Рабочая программа по ОБЖ в 8 классе

Загрузка ...


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности VIII класс.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования. (программа 2001 г. авторы: А.Т Смирнов, Б.И.Мишин)

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часа, в том числе на проведение практических работ – _7_ часов.

Учебно-методический комплект включает в себя:

у ч е б н и к  и  у ч е б н ы е  п о с о б и я:– Основы безопасности жизнедеятельности: учебник. для учащихся 8, – кл. общеобразовательных учреждений, авторы М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов под редакцией Ю.Л.Воробьёва - Москва АСТ; Астрель 2014 года.

– Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности. К учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией Ю.Л.Воробьёва (7 кл.). автор М.В.Галкина АСТ «Астрель» Москва;

    д о п о л н и т е л ь н а я  л и т е р а т у р а:– Тематический контроль по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности (комплект тестовых заданий для учащихся) 5-8 классов автор С.С.Соловьёв издательство «Интеллект - центр» Москва 2000г.;

– Основы безопасности жизнедеятельности. Методические пособия 5-9 классы авторы В.Н.Латчук, В.В.Марков «Дрофа» Москва 2002 г.;

– Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе 5-11 кл. В.Н.Латчук «Дрофа» Москва 2002 г;

– Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. А.Т Смирнов Москва «просвещение» 2008 г.

– Электронные пособия: «Энциклопедия ОБЖ для детей» «ИДД» 2008 г.; «Энциклопедия для детей» «ИДД» 2008 г.; Библиотека электронных наглядных пособий ОБЖ 5-11 класс. ООО «Кирилл и Мефодий» Москва 2003., «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы», «Сам себе МЧС.»                                                                        

   В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; «Об охране окружающей природной среды»;«О пожарной безопасности»;«О гражданской обороне»; «О безопасности дорожного движения» и др.                                                                                                                                                                                                  Содержание программы выстроено по следующим направлениям:                                                                                                                                                                     .    ·Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера; ГО её предназначение и задачи; Опасные ситуации возникающие в повседневной жизни, правила безопасного поведения..                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

     В содержание рабочей программы включен материал по изучению с обучающимися, правил обеспечения безопасности дорожного движения, правил безопасного поведения в доме, на природе, при ЧС природного характера, правил оказания первой медицинской помощи.

Итоговый и промежуточный (в конце четверти) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.                                             

Требования к уровню подготовки выпускников по курсу ОБЖ    

 Знать/понимать:основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику; правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера; способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия. 

Уметь:действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях; пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей; действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.                             

 

 

 

 

 

Календарно - тематическое планирование оп ОБЖ8 класс (35 ч, 1 час в неделю)

п/п

Тема урока

Кол.

Ча-

сов

Тип урока

 

      Элементы содержания

 

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Домаш-

нее

задание

Дата проведения

 

план

факт

1

2

3

 

5

6

8

9

10

1

 Предмет ОБЖ в 8 классе.

 

1

Урок формирования новых знаний

 Проблема увеличения числа техногенных аварий и катастроф актуальна для всего мира

 Иметь понятие о техногенных авариях и катастрофах..

с. 3-4

 

 

 

2

Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека.

 Глава 1. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера.

2

 Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техно-генного характера классификация.

1

Комбинированный

   Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация

Знатьчто относится к ЧС техногенного характера, признаки ЧС техногенного характера, классификацию ЧС по тяжести и масштабам.

Иметь представлениеоб основных производственных авариях.

Тема 1.1 с.11-17

 

 

3

 Основные при-чины и стадии развития техно генных происшествий.

1

Комбинированный

 Этапы перерастания аварии в ЧС. Основные причины возникновения опасных ситуаций в промышленности и на транспорте.

ЗнатьЭтапы перерастания аварии в ЧС. Основные причины возникновения опасных ситуаций в промышленности и на транспорте.

Тема 1.3 с.21-24

 

 

 

 

4

Глава 2. Пожары и взрывы. 

4

 Пожары.

1

Комбинированный

 Пожары и взрывы - самые распространённые источники ЧС техногенного характера.

Знатьопределении: «пожароопасный объект», «пожар», «горение», условия горения

Иметь представлениекак подразделяются строительные материалы по огнестойкости.

Тема 2.1 с.24-37

 

 

5

 Взрывы.

1

Комбинированный

 Взрывы, в результате чего они происходят, взрывоопасные объекты.

Знатьопределения «взрыв», «взрывоопасный объект», признаки наличия взрывных устройств. Уметь правильно действовать если  запах газа.

Тема 2.2 с.37-42

 

 

6

 Возможные последствия пожаров и взрывов.

1

Комбинированный

 Первичные и вторичные поражающие факторы пожаров и взрывов.

Знатьфакторы перерастания возгорания в пожар и ЧС. Использовать знания для сохра- нения жизни и здоровья.

Тема 2.4 с.47-49

 

 

7

 Практическое занятие:Правила поведения при пожарах и взрывах.

1

Практикум

 Правила поведения при пожарах и взрывах.

ЗнатьПравила поведения при пожарах и взрывах.Уметь правильно действовать при возникновении пожара в жилище.

Тема 2.5 с.49-52

 

 

 

 

6

Глава 3. Аварии с выбросом опасных химических веществ.

8

 Опасные химические вещества и объекты

1

Комбинированный

 В РФ в настоящее время производится и используется около 70 000 химических соединений, из которых 3 500 наиболее широко

Знатьчто такое АХОВ, что называется ХОО и их количество в РФ, что относится к крупнейшим потребителям АХОВ.

Иметь представлениео санитарно – защитной зоне.

Тема 3.1 с.52-55

 

 

9

 Характеристика АХОВ.

1

Комбинированный

 Классификация АХОВ по степени опасности для человека, характеру воздействия на человека.

Знать Классификация АХОВ по степени опасности и характеру воздействия на человека. Использоватьзнания для сохранения жизни и здоровья.

Тема 3.2 с.55-58

 

 

10

 Характеристика АХОВ.

1

Комбинированный

 Наиболее часто к тяжёлым последствиям с гибелью людей приводят выбросы аммиака и хлора.

Знать характеристики воздействия на человека некоторых АХОВ. Использоватьзнания для сохранения жизни и здоровья.

Тема 3.2 с.58-61

 

 

11

 Причины и последствия аварий на ХОО.

1

Комбинированный

 Несмотря на принимаемые меры безопасности, полностью исключить вероятность возникновения аварий на ХОО невозможно.

Знатьпричины аварий на ХОО, классификацию аварий на ХОО по масштабам, от чего зависят размеры и форма очага заражения Уметь правильно действовать при применении террористами токсичных химических веществ.

Тема 3.3 с.61-68

 

 

12

  Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО.  

1

Комбинированный

 Заблаговременные мероприятия по защите населения, средства индивидуальной защиты, порядок действий при угрозе химического заражения местности.

Знатьустройство противогаза, респиратора, порядок изготовления ВМП. Знать порядок действий при угрозе хим. заражения. Уметь пользоваться респиратором и противогазом.

Тема 3.4 с.68-77

 

 

13

 Практическое занятие:Правила поведения идейст-вия населения при авариях на ХОО.

1

Практикум

Правила поведения и действие населения при авариях на ХОО. Первая помощь пострадавшим.

ЗнатьПравила поведения и действие населения при авариях на ХОО.

Уметь правильно действовать при аварии на аммиакопроводе.

Тема 3.4 с.68-77

 

 

 

 

6

Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

14

 Радиоактивность и радиационно-опасные объекты.  

1

Комбинированный

 Понятия «радиоактивность», «РОО». Наиболее крупные радиационные аварии. РОО в Российской Федерации. 

Знатьопределения: «радиоактивность», «РОО». Владеть информацией об имеющихся РОО в РФ.

Тема 4.1 с.80-87

 

 

15

 Международная шкала оценки происшествий на АЭС.  

1

Комбинированный

 Понятие «радиационная авария». Международная шкала оценки аварий на АЭС.

Знатьчто такое «радиационная авария»,основные виды ионизирующих излучений.

Иметь представлениео международной шкале оценки аварий на АЭС

Тема 4.1.1 с.88-90

 

 

16

 Естественная радиоактивность.  

1

Комбинированный

 Все живое на Земле подвергается естественному облучению как внешнему так и внутреннему.

Знатьчто относится к внешнему и внутреннему естественному облучению, от чего зависит доза естественного облучения.

Использоватьзнания для сохранения жизни и здоровья 

Тема 4.3 с.87-92

 

 

17

 Характеристика очагов поражения при радиацион-ных авариях.

 

1

Комбинированный

 Поражающие факторы при радиоак-тивном заражении, особенности радиоактивного заражения местности, зоны радиоактивного заражения местности.

Знатьосновные принципы защиты от ионизирующего излучения

Уметь использовать полученные знания для сохранения жизни и здоровья.

Тема 4.4 с.92-96

 

 

18

 Правила поведения и действия населения при радиационных авариях.  

1

Комбинированный

 При возникновении угрозы радиоактивного загрязнения органы ГО и ЧС оповещают население. Способы оповещения. Действия населения. Подготовка к эвакуации. Преодоление зараженной местности.

ЗнатьЧто необходимо взять при эвакуации, как вести себя при проживании на зараженной местности

Уметьправильно преодолевать зараженную местность.

Тема 4.5 с.96-101

 

 

19

 Практическое занятие: Правила поведения и действия населения при радиационных авариях.

1

Практикум

 Способы подачи сигнала «Внимание всем» и порядок действий по сигналам.

Знать сигналы радиационной опасности действующие в школе.

Уметь правильно действовать при поступлении сигнала о радиационной опасности.

Тема 4.5 с.105-108

 

 

 

 

6

Глава 5. Гидродинамические аварии.

20

 Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения.  

1

Комбинированный

 На территории РФ в н.вр. эксплуати-руются более 30 000 водохранилищ многие из них 10-ки лет  без должного обслуживания. Численность населения проживающих в опасных зонах превы- шает 7 млн. человек.

Знать определения: что такое «гидродинамическая авария», «плотина». Какие бывают плоти- ны, водохранилища.

Иметь представлениекакие бывают ГТС.

Тема 5.1 с.102

 

 

21

 Причины и виды гидродинамических аварий.  

1

Комбинированный

 Разрушения ГТС происходит в результате действий сил природы, износа и старения оборудования или воздействия человека, а также из – за ошибок при строительстве ГТС

Знатьопределения: «прорыв плотины», «проран», «волна прорыва».

Иметь представлениео прогнозировании времени прорыва плотины.

Тема 5.2 с.105

 

 

22

 Последствия гидродинамических аварий.  

1

Комбинированный

 Первичные и вторичные поражающие факторы гидродинамических аварий. Оценка материальных и людских потерь.

Знать знать что относится к прямому и косвенному ущербу.Владеть информацией как оцениваются потери среди населения и материальные потери.

Тема 5.3 с.109

 

 

23

 Меры по защите населения от последствий гидродинамичес-ких аварий.  

1

Комбинированный

 Опыт показывает – материальный ущерб от аварий значительно уменьшается: при наличии прогноза; хорошо налаженной службы оповещения, высокой организованности и обученности населения и служб спасения.

Знать   как организуется оповещение население, что относится к предупреди-тельным оперативным и мероприятиям.

Иметь представление  что следует делать для предотвращения гидродинамических аварий.

Тема 5.4 с.112

 

 

24

 Правила поведения насе-ления при угрозе и во время гидро-дин мических аварий.  

1

Комбинированный

 Граждане проживающие в опасных зонах должны находиться в постоянной готовности к возникновению ЧС.

Знать  как вести себя при эвакуации, что необходимо взять с собой, что делать при внезапном затоплении, когда производится самоэвакуация.Использоватьполученные знания для сохранения жизни и здоровья.

Тема 5.4 с.102

 

 

25

Контрольная работа:Гидро-динамические аварии. Правила поведения населения.

1

 

Гидродинамические аварии.

Поражающие факторы.

Правила поведения населения.

Знатьопределения: «гидродинамическая авария», «прорыв плотины», «проран», «волна прорыва»,

как вести себя при эвакуации.

Тема 5.1-5.4 с.102-112

 

 

 

 

4

Глава 6. Нарушение экологического равновесия.

26

Экология и  

экологическа безопасность.  

1

Комбинированный

 Решая свои задачи человек начал соз-давать взамен естественной природной среде искусственную среду (техно-сферу), ставшую основным источником опасности для всего живого на Земле.

Знатьчто такое «экология», «эко- логическая система», «экологическая катастрофа».

Владеть информацией об понятии «экологическая безопасность».

Тема 6.1 с.115

 

 

27

 Загрязнение атмосферы. 

1

Комбинированный

 Биосфера. Атмосфера, Основные источники загрязнения атмосферы. Предназначение озонового слоя.

Знать определения: «биосфера», «атмосфера».Состав воздуха.

Иметь представление об основных загрязнителях атмосферы. 

Тема 6.3 с.1128

 

 

28

 Загрязнение почв.  

1

Комбинированный

 Понятия «литосфера», «почва». Наиболее опасные загрязнители почв.

Знать определения: «литосфера», «почва»;что относится к наиболее опасным загрязнителям почв.Владеть информацией где накапливаются радиоактивные вещества в организме человека.

Тема 6.4 с.125

 

 

29

 Загрязнение природных вод.  

1

Комбинированный

 Основные потребители воды. Основные загрязнители воды.

Понятие ПДК,

Знать  Основные потребители воды. Основные загрязнители воды. Понятие ПДК,

С.134

 

 

 

 

2

1.4. Г.О. её предназначение и задачи.

30

 Практическое занятие:Отработка действий по сигналам, действующим в школе.

1

Практикум

Отработка действий по сигналам, действующим в школе.

Знать сигналы оповещения, действующие в школе.

Уметь правильно действовать по сигналам оповещения.

Запись в тетрадь

 

 

31

Практическое занятие:Отработка нормативов №1, №2.

1

Практикум

Отработка нормативов №1, №2.

Знать Устройство противогаза.

Уметь выполнять норматив №1 и 2.

Запись в тетрадь

 

 

 

 

4

РазделII. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила безопасного поведения.

 Глава 1. Безопасное поведение на улицах и дорогах

32

 Правила для велосипедистов. 

 

1

Комбинированный

 Виды велосипедов. Правила дорожного движения. Велосипедисту запрещается.

Знать Правила для велосипедистов, что запрещается велосипедисту. 

Использоватьполученные знания для сохранения жизни и здоровья.

Тема 1.1 с.143

 

 

33

 Безопасность в общественных местах.

 

1

Комбинированный

 Что делать если к вам подошли хулиганы, как получить помощь со стороны.

Знать    правила безопасного поведения в общественных местах.

Уметь  правильно вести себя в общественных местах.

Запись в тетрадь

 

 

 

 

 

 

34

 Первая помощь пострадавшим от АХОВ.

 

1

Комбинированный

 Последовательность оказанияIМП при отравлении АХОВ. Меры предосторожности при оказанииIМП.

Знать порядок оказанияIМП при поражении кислотами и щелочью.

Иметь навыкиоказанияIМП при поражении парами аммиака и хлора. 

Запись в тетрадь

 

 

35

 Первая помощь при отравлении газами и средствами бытовой химии.

1

Комбинированный

 Профилактика отравлений

 Уметь оказыватьIМП при отравлении угарным газом.

Конспект