Рабочая программа по ОРКСЭ в 5 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ, 5 класс
Учебник: А. В. Кураев «Основы православной культуры» Москва, «Просвещение », 2014 год
Программа общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение, 2012 год
Автор программы - А. Я. Данилюк
Пояснительная записка
Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в педагогической практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.
Изучение православной культуры способствует реализации практически всех требований к содержанию образования. Особенно - требований обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных задач деятельности российской общеобразовательной школы - задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграции в пространство российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры. Приобщение детей к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие.
Курс «Основы православной культуры» проводится по учебнику А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества.
Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция », «мировоззрение», «духовность», «нравственность».
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций
многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи:
- знакомство с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Учебный курс создаѐт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-
государственного, духовного единства российской жизни.
Учебный курс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- системы связей, между другими учебными предметами.
- знакомство с основами религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и еѐ роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались принципы: научность, доступность, культуросообразность.
• Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.
• Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4–5 классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.
• Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты:
- формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;
- осуществлять информационный поиск;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
- знакомство с основами религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и еѐ роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Материально-техническое оснащение:
1. А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. М., «Просвещение», 2012 г.
2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.
3. Электронное приложение к учебному пособию А. В. Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы.
4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
5. А. В. Кураев. Основы православной культуры. 4-5 класс. - М.: Просвещение, 2014 г.
КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В условиях безотметочного обучения целесообразно выделить 3 уровня духовно-нравственного развития:
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Показатели |
Планируемые результаты образовательной деятельности | ||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень | |
Нравственные чувства |
Имеет представления о базовых гуманистических, духовно-нравственных ценностях, знает нравственные правила, принципы, нормы этики, но не всегда проявляет эмоциональную отзывчивость, критичную нравственную самооценку, затрудняется в правильной аргументации различных точек зрения на безнравственные поступки, проявлении положительных и нравственных чувств в ситуациях высокого эмоционального напряжения. |
Позитивно относится к базовым ценностям общества. Самостоятельно контролирует нравственные качества и мотивы своих поступков на основе нравственных правил, способен тормозить безнравственные (нежелательные) действия во взаимоотношениях с другими людьми на основе нравственной самооценки и самопроверки, самостоятельно и правильно аргументирует свою точку зрения, оценивая свои и чужие поступки, стремится к проявлению нравственных поступков и осуждает и безнравственные. |
Сформировано осознанное ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, уважительно относится к народным традициям, защитникам Родины, старшему поколению, родителям, имеет опыт переживания высоких нравственно-этических чувств, искренне проявляет положительные нравственно-этические чувства в обсуждении вопросов духовно-нравственной культуры народов России. |
Нравственная позиция |
Преимущественно при поддержке учителя в игровой форме и беседах проявляет интерес получению знаний о нравственных нормах и ценностях, к идеям добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе. При этом с целью решения познавательных задач бессистемно использует различные способы поиска информации по нравственной тематике в библиотеке, Интернете и других источниках. |
Активно интересуется знаниями о нравственных нормах и ценностях, идеями добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе, систематически использует различные способы поиска информации по нравственной тематике в библиотеке, Интернете и других источниках. Самостоятельно выполняет творческие работы, посещает факультативные занятия и внеурочные мероприятия духовно-нравственной тематики. |
Проявляет повышенный интерес к урокам духовно-нравственной культуры народов России, внеурочной и внешкольной деятельности по вопросам, гражданского и патриотического воспитания. Проявляет интерес к общественным явлениям и межкультурной коммуникации, активно обсуждает вопросы нравственного поведения и основ религиозной культуры с родителями, учителем и другими участниками воспитательного процесса. Самостоятельно выполняет творческие работы, участвует в организации и привлекает одноклассников к проведению внеурочных мероприятий, акций милосердия, выставок творческих работ и т.п. |
Нравственное поведение |
В основном выполняет правила нравственного поведения на основе понимания их необходимости, проявляет желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности. Преимущественно под непосредственным руководством учителя участвует в просмотре кинофильмов и другой внеурочной и внешкольной коллективной деятельности гражданского и историко-патриотического содержания. Вместе с тем иногда допускает безнравственные поступки. |
Всегда выполняет правила нравственного поведения на основе понимания их необходимости, проявляет желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности. С желанием участвует в туристической деятельности, краеведческой работе, просмотре кинофильмов, путешествиях по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых играх гражданского и историко-патриотического содержания под руководством учителя. Ответственно относится и обязательно выполняет творческие задания |
Является образцом нравственного поведения. Инициирует и активно участвует в сюжетно-ролевых играх, литературно-музыкальных праздниках, спектаклях и других мероприятиях духовно-нравственной направленности. Проводит беседы, экскурсии для младших школьников по вопросам нравственного поведения, отношения к национальным святыням и духовной культуре Отечества. Как правило, активно участвует в поисковой деятельности, различных интеллектуальных, творческих ученических конкурсах и нередко является победителем. |
К объектам педагогического наблюдения, позволяющим оценить уровень духовно-нравственного развития школьников, можно отнести:
способы и умения осуществления сотрудничества учащихся в классе и с учащимися 5 класса;
личные достижения учащихся и класса в целом;
самостоятельную работу учащихся с целью коррекции своих знаний или освоения новых знаний и способов деятельности;
работу ученика в паре, малой группе детей;
заполнение и совместное с детьми составление всевозможных (тематических, итоговых, диагностических) оценочных листов, с учётом принципа предельной дифференциации умений;
творческие находки и уникальные «продукты» детской деятельности как формы признания их социальной значимости, «портфель» ученика и его презентацию.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
|
Тема |
Количество часов |
Внеурочная работа |
I. |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. |
1 |
|
1. |
Россия – наша Родина |
1 |
|
II |
Основы православной культуры |
28 |
|
2. |
Культура и религия |
1 |
|
3. |
Человек и Бог в православии |
1 |
|
4. |
Православная молитва |
1 |
|
5. |
Библия и Евангелие |
1 |
|
6. |
Проповедь Христа |
1 |
|
7. |
Христос и его крест |
1 |
|
8. |
Пасха |
1 |
|
9. |
Православное учение о человеке |
1 |
|
10. |
Совесть и раскаяние |
1 |
|
11. |
Заповеди |
1 |
|
12. |
Милосердие и сострадание |
1 |
|
13. |
Золотое правило этики |
1 |
|
14. |
Храм |
1 |
Экскурсия в православный храм |
15. |
Икона |
1 |
|
16. |
Творческие работы учащихся |
1 |
|
17. |
Подведение итогов |
1 |
|
18. |
Как христианство пришло на Русь |
1 |
|
19. |
Подвиг |
1 |
|
20. |
Заповеди блаженств |
1 |
|
21. |
Зачем творить добро? |
1 |
|
22. |
Чудо в жизни христианина |
1 |
|
23. |
Православие о Божием суде |
1 |
|
24. |
Таинство причастия |
1 |
|
25. |
Монастырь |
1 |
Посещение храма |
26. |
Отношение христианина к природе |
1 |
|
27. |
Христианская семья |
1 |
|
28. |
Защита Отечества |
1 |
|
29. |
Христианин в труде |
1 |
|
III |
Духовные традиции многонационального народа |
6 |
|
30. |
Любовь и уважение к Отечеству |
1 |
|
31. |
Подготовка творческих проектов |
1 |
|
32. |
Подготовка творческих проектов |
1 |
|
33. |
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры в моём селе» и т.д. |
1 |
|
34. |
Выступление учащихся со своими творческими работами: «Моё отношение к миру», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества », «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д. |
1 |
|
35. |
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.) |
1 |
|
|
Всего |
35 |
|
Примерные темы творческих работ:
Темы сочинений:
«Как я понимаю православие»
«Что такое этика?»
«Значение религии в жизни человека и общества»
«Православный храм как произведение архитектуры»
«Экскурсия в православный храм»
«Православные святыни»
«Шедевры православной культуры»
«Православные праздники»
«Крещение Руси как начало великой русской культуры»
«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»
«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»
«Возможен ли подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к людям»
«Мое отношение к России»
«С чего начинается Родина»
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
«Мой дедушка – защитник Родины»
«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»
Темы исследовательских работ:
Как христианство пришло на Русь
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)
№ п/п
|
Тема урока |
Дата проведения | |
По плану |
По факту
| ||
1 |
Россия – наша Родина. |
| |
2 |
Культура и религия. |
| |
3 |
Человек и Бог в православии. |
| |
4 |
Православная молитва. |
| |
5 |
Библия и Евангелие. |
| |
6 |
Проповедь Христа. |
| |
7 |
Христос и Его Крест. |
| |
8 |
Пасха. |
| |
9 |
Православное учение о человеке. |
| |
10 |
Совесть и раскаяние. |
| |
11 |
Заповеди. |
| |
12 |
Милосердие и сострадание. |
| |
13 |
Золотое правило этики. |
| |
14 |
Храм. |
| |
15 |
Икона. |
| |
16 |
Творческие работы учащихся. |
| |
17 |
Подведение итогов. |
| |
18 |
Как христианство пришло на Русь. |
| |
19 |
Подвиг. |
| |
20 |
Заповеди блаженств. |
| |
21 |
Зачем творить добро? |
| |
22 |
Чудо в жизни христианина. |
| |
23 |
Православие о Божием суде. |
| |
24 |
Таинство Причастия. |
| |
25 |
Монастырь. |
| |
26 |
Отношение христианина к природе. |
| |
27 |
Христианская семья. |
| |
28 |
Защита Отечества. |
| |
29 |
Христианин в труде. |
|
|
30 |
Любовь и уважение к Отечеству. |
|
|
31-32 |
Подготовка творческих проектов. |
|
|
33-35 |
Защита проектов. |
|
|
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка телеграма