Меню

Рабочая программа по ОЗОЖ в 4 классе


Пояснительная записка.

Рабочая программа и настоящее планирование по ОЗОЖ для учащихся 4 класса  создана в соответствии с требованиями регионального компонента государственного стандарта начального образования.

С учетом теоретических подходов к проблеме, а также на основе исследований и практического опыта в области здорового образа жизни специалистами Саратовского областного центра планирования семьи и репродукции и кафедры валеологии Саратовского института повышения квалификации работников просвещения была разработана программа «Основы здорового образа жизни».

     Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Цели  и задачи.

 Цель данной рабочей программы  является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по озож.Задачи программы: обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования; дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного учебного предмета, курса; определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета, курса с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся. Задачи:

            сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Содержание  учебного курса

     Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности будет  реализовываться с помощью предметов УМК «Начальная школа 21 века». 

Для реализации программного материала  используется : рабочая тетрадь  «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс.,  ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2009 г

Данная программа состоит из 5-ти блоков:

  • Этический блок (4 ч)
  • Психологический блок (12 ч)
  • Правовой блок (6 ч)
  • Семьеведческий блок (6 ч)
  • Медико-гигиенический блок (6 ч)

Для проверки знаний, умений включены тестовые  задания и контрольные работы после изучения блоков.

Изменения в программу не внесены.

1 блок – Этический блок (4 ч.)

Человек на планете Земля. В дружбе с природой. Спор и ссора. Умение вести дискуссию. Забота и ответственность. Проявление заботы в окружающем мире. Проявление заботы в моем городе,  в моей школе.

2 блок – Психологический блок(12 ч.)

Этот  странный взрослый мир. Как я помню то, что помню: что мы помним друг о друге и близких. Язык жестов и движений: позы, жесты, дистанция и манера одеваться. Кто «Я» такой. Застенчивость, агрессивность, пассивность и гиперактивность

3 блок – Правовой блок(6 ч.)

Правила в жизни человека. Проявление милосердия, терпимости. Ответственность за жестовое поведение. Правила поведения в школе и на улице. Опасные ситуации. Стихийные бедствия. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

4 блок – Семьеведческий блок. (6 ч.)

Что такое труд. Трудом человек славен! Труд в моей семье. Что я больше всего люблю делать.

5 блок – Медико-гигенический блок. (6 ч.)

Секреты сохранения здоровья. Здоровье и благополучие. Полезные и вредные привычки. Вред применения наркотиков, алкоголя, никотина, токсических веществ.

Требования к уровню подготовки учащихся  4 класса.

Учащиеся 4 класса должны:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Количество часов – 34, в неделю 1 час

                                                   Календарно- тематическое  планирование

Тема

Дата

Коррекция

план


1
Этический блок
Развитие жизни на Земле



2
Представление о смысле жизни



3
Уникальность и неповторимость всех форм жизни



4
Самоценность личности



5
Психологический блокМанипуляции в общении



6
Умей сказать нет



7
Мои поступки



                                   

8-9
Дурные привычки
Их влияние на наш организм.
Дурные привычки и моё отношение к ним



10
Как мы видим друг друга



11
Дружба и что значит настоящий друг



12-13
Агрессия – формы проявления



14
Как справиться с гневом



15
Итоговая контрольная работа



16-17
Игры  и упражнения на расслабления мышц



18
Правовой блокГражданин и государство



19
Права и обязанности граждан России



20
-21
Что значит быть и жить в настоящем времени



22
Я умею обижаться



23
Что значит победить другого человека



24
Семьеведческий блокИстория создания праздников



25
Общенародные и государственные праздники



26
Семейные праздники в традициях народов



27
Традиции в моей семье



28
Этика проведения праздников



29
Медико-гигиеническийОкружающая среда и здоровье человека



30
Как оценить количество и качество своего здоровья



31
Мониторинг физического здоровья



32
Значение зрения для человека



33
Профилактика возникновения нарушений зрения



34
Итоговая контрольная
работа