Рабочая программа по ОБЖ в 10 классе

Загрузка ...

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности жизнедеятельности
X- класс.

Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии  с федеральным компонентом  Государственного стандарта среднего общего образования. (программа 2001 г. авторы: А.Т Смирнов, Б.И.Мишин)

Рабочая программа  рассчитана на 35 учебных часа  в 10 классе (1 часа в неделю), в том числе на проведение практических работ – _5_ часов.          

     Учебно-методический комплект включает в себя:

у ч е б н и к   и   у ч е б н ы е   п о с о б и я:– Основы безопасности жизнедеятельности: 10 – кл. , авторы М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов  -  Москва АСТ; Астрель 2008 года.– «Мультимедия Технологии и Дистанционное Обучение» ОБЖ 10 класс.

     д о п о л н и т е л ь н а я   л и т е р а т у р а и пособия:– Основы безопасности жизнедеятельности: 10 – кл. , авторы А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А Васнев  -  Москва  «Просвещение»  2006 года.– Оценка качества знаний подготовки выпускников средней полной школы. авторы Г.А колодницкий, В.Н.Латчук Москва «Дрофа» 2001 г.– Библиотека электронных наглядных пособий ОБЖ 5-11 класс. ООО «Кирилл и Мефодий» Москва 2003.                                                                          .     В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;– «Об охране окружающей природной среды»;– «О пожарной безопасности»;– «О гражданской обороне»;– «Об обороне»;– «О воинской обязанности и военной службе»;

Содержание программы выстроено по следующим направлениям:  обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; оказание первой медицинской помощи; основы безопасного поведения  человека в чрезвычайных ситуациях. государственная система обеспечения безопасности населения;  основы обороны государства и воинская обязанность.

      В содержание рабочей программы включен материал по изучению с обучающимися  правил безопасного поведения в доме, на природе, при ЧС природного и техногенного характера, правил оказания первой медицинской помощи, основ военной службы. Итоговый и промежуточный (в конце полугодия) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде  тестирования.                                                                                                                         .    Требования к уровню подготовки выпускников по курсу ОБЖ      Знать/понимать - основные составляющие ЗОЖ и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него; потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения;  основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от ЧС; основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;  особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника; предназначение, структуру и задачи РСЧС; предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;      Уметь: - владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера , навыками в области гражданской обороны; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.              Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи; развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы; обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.

Календарно - тематическое планирование оп ОБЖ  10 класс

п/п

Тема  урока

 

Кол.

Ча-

сов

Тип урока

     Элементы содержания

 

Требования к уровню

Подготовки  обучающихся

Домаш-нее задание

Дата проведения

план

факт

1

  Предмет ОБЖ в 10 классе.

 

1

Урок формирования новых знаний.

 

  Первоочередная задача- под- готовка подростков к жизни в реальном мире. 

  Иметь понятие о темах изучаемых в 10-м классе.

с. 3-4

 

 

 

16

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

 

4

Глава 1. Опасные и чрезвычайные ситуации и правила безопасного поведения.

2

Практическое занятие:   Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе.

1

Комбинированный

 Меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автоном-ного существования.

Ориентирование.

Знать    об основных опасных ситуациях, возникающих в при вынужденной автономии.   Уметь   ориентироваться на местности.

Тема 1.1.с.9-14.

 

 

3

Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

1

Комбинированный

Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

Знать   правила поведения в криминогенных ситуациях.

использовать приобретенные навыки безопасного поведения и приемы самозащиты в зонах криминогенной опасности

Тема 1.2.с.14-17.

 

 

4

 Правила поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера.

1

Комбинированный

Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Знать    что такое ЧС, как действовать по сигналу «Внимание всем», какие возмож-ны ЧС в нашей стране Уметь   применять полученные знания на практике.

Тема 1.3.с.22-29.

 

 

5

 Уголовная ответственность несовершеннолетних.

1

Комбинированный

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

 

Знать    об уголовной ответственности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Тема 1.6.с.36-40.

 

 

 

12

 Глава 2. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.

6

 Г.О.: основные понятия,  определения и задачи.

1

Комбинированный

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Знать   о предназначении граж-данской обороны, её структуре и задачах.

Уметь  использовать полученные знания и умения  для обеспечения личной безопасности  

 

Тема 2.1.с.43-46.

 

 

7

  Современные средства поражения.

Ядерное оружие. 

1

Комбинированный

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва.

Иметь представление    о  пораж-ающих факторах ядерного оружия.   

Уметь    предвидеть  опасности и правильно действовать в случае их наступления.

Тема 2.2.с.46-49.

 

 

8

 Химическое оружие.

1

Комбинированный

Химическое оружие, средства доставки, состояния в котором могут находиться ОВ.

Владеть информацией  о  хими-ческое оружие, средствах доставки.

Тема 2.2.с.58-60.

 

 

9

 Бактериологическое оружие.

1

Комбинированный

Виды бактериологического оружия. Понятия: «эпидемия», «карантин», «обсервация».

Знать   что используется в качестве БО, признаки применения БО, пути внедрения в организм человека.   

Тема 2.2.с.63-66.

 

 

10

 Оповещение населения.

Повторение темы: Терроризм: основные понятия и признаки.

1

Комбинированный

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!».

Знать   способы оповещения насе-ления в чрезвычайных ситуациях.Уметь действовать в чрезвычай-ных ситуациях  

Тема 2.3.с.71-73.

 

 

11

 Организация инженерной защиты. Убежища. Повторение темы:  Взрывоопасные предметы, вещества.

1

Комбинированный

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение  убежищ.

Знать    типы убежищ и их предназначение.

 

Тема 2.4.с.73-76.

 

 

12

Практическое занятие:   Средства индивиду-альной защиты органов дыхания. Повторение темы: Меры защиты от химического оружия.  

1

Комбинированный

Назначение, устройство противогаза, виды противогазов.

Знать   Назначение, устройство противогаза. ГП-5, ГП-7. 

Уметь   пользоваться  противогазом ГП-5.

Тема 2.5.с.85-95.

 

 

13

  Практическое занятие: Средства защиты кожи.

Повторение темы: Правила поведения при захвате в заложники.  

1

Комбинированный

Общевойсковой защитный комплект. Назначение. Состав.

Знать  предназначение ОЗК его состав.  

  

Тема 2.5.с.98-102.

 

 

14

 Практическое занятие: Отработка нормативов по ОМП №1, №2.

1

Комбинированный

Отработка нормативов по ОМП №1, №2.

Знать   назначение, состав противогаза. 

Уметь   правильно выполнять нормативы № 1 и 2.

Тема 2.5.1.с.85-98.

 

 

15

Организация проведения аварийно- спасательных работ в зоне ЧС.

1

Комбинированный

Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения

Знать   об организации проведе-ния аварийно-спасательных работ в зонах ЧС. Уметь  использовать полученные знания и умения  для обеспечения личной безопасности    

Тема 2.6.с.104-118.

 

 

16

 Контрольная работа: «ОМП и способы защиты от поражаю-щих факторов ОМП»

1

Комбинированный

«ОМП и способы защиты от поражающих факторов ОМП»

Знать   виды ОМП и способы защиты. 

Тема 2.1-2.7.

 

 

17

Практическая работа:  Организация ГО в общеобразовательном учреждении. Повторе-ние темы:  Правила поведения в условиях ЧС природного характера. 

1

Комбинированный

План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых.

Отработка правил поведения в случае получения сигнала о ЧС

Знать     об организации ГО в общеобразовательном учреждении; правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС. Уметь  действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»  

Тема 2.7.с.118-119.

 

 

 

10

 Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

3

 Глава 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

18

 Основные инфекции-онные заболевания (классификация).

Повторение темы:  Уголовная ответствен-ность несовершеннолет-них.

1

Комбинированный

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции.

Знать   Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции.   

  

Тема 3.2.с.129-133.

 

 

19

 Понятие об иммунитете.

Повторение темы:  Ядерное оружие. 

1

Комбинированный

 Врожденный, приобретенный (активно и пассивно приобретенный иммунитет)

Знать  что такое иммунитет, каким бывает иммунитет.  

Иметь представление что происходит после введения вакцины.

Тема 3.3.с.143-147.

 

 

20

 Профилактика инфекционных заболеваний.

Повторение темы:  Поражающие факторы ядерного оружия.

1

Комбинированный

Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

Знать   основные принципы профилактики инфекционных заболеваний. Уметь использовать приобретенные знания и в повсе-дневной жизни для соблюдения мер профилактики инфекционных

заболеваний   

Тема 3.4.с.147-151.

 

 

 

7

 Глава 4. Основы здорового образа жизни.

21

 ЗОЖ и его составляющие.

Повторение темы:  Химическое оружие.

1

Комбинированный

Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, направленная на укрепление и сохранение здоровья

Знать   основное определение понятия «здоровый образ  жизни», о факторах, влияющих на здоровье. Уметь использовать приобре-тенные знания в повседневной жизни. 

Тема 4.1.с.153-155.

 

 

22

 Биологические ритмы , режим труда и отдыха.

Повторение темы: Современные обычные средства поражения.

1

Комбинированный

Основные понятия о биологических ритмах организма

 

Знать  виды биологических ритмов, определение «биологические ритмы»..

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни   

Тема 4.2.с.157-166.

 

 

23

 Значение двигательной активности.

Повторение темы:  Организация инженерной защиты. Убежища.

1

Комбинированный

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к занятиям физку-льтурой  для обеспечения высо-кого уровня работоспособности

Знать   о факторах, способствующих укреплению здоровья.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни     

Тема 4.3.с.166-172.

 

 

24

 Закаливание и профилактика прос - тудных заболеваний. 

Повторение темы:  Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни .

1

Комбинированный

Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья.

Знать   основные способы закаливания организма. 

Владеть навыками проведения закаливающих  процедур. 

Тема 4.3.с.172-175.

 

 

25

 Понятие о вредных привычках.. Никотиновая зависимость.

Повторение темы:  Правила личной гигиены и здоровье человека.

1

Комбинированный

Вредные привычки  и их социальные последствия.

 Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье

 

Знать     о вредных привычках–факторах, разрушающих здоровье.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни 

Тема 4.4.с.175-179.

 

 

26

 Алкоголизм и пьянство.

Повторение темы: Значение режима труда и отдыха  

1

Комбинированный

Алкоголь, влияние алкоголя  на здоровье  и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Знать     о вредных привычках–факторах, разрушающих здоровье.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни 

Тема 4.4.с.179-181.

 

 

27

 Наркомания.  

 Повторение темы:     Двигательная актив-ность и её значение для здоровья человека.

1

Комбинированный

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения

Знать     о вредных привычках–факторах, разрушающих здоровье.

Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни 

Тема 4.4.с.181-183.

 

 

 

3

 Раздел 3. Основы военной службы.

 

3

Глава 5. Вооружённые силы Российской Федерации- Защитники нашего отечества и его национальных интересов.

28

 История создания и развития Вооружённых сил России.

Повторение темы:  Виды кровотечений, способы остановки.

1

Комбинированный

Организация вооруженных сил Московского государства в XIVXV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в.

Военная реформа Петра I.

 Иметь представление об истории создания Вооруженных Сил Московского государства и военных реформах Петра I.     

Тема 5.2.с.196-206.

 

 

29

 Состав  Вооружённых сил. С.В., В.В.С.

Повторение темы: Классификация ожогов. Первая помощь при ожогах.  

1

Комбинированный

Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск.

 

Иметь представление об организационной структуре ВС РФ.

Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе

Тема 5.3.с.209- 219.

 

 

30

 Состав  Вооружённых сил. ВМФ, РВСН, другие войска.

Повторение темы: Отравления, I М.П.

1

Комбинированный

Сухопутные войска, история создания, предназначение. Рода войск, входящие в Сухопутные войска

Знать   предназначение Сухопутных войск , рода войск входящие в  их состав.

 

Тема 5.3.с.219-234.

 

 

 

1

Раздел 4.  Г.О. её предназначение и задачи

31

Практическое занятие: Подготовка к проведению дня защиты детей.

1

1 Комбинированный

Определение сторон горизон- та, наложение жгута, изготовление ВМП, выполнение нормативов № 1,2.

 Уметь   Определять стороны горизонта, накладывать  жгут, изготавливать  ВМП, выполнять нормативов № 1,2.

Тема 5.3. конспект

 

 

 

3

 Раздел 3. Основы военной службы.

 Глава 6. Боевые традиции Вооружены сил России.

32

 Патриотизм, верность воинскому долгу.

Повторение темы:  Понятие об иммунитете.

1

Комбинированный

Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего–защитника Отечества, источник духовных сил воина.

Преданность своему Отечеству, любовь к Родине.

 Знать о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным, индивидуально-психологическим и профессио-нальным качествам гражданина. Уметь использовать   знания  для развития в себе качеств, необходимых для военной службы

Тема 6.1.с.236-245.

 

 

33

 Память поколений дни воинской славы.

Повт.:  Профилактика инфекц. заболеваний.

1

Комбинированный

Дни воинской славы –Дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

 

Знать о днях воинской славы.

Уметь:

отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

Тема 6.2.с.245-263.

 

 

34

 Память поколений - дни воинской славы.

Повт.:  Профилактика инфекц. заболеваний.

1

Комбинированный

Дни воинской славы –Дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

 

Знать о днях воинской славы.

Уметь:

отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

Тема 6.2.с.245-263.

 

 

 

1

Глава 7. Символы воинской чести.

35

 Ордена - почётные награды за воинские отличия. 

Повторение темы:  Понятие наводнение.

 

Комбинированный

История государственных наград за военные отличия.

Основные государственные награды СССР и России.

Знать   Историю государственных наград за военные отличия.

 

Тема 7.2.с.273-279.