Рабочая программа по обществознанию в 6 классе
Пояснительная записка
1.Рабочая учебная программа по обществознанию для 6класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы Л.Н.Боголюбова «Обществознание. 6 – 11 классы». М.: Просвещение, 2009.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе в 6, 7, 8 и 9 классах по 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю).
УчебникОбществознание. 6класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2011.
2.Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
УМК учителя:
Обществознание. 6класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2011.
Обществознание.6 класс : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Ф. Ивановой. - М. : Просвещение, 2010.
УМК обучающегося:
1.Обществознание. 6класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2011.
2.Обществознание. 6класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М. : Просвещение, 2011.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданскийкодекс Российской Федерации.
Кодексоб административных правонарушениях.
КонституцияРоссийской Федерации.
Семейныйкодекс РФ.
Трудовойкодекс РФ.
Боголюбов, Л. Н.Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.
Александрова, И. Ю.Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С.Методика преподавания обществознания : учеб, пособие для студентов пед. высш. учеб, заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А.Обществознание : учеб, пособие / К. А. Бекешев. - М. : Проспект, 2010.
Ибрагимов, Р. Ю.Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш.Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политикаи право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб, заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997.
Сычев, А. А.Обществознание : учеб, пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
Сиделъникова, Т. Т.Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.
Тюляева, Т. И.Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В.Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Сазонова, Г. Г.Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.
- Особенностьюданной программы является то, что первый этап (VI кл.) изучения обществознания носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Открывается курс темой «Человек», в которой рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (тема «Семья») до самого общественно значимого (тема «Родина»). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Тема «Труд» включает необходимые азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. Тема «Добродетели» посвящена нравственным качествам человека, тесно связанным с важнейшими понятиями морали: добро как благо; доброта и благородство как качества человека; зло и способность человека противостоять ему.
4.Цели и задачи изучения предмета.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
5.Ключевые компетенции.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
6. Практическая деятельность.
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценку явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
совместную деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.
7.Виды деятельности, предусмотренные для подготовки к государственной итоговой аттестации:
тестирование, в том числе и электронное, работа с таблицей, составление конспекта текста, написание эссе , и т.д
8. Критерии оценивания различных видов работ.
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;
Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;
Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.
Текущий контроль подразумевает использование следующих форм:
разные формы пересказа (сжатый и полный пересказ)
подготовка сообщения по теме
выполнение упражнений практического, творческого и исследовательского характера;
участие в олимпиаде, интеллектуальной игре, в конференции.
защита мини - рефератов,
написание сочинений разных вариаций,
написание диктантов.
Итоговой формой контроля является тестовая работа (самостоятельная работа, тест)
Система проверки результативности изучения курса учащимися (формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки)
9. Основные методы работы на уроке.
При реализации программы планируется использовать следующие принципы:
Индивидуальный подход - учет индивидуальных особенностей ученика в процессе обучения.
Доступность – подача учебной информации с учетом возрастных особенностей развития памяти, внимания и мышления.
Целенаправленность – соответствие результатов определенной цели.
Реалистичность– соответствие проектируемого пути развития ситуации и ресурсного обеспечения всем показателям возрастного развития учащегося.
Преемственность – опора на ранее полученные знания и опыт учащегося.
Результативность – овладение процессуальными умениями.
Методы обучения
Словесные методы: при формировании теоретических и фактических знаний и решении всех других задач обучения.
Наглядные методы: для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.
Практические методы: для развития практических умений и навыков.
Репродуктивные методы: для формирования знаний, умений и навыков.
Проблемно-поисковые: для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу.
Индуктивный метод: для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения (от частного к общему).
Дедуктивные методы: для развития умения осуществлять дедуктивные умозаключения (от общего к частному) и развития умения анализировать явления.
Методы самостоятельной работы: для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда.
10. Формы организации деятельности по развитию творческих способностей обучающихся.
Формы организации учебного процесса – сочетание традиционных, классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными , инновационными (уроки - викторины, олимпиадные состязания, , работа в группах, коллективное составление таблиц, написание сочинений разных вариаций, определённую тему, использование ресурсов Интернета и пр.
Содержание программы учебного предмета.
Структура программы по обществознанию для 6 класса.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1. | Человек | 9 |
2. | Семья. | 4 |
3. | Школа. | 4 |
4. | Труд. | 5 |
5. | Родина | 7 |
6. | Добродетели. | 6 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема раздела, урока | Колич. часов | Тип урока | Элементы содержания | Требование к уроку | Дом. задание | Дата | |
План | факт | |||||||
Введение в курс | 1 | Вводный урок | Знакомство с курсом. | Уметь высказывать свое мнение, | С.5-10 | |||
РазделI. Человек (9 ч.) Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. | 1 | Изучение нового материала | Биологическая и социальная сущность человека. | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения | §1, зад. с.15 (отношение к старикам и детям в исторических обществах) | |||
Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. | 1 | Осмысление и освоение материала | Социализация, процесс становления личности, сущность социальных норм. | Знать сущностные характеристики личности, понимать, что можно воспитать в себе личностные качества, уметь доказывать биосоциальную сущность человека | §2, вопросы с. 24-25 | |||
Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. | 1 | Комбинированный | Возрастные особенности, психологическая характеристика возраста. | Понимать и знать особенности переходного возраста, уметь пояснять свою точку зрения | §3, с.35-36, 5 секретов общения, | |||
Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. | 1 | Изучение и практическое применение знаний | Виды человеческой деятельности, самопознание и самосознание личности | Знать как влияет самооценка на поведение человека, уметь объяснять поведение человека | §4, с.45, таблица | |||
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). | 1 | Актуализация знаний | Деятельность и ее проявление в обществе | Уметь объяснять значение деятельности, понимать, почему только человек занимается деятельностью, знать основные виды деятельности | §5, с.53-54 | |||
Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности. | 1 | Комбинированный | Деятельность и формирование личности. | Уметь объяснять значение деятельности, понимать, почему только человек занимается деятельностью, знать основные виды деятельности | §5, | |||
Потребности человека — биологические, социальные, духовные. | 1 | Комбинированный | Разновидности потребностей (социальные и духовные). | Знать многообразие потребностей человека, что такое мышление, понимать, что есть духовный мир | §6, с.62 | |||
Повторение и обобщение по разделу «Человек» | 1 | Повторение и обобщение | Обобщение понятия «Человек» | Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом | С.65-66 | |||
РазделII. Семья (4 ч.) Семья – ячейка общества | 1 | Комбинированный | Семья – главный социальный институт, семья и государство, виды семей. | Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать и обосновывать точку зрения | §7, с.72-73, «Моя семья» | |||
Семейное хозяйство | 1 | Осмысление и освоение материала | Семейные заботы, функции семьи. | Знать основные положения по теме (рачительный хозяин, источники экономии), уметь анализировать составляющие домашнего труда, потребности семьи | §8, воп. 1-9 с.84 | |||
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. | 1 | Комбинированный | Свободное время, единицы времени, определение времени без часов. | Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы | §9, «Сколько у меня свободного времени?», с.93 | |||
Повторение и обобщение по разделу «Семья» | 1 | Повторение и обобщение | Обобщение понятия «Семья» | Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Слайдовые презентации | |||
РазделIII. Школа (4 ч.) Значение образования в жизни общества. | 1 | Комбинированный | Этапы школьного образования, школа в прошлом. | Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы | §10, зад. С.112 | |||
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. | 1 | Осмысление и актуализация знаний | Межличностные отношения, их особенности в подростковом возрасте. | Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | §11, групповое задание 5 с. 117. | |||
Проблемы общения. Дружба. Дружный класс. | 1 | Комбинированный | Доброта, толерантность в обществе. | Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы | §11 | |||
Повторительно-обощающий урок по теме: «Школа» | 1 | Повторение и обобщение | Обобщение понятия «Школа» | Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | С.120-122 | |||
РазделIV. Труд (5 ч.) Труд – основа жизни | 1 | Комбинированный | Трудовая деятельность, выбор профессии, богатство, бедность. | Знать основные положения по теме, какие правила помогают успешно трудиться, понимать, почему по-разному оценивается труд, уметь анализировать, делать выводы | §12, | |||
Труд — условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. | 1 | Комбинированный | Благотворительность и меценатство. | Знать основные положения по теме, какие правила помогают успешно трудиться, понимать, почему по-разному оценивается труд, уметь анализировать, делать выводы | §12, с.131, секреты достатка и пути достижения богатства | |||
Труд и творчество | 1 | Комбинированный | Творчество, как вид деятельности, интеллектуальная деятельность, профессионализм. | Знать основные положения по теме (два значения – «ремесленник», творчество и творение), уметь отвечать на вопросы, давать определения | §13, сообщение зад.3 с.143, выставка зад.2 с.143 | |||
На пути к жизненному успеху | 1 | Осмысление и актуализация знаний | Слагаемые жизненного успеха, поддержка близких – залог успеха. | Знать основные положения по теме, понимать, как выбрать свое дело | §14 зад 3,5 с.152-153, практикум | |||
Повторение и обобщение по разделу «Труд» | 1 | Повторение и обобщение | Обобщение понятия «Труд» | Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | §14 | |||
РазделV. Родина (7 ч.) Наша родина — Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. | 1 | Изучение нового материала | Родина- Российская Федерация. Субъекты Федерации. | Знать основные положения по теме (федерация, субъекты, органы власти), уметь анализировать, отвечать на вопросы | §15, вопросы с.163 | |||
Любовь к Родине. Черты патриота. | 1 | Комбинированный | Основные черты патриотизма. | Знать основные положения по теме (федерация, субъекты, органы власти), уметь анализировать, отвечать на вопросы | §15, вопросы с.163 | |||
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. | 1 | Комбинированный | Признаки внешнего суверенитета: герб, флаг, гимн, валюта. | Знать основные положения по теме, уметь анализировать, отвечать на вопросы | §16, вопросы с.172-173 | |||
История государственных символов. | 1 | Комбинированный | Символы России. | Знать основные положения по теме, уметь анализировать, отвечать на вопросы | §16, вопросы с.172-173 | |||
Гражданин — Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. | 1 | Изучение нового материала | Элементы политического статуса граждан, права и обязанности граждан России. | Знать основные положения по теме, уметь анализировать, отвечать на вопросы, работать с текстом | §17, зад. с.180, текст Конституции | |||
Россия — федеративное государство. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. | 1 | Осмысление и актуализация знаний | Дифференциация «больших и малых народов», многонациональная культура России. | Знать основные положения по теме, уметь анализировать, отвечать на вопросы (что значит быть россиянином?) | §18, зад.1-2 с.188 | |||
Повторение и обобщение по разделу «Родина» | 1 | Повторение и обобщение | Обобщение понятия «Родина» | Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | §18 | |||
РазделVI. Добродетели (6 ч.) Человек славен добрыми делами. | 1 | Комбинированный | Определение нравственной категории «добра и зла», «хорошо и плохо», воспитание гуманистическим началом. | Знать основные положения раздела, уметь анализировать, высказывать свою точку зрения | §19, зад.3 с.198 | |||
Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро | 1 | Комбинированный | Определение доброты и толерантности в обществе. | Знать основные положения раздела, уметь анализировать, высказывать свою точку зрения | §19 | |||
Быть смелым. Смелость и отвага. Противодействие злу. | 1 | Осмысление и актуализация знаний | Противодействие злу. | уметь анализировать, высказывать свою точку зрения, объяснять изученный материал | §20, задания с.207 | |||
Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. | 1 | Осмысление и актуализация знаний | Гуманизм, как одно из мировых человеческих достижение, определение нравственных религиозных заповедей | Знать, что есть человечность. Понимать, почему надо заботиться о других | §21, задания с.212-213 | |||
Повторение и обобщение по разделу «Добродетели» | 1 | Повторение и обобщение | Обобщение понятия «Добродетели» | Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | §21 | |||
Резервный урок | 1 |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка друзей вк