Меню

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4)

Нормативно – правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)

Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5).

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:

  • Основы православной культуры;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы буддийской культуры;
  • Основы иудейской культуры;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы светской этики.

Курс «Основы православной культуры» проводится по учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры». 4-5 классы. –М.: Просвещение, 2012.-95 с. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества.

Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция », «мировоззрение», «духовность», «нравственность».

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи:

- знакомство с основами православной культуры;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Учебный курс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

- ориентации на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

- системы связей, между другими учебными предметами.

- знакомство с основами религиозной морали;

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

2.СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Урок №1. Россия – наша Родина

Урок №2. Культура и религия

Урок №3. Бог и человек в православии

Урок №4. Православная молитва

Урок №5. Библия и Евангелие

Урок №6. Проповедь Христа

Урок №7. Христос и Его Крест

Урок №8. Пасха

Урок №9. Православное учение о человеке

Урок №10. Совесть и раскаяние

Урок №11. Заповеди

Урок №12. Милосердие и сострадание

Урок №13. Золотое правило этики

Урок №14. Храм

Урок №15. Икона

Урок №16. Творческие работы учащихся

Урок №17. Подведение итогов

Урок №18. Как христианство пришло на Русь

Урок №19. Подвиг

Урок №20. Заповеди блаженства

Урок №21. Зачем творить добро?

Урок №22. Чудо в жизни христианина

Урок №23. Православие о Божием суде

Урок №24. Таинство Причастия

Урок №25. Монастырь

Урок №26. Отношение христианина к природе

Урок №27. Христианская семья

Урок №28. Защита Отечества

Урок №29. Христианин в труде

Урок №30. Любовь и уважение к Отечеству

Урок №31-34. Итоговый урок

3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата

(месяц, четверть)

Часы

1 четверь

2 четверь

3четверь

4 четверь


8

7

10

9

Итого: 34 часа.

4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

- формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- развитие этических чувств;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-комууникационных технологий;

- осуществлять информационный поиск;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

Предметные результаты:

- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;

- знакомство с основами религиозной морали;

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

5.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Материально-техническое оснащение:

1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. 2010

2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.

3. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.

4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

5. Энциклопедическая и справочная литература.

Календарно-тематическое планирование

Основы православной культуры 4 класс

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее задание

Дата проведения

План.

Факт.

1

Россия – наша Родина
1
Комбинированный урок
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Знать:
- что такое духовный мир человека
- что такое культурные традиции
и для чего они существуют
Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое.
С.4-5


2

Православие и культура
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры».
Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.
С.6-7


3

Человек и Бог в православии
1
Комбинированный урок
Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Свобода, разум, совесть, доброта, любовь. Презентация. Электронное приложение
Знакомятся с основами духовной традиции православия
Объяснить взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь – доброта – красота».
С. 8-11


4

Православная молитва
1
Комбинированный урок
Что такое православие. Какие бывают молитвы.
О молитве «отче наш» Благодать, молитва, святые, Священное Предание Презентация. Электронное приложение
Знать:
- что такое православие;
- что значит слово благодать
- кто такие святые
- о молитве «Отче наш»
С. 12-15


5

Библия и Евангелие
1
Комбинированный урок
Кто такие христиане. Что такое Библия. Что такое Евангелие. Библия, Ветхий Завет, Священное Писание Нового Завета, апостолы, притча, откровения. Презентация. Электронное приложение
Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры
С. 16-19


6

Проповедь Христа
1
Комбинированный урок
Чему учил Христос. Что такое Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Презентация. Электронное приложение
Знать:
- чему учил Христос,
- символику креста.
Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей
С. 20-23


7

Христос и Его Крест
1
Комбинированный урок
Как бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Воплощение, распятие, Рождество Христово. Презентация. Электронное приложение
Знать:
- как Бог стал человеком;
- почему Христос не уклонился от от казни;
- Символику креста
Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей
Познакомить с рассказами о предательстве Иуды, о суде и распятии Христа. Дать представление о Великом Посте.
С. 24-27


8

Пасха
1
Комбинированный урок
Что воскресение не только день недели. Символ Пасхи. Как празднуют Пасху. Воскресение, Пасха Христова, пасхальное яйцо. Презентация. Электронное приложение
Знать:
-что воскресенье не только день недели
- что такое Пасха
-как празднуют Пасху
Показать особое значение и познакомить с традициями празднования главного православного праздника – Пасхи.
С. 28-31
Нарисовать или слепить пасхальное яйцо.


9

Православное учение о человеке
1
Комбинированный урок
Чем Бог одарил человека. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Тело, душа, внутренний мир человека, образ Бога в человеке, болезнь души. Презентация. Электронное приложение
Знать:
- чем бог одарил человека;
-что такое «образ божий»
-Душа, Тело
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры
С.32-35


10

Совесть и раскаяние
1
Комбинированный урок
О подсказках совести. Как исправить ошибки. Зло, грех, совесть, раскаяние. Презентация. Электронное приложение
Знать:
-о подсказках совести
- как исправлять ошибки
Познакомить с историями о помощи святых.
С. 36-39


11

Заповеди
1
Комбинированный урок
Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. 10 заповедей Презентация. Электронное приложение
Знать:
- что общего у убийства и воровства
- как зависть гасит радость
Познакомить с нравственными нормами поведения христиан
Познакомить с правилами, данными Богом первым людям.
С. 40-41


12

Милосердие и сострадание
1
Комбинированный урок
Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Самарянин, ближний, милосердие, милостыня. Презентация. Электронное приложение
Знать:
-чем милосердие отличается от дружбы
-кого называют «ближним»
- как христианин должен относиться к людям
С. 42-45
Нарисовать дерево добрых дел.


13

Золотое правило этики
1
Комбинированный урок
Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение Презентация. Электронное приложение
Знать:
-главное правило человеческих отношений
- что такое «неосужение»
Разработать взаимосвязи этических и эстетических понятий «непослушание – грусть – некрасивое».
С. 46-47


14

Храм
1
Комбинированный урок
Что люди делают в храмах. Как устроен православный храм. Презентация. Электронное приложение
Знакомятся с устройством храмов
Знать:
- что люди делают в храмах
- почему изображают невидимое
Познакомить с храмами г.Саратова, их историей, убранством, святынями.
С. 48-51
Нарисуйте храм.


15

Икона
1
Комбинированный урок
Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Икона, свет, нимб, лица (лики) и глаза. Презентация. Электронное приложение
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений
С. 52-55


16

Творческие работы учащихся. Подведение итогов.
1
Урок обобщения и систематизации знаний
О курсе «Основы православной культуры». Презентации
Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.
Работа по созданию проектов
Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам


17

Как христианство пришло на Русь. Православие в России.
1
Комбинированный урок
Что такое Церковь. Что такое крещение. Крещение Руси, мудрость, исповедь Презентация. Электронное приложение
Учаться излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, обще ства. Излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества Должны знать: - что такое церковь; - что такое крещение
С. 58-61


18

Подвиг
1
Комбинированный урок
О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Подвиг, жертва Богу, подвижник Презентация. Электронное приложение
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.Уметь:объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий
С. 62-63


19

Заповеди блаженств
1
Комбинированный урок
Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. Заповеди блаженств, нищие духом, Царство Небесное Презентация. Электронное приложение
Уметь:работать с текстом учебника, объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры
С. 64-67


20
Зачем творить добро?
1
Комбинированный урок
Как подражают Христу. Чему радуются святые. Святой, причина творить добро. Презентация. Электронное приложение
Разработать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех». Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.
Работают с текстом учебника,готовят ответ на вопрос «Как я понимаю выражение «мир в душе», учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную
С. 68-69


21
Чудо в жизни христианина
1
Комбинированный урок
О Святой Троице.
Святая Троица, добродетель, вера, творец
О христианских добродетеля Презентация. Электронное приложение
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий
С. 70-71


22
Православие о Божием суде.
1
Комбинированный урок
Как видеть в людях Христа. Почему христиане вверят в бессмертие. Легенда о Христофоре, вера в бессмертие. Презентация. Электронное приложение
Учатся объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры
С. 72-75


23
Таинство Причастия
1
Комбинированный урок
Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. Тайная вечеря, причастие, христианские таинства, литургия. Презентация. Электронное приложение
Знать:
как Христос передал себя ученикам, что такое причастие, что такое церковное таинство.
Учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную
С. 76-79


24
Монастырь
1
Комбинированный урок
Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. Монах (монахиня). Монастырь, послушание, монашество Презентация. Электронное приложение
Знать:
почему люди идут в монахи, отчего отказываются монахи.
Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку
С. 80-83


25
Христианское отношение к природе
1
Комбинированный урок
Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы. Христианское милосердие Презентация. Электронное приложение
Знать:
что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы.
С. 84-85


26
Христианская семья
1
Комбинированный урок
Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. Семья, венчание, тактичность Презентация. Электронное приложение
Учатся работать с текстом учебника, объяснять основные термины и понятия, излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения, вести диалог, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, рассказать о православных семейных ценностях, подготовить рассуждение на одну из тем: «Семья – это маленький ковчег», «Детей любить тоже непросто»
С. 86-87


27
Защита Отечества
1
Комбинированный урок
Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. Оборонительная война, Дмитрий Донской, Александр Невский, Илья Муромец, Федор Ушаков. Презентация. Электронное приложение
Раскрытие духовно-нравственных понятий: герой, защитник, слава, православие.
С. 88-91


28
Христианин в труде
1
Комбинированный урок
О первом грехе людей. Какой труд напрасен. Заповедь труда Презентация. Электронное приложение
Знать:
о первом грехе людей, какой труд напрасен.
Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку.
Нарисовать дерево добрых дел.


29
Любовь и уважение к Отечеству
1
Комбинированный урок
Духовные традиции России. Патриотизм, светская этика, Отечество. Презентация. Электронное приложение
Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен­тировать свою точку зрения и оценку событий
С. 94-95


30-33
Подготовка творческих проектов
4
Урок обобщения и систематизации знаний
Православие в России.
Самостоятельная работа учащихся, планирование деятельности.
Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам


34
Обобщающий урок.Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Введение в православную духовную традицию и православие в России.
Защита проектов, презентаций
Знать: правила составления презентации, требования к оформлению презентации и ее защите. Уметь: подготовить презентацию в соответствии с требованиями, комментировать ее, отвечать на вопросы по содержанию презентации