Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень); для 10 класса, кроме вышеперечисленного, - на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков // Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2007.
Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
дать общие сведения о языке;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Содержание образования
Общие сведения о языке (7 ч)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Лексика и фразеология (5 ч)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика (состав слова) и словообразование (3 ч)
Обобщающее повторение ранее изученного.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (7 ч)
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Речь, функциональные стили речи (2 ч)
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Научный стиль речи (3 ч)
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средств научного стиля.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
Связь языка и истории, культуры русского и других народов;
Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Уметь:
Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
Адекватно воспринимать информацию ипонимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
Использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) В зависимости от коммуникативной задачи;
Осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
Осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
Свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
Передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
Создание устного и письменного речевого высказывания:
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
Формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
Выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
Высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
Владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
Оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:
Проводить разные виды языкового разбора;
Опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
Анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
Соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
Эффективно использовать языковые единицы в речи;
Соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, лабораторная работа, тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и др.
На изучение русского языка в 10 классе отводится 35 часов.
Итого: на изучение материала – 30 часов,
на контрольные диктанты – 3 часа,
итоговый контрольный диктант по линии администрации – 1час;
итоговый диктант – 1 час;
на проверочные тесты – 9 часов.
ИКТ – 14.
Литература
Для учащихся
1. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл.
общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 14-е издание. - М.: Просвеще-
ние, 2008.
Для учителя
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
И. В. Золотарёва, Л. П. Дмитриева. Поурочные разработки 10 класс. Москва. «ВАКО» 2010г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№ | Тема урока | Кол. часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание | Дата провед | Корректир. | |
Общие сведения о языке (6 часов). | |||||||||
1. | Язык и общество. Язык и культура | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Язык и общество. Происхождение языка. Язык и культура. | Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке. Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение, составлять устное сообщение, требующее творч осмысления текста. | Написать сочинение-миниатюру; выписать 3-4 высказывания о языке. | |||
2. | Язык и история народа. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Язык и история народа. Три периода в истории русского языка, фрагменты статьи В. В. Лопатина и И. С. Улуханова из энцикл. “Русский язык” | Знать о взаимосвязи языка и истории народа.Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе, составлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста. | Упр. 269 (вторая часть), выполнить задания 3, 4, 5 к упражнению. | |||
3. | Русский язык в современном мире | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Русский язык как мировой, государственный, родной язык русского народа | Знать понятие “мировой язык; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государственном, понятие о функциях русского языка как государственного, его функциях в школьном изучении. Уметь толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы. | Упр. 267. | |||
4. | Активные процессы в современном русском языке. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка, книга Л. И. Скворцова “Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи» | Знать об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка.Уметь делать краткую запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль автора, готовить устное сообщение на предложенную тему по вопросам. | Упр.270 | |||
5. | РР Сочинение-рассуждение | 1 | Урок развития речи. | Анализ тем, сбор материала, написание сочинения, редактирование | Уметь создавать текст – рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый фактический материал, свободно излагать свои мысли, собл-ть нормы пост-ния текста | Доработать | |||
6. | Тест по теме «Общие сведен. о языке». | 1 | Контроль ЗУН | Тестовые задания | Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. | ||||
Фонетика. Орфоэпия. Орфография (5 часов). | |||||||||
7. | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. | 1 | Комбинированный. | Фонетика, графика, орфография, орфоэпия | Знать понятия “фонема”, “открытый и закрытый слоги”, “логическое ударение”, познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи.Уметь производить анализ орфографических трудностей. | Упр. 7. | |||
8. | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке | Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики.Уметь использовать в собственной речи, видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и исправлять их. | Упр. 25. | |||
9. | Принципы русской орфографии. | 1 | Повторительно-обобщ урок. | Принципы русской орфографии | Знать морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии. Уметь комментировать орфограммы, определять принципы написания. | Упр. 112. | |||
10. | Фонетический разбор. | 1 | Повторительно-обобщ урок. | Фонетический разбор | Знать порядок фонетического разбора. Уметь производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей. | Упр. 4 выполнить все задания к упражнению. | |||
11. | К/Р по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» | 1 | Контроль ЗУН | Контрольные задания | Уметьприменять навыки, полученные при изучении темы, для выполнения К/работы | ||||
Лексика и фразеология (6 часов). | |||||||||
12. | Лексическая система русского языка | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Многозначность слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. | Знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, омонимы, изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Уметь видеть в тексте и использовать изобраз. возможности лексики в речи. | Упр. 41, 50. | |||
13. | Исконно русская и заимствованная лексика. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Исконно русские слова, старославянизмы. Заимствованные слова | Знать русскую лексику с точки зрения ее происхождения, её изобразительные возможности Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности этой лексики; толковать слова, литературоведческие и научные термины; готовить сообщения о значении, употреблении, происхождении слов | Упр. 67, 69, 70 | |||
14. | Сферы употребления русской лексики | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Сферы употребления русской лексики, меж стилевая лексика, лексику товарно-рыночных отношений | Знать русскую лексику с точки зрения сферы ее употребления, межстилевую лексику, лексику товарно-рыночных отношений, способы толкования слов, группировку слов по тематическому признаку.Уметь видеть в тексте и использовать данную лексику в собственной речи, сочинять тексты разговорного, научно-популярного, официально-делового стилей с грамматическим заданием. | Упр.76 | |||
15. | Активный и пассивный словарный запас | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные новообразования | Знать активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы; инд. Новообр-ния, испол-ние их в худ. речи.Уметь видеть изобразительные возможности данных групп лексики в худ. текстах, владеть приемами редактирования. Уметь создавать тексты худ. стиля с использованием данных групп лексики, готовить сообщения о значении, происхождении, употребл. конкретных слов. | ||||
16. | Русская фразеология. Словари русского языка. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Фразеологизмы, фразеологические обороты . Лексические словари | Знать о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении.Уметь правильно употреблять в речи фразеологизмы в соответствии со значением и стилистическими свойствами, совершенствуя орф. и пунк.навыки. Знать строение словарной статьи лексического и фразеологического словарей, порядок лексико-фразеологического разбора.Уметь пользоваться словарями и производить лексико-фразеол. разбор, создавать тексты худ стиля с использованием фраз-змов, готовить сообщения об их значении, происхождении, употреблении. | Составить связный рассказ о фразеологизмах; упр. 87, 95. | |||
17. | К/Д по теме «Лексика и фразеология». | 1 | Урок контроля. | Диктант | Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. | _____ | |||
Морфемика и словообразование (3 часа). | |||||||||
18. | Повторение. Морфемика и словообразование. | 1 | Комбинированный. | Морфемика и словообразование. | Знать понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем, морфемной синонимии и антонимии.Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность. | Составить тест на правописание изуч на уроке орфограмм. | |||
19. | Словообразовательный разбор | 1 | Повтор-обобщ. урок. | Способы словообразования | Знать основные способы словообразования. Уметь производить словообразовательный анализ, совершенствуя орфографические навыки. | Упр. 126 (1часть); упр. 131. | |||
20. | Выразительные словообразовательные средства. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Выразительные словообразовательные средства | Знать выразительные словообразовательные средства.Уметь подбирать тексты, иллюстрирующие стилистические, изобразительно-выразительные свойства морфем, производить их художественно-стилистический анализ.Уметь выявлять авторскую позицию, идейный смысл произведения, выражаемые с помощью использованных лексических и словообразовательных средств. | Выписать из худ. лит-ры текст или пред-я, содержащие слова с суф. субъективной оценки. | |||
Морфология и орфография (7 часов). | |||||||||
21. | Обобщающее повторение морфологии. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | Общее грамматическое значение, грам. формы и синтаксические функции частей речи. | Знать грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица). | Упр. 167. 168 (устно), упр. 184 (выполнить зад. 1, 3 к тексту упр-ния) | |||
22. | РР Сочинение -рассуждение | 1 | Урок развития речи. | Анализ тем, сбор материала, написание сочинения, редактирование | Уметь создавать текст – рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый фактический материал, свободно излагать свои мысли, собл-ть нормы пост-ния текста | Доработать | |||
22. | Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в суффиксах сущ, прилагательных и наречий. | 1 | Комбинированный. | Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в разных частях речи.. | Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов правописания суффиксов н и нн разных частей речи. Уметь использовать КТ для систематизации и информации о трудных вопросах правописания окончаний и суффиксов разных частей речи. | Упр. 195, составить словарный диктант по теме «н и нн в сущ, прил. и наречиях». | |||
23. | Правописание –н- и –нн- в суффиксах причастий и отгл прилаг. Трудные вопросы правоп окончаний различных частей речи. | 1 | Комбинированный. | Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в разных частях речи.. | Знатьправописания –н- и –нн- в суффиксах разных частей речи. Уметьприменять правила по написанию окончаний разных частей речи. | Упр. 142 (закончить); упр. 171 (II). | |||
24. | Правописание не и ни с разными частями речи. | 1 | Комбинированный. | Правописание не и ни с разными частями речи. | Знатьправила написания не и ни с разными частями речи.Уметь опознавать части речи с не и ни, понимать общее в выборе орфограммы. | Упр. 205. | |||
25. | Правописание наречий. | 1 | Повторительно-об. урок | Правописание наречий. | Знать правила правописаний наречий. Уметь применять данные правила на письме. | Упр. 204. | |||
26. | Слитное, раздельное и дефисное написания. | 1 | Комбинированный. | Слитное, раздельное и дефисное написания | Знать правила слитного, раздельного и дефисного написания разных частей речи.Уметьраспознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать, конструировать словосочетания с наречиями. | Упр. 200. | |||
27. | К/раб. по теме «Морфология и орфография». | 1 | Урок контроля. | Контрольные задания | Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками. | _____ | |||
Речь, функциональные стили речи (3 часа). | |||||||||
28. | Язык и речь. | 1 | Комбинированный. | Основные требования к речи: правильности, точности, выразительности, уместность употребления яз. средств | Знать об основных требованиях к речи: правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств.Уметь применять их в собственной речи. Уметь отбирать материал из разных источников, связанный с культурой речи, и презентовать его, используя | ||||
29. | Что такое текст? | 1 | Комбинированный. | Текст, его строение, типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки. | Знать текст, его строение, типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки.Уметь производить речеведческий анализ художественного и научно-популярного текстов, создавать тексты разных типов речи, редактировать написанное. | Упр. 201, 201 (устно); стр. 155 – 157, 159 выучить материал учебника. | |||
30 | Функциональные стили речи. | 1 | Повторительно-об. урок | Функц. стили речи, общая характеристика: назначении, сфера использования, речевые жанры, стилевые особенности | Знать о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях.Уметь определять стиль текста, производя частичный речеведческий анализ | _____ | |||
Научный стиль речи (5 часов). | |||||||||
31. | Научный стиль речи. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Назначение, стилевые признаки, разновидности (подстили) научного стиля речи. | Понимать цель высказывания научного стиля (передача научной информации), сферу применения в устной (доклад, лекция, научное сообщение) и письменной (учебники, словари, научные книги, энциклопедии) речи.Уметьанализировать тексты научного стиля с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей. | Упр. 346. | |||
32. | Лексика научного стиля.. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. | Основные словарные пласты научного стиля, использование научной, проф лексики в произведениях худ. литературы, справочная литер-ра по научной лексике | Знать разновидности лексики научного стиля: нейтральная, общенаучная, специальная.Уметь разграничивать их, наблюдать за использованием научной, профессиональной лексики в произведениях художественной литературы, познакомиться со справочной литературой по научной лексике и научиться пользоваться ей. Уметь производить речеведческий анализ текстов научного стиля речи с точки зрения лексики | Упр. 353. | |||
33. | Научный стиль, его морфологические и синтаксические особенности. | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний. | Морфологические и синтаксические особенности текстов научного стиля | Знатьморфологические и синтаксические особенности научного стиля. Уметьанализировать тексты научного стиля. | Упр. 381. | |||
34. | Итоговый контрольный диктант. | 1 | Урок контроля. | Диктант | Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора. | _____ | |||
35. | Анализ проведённой работы. Итоги | 1 | Комбинированный. | Знать пройденный материал за курс десятого класса. Уметь применять изученный материал на практике. | _____ | ||||