рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Загрузка ...


                                                 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова (УМК «Школа России»), планируемых результатов начального общего образования.

Цели:

формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Задачи:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа рассчитана на 66 уроков в течение учебного года (2часа в неделю, 33 учебные недели).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье,

родственникам, любовь к родителям.

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие.

использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.

освоить роли ученика; формирование интереса к учению;

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

развивать эколого-этическую деятельность анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе).

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

проговаривать последовательность действий на уроке.

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

учиться работать по предложенному учителем плану.

учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.

уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой.

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

слушать и понимать речь других.

участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах).

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры).

формировать умение работать в группах и парах.

составлять небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

государственную символику России: флаг, герб, гимн;

государственные праздники;

основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

вести наблюдения в природе.

различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;

называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели

вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;

выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;

объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;

группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;

различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);

различать овощи и фрукты;

выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);

особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

оценивать правильность поведения в быту (правила общения);

правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;

назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;

правила сохранения и укрепления здоровья.

Система оценки достижения планируемых результатов:

Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, текстовых заданий электронного приложения к учебнику, в самостоятельных и проверочных работах. Текущее, тематическое и итоговое оценивание ведётся без выставления бальной отметки, сопровождаемые словесной оценкой.

Используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартных ситуациях с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности его логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

                     СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение.

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Экскурсии:Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто?

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.

Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника.

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда?

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда?

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем?

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Практическая работа:Простейшие правила гигиены.

Заключение

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения окружающего мира в 1 классе ученик научится:

называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу; регион, город, где живут учащиеся;

называть государственную символику России;

называть общие признаки живых организмов;

называть основные условия благополучной жизни растений и животных;

соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья;

соблюдать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);

называть основные профессии людей и определять взаимопомощь людей разных профессий;

называть основные группы животных и растений;

соблюдать правила поведения в природе;

называть основные признаки каждого времени года;

называть основные помещения школы;

называть улицы, расположенные вблизи школы и дома;

называть основные учреждения культуры, быта;

определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

пользоваться словами, указывающими направления и время;

наблюдать, делать умозаключения;

различать профессии людей;

различать растения и животных;

различать объекты природы;

различать части растения, отображать их на рисунке;

приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

показывать сушу и воду на глобусе;

ориентироваться в помещениях школы;

различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;

уход за растениями (животными);

выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

составления описательного рассказа по картине, наблюдаемого объекта во время экскурсии;

удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.

получит возможность научиться:

самостоятельно или с помощью взрослых учащиеся могут

проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;

группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;

сознательно выполнять правила экологического поведения;

высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;

определить по внешнему виду названия различных растений;

самостоятельно и уверенно сможет:

измерить длину небольшого тела; времени по часам;

описать объект по 2-3 признакам; сравнивать однородные объекты (листья деревьев, горные породы), выявить «лишний» объект;

выявить во время экскурсии или обсуждения в классе экологические проблемы своей местности и рассказать о них, назвать некоторые пути их решения; сортировать мусор для его раздельного сбора;

по рисункам узнавать 3-5 животных и растений, приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; высказывать оценивающие суждения о поведении человека в природе;

перечислить основные элементы режима дня и гигиенических норм;

назвать характер действий дорожной ситуации исходя из правил дорожного движения;

приводить примеры насекомых, рыб, зверей.

                                   Календарно - тематическое  планирование

№ п/п

Тема       урока

Дата

план

коррекция

1

Задавайте  вопросы!


2

Что такое Родина?


3

Что мы знаем о народах России?


4

Что мы знаем о Москве?


5

Проект «Моя  малая  Родина».


6

Что у нас  над головой?


7

Что у нас  под ногами?


8

Что общего у разных  растений?


9

Что растёт  на  подоконнике?


10

Что растёт на клумбе?


11

Что это за листья?


12

Что такое хвоинки?


13

Кто такие  насекомые?


14

Кто такие рыбы?


15

Кто такие птицы?


16

Кто такие звери?


17

Что окружает нас дома?


18

Что умеет  компьютер?


20

На что похожа наша планета?


21

Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Что и кто?».
Презентация проекта «Моя малая Родина».


22

Как живёт семья? Проект «Моя  семья».


23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?


24

Откуда в наш дом приходит электричество?


25

Как  путешествует письмо?


26

Куда текут реки?


27

Откуда  берутся снег и лёд?


28

Как живут  растения?


29

Как живут  животные?


30

Как зимой помочь  птицам?


31

Откуда  берётся и  куда девается  мусор?


32

Откуда в снежках грязь?


33

Проверим  себя и оценим свои
достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».


34

Когда  учиться  интересно?


35

Проект «Мой класс  и моя  школа».


36

Когда придёт  суббота?


37

Когда  наступит  лето?


38

Где живут белые  медведи?


39

Где живут слоны?


40

Где зимуют  птицы?


41

Когда  появилась одежда?


42

Когда  изобрели  велосипед?


43

Когда мы станем взрослыми?


44

Проверим  себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?».
Презентация проекта «Мой класс и моя школа».


45

Почему Солнце светит днём, а звёзды
ночью?


46

Почему Луна бывает  разной?


47

Почему идёт дождь и дует  ветер?


48

Почему звенит звонок?


49

Почему  радуга  разноцветная?


50

Почему мы любим кошек и собак?


51

Проект  «Мои  домашние  питомцы».


52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить
бабочек?


53

Почему в  лесу мы  будем соблюдать тишину?


54

Зачем мы спим ночью?


55

Почему  нужно есть много овощей и фруктов?


56

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?


57

Зачем нам телефон и телевизор?


58

Зачем нужны  автомобили?


59

Зачем нужны  поезда?


60

Зачем строят  корабли?


61

Зачем строят  самолёты?


62

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?


63

Почему на корабле и в самолёт нужно соблюдать правила безопасности?


64

Зачем люди осваивают космос?


65

Почему мы часто слышим слово «экология»?


66

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?».Презентация проекта
«Мои  домашние  питомцы».