Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4)
Нормативно – правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5).
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
- Основы православной культуры;
- Основы исламской культуры;
- Основы буддийской культуры;
- Основы иудейской культуры;
- Основы мировых религиозных культур;
- Основы светской этики.
Курс «Основы православной культуры» проводится по учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры». 4-5 классы. –М.: Просвещение, 2012.-95 с. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества.
Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция », «мировоззрение», «духовность», «нравственность».
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи:
- знакомство с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Учебный курс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
- ориентации на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
- системы связей, между другими учебными предметами.
- знакомство с основами религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
2.СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Урок №1. Россия – наша Родина
Урок №2. Культура и религия
Урок №3. Бог и человек в православии
Урок №4. Православная молитва
Урок №5. Библия и Евангелие
Урок №6. Проповедь Христа
Урок №7. Христос и Его Крест
Урок №8. Пасха
Урок №9. Православное учение о человеке
Урок №10. Совесть и раскаяние
Урок №11. Заповеди
Урок №12. Милосердие и сострадание
Урок №13. Золотое правило этики
Урок №14. Храм
Урок №15. Икона
Урок №16. Творческие работы учащихся
Урок №17. Подведение итогов
Урок №18. Как христианство пришло на Русь
Урок №19. Подвиг
Урок №20. Заповеди блаженства
Урок №21. Зачем творить добро?
Урок №22. Чудо в жизни христианина
Урок №23. Православие о Божием суде
Урок №24. Таинство Причастия
Урок №25. Монастырь
Урок №26. Отношение христианина к природе
Урок №27. Христианская семья
Урок №28. Защита Отечества
Урок №29. Христианин в труде
Урок №30. Любовь и уважение к Отечеству
Урок №31-34. Итоговый урок
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата (месяц, четверть) | Часы | |||
1 четверь | 2 четверь | 3четверь | 4 четверь | |
8 | 7 | 10 | 9 |
Итого: 34 часа.
4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-комууникационных технологий;
- осуществлять информационный поиск;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;
- знакомство с основами религиозной морали;
- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
5.ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Материально-техническое оснащение:
1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4-5 классы. 2010
2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.
3. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.
4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
5. Энциклопедическая и справочная литература.
Календарно-тематическое планирование
Основы православной культуры 4 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения | ||
План. | Факт. | ||||||||
1 | Россия – наша Родина | 1 | Комбинированный урок | Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». | Знать: - что такое духовный мир человека - что такое культурные традиции и для чего они существуют Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое. | С.4-5 | |||
2 | Православие и культура | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Презентация. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева «Основы православной культуры». | Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. | С.6-7 | |||
3 | Человек и Бог в православии | 1 | Комбинированный урок | Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Свобода, разум, совесть, доброта, любовь. Презентация. Электронное приложение | Знакомятся с основами духовной традиции православия Объяснить взаимосвязь эстетических и нравственных понятий «любовь – доброта – красота». | С. 8-11 | |||
4 | Православная молитва | 1 | Комбинированный урок | Что такое православие. Какие бывают молитвы. О молитве «отче наш» Благодать, молитва, святые, Священное Предание Презентация. Электронное приложение | Знать: - что такое православие; - что значит слово благодать - кто такие святые - о молитве «Отче наш» | С. 12-15 | |||
5 | Библия и Евангелие | 1 | Комбинированный урок | Кто такие христиане. Что такое Библия. Что такое Евангелие. Библия, Ветхий Завет, Священное Писание Нового Завета, апостолы, притча, откровения. Презентация. Электронное приложение | Знакомятся с определениями основных понятий православной культуры | С. 16-19 | |||
6 | Проповедь Христа | 1 | Комбинированный урок | Чему учил Христос. Что такое Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Презентация. Электронное приложение | Знать: - чему учил Христос, - символику креста. Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей | С. 20-23 | |||
7 | Христос и Его Крест | 1 | Комбинированный урок | Как бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Воплощение, распятие, Рождество Христово. Презентация. Электронное приложение | Знать: - как Бог стал человеком; - почему Христос не уклонился от от казни; - Символику креста Учатся устанавливать взаимо связь между религиозной (православной) культурной и поведением людей Познакомить с рассказами о предательстве Иуды, о суде и распятии Христа. Дать представление о Великом Посте. | С. 24-27 | |||
8 | Пасха | 1 | Комбинированный урок | Что воскресение не только день недели. Символ Пасхи. Как празднуют Пасху. Воскресение, Пасха Христова, пасхальное яйцо. Презентация. Электронное приложение | Знать: -что воскресенье не только день недели - что такое Пасха -как празднуют Пасху Показать особое значение и познакомить с традициями празднования главного православного праздника – Пасхи. | С. 28-31 Нарисовать или слепить пасхальное яйцо. | |||
9 | Православное учение о человеке | 1 | Комбинированный урок | Чем Бог одарил человека. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Тело, душа, внутренний мир человека, образ Бога в человеке, болезнь души. Презентация. Электронное приложение | Знать: - чем бог одарил человека; -что такое «образ божий» -Душа, Тело Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры | С.32-35 | |||
10 | Совесть и раскаяние | 1 | Комбинированный урок | О подсказках совести. Как исправить ошибки. Зло, грех, совесть, раскаяние. Презентация. Электронное приложение | Знать: -о подсказках совести - как исправлять ошибки Познакомить с историями о помощи святых. | С. 36-39 | |||
11 | Заповеди | 1 | Комбинированный урок | Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. 10 заповедей Презентация. Электронное приложение | Знать: - что общего у убийства и воровства - как зависть гасит радость Познакомить с нравственными нормами поведения христиан Познакомить с правилами, данными Богом первым людям. | С. 40-41 | |||
12 | Милосердие и сострадание | 1 | Комбинированный урок | Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям. Самарянин, ближний, милосердие, милостыня. Презентация. Электронное приложение | Знать: -чем милосердие отличается от дружбы -кого называют «ближним» - как христианин должен относиться к людям | С. 42-45 Нарисовать дерево добрых дел. | |||
13 | Золотое правило этики | 1 | Комбинированный урок | Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение Презентация. Электронное приложение | Знать: -главное правило человеческих отношений - что такое «неосужение» Разработать взаимосвязи этических и эстетических понятий «непослушание – грусть – некрасивое». | С. 46-47 | |||
14 | Храм | 1 | Комбинированный урок | Что люди делают в храмах. Как устроен православный храм. Презентация. Электронное приложение | Знакомятся с устройством храмов Знать: - что люди делают в храмах - почему изображают невидимое Познакомить с храмами г.Саратова, их историей, убранством, святынями. | С. 48-51 Нарисуйте храм. | |||
15 | Икона | 1 | Комбинированный урок | Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. Икона, свет, нимб, лица (лики) и глаза. Презентация. Электронное приложение | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений | С. 52-55 | |||
16 | Творческие работы учащихся. Подведение итогов. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | О курсе «Основы православной культуры». Презентации | Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Работа по созданию проектов | Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам | |||
17 | Как христианство пришло на Русь. Православие в России. | 1 | Комбинированный урок | Что такое Церковь. Что такое крещение. Крещение Руси, мудрость, исповедь Презентация. Электронное приложение | Учаться излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, обще ства. Излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества Должны знать: - что такое церковь; - что такое крещение | С. 58-61 | |||
18 | Подвиг | 1 | Комбинированный урок | О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Подвиг, жертва Богу, подвижник Презентация. Электронное приложение | Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.Уметь:объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | С. 62-63 | |||
19 | Заповеди блаженств | 1 | Комбинированный урок | Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. Заповеди блаженств, нищие духом, Царство Небесное Презентация. Электронное приложение | Уметь:работать с текстом учебника, объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры | С. 64-67 | |||
20 | Зачем творить добро? | 1 | Комбинированный урок | Как подражают Христу. Чему радуются святые. Святой, причина творить добро. Презентация. Электронное приложение | Разработать духовно-нравственные понятия «благочестие», «красота», «грех». Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Работают с текстом учебника,готовят ответ на вопрос «Как я понимаю выражение «мир в душе», учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную | С. 68-69 | |||
21 | Чудо в жизни христианина | 1 | Комбинированный урок | О Святой Троице. Святая Троица, добродетель, вера, творец О христианских добродетеля Презентация. Электронное приложение | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | С. 70-71 | |||
22 | Православие о Божием суде. | 1 | Комбинированный урок | Как видеть в людях Христа. Почему христиане вверят в бессмертие. Легенда о Христофоре, вера в бессмертие. Презентация. Электронное приложение | Учатся объяснять основные термины и понятия, работать с текстом учебника, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры | С. 72-75 | |||
23 | Таинство Причастия | 1 | Комбинированный урок | Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. Тайная вечеря, причастие, христианские таинства, литургия. Презентация. Электронное приложение | Знать: как Христос передал себя ученикам, что такое причастие, что такое церковное таинство. Учатся вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную | С. 76-79 | |||
24 | Монастырь | 1 | Комбинированный урок | Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. Монах (монахиня). Монастырь, послушание, монашество Презентация. Электронное приложение | Знать: почему люди идут в монахи, отчего отказываются монахи. Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку | С. 80-83 | |||
25 | Христианское отношение к природе | 1 | Комбинированный урок | Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы. Христианское милосердие Презентация. Электронное приложение | Знать: что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы. | С. 84-85 | |||
26 | Христианская семья | 1 | Комбинированный урок | Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. Семья, венчание, тактичность Презентация. Электронное приложение | Учатся работать с текстом учебника, объяснять основные термины и понятия, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, вести диалог, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, рассказать о православных семейных ценностях, подготовить рассуждение на одну из тем: «Семья – это маленький ковчег», «Детей любить тоже непросто» | С. 86-87 | |||
27 | Защита Отечества | 1 | Комбинированный урок | Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. Оборонительная война, Дмитрий Донской, Александр Невский, Илья Муромец, Федор Ушаков. Презентация. Электронное приложение | Раскрытие духовно-нравственных понятий: герой, защитник, слава, православие. | С. 88-91 | |||
28 | Христианин в труде | 1 | Комбинированный урок | О первом грехе людей. Какой труд напрасен. Заповедь труда Презентация. Электронное приложение | Знать: о первом грехе людей, какой труд напрасен. Учатся объяснять выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры и давать им оценку. | Нарисовать дерево добрых дел. | |||
29 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | Комбинированный урок | Духовные традиции России. Патриотизм, светская этика, Отечество. Презентация. Электронное приложение | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | С. 94-95 | |||
30-33 | Подготовка творческих проектов | 4 | Урок обобщения и систематизации знаний | Православие в России. | Самостоятельная работа учащихся, планирование деятельности. | Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам | |||
34 | Обобщающий урок.Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Введение в православную духовную традицию и православие в России. | Защита проектов, презентаций Знать: правила составления презентации, требования к оформлению презентации и ее защите. Уметь: подготовить презентацию в соответствии с требованиями, комментировать ее, отвечать на вопросы по содержанию презентации | ||||
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - инстаграм накрутка подписчиков