Рабочая программа по ОБЖ в 10 классе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
X- класс.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования. (программа 2001 г. авторы: А.Т Смирнов, Б.И.Мишин)
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часа в 10 классе (1 часа в неделю), в том числе на проведение практических работ – _5_ часов.
Учебно-методический комплект включает в себя:
у ч е б н и к и у ч е б н ы е п о с о б и я:– Основы безопасности жизнедеятельности: 10 – кл. , авторы М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов - Москва АСТ; Астрель 2008 года.– «Мультимедия Технологии и Дистанционное Обучение» ОБЖ 10 класс.
д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а и пособия:– Основы безопасности жизнедеятельности: 10 – кл. , авторы А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А Васнев - Москва «Просвещение» 2006 года.– Оценка качества знаний подготовки выпускников средней полной школы. авторы Г.А колодницкий, В.Н.Латчук Москва «Дрофа» 2001 г.– Библиотека электронных наглядных пособий ОБЖ 5-11 класс. ООО «Кирилл и Мефодий» Москва 2003. . В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;– «Об охране окружающей природной среды»;– «О пожарной безопасности»;– «О гражданской обороне»;– «Об обороне»;– «О воинской обязанности и военной службе»;
Содержание программы выстроено по следующим направлениям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; оказание первой медицинской помощи; основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.
В содержание рабочей программы включен материал по изучению с обучающимися правил безопасного поведения в доме, на природе, при ЧС природного и техногенного характера, правил оказания первой медицинской помощи, основ военной службы. Итоговый и промежуточный (в конце полугодия) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования. . Требования к уровню подготовки выпускников по курсу ОБЖ Знать/понимать - основные составляющие ЗОЖ и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него; потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения; основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от ЧС; основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника; предназначение, структуру и задачи РСЧС; предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; Уметь: - владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера , навыками в области гражданской обороны; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи; развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы; обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.
Календарно - тематическое планирование оп ОБЖ 10 класс
№ п/п |
Тема урока
|
Кол. Ча- сов |
Тип урока |
Элементы содержания
|
Требования к уровню Подготовки обучающихся |
Домаш-нее задание |
Дата проведения | |||
план |
факт | |||||||||
1 |
Предмет ОБЖ в 10 классе.
|
1 |
Урок формирования новых знаний.
|
Первоочередная задача- под- готовка подростков к жизни в реальном мире. |
Иметь понятие о темах изучаемых в 10-м классе. |
с. 3-4 |
|
| ||
|
16 |
Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. | ||||||||
|
4 |
Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения. | ||||||||
2 |
Практическое занятие: Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. |
1 |
Комбинированный |
Меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автоном-ного существования. Ориентирование. |
Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в при вынужденной автономии. Уметь ориентироваться на местности. |
Тема 1.1.с.9-14. |
|
| ||
3 |
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. |
1 |
Комбинированный |
Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью. |
Знать правила поведения в криминогенных ситуациях. использовать приобретенные навыки безопасного поведения и приемы самозащиты в зонах криминогенной опасности |
Тема 1.2.с.14-17. |
|
| ||
4 |
Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера. |
1 |
Комбинированный |
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
Знать что такое ЧС, как действовать по сигналу «Внимание всем», какие возмож-ны ЧС в нашей стране Уметь применять полученные знания на практике. |
Тема 1.3.с.22-29. |
|
| ||
5 |
Уголовная ответственность несовершеннолетних. |
1 |
Комбинированный |
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
|
Знать об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним. |
Тема 1.6.с.36-40. |
|
| ||
|
12 |
Глава 2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны. | ||||||||
6 |
Г.О.: основные понятия, определения и задачи. |
1 |
Комбинированный |
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. |
Знать о предназначении граж-данской обороны, её структуре и задачах. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
|
Тема 2.1.с.43-46. |
|
| ||
7 |
Современные средства поражения. Ядерное оружие. |
1 |
Комбинированный |
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. |
Иметь представление о пораж-ающих факторах ядерного оружия. Уметь предвидеть опасности и правильно действовать в случае их наступления. |
Тема 2.2.с.46-49. |
|
| ||
8 |
Химическое оружие. |
1 |
Комбинированный |
Химическое оружие, средства доставки, состояния в котором могут находиться ОВ. |
Владеть информацией о хими-ческое оружие, средствах доставки. |
Тема 2.2.с.58-60. |
|
| ||
9 |
Бактериологическое оружие. |
1 |
Комбинированный |
Виды бактериологического оружия. Понятия: «эпидемия», «карантин», «обсервация». |
Знать что используется в качестве БО, признаки применения БО, пути внедрения в организм человека. |
Тема 2.2.с.63-66. |
|
| ||
10 |
Оповещение населения. Повторение темы: Терроризм: основные понятия и признаки. |
1 |
Комбинированный |
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». |
Знать способы оповещения насе-ления в чрезвычайных ситуациях.Уметь действовать в чрезвычай-ных ситуациях |
Тема 2.3.с.71-73. |
|
| ||
11 |
Организация инженерной защиты. Убежища. Повторение темы: Взрывоопасные предметы, вещества. |
1 |
Комбинированный |
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение убежищ. |
Знать типы убежищ и их предназначение.
|
Тема 2.4.с.73-76. |
|
| ||
12 |
Практическое занятие: Средства индивиду-альной защиты органов дыхания. Повторение темы: Меры защиты от химического оружия. |
1 |
Комбинированный |
Назначение, устройство противогаза, виды противогазов. |
Знать Назначение, устройство противогаза. ГП-5, ГП-7. Уметь пользоваться противогазом ГП-5. |
Тема 2.5.с.85-95. |
|
| ||
13 |
Практическое занятие: Средства защиты кожи. Повторение темы: Правила поведения при захвате в заложники. |
1 |
Комбинированный |
Общевойсковой защитный комплект. Назначение. Состав. |
Знать предназначение ОЗК его состав.
|
Тема 2.5.с.98-102. |
|
| ||
14 |
Практическое занятие: Отработка нормативов по ОМП №1, №2. |
1 |
Комбинированный |
Отработка нормативов по ОМП №1, №2. |
Знать назначение, состав противогаза. Уметь правильно выполнять нормативы № 1 и 2. |
Тема 2.5.1.с.85-98. |
|
| ||
15 |
Организация проведения аварийно- спасательных работ в зоне ЧС. |
1 |
Комбинированный |
Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения |
Знать об организации проведе-ния аварийно-спасательных работ в зонах ЧС. Уметь использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности |
Тема 2.6.с.104-118. |
|
| ||
16 |
Контрольная работа: «ОМП и способы защиты от поражаю-щих факторов ОМП» |
1 |
Комбинированный |
«ОМП и способы защиты от поражающих факторов ОМП» |
Знать виды ОМП и способы защиты. |
Тема 2.1-2.7. |
|
| ||
17 |
Практическая работа: Организация ГО в общеобразовательном учреждении. Повторе-ние темы: Правила поведения в условиях ЧС природного характера. |
1 |
Комбинированный |
План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых. Отработка правил поведения в случае получения сигнала о ЧС |
Знать об организации ГО в общеобразовательном учреждении; правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС. Уметь действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!» |
Тема 2.7.с.118-119. |
|
| ||
|
10 |
Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | ||||||||
3 |
Глава 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний. | |||||||||
18 |
Основные инфекции-онные заболевания (классификация). Повторение темы: Уголовная ответствен-ность несовершеннолет-них. |
1 |
Комбинированный |
Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. |
Знать Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции.
|
Тема 3.2.с.129-133. |
|
| ||
19 |
Понятие об иммунитете. Повторение темы: Ядерное оружие. |
1 |
Комбинированный |
Врожденный, приобретенный (активно и пассивно приобретенный иммунитет) |
Знать что такое иммунитет, каким бывает иммунитет. Иметь представление что происходит после введения вакцины. |
Тема 3.3.с.143-147. |
|
| ||
20 |
Профилактика инфекционных заболеваний. Повторение темы: Поражающие факторы ядерного оружия. |
1 |
Комбинированный |
Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний. |
Знать основные принципы профилактики инфекционных заболеваний. Уметь использовать приобретенные знания и в повсе-дневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний |
Тема 3.4.с.147-151. |
|
| ||
|
7 |
Глава 4. Основы здорового образа жизни. | ||||||||
21 |
ЗОЖ и его составляющие. Повторение темы: Химическое оружие. |
1 |
Комбинированный |
Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, направленная на укрепление и сохранение здоровья |
Знать основное определение понятия «здоровый образ жизни», о факторах, влияющих на здоровье. Уметь использовать приобре-тенные знания в повседневной жизни. |
Тема 4.1.с.153-155. |
|
| ||
22 |
Биологические ритмы , режим труда и отдыха. Повторение темы: Современные обычные средства поражения. |
1 |
Комбинированный |
Основные понятия о биологических ритмах организма
|
Знать виды биологических ритмов, определение «биологические ритмы».. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
Тема 4.2.с.157-166. |
|
| ||
23 |
Значение двигательной активности. Повторение темы: Организация инженерной защиты. Убежища. |
1 |
Комбинированный |
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к занятиям физку-льтурой для обеспечения высо-кого уровня работоспособности |
Знать о факторах, способствующих укреплению здоровья. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
Тема 4.3.с.166-172. |
|
| ||
24 |
Закаливание и профилактика прос - тудных заболеваний. Повторение темы: Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни . |
1 |
Комбинированный |
Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. |
Знать основные способы закаливания организма. Владеть навыками проведения закаливающих процедур. |
Тема 4.3.с.172-175. |
|
| ||
25 |
Понятие о вредных привычках.. Никотиновая зависимость. Повторение темы: Правила личной гигиены и здоровье человека. |
1 |
Комбинированный |
Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье
|
Знать о вредных привычках–факторах, разрушающих здоровье. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
Тема 4.4.с.175-179. |
|
| ||
26 |
Алкоголизм и пьянство. Повторение темы: Значение режима труда и отдыха |
1 |
Комбинированный |
Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. |
Знать о вредных привычках–факторах, разрушающих здоровье. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
Тема 4.4.с.179-181. |
|
| ||
27 |
Наркомания. Повторение темы: Двигательная актив-ность и её значение для здоровья человека. |
1 |
Комбинированный |
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения |
Знать о вредных привычках–факторах, разрушающих здоровье. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни |
Тема 4.4.с.181-183. |
|
| ||
|
3 |
Раздел 3. Основы военной службы. | ||||||||
|
3 |
Глава 5. Вооружённые силы Российской Федерации- Защитники нашего отечества и его национальных интересов. | ||||||||
28 |
История создания и развития Вооружённых сил России. Повторение темы: Виды кровотечений, способы остановки. |
1 |
Комбинированный |
Организация вооруженных сил Московского государства в XIV–XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I. |
Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил Московского государства и военных реформах Петра I. |
Тема 5.2.с.196-206. |
|
| ||
29 |
Состав Вооружённых сил. С.В., В.В.С. Повторение темы: Классификация ожогов. Первая помощь при ожогах. |
1 |
Комбинированный |
Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.
|
Иметь представление об организационной структуре ВС РФ. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе |
Тема 5.3.с.209- 219. |
|
| ||
30 |
Состав Вооружённых сил. ВМФ, РВСН, другие войска. Повторение темы: Отравления, I М.П. |
1 |
Комбинированный |
Сухопутные войска, история создания, предназначение. Рода войск, входящие в Сухопутные войска |
Знать предназначение Сухопутных войск , рода войск входящие в их состав.
|
Тема 5.3.с.219-234. |
|
| ||
|
1 |
Раздел 4. Г.О. её предназначение и задачи | ||||||||
31 |
Практическое занятие: Подготовка к проведению дня защиты детей. |
1 |
1 Комбинированный |
Определение сторон горизон- та, наложение жгута, изготовление ВМП, выполнение нормативов № 1,2. |
Уметь Определять стороны горизонта, накладывать жгут, изготавливать ВМП, выполнять нормативов № 1,2. |
Тема 5.3. конспект |
|
| ||
|
3 |
Раздел 3. Основы военной службы. Глава 6. Боевые традиции Вооружены сил России. | ||||||||
32 |
Патриотизм, верность воинскому долгу. Повторение темы: Понятие об иммунитете. |
1 |
Комбинированный |
Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего–защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине. |
Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессио-нальным качествам гражданина. Уметь использовать знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы |
Тема 6.1.с.236-245. |
|
| ||
33 |
Память поколений дни воинской славы. Повт.: Профилактика инфекц. заболеваний. |
1 |
Комбинированный |
Дни воинской славы –Дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.
|
Знать о днях воинской славы. Уметь: – отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды; |
Тема 6.2.с.245-263. |
|
| ||
34 |
Память поколений - дни воинской славы. Повт.: Профилактика инфекц. заболеваний. |
1 |
Комбинированный |
Дни воинской славы –Дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.
|
Знать о днях воинской славы. Уметь: – отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды; |
Тема 6.2.с.245-263. |
|
| ||
|
1 |
Глава 7. Символы воинской чести. | ||||||||
35 |
Ордена - почётные награды за воинские отличия. Повторение темы: Понятие наводнение. |
|
Комбинированный |
История государственных наград за военные отличия. Основные государственные награды СССР и России. |
Знать Историю государственных наград за военные отличия.
|
Тема 7.2.с.273-279. |
|
| ||