рабочая программа по окружающему миру 1 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова (УМК «Школа России»), планируемых результатов начального общего образования.
Цели:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 66 уроков в течение учебного года (2часа в неделю, 33 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,
родственникам, любовь к родителям.
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.
освоить роли ученика; формирование интереса к учению;
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий на уроке.
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
учиться работать по предложенному учителем плану.
учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.
уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
слушать и понимать речь других.
участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).
формировать умение работать в группах и парах.
составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
государственную символику России: флаг, герб, гимн;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
вести наблюдения в природе.
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели
вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;
выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;
объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;
группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;
различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);
различать овощи и фрукты;
выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);
особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
оценивать правильность поведения в быту (правила общения);
правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;
назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;
правила сохранения и укрепления здоровья.
Система оценки достижения планируемых результатов:
Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, текстовых заданий электронного приложения к учебнику, в самостоятельных и проверочных работах. Текущее, тематическое и итоговое оценивание ведётся без выставления бальной отметки, сопровождаемые словесной оценкой.
Используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартных ситуациях с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности его логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение.
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии:Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто?
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника.
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда?
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда?
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем?
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа:Простейшие правила гигиены.
Заключение
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира в 1 классе ученик научится:
называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу; регион, город, где живут учащиеся;
называть государственную символику России;
называть общие признаки живых организмов;
называть основные условия благополучной жизни растений и животных;
соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья;
соблюдать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);
называть основные профессии людей и определять взаимопомощь людей разных профессий;
называть основные группы животных и растений;
соблюдать правила поведения в природе;
называть основные признаки каждого времени года;
называть основные помещения школы;
называть улицы, расположенные вблизи школы и дома;
называть основные учреждения культуры, быта;
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
пользоваться словами, указывающими направления и время;
наблюдать, делать умозаключения;
различать профессии людей;
различать растения и животных;
различать объекты природы;
различать части растения, отображать их на рисунке;
приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать сушу и воду на глобусе;
ориентироваться в помещениях школы;
различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
уход за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
составления описательного рассказа по картине, наблюдаемого объекта во время экскурсии;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.
получит возможность научиться:
самостоятельно или с помощью взрослых учащиеся могут
проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
сознательно выполнять правила экологического поведения;
высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;
определить по внешнему виду названия различных растений;
самостоятельно и уверенно сможет:
измерить длину небольшого тела; времени по часам;
описать объект по 2-3 признакам; сравнивать однородные объекты (листья деревьев, горные породы), выявить «лишний» объект;
выявить во время экскурсии или обсуждения в классе экологические проблемы своей местности и рассказать о них, назвать некоторые пути их решения; сортировать мусор для его раздельного сбора;
по рисункам узнавать 3-5 животных и растений, приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; высказывать оценивающие суждения о поведении человека в природе;
перечислить основные элементы режима дня и гигиенических норм;
назвать характер действий дорожной ситуации исходя из правил дорожного движения;
приводить примеры насекомых, рыб, зверей.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата | |
план | коррекция | ||
1 | Задавайте вопросы! | ||
2 | Что такое Родина? | ||
3 | Что мы знаем о народах России? | ||
4 | Что мы знаем о Москве? | ||
5 | Проект «Моя малая Родина». | ||
6 | Что у нас над головой? | ||
7 | Что у нас под ногами? | ||
8 | Что общего у разных растений? | ||
9 | Что растёт на подоконнике? | ||
10 | Что растёт на клумбе? | ||
11 | Что это за листья? | ||
12 | Что такое хвоинки? | ||
13 | Кто такие насекомые? | ||
14 | Кто такие рыбы? | ||
15 | Кто такие птицы? | ||
16 | Кто такие звери? | ||
17 | Что окружает нас дома? | ||
18 | Что умеет компьютер? | ||
20 | На что похожа наша планета? | ||
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Презентация проекта «Моя малая Родина». | ||
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | ||
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | ||
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | ||
25 | Как путешествует письмо? | ||
26 | Куда текут реки? | ||
27 | Откуда берутся снег и лёд? | ||
28 | Как живут растения? | ||
29 | Как живут животные? | ||
30 | Как зимой помочь птицам? | ||
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | ||
32 | Откуда в снежках грязь? | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья». | ||
34 | Когда учиться интересно? | ||
35 | Проект «Мой класс и моя школа». | ||
36 | Когда придёт суббота? | ||
37 | Когда наступит лето? | ||
38 | Где живут белые медведи? | ||
39 | Где живут слоны? | ||
40 | Где зимуют птицы? | ||
41 | Когда появилась одежда? | ||
42 | Когда изобрели велосипед? | ||
43 | Когда мы станем взрослыми? | ||
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | ||
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | ||
46 | Почему Луна бывает разной? | ||
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | ||
48 | Почему звенит звонок? | ||
49 | Почему радуга разноцветная? | ||
50 | Почему мы любим кошек и собак? | ||
51 | Проект «Мои домашние питомцы». | ||
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | ||
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | ||
54 | Зачем мы спим ночью? | ||
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | ||
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | ||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | ||
58 | Зачем нужны автомобили? | ||
59 | Зачем нужны поезда? | ||
60 | Зачем строят корабли? | ||
61 | Зачем строят самолёты? | ||
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | ||
63 | Почему на корабле и в самолёт нужно соблюдать правила безопасности? | ||
64 | Зачем люди осваивают космос? | ||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | ||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?».Презентация проекта «Мои домашние питомцы». |