Меню

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по рус­скому языку (базовый уровень); для 10 класса, кроме вышеперечисленного, - на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И. Власенков // Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / сост. Л. М. Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2007.

Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;

совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

дать общие сведения о языке;

обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;

способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

Содержание образования

Общие сведения о языке (7 ч)

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Фонетика, орфоэпия, орфография (4 ч)

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

Фонетический разбор.

Лексика и фразеология (5 ч)

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический разбор.

Морфемика (состав слова) и словообразование (3 ч)

Обобщающее повторение ранее изученного.

Выразительные словообразовательные средства.

Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография (7 ч)

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

Речь, функциональные стили речи (2 ч)

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Научный стиль речи (3 ч)

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

Использование учащимися средств научного стиля.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

Связь языка и истории, культуры русского и других народов;

Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социаль­но-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Уметь:

Информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудиро­вания:

Адекватно воспринимать информацию ипонимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

Использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) В зависимости от коммуникативной задачи;

Осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс аудирования;

Осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его воспри­ятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуника­тивной задачи;

Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных тек­стов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

Свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

Передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при состав­лении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, ре­фератов);

Создание устного и письменного речевого высказывания:

Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах об­щения;

Формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказыва­ния, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

Выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

Высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушан­ном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

Владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тек­сты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

создавать устное высказывание на лингвистические темы;

владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

Оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:

Проводить разные виды языкового разбора;

Опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точно­сти и уместности их употребления;

Анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

Соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

Соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

Эффективно использовать языковые единицы в речи;

Соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаи­вать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответст­вии с этикой речевого взаимодействия;

фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грам­матические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, лабораторная работа, тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и др.

На изучение русского языка в 10 классе отводится 35 часов.

Итого: на изучение материала – 30 часов,

на контрольные диктанты – 3 часа,

итоговый контрольный диктант по линии администрации – 1час;

итоговый диктант – 1 час;

на проверочные тесты – 9 часов.

ИКТ – 14.

Литература

Для учащихся

1.   Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл.
 общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 14-е издание. - М.: Просвеще-
 ние, 2008.

Для учителя

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». - М.: Просвещение, 2004.

И. В. Золотарёва, Л. П. Дмитриева. Поурочные разработки 10 класс. Москва. «ВАКО» 2010г.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

Тема урока

Кол. часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Домашнее

задание

Дата

провед

Корректир.

Общие сведения о языке (6 часов).



1.

Язык и общество. Язык и культура
1
Урок усвоения новых знаний.
 Язык и общество.  Происхождение языка. Язык и культура.


Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры, об отражении культуры в языке. Уметь работать с текстом научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение, составлять устное сообщение, требующее творч осмысления текста.
Написать сочинение-миниатюру; выписать 3-4 высказывания о языке.


2.

Язык и история народа.
1
Урок усвоения новых знаний.
Язык и история народа.  Три периода в истории русского языка, фрагменты статьи В. В. Лопатина и И. С. Улуханова из энцикл. “Русский язык”
Знать о взаимосвязи языка и истории народа.Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить сообщение на их основе, составлять устное сообщение, требующее творческого осмысления текста.
Упр. 269 (вторая часть), выполнить задания 3, 4, 5 к упражнению.


3.

Русский язык в современном мире
1
Урок усвоения новых знаний.
Русский язык как мировой, государственный, родной язык русского народа
Знать понятие “мировой язык; иметь представление о русском языке как родном и русском языке как государственном, понятие о функциях русского языка как государственного, его функциях в школьном изучении. Уметь толковать слова и обороты из текста, комментировать орфограммы и пунктограммы.
Упр. 267.


4.

Активные процессы в современном русском языке.
1
Урок усвоения новых знаний.
Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка, книга Л. И. Скворцова “Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи»
Знать об активных процессах в современном русском языке, о проблемах экологии языка.Уметь делать краткую запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль автора, готовить устное сообщение на предложенную тему по вопросам.
Упр.270


5.

РР Сочинение-рассуждение
1
Урок развития речи.
Анализ тем, сбор материала, написание сочинения, редактирование
Уметь создавать текст – рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый фактический материал, свободно излагать свои мысли, собл-ть нормы пост-ния текста
Доработать


6.

Тест по теме «Общие сведен. о языке».
1
Контроль ЗУН
Тестовые задания
Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками.



Фонетика. Орфоэпия. Орфография (5 часов).


7.

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.
1
Комбинированный.
Фонетика, графика, орфография, орфоэпия
Знать понятия “фонема”, “открытый и закрытый слоги”, “логическое ударение”, познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи.Уметь производить анализ орфографических трудностей.
Упр. 7.


8.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
1
Повторительно-обобщающий урок.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке
Знать основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке, выразительные средства русской фонетики.Уметь использовать в собственной речи, видеть произносительные недочеты и индивидуальные нарушения орфоэпической нормы и исправлять их.
Упр. 25.


9.

Принципы русской орфографии.
1
Повторительно-обобщ урок.
 Принципы русской орфографии
Знать морфологический, фонетический, традиционный принципы русской орфографии.
Уметь комментировать орфограммы, определять принципы написания.
Упр. 112.


10.

Фонетический разбор.
1
Повторительно-обобщ урок.
Фонетический разбор
Знать порядок фонетического разбора.
Уметь производить фонетический разбор с элементами анализа орфографических трудностей.
Упр. 4 выполнить все задания к упражнению.


11.

К/Р по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»
1
Контроль ЗУН
Контрольные задания
Уметьприменять навыки, полученные при изучении темы, для выполнения К/работы



Лексика и фразеология (6 часов).


12.

Лексическая система русского языка
1
Повторительно-обобщающий урок.
Многозначность слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, омонимы, изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.
Уметь видеть в тексте и использовать изобраз. возможности лексики в речи.
Упр. 41, 50.


13.

Исконно русская и заимствованная лексика.
1
Повторительно-обобщающий урок.
Исконно русские слова, старославянизмы. Заимствованные слова
Знать русскую лексику с точки зрения ее происхождения, её изобразительные возможности Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности этой лексики; толковать слова, литературоведческие и научные термины; готовить сообщения о значении, употреблении, происхождении слов
Упр. 67, 69, 70


14.

Сферы употребления русской лексики
1
Повторительно-обобщающий урок
Сферы употребления русской лексики,  меж стилевая лексика, лексику товарно-рыночных отношений
Знать русскую лексику с точки зрения сферы ее употребления, межстилевую лексику, лексику товарно-рыночных отношений, способы толкования слов, группировку слов по тематическому признаку.Уметь видеть в тексте и использовать данную лексику в собственной речи, сочинять тексты разговорного, научно-популярного, официально-делового стилей с грамматическим заданием.
Упр.76


15.

Активный и пассивный словарный запас
1
Повторительно-обобщающий урок
Архаизмы, историзмы, неологизмы; индивидуальные новообразования
Знать активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы; инд. Новообр-ния, испол-ние их в худ. речи.Уметь видеть изобразительные возможности данных групп лексики в худ. текстах, владеть приемами редактирования.  Уметь создавать тексты худ. стиля с использованием данных групп лексики, готовить сообщения о значении, происхождении, употребл. конкретных слов.



16.

Русская фразеология. Словари русского языка.
1
Повторительно-обобщающий урок.
Фразеологизмы, фразеологические обороты .  Лексические словари
Знать о фразеологизме в его узком и широком значениях, о происхождении фразеологизмов, стилистической окраске, нормативном употреблении.Уметь правильно употреблять в речи фразеологизмы в соответствии со значением и стилистическими свойствами, совершенствуя орф. и пунк.навыки. Знать строение словарной статьи лексического и фразеологического словарей, порядок лексико-фразеологического разбора.Уметь пользоваться словарями и производить лексико-фразеол. разбор, создавать тексты худ стиля с использованием фраз-змов, готовить сообщения об их значении, происхождении, употреблении.
Составить связный рассказ о фразеологизмах; упр. 87, 95.


17.

К/Д по теме «Лексика и фразеология».
1
Урок контроля.
Диктант
Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками.
_____


Морфемика и словообразование (3 часа).


18.

Повторение. Морфемика и словообразование.
1
Комбинированный.
Морфемика и словообразование.

Знать понятия морфемы, морфемики, многозначности морфем, морфемной синонимии и антонимии.Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность.
Составить тест на правописание изуч на уроке орфограмм.


19.

Словообразовательный разбор
1
Повтор-обобщ. урок.
 Способы словообразования
Знать основные способы словообразования.
Уметь производить словообразовательный анализ, совершенствуя орфографические навыки.
Упр. 126 (1часть); упр. 131.


20.

Выразительные словообразовательные средства.
1
Повторительно-обобщающий урок.
Выразительные словообразовательные средства
Знать выразительные словообразовательные средства.Уметь подбирать тексты, иллюстрирующие стилистические, изобразительно-выразительные свойства морфем, производить их художественно-стилистический анализ.Уметь выявлять авторскую позицию, идейный смысл произведения, выражаемые с помощью использованных лексических и словообразовательных средств.
Выписать из худ. лит-ры текст или пред-я, содержащие слова с суф. субъективной оценки.


Морфология и орфография (7 часов).


21.

Обобщающее повторение морфологии.
1
Повторительно-обобщающий урок.
Общее грамматическое значение, грам. формы и синтаксические функции частей речи.
Знать грамматические значения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.
Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица).
Упр. 167. 168 (устно), упр. 184 (выполнить зад. 1, 3 к тексту упр-ния)


22.

РР Сочинение -рассуждение
1
Урок развития речи.
Анализ тем, сбор материала, написание сочинения, редактирование
Уметь создавать текст – рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем, отбирать необходимый фактический материал, свободно излагать свои мысли, собл-ть нормы пост-ния текста
Доработать


22.

Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в суффиксах сущ, прилагательных и наречий.
1
Комбинированный.
Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в разных частях речи..


Уметь самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность по решению трудных вопросов правописания  суффиксов н и нн разных частей речи.
Уметь использовать КТ для систематизации и информации о трудных вопросах правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.
Упр. 195, составить словарный диктант по теме «н и нн в сущ, прил. и наречиях».


23.

Правописание –н- и –нн- в суффиксах причастий и отгл прилаг. Трудные вопросы правоп окончаний различных частей речи.
1
Комбинированный.
Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в разных частях речи..


Знатьправописания –н- и –нн- в суффиксах разных частей речи.
Уметьприменять правила по написанию окончаний разных частей речи.
Упр. 142 (закончить); упр. 171 (II).


24.

Правописание не и ни с разными частями речи.
1
Комбинированный.
Правописание не и ни с разными частями речи.
Знатьправила написания не и ни с разными частями речи.Уметь опознавать части речи с не и ни, понимать общее в выборе орфограммы.
Упр. 205.


25.

Правописание наречий.
1
Повторительно-об. урок
 Правописание наречий.
Знать правила правописаний наречий.
Уметь применять данные правила на письме.
Упр. 204.


26.

Слитное, раздельное и дефисное написания.
1
Комбинированный.
Слитное, раздельное и дефисное написания
Знать правила слитного, раздельного и дефисного написания разных частей речи.Уметьраспознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать, конструировать словосочетания с наречиями.
Упр. 200.


27.

К/раб. по теме «Морфология и орфография».
1
Урок контроля.
Контрольные задания
Владеть орфографическими, пунктуационными, лексико-грамматическими навыками.
_____


Речь, функциональные стили речи (3 часа).



28.

Язык и речь.
1
Комбинированный.
Основные требования к речи: правильности, точности, выразительности, уместность употребления яз. средств
Знать об основных требованиях к речи: правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств.Уметь применять их в собственной речи. Уметь отбирать материал из разных источников, связанный с культурой речи, и презентовать его, используя



29.

Что такое текст?
1
Комбинированный.
Текст, его строение, типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки.
Знать текст, его строение, типы речи: повествование, описание, рассуждение, их отличительные признаки.Уметь производить речеведческий анализ художественного и научно-популярного текстов, создавать тексты разных типов речи, редактировать написанное.
Упр. 201, 201 (устно); стр. 155 – 157, 159 выучить материал учебника.


30

Функциональные стили речи.
1
Повторительно-об. урок
Функц. стили речи,  общая характеристика: назначении, сфера использования, речевые жанры, стилевые особенности
Знать о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях.Уметь определять стиль текста, производя частичный речеведческий анализ
_____


 Научный стиль речи (5 часов).



31.

Научный стиль речи.
1
Урок усвоения новых знаний.
Назначение, стилевые признаки, разновидности (подстили) научного стиля речи.
Понимать цель высказывания научного стиля (передача научной информации), сферу применения в устной (доклад, лекция, научное сообщение) и письменной (учебники, словари, научные книги, энциклопедии) речи.Уметьанализировать тексты научного стиля с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей.
Упр. 346.


32.

Лексика научного стиля..
1
Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Основные словарные пласты научного стиля, использование научной, проф лексики в произведениях худ. литературы, справочная литер-ра по научной лексике
Знать разновидности лексики научного стиля: нейтральная, общенаучная, специальная.Уметь разграничивать их, наблюдать за использованием научной, профессиональной лексики в произведениях художественной литературы, познакомиться со справочной литературой по научной лексике и научиться пользоваться ей. Уметь производить речеведческий анализ текстов научного стиля речи с точки зрения лексики
Упр. 353.


33.

Научный стиль, его морфологические и синтаксические особенности.
1
Урок закрепления и совершенствования знаний.
Морфологические и синтаксические особенности текстов научного стиля
Знатьморфологические и синтаксические особенности научного стиля.
Уметьанализировать тексты научного стиля.
Упр. 381.


34.

Итоговый контрольный  диктант.
1
Урок контроля.
Диктант
Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора.
_____


35.

Анализ проведённой работы. Итоги
1
Комбинированный.

Знать пройденный материал за курс десятого класса.
Уметь применять изученный материал на практике.
_____