Меню

Рабочая программа по ОРКСЭ в 5 классе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 модуля  «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ, 5 класс

Учебник:  А. В. Кураев «Основы православной культуры»  Москва, «Просвещение », 2014 год

Программа общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение, 2012 год

Автор программы - А. Я. Данилюк

 

Пояснительная записка

 

    Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в педагогической практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.

   Изучение православной культуры способствует реализации практически всех требований к содержанию образования. Особенно - требований обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных задач деятельности российской общеобразовательной школы - задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграции в пространство российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры. Приобщение детей к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие.

   Курс «Основы православной культуры» проводится по учебнику А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества.

  Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция », «мировоззрение», «духовность», «нравственность».

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций

многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

   Основные задачи:

- знакомство с основами православной культуры;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

   Учебный курс создаѐт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-

государственного, духовного единства российской жизни.

   Учебный курс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

- ориентации на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

- системы связей, между другими учебными предметами.

- знакомство с основами религиозной морали;

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и еѐ роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

 

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  

   При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались  принципы: научность, доступность, культуросообразность.

        Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.

        Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4–5 классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.

        Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

   Личностные результаты:

- формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- развитие этических чувств;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

   Метапредметные результаты:

- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий;

- осуществлять информационный поиск;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

   Предметные результаты:

- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;

- знакомство с основами религиозной морали;

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и еѐ роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Материально-техническое оснащение:

1. А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. М., «Просвещение», 2012 г.

2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.

3. Электронное приложение к учебному пособию А. В. Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы.

4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

5. А. В. Кураев. Основы православной культуры. 4-5 класс. - М.: Просвещение, 2014 г.

 

 

КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

В условиях безотметочного обучения целесообразно выделить 3 уровня духовно-нравственного развития:

  • Низкий уровень

  • Средний уровень

  • Высокий уровень

 

Показатели

Планируемые результаты образовательной деятельности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Нравственные чувства

Имеет представления о базовых гуманистических, духовно-нравственных ценностях, знает   нравственные   правила, принципы, нормы этики,

но не всегда проявляет эмоциональную отзывчивость, критичную нравственную самооценку, затрудняется в правильной аргументации различных точек зрения на безнравственные поступки, проявлении положительных и нравственных чувств в ситуациях высокого эмоционального напряжения.

Позитивно относится к базовым ценностям общества. Самостоятельно контролирует нравственные качества и мотивы своих поступков на основе нравственных правил, способен тормозить безнравственные (нежелательные) действия во взаимоотношениях с другими людьми на основе нравственной самооценки и самопроверки, самостоятельно и правильно

аргументирует

 свою точку зрения, оценивая свои и чужие поступки, стремится к проявлению нравственных поступков и осуждает и безнравственные.

Сформировано осознанное ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, уважительно относится к народным традициям, защитникам Родины, старшему поколению, родителям, имеет опыт переживания высоких нравственно-этических чувств, искренне проявляет положительные нравственно-этические чувства  в обсуждении вопросов духовно-нравственной культуры народов России.

Нравственная позиция

Преимущественно при поддержке учителя в игровой форме и беседах проявляет интерес получению знаний о нравственных нормах и ценностях, к идеям добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе.

При этом с целью решения познавательных задач бессистемно использует   различные   способы   поиска

информации   по нравственной тематике в   библиотеке,   Интернете и других источниках.

Активно интересуется знаниями о нравственных нормах и ценностях, идеями добра и справедливости в фольклорной и художественной литературе, систематически использует   различные   способы   поиска

информации   по нравственной тематике в   библиотеке,   Интернете и других источниках.

Самостоятельно выполняет творческие работы, посещает факультативные занятия и внеурочные мероприятия духовно-нравственной тематики.

Проявляет повышенный интерес к урокам духовно-нравственной культуры народов России, внеурочной и внешкольной деятельности по вопросам, гражданского и патриотического воспитания. Проявляет интерес к общественным явлениям и межкультурной коммуникации, активно обсуждает вопросы нравственного поведения и основ религиозной культуры с родителями, учителем и другими участниками воспитательного процесса. Самостоятельно выполняет творческие работы, участвует в организации и привлекает одноклассников к проведению внеурочных мероприятий, акций милосердия, выставок творческих работ и т.п.

Нравственное поведение

В основном выполняет правила нравственного поведения на основе понимания их необходимости, проявляет   желание,   стремление   делать   людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.

Преимущественно под непосредственным руководством учителя  участвует в просмотре кинофильмов и другой  внеурочной и  внешкольной коллективной деятельности гражданского и историко-патриотического содержания. Вместе с тем иногда допускает безнравственные поступки.

Всегда выполняет правила нравственного поведения на основе понимания их необходимости, проявляет   желание,   стремление   делать   людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.

С желанием участвует в туристической деятельности, краеведческой работе,  просмотре кинофильмов,  путешествиях по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых играх гражданского и историко-патриотического содержания под руководством учителя. Ответственно относится и обязательно выполняет творческие задания

Является образцом нравственного поведения. Инициирует и активно участвует в сюжетно-ролевых играх, литературно-музыкальных праздниках, спектаклях и других мероприятиях духовно-нравственной направленности. Проводит беседы, экскурсии для младших школьников по вопросам нравственного поведения, отношения к национальным святыням и духовной культуре Отечества.

Как правило, активно участвует в поисковой деятельности, различных интеллектуальных, творческих ученических конкурсах и нередко является победителем. 

 

К объектам педагогического наблюдения, позволяющим оценить уровень духовно-нравственного развития  школьников, можно отнести:

  • способы и умения осуществления сотрудничества учащихся в классе и с учащимися 5 класса;

  • личные достижения учащихся и класса в целом;

  • самостоятельную работу учащихся с целью коррекции своих знаний или освоения новых знаний и способов деятельности;

  • работу ученика в паре, малой группе детей;

  • заполнение и совместное с детьми составление всевозможных (тематических, итоговых, диагностических) оценочных листов, с учётом принципа предельной дифференциации умений;

  • творческие находки и уникальные «продукты» детской деятельности как формы признания их социальной значимости, «портфель» ученика и его презентацию.

    СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

     

 

Тема

Количество часов

Внеурочная работа

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1

 

1.

Россия – наша  Родина

1

 

II

Основы православной культуры

28

 

2.

Культура и религия

1

 

3.

Человек и Бог в православии

1

 

4.

Православная молитва

1

 

5.

Библия и Евангелие

1

 

6.

Проповедь Христа

1

 

7.

Христос и его крест

1

 

8.

Пасха

1

 

9.

Православное учение о человеке

1

 

10.

Совесть и раскаяние

1

 

11.

Заповеди

1

 

12.

Милосердие и сострадание

1

 

13.

Золотое правило этики

1

 

14.

Храм

1

Экскурсия в православный храм

15.

Икона

1

 

16.

Творческие работы учащихся

1

 

17.

Подведение итогов

1

 

18.

Как христианство пришло на Русь

1

 

19.

Подвиг

1

 

20.

Заповеди блаженств

1

 

21.

Зачем творить добро?

1

 

22.

Чудо в жизни христианина

1

 

23.

Православие о Божием суде

1

 

24.

Таинство причастия

1

 

25.

Монастырь

1

Посещение храма

26.

Отношение христианина к природе

1

 

27.

Христианская семья

1

 

28.

Защита Отечества

1

 

29.

Христианин в труде

1

 

III

Духовные традиции многонационального народа

6

 

30.

Любовь и уважение к Отечеству

1

 

31.

Подготовка творческих проектов

1

 

32.

Подготовка творческих проектов

1

 

33.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры в моём селе» и т.д.

1

 

34.

Выступление учащихся со своими творческими работами: «Моё отношение к миру», «Моё отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества », «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»  и т.д.

1

 

35.

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)

1

 

 

Всего

35

 

 

 

 

 

 

 

Примерные темы творческих работ:

 

Темы сочинений:

«Как я понимаю православие»

«Что такое этика?»

«Значение религии в жизни человека и общества»

«Православный храм как произведение архитектуры»

«Экскурсия в православный храм»

«Православные святыни»

«Шедевры православной культуры»

«Православные праздники»

«Крещение Руси как начало великой русской культуры»

«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»

«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»

«Возможен ли подвиг в мирное время?»

 «Мое отношение к людям»

«Мое отношение к России»

«С чего начинается Родина»

 «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

«Мой дедушка – защитник Родины»

«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»

 

   Темы исследовательских работ:

 

Как христианство пришло на Русь

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)

 

 

 

№ п/п

 

Тема урока

Дата проведения

По плану

По факту

 

1

Россия – наша Родина.

 

2

Культура и религия.

 

3

Человек и  Бог в православии.

 

4

Православная молитва.

 

5

Библия и Евангелие.

 

6

Проповедь Христа.

 

7

Христос и Его Крест.

 

8

Пасха.

 

9

Православное учение о человеке.

 

10

Совесть и раскаяние.

 

11

Заповеди.

 

12

Милосердие и сострадание.

 

13

Золотое правило этики.

 

14

Храм.

 

15

Икона.

 

16

Творческие работы учащихся.

 

17

Подведение итогов.

 

18

Как христианство пришло на Русь.

 

19

Подвиг.

 

20

Заповеди блаженств.

 

21

Зачем творить добро?

 

22

Чудо в жизни христианина.

 

23

Православие о Божием суде.

 

24

Таинство Причастия.

 

25

Монастырь.

 

26

Отношение христианина к природе.

 

27

Христианская семья.

 

28

Защита Отечества.

 

29

Христианин в труде.

 

 

30

Любовь и уважение к Отечеству.

 

 

31-32

Подготовка творческих проектов.

 

 

 

33-35

Защита проектов.