рабочая программа по предмету основы здорового образа жизни во 2 классе
Основы здорового образа жизни
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам здорового образа жизни разработана на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373), Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в ОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 22 и ориентирована на авторскую программу М.А.Павловой.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса
Цели учебного курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Структура курса
Программа «Основы здорового образа жизни» адаптирована как интегрированный курс и состоит из 5 блоков.
Этический блок (5 ч)
Природа и человек. Красота мира. Красота жизни. Красота – внешняя и внутренняя. Красота природы. Красота, созданная руками человека. Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту. Бережное отношение к окружающему миру. Вандализм. Созидание и разрушение. Я – часть природы. Взаимосвязь всего живого.
Психологический блок (6 ч)
Влияние эмоций на поведение человека. Словесный язык чувств. Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики. Знакомство с навыками саморегуляции. Развитие навыков общения. Давай поговорим: как слушать собеседника и вести себя во время разговора. Напиши мне письмо: знакомство с письменным общением. Играем вместе – обучение совместной деятельности мальчиков и девочек. Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов.
Правовой блок (5 ч)
Культура поведения. Этика. Этикет. Уважение к старшим. Забота о младших. Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье. Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы. Аккуратность и опрятность. Вредные привычки. Правила поведения в общественных местах (в школе, в театре, на улице, в транспорте).
Семьеведческий блок (4 ч)
Дом, где ты живешь. Чистота – залог здоровья! Гигиена тела и жилища. «Мужские» и «женские» обязанности.
Медико-гигиенический блок (14 ч)
Из чего мы сделаны. В здоровом теле – здоровый дух. Как легче болеть и быстро выздоравливать? Режим дня. Закаливание. Дыхание, осанка и движение – ритмы суть жизни. Спорт – залог здоровья! Советы наоборот: «Что нужно сделать, для того, чтобы заболеть? Профилактика детского травматизма. Первая помощь при несчастных случаях. Как мы познаем окружающий мир. Роль органов чувств в познании окружающего мира. Питание и здоровье. Что такое здоровая пища и как ее приготовить. Как усваивается пища, т.е. придает нам силу. Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. Творчество и здоровье. Значение развития творческого воображения
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Образовательной программой школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год при 1 часе в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
понимание необходимости бережного отношения к природе;
могут быть сформированы:
понимание значения изучения курса «Основы здорового образа жизни»;
понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
понимание своей сопричастности к жизни страны;
понимание красоты окружающего мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающиеся научатся:
- различать полезные и вредные привычки;
- ухаживать за больным человеком;
- выполнять правила поведения в общественных местах, правила здорового образа жизни;
- различать и называть основные части тела человека;
- называть органы чувств и рассказывать об их значении;
- приводить примеры здоровой пищи;
- рассказывать о значимости и осмысленности человеческой жизни;
- приводить примеры взаимосвязи жизни природы и человека.
- выражать приветствие, благодарность, просьбу;
- выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
- рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
- проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
- выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
- приводить примеры видов труда людей;
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать и приводить примеры эмоций человека;
называть основные возрастные периоды жизни человека;
рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
рассказывать о пользе витаминов;
рассказывать о необходимости занятия спортом ;
различать вредные и полезные привычки;
различать виды эмоционального состояния человека;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить.
Учащиеся могут научиться:
осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий рабочей тетради;
замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
называть и различать эмоции, правила этикета, правила здорового образа жизни;
устанавливать тесную взаимосвязь правильного поведения и здоровья.
Обучающиеся могут научиться:
осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
участвовать в диалоге при выполнении заданий;
оценивать действия одноклассников.
Обучающиеся могут научиться:
осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (видеотехники), наглядных пособий ( схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.
Программа состоит из пяти блоков:
Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.
Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.
Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.
Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
К концу 2 класса обучающиеся должны знать/уметь:
-вопросы отношения к окружающему миру;
- правила личной гигиены;
- формы поведения человека (успешные и неуспешные, уверенное и неуверенное, грубое);
- права человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе;
- статьи из Декларации прав ребенка, Конвенции о правах человека;
- что такое забота;
- что такое ответственность;
- что такое этикет;
- что такое семейные обязанности;
- что такое вредные привычки;
- о соблюдении режима дня;
- о профилактике нарушения зрения;
- правила закаливания.
К концу 2 класса обучающиеся могут уметь:
- характеризовать взаимосвязь элементов живой природы;
- характеризовать правила поведения в обществе;
- характеризовать способы противостояния принуждению;
-слушать собеседника;
- овладеватьвербальными и невербальными формами поведения;
- выявлять зависимость уверенности и неуверенности от других людей;
- отстаивать свои права;
-различатьуспешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав;
-уверенно вести себя в определенных ситуациях;
- пользоваться средствами личной гигиены;
- вооружиться навыками безопасного взаимодействия с миром.;
- характеризовать состояние окружающей среды обитания;
- проводить закаливание организма.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Региональная программа «Основы здорового образа жизни (ОЗОЖ)» / Павлова М.А. 2011 г.
2.Рабочая тетрадь 2 класс «Красота спасет мир», Павлова М.А., Саратов «Добродея», 2011г
Календарно- тематическое планирование (34ч.)
№ | Тема урока | Дата | Коррекция | |
план | ||||
1 | Знакомство с предметом ОЗОЖ. Что значит здоровый образ жизни? Если хочешь быть здоров. | |||
2 | Зачем я на этой земле. | |||
3 | Я часть природы | |||
4 | Красота окружающего мира. | |||
5 | Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту. | |||
6 | Развитие познавательной сферы. | |||
7 | Развитие эмоциональной сферы. | |||
8 | Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики. Знакомство с навыками саморегуляции. | |||
9 | Развитие навыков общения. | |||
10 | Знакомство с письменным общением. | |||
11 | Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов. | |||
12 | Культура поведения. Этика. Этикет. | |||
13 | Культура поведения. Этика. Этикет. | |||
14 | Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье. | |||
15 | Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы. | |||
16 | Аккуратность и опрятность. | |||
17 | Чистота в доме и в школе. | |||
18 | Чистота в доме и в школе | |||
19 | Как делают уборку дома и в школе. | |||
20 | «Мужские» и «женские» обязанности. | |||
21 | Мой организм - целая планета. Путешествие по этой планете и знакомство с её жителями, устройством и функционированием. | |||
22 | Я хозяин своего здоровья. | |||
23 | Дыхание, осанка и движение - суть жизни | |||
24 | Советы наоборот: «Что нужно сделать для того, чтобы заболеть?»Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | |||
25 | «Как легче болеть и быстро выздоравливать? | |||
26 | «Как легче болеть и быстро выздоравливать? | |||
27-28 | Профилактика детского травматизма. | |||
29 | Творчество и здоровье. | |||
30 | Нехотяй (не хочу, не могу, не буду) | |||
31 | Неунывайки (хочу знать, узнаю, могу и смею). На вкус и цвет товарищей нет. | |||
32-34 | Питание и здоровье. |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков ютуб