) | ||||
1 | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения | |||
2 | Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи. Требования к речи | |||
3 | Диалог и монолог Речь диалогическая и монологическая. | |||
Текст (4ч) | ||||
4 | Текст.Признаки текста: целостность, связность, законченность. | |||
5 | Текст. Тема и главная мысль текста Заглавие | |||
6 | Части текста. Построение текста: вступление, основная часть. Воспроизведение прочитанного текста. | |||
7 | Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. | |||
Предложение (12ч) | ||||
8 | Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. | |||
9 | Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). | |||
10 | Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. | |||
11 | Контрольный диктант № 1по теме «Повторение пройдённого в 1 классе» | |||
12 | Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения | |||
13 | Главные члены предложения (основа). | |||
14 | Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. | |||
15 | Распространённые и нераспространённые предложения. | |||
16 | Связь слов в предложении | |||
17 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». | |||
18 | Проверочная работа по темам «Текст», «Предложение» | |||
19 | Контрольное списывание текстас дополнительным заданием | |||
Слова, слова, слова….(18ч ) | ||||
20 | Слово и его значение.Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. | |||
21 | Слово как общее название многих одно- родных предметов. Работа с толковым и орфографическим словарями | |||
22 | Однозначные и многозначные слова | |||
23 | Прямое и переносное значения слов. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. | |||
24 | Синонимы .Работа со словарём синонимов | |||
25 | Антонимы Работа со словарём антонимов | |||
26 | Развитие речи. Изложение текста воспринятого зрительно по данным к нему вопросам | |||
27 | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Обобщение по теме | |||
28 | Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах. | |||
29 | Корень слова (первое представление). Работа со словарём однокоренных слов | |||
30 | Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями. | |||
31 | Единообразное написание корня в однокоренных словах. | |||
32 | Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. | |||
33 | Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. | |||
34 | Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарём. | |||
35 | Перенос слов. Правила переноса | |||
36 | Проверочная работа по теме «Слово и его значение» | |||
37 | Развитие речи.Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам | |||
Звуки и буквы (59ч) | ||||
38 | Звуки и буквы.Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов | |||
39 | Диктант № 2 за первую четверть | |||
40 | Работа над ошибками.Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита.Использование алфавита при работе со словарями. | |||
41 | Употребление прописной (заглавной) буквы. Развитие речи.Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Е.Серебряковой «за обедом» | |||
42 | Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, яи их функции в слове: Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. | |||
43 | Развитие речи.Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. | |||
44 | Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме | |||
45 | Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). | |||
46 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). | |||
47 | Способы проверки безударных гласных в корне | |||
48 | Упражнения в написании слов с безударными гласными | |||
49,50 | Упражнения в написании слов с безударными гласными | |||
51 | Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением Восстановление деформированного текста | |||
52 | Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением | |||
53,54 | Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением | |||
55 | Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов Представление об орфограмме | |||
56 | Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» | |||
57 | Работа над ошибками. Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением. | |||
58 | Развитие речи. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» | |||
59 | Согласные звуки их признаки Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. | |||
60 | Согласный звук [и'] и буква «и краткое» | |||
61 | Слова с удвоенными согласными Произношение и написание слов с удвоенными согласными. | |||
62 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам.Проект «И в шутку и всерьез» | |||
63 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | |||
64 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. | |||
65 | Мягкий знак(ь) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. | |||
66 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.. | |||
67 | Подробное изложение по коллективно составленному плану Стр.127-128Проект «Пишем письмо» | |||
68 | Буквосочетания чк, чн,чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн,чт ([ш]то, наро[ш]но). | |||
69 | Правописание сочетаний чк, чн,чт, щн, нч. | |||
70 | Развитие речи.Работа с текстом | |||
71 | Проект «Рифма». | |||
72,73 | Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща,чу—щу. | |||
74 | Контрольный диктант № 4 за 2 четверть по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» | |||
75 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение изученного материала. | |||
76 | Звонкие и глухие согласные звуки .Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. | |||
77 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. | |||
78 | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. | |||
79,80 | Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. | |||
81 | Развитие речи.Составление поздравительной открытки. | |||
82 | Работа над ошибками.Обобщение изученного. | |||
83,84,85,86 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова | |||
87 | Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. | |||
88 | Развитие речи.Изложение текста по вопросам | |||
89 | Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова | |||
90 | Обобщение знаний об изученных правилах письма.Правописание гласных и согласных в корне слова. «Проверь себя» | |||
91 | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание слов с парными согласным на конце слова и перед согласным» | |||
92 | Работа над ошибками. Обобщение изученного. | |||
93 | Разделительный мягкий знак (ь) Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. | |||
94 | Использование на письме разделительного мягкого знака. | |||
95 | Развитие речи.Составление устного рассказа по серии рисунков. | |||
96 | Проверочная работа по теме «Правописание слов с мягким знаком» Обобщение знаний об изученных правилах письма. «Проверь себя» | |||
Части речи (58ч) | ||||
97 | Общее представление о частях речи | |||
98 | Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.Работа с графической информацией. | |||
Имя существительное (19ч) | ||||
99 | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления. | |||
100 | Общее представление об имени существительном как части речи | |||
101 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи | |||
102103 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | |||
104 | Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных | |||
105 | Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту | |||
106 | Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных. | |||
107 | Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). | |||
108 | Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных) Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. | |||
109 | Заглавная буква в именах собственных (географических названиях) | |||
110 | Проверочная работа по теме «Правописание имен собственных» | |||
111 | Числоимён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). | |||
112 | Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе | |||
113 | Обобщение знанийоб имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи. | |||
114 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста | |||
115 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение изученного. | |||
116 | Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное» | |||
117 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном | |||
Глагол (12ч) | ||||
118 | Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление) | |||
119 | Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи | |||
120 | Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста | |||
121 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам | |||
122 | Число глагола. Изменение глагола по числам | |||
123 | Правильное употребление глаголов (одеть и надеть)в речи | |||
124 | Правописание частицы не с глаголом | |||
125 | Обобщение знаний о глаголе | |||
126 | Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | |||
127 | Контрольный диктант № 7 по теме «Глагол» за 3 четверть | |||
128 | Работа над ошибками. Текст-повествование и роль в нём глаголов. | |||
129 | Развитие речи.Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. Стр.83 | |||
130 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. | |||
131 | Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные | |||
132 | Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании | |||
133 134 | Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению | |||
135 | Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов | |||
136 | Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного | |||
137 | Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампуньи др. | |||
138 | Обобщение знанийоб имени прилагательном Проверочная работа «Проверь себя» | |||
139 | Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное» | |||
140 | Работа над ошибками. Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании. | |||
141 | Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | |||
142 | Сравнение как одно из выразительных средств языка. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). | |||
Местоимение (4ч) | ||||
143 | Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление) | |||
144 | Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога. | |||
145 | Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно | |||
146 | Проверочная работа «Проверь себя» | |||
Предлоги (6ч) | ||||
147 | Предлог как часть речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. | |||
148 | Предлог как часть речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. | |||
149 | Правописание предлогов с именами существительными. | |||
150 | Развитие речи. Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок» | |||
151 | Контрольный диктант № 9 за 2 класс | |||
152 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | |||
153 | Проект «В словари за частями речи!» | |||
154 | Обобщение знаний о частях речи. | |||
Повторение (16ч) | ||||
155 | Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа | |||
156 | Предложение. Знаки препинания в конце предложений | |||
157 | Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении | |||
158 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. | |||
159 | Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи | |||
160 | Части речи их различение. Разбор слова как части речи | |||
161 | Контрольное списывание текста | |||
162 | Работа над ошибками. Части речи их различение. Разбор слова как части речи | |||
163 164 | Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов | |||
165 | Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил. | |||
166 167 168 169 | Упражнения в применении изученных правил правописания | |||
170 | Итоговый урок по курсу «Русский язык» |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка телеграмм