Меню

рабочая программа по предмету основы здорового образа жизни во 2 классе

Основы здорового образа жизни

 Пояснительная записка

Рабочая программа по основам здорового образа жизни разработана на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373), Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в ОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 22 и ориентирована на авторскую программу М.А.Павловой.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели и задачи курса

Цели учебного курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Структура курса

Программа «Основы здорового образа жизни» адаптирована как интегрированный курс и состоит из 5 блоков.

Этический блок (5 ч)
Природа и человек. Красота мира. Красота жизни. Красота – внешняя и внутренняя. Красота природы. Красота, созданная руками человека. Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту. Бережное отношение к окружающему миру. Вандализм. Созидание и разрушение. Я – часть природы. Взаимосвязь всего живого.

Психологический блок (6 ч)
Влияние эмоций на поведение человека. Словесный язык чувств. Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики. Знакомство с навыками саморегуляции. Развитие навыков общения. Давай поговорим: как слушать собеседника и вести себя во время разговора. Напиши мне письмо: знакомство с письменным общением. Играем вместе – обучение совместной деятельности мальчиков и девочек. Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов.

Правовой блок (5 ч)
Культура поведения. Этика. Этикет. Уважение к старшим. Забота о младших. Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье. Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы. Аккуратность и опрятность. Вредные привычки. Правила поведения в общественных местах (в школе, в театре, на улице, в транспорте).

Семьеведческий блок (4 ч)
Дом, где ты живешь. Чистота – залог здоровья! Гигиена тела и жилища. «Мужские» и «женские» обязанности.

Медико-гигиенический блок (14 ч)
 Из чего мы сделаны. В здоровом теле – здоровый дух. Как легче болеть и быстро выздоравливать? Режим дня. Закаливание. Дыхание, осанка и движение – ритмы суть жизни. Спорт – залог здоровья! Советы наоборот: «Что нужно сделать, для того, чтобы заболеть? Профилактика детского травматизма. Первая помощь при несчастных случаях. Как мы познаем окружающий мир. Роль органов чувств в познании окружающего мира. Питание и здоровье. Что такое здоровая пища и как ее приготовить. Как усваивается пища, т.е. придает нам силу. Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. Творчество и здоровье. Значение развития творческого воображения

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Образовательной программой школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;

понимание необходимости бережного отношения к природе;

могут быть сформированы:

понимание значения изучения курса «Основы здорового образа жизни»;

понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;

понимание своей сопричастности к жизни страны;

понимание красоты окружающего мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

- различать полезные и вредные привычки;

- ухаживать за больным человеком;

- выполнять правила поведения в общественных местах, правила здорового образа жизни;

- различать и называть основные части тела человека;

- называть органы чувств и рассказывать об их значении;

- приводить примеры здоровой пищи;

- рассказывать о значимости и осмысленности человеческой жизни;

- приводить примеры взаимосвязи жизни природы и человека.

- выражать приветствие, благодарность, просьбу;

- выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;

- рассказывать о профессиях родителей и работников школы;

- проявлять уважительное отношение к окружающим людям;

- выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;

- приводить примеры видов труда людей;

Обучающиеся получат возможность научиться:

различать и приводить примеры эмоций человека;

называть основные возрастные периоды жизни человека;

рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;

рассказывать о пользе витаминов;

рассказывать о необходимости занятия спортом ;

различать вредные и полезные привычки;

различать виды эмоционального состояния человека;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;

понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить.

Учащиеся могут научиться:

осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий рабочей тетради;

замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

называть и различать эмоции, правила этикета, правила здорового образа жизни;

устанавливать тесную взаимосвязь правильного поведения и здоровья.

Обучающиеся могут научиться:

осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;

сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;

группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

участвовать в диалоге при выполнении заданий;

оценивать действия одноклассников.

Обучающиеся могут научиться:

осуществлять взаимопроверку при работе в паре;

сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (видеотехники), наглядных пособий ( схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.

Программа состоит из пяти блоков:

Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

К концу 2 класса обучающиеся должны знать/уметь:

-вопросы отношения к окружающему миру;

- правила личной гигиены;

- формы поведения человека (успешные и неуспешные, уверенное и неуверенное, грубое);

- права человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе;

- статьи из Декларации прав ребенка, Конвенции о правах человека;

- что такое забота;

- что такое ответственность;

- что такое этикет;

- что такое семейные обязанности;

- что такое вредные привычки;

- о соблюдении режима дня;

- о профилактике нарушения зрения;

- правила закаливания.

К концу 2 класса обучающиеся могут уметь:

- характеризовать взаимосвязь элементов живой природы;

- характеризовать правила поведения в обществе;

- характеризовать способы противостояния принуждению;

-слушать собеседника;

- овладеватьвербальными и невербальными формами поведения;

- выявлять зависимость уверенности и неуверенности от других людей;

- отстаивать свои права;

-различатьуспешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав;

-уверенно вести себя в определенных ситуациях;

- пользоваться средствами личной гигиены;

- вооружиться навыками безопасного взаимодействия с миром.;

- характеризовать состояние окружающей среды обитания;

- проводить закаливание организма.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Региональная программа «Основы здорового образа жизни (ОЗОЖ)» / Павлова М.А. 2011 г.

2.Рабочая тетрадь 2 класс «Красота спасет мир», Павлова М.А., Саратов «Добродея», 2011г

Календарно- тематическое планирование (34ч.)


Тема урока
Дата
Коррекция
план

1
Знакомство с предметом ОЗОЖ. Что значит здоровый образ жизни?
Если хочешь быть здоров.



2
Зачем я на этой земле.



3
Я часть природы



4
Красота окружающего мира.



5
Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту.



6
Развитие познавательной сферы.



7
Развитие эмоциональной сферы.



8
Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики. Знакомство с навыками саморегуляции.



9
Развитие навыков общения.



10
Знакомство с письменным общением.



11
Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов.



12
Культура поведения. Этика. Этикет.



13
Культура поведения. Этика. Этикет.



14
Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье.



15
Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы.



16
Аккуратность и опрятность.



17
Чистота в доме и в школе.



18
Чистота в доме и в школе



19
Как делают уборку дома и в школе.



20
«Мужские» и «женские» обязанности.



21
Мой организм - целая планета. Путешествие по этой планете и знакомство с её жителями, устройством и функционированием.



22
Я хозяин своего здоровья.



23
Дыхание, осанка и движение - суть жизни



24
Советы наоборот: «Что нужно сделать для того, чтобы заболеть?»Что надо есть, если хочешь стать сильнее.



25
«Как легче болеть и быстро выздоравливать?



26
«Как легче болеть и быстро выздоравливать?



27-28
Профилактика детского травматизма.



29
Творчество и здоровье.



30
Нехотяй (не хочу, не могу, не буду)



31
Неунывайки (хочу знать, узнаю, могу и смею). На вкус и цвет товарищей нет.



32-34
Питание и здоровье.