Рабочая программа по ОЗОЖ в 4 классе
Пояснительная записка.
Рабочая программа и настоящее планирование по ОЗОЖ для учащихся 4 класса создана в соответствии с требованиями регионального компонента государственного стандарта начального образования.
С учетом теоретических подходов к проблеме, а также на основе исследований и практического опыта в области здорового образа жизни специалистами Саратовского областного центра планирования семьи и репродукции и кафедры валеологии Саратовского института повышения квалификации работников просвещения была разработана программа «Основы здорового образа жизни».
Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Цели и задачи.
Цель данной рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по озож.Задачи программы: обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования; дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного учебного предмета, курса; определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета, курса с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся. Задачи:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Содержание учебного курса
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности будет реализовываться с помощью предметов УМК «Начальная школа 21 века».
Для реализации программного материала используется : рабочая тетрадь «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс., ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2009 г
Данная программа состоит из 5-ти блоков:
- Этический блок (4 ч)
- Психологический блок (12 ч)
- Правовой блок (6 ч)
- Семьеведческий блок (6 ч)
- Медико-гигиенический блок (6 ч)
Для проверки знаний, умений включены тестовые задания и контрольные работы после изучения блоков.
Изменения в программу не внесены.
1 блок – Этический блок (4 ч.)
Человек на планете Земля. В дружбе с природой. Спор и ссора. Умение вести дискуссию. Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Проявление заботы в моем городе, в моей школе.
2 блок – Психологический блок(12 ч.)
Этот странный взрослый мир. Как я помню то, что помню: что мы помним друг о друге и близких. Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться. Кто «Я» такой. Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность
3 блок – Правовой блок(6 ч.)
Правила в жизни человека. Проявление милосердия, терпимости. Ответственность за жестовое поведение. Правила поведения в школе и на улице. Опасные ситуации. Стихийные бедствия. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
4 блок – Семьеведческий блок. (6 ч.)
Что такое труд. Трудом человек славен! Труд в моей семье. Что я больше всего люблю делать.
5 блок – Медико-гигенический блок. (6 ч.)
Секреты сохранения здоровья. Здоровье и благополучие. Полезные и вредные привычки. Вред применения наркотиков, алкоголя, никотина, токсических веществ.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса.
Учащиеся 4 класса должны:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Количество часов – 34, в неделю 1 час
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема | Дата | Коррекция | |
план | ||||
1 | Этический блок Развитие жизни на Земле | |||
2 | Представление о смысле жизни | |||
3 | Уникальность и неповторимость всех форм жизни | |||
4 | Самоценность личности | |||
5 | Психологический блокМанипуляции в общении | |||
6 | Умей сказать нет | |||
7 | Мои поступки |
8-9 | Дурные привычки Их влияние на наш организм. Дурные привычки и моё отношение к ним | |||
10 | Как мы видим друг друга | |||
11 | Дружба и что значит настоящий друг | |||
12-13 | Агрессия – формы проявления | |||
14 | Как справиться с гневом | |||
15 | Итоговая контрольная работа | |||
16-17 | Игры и упражнения на расслабления мышц | |||
18 | Правовой блокГражданин и государство | |||
19 | Права и обязанности граждан России | |||
20 -21 | Что значит быть и жить в настоящем времени | |||
22 | Я умею обижаться |
23 | Что значит победить другого человека | |||
24 | Семьеведческий блокИстория создания праздников | |||
25 | Общенародные и государственные праздники | |||
26 | Семейные праздники в традициях народов | |||
27 | Традиции в моей семье | |||
28 | Этика проведения праздников | |||
29 | Медико-гигиеническийОкружающая среда и здоровье человека | |||
30 | Как оценить количество и качество своего здоровья | |||
31 | Мониторинг физического здоровья | |||
32 | Значение зрения для человека | |||
33 | Профилактика возникновения нарушений зрения | |||
34 | Итоговая контрольная работа |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка телеграмм