Меню

Рабочая программа по обществознанию в 6 классе

Пояснительная записка

1.Рабочая учебная программа по обществознанию для 6класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и авторской программы Л.Н.Боголюбова «Обществознание. 6 – 11 классы». М.: Просвещение, 2009.

Федеральный базисный учебный план для образова­тельных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образова­ния, в том числе в 6, 7, 8 и 9 классах по 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стан­дарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учеб­ных часа (1 час в неделю).

УчебникОбществознание. 6класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Про­свещение». - М. : Просвещение, 2011.

2.Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

УМК учителя:

Обществознание. 6класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Про­свещение». - М. : Просвещение, 2011.

Обществознание.6 класс : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Ф. Ивановой. - М. : Просвещение, 2010.

УМК обучающегося:

1.Обществознание. 6класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Про­свещение». - М. : Просвещение, 2011.

2.Обществознание. 6класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М. : Просвещение, 2011.

Дополнительная литература для учителя:

Гражданскийкодекс Российской Федерации.

Кодексоб административных правонарушениях.

КонституцияРоссийской Федерации.

Семейныйкодекс РФ.

Трудовойкодекс РФ.

Боголюбов, Л. Н.Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголю­бов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.

Александрова, И. Ю.Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Вла­димирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.

Бахмутова, Л. С.Методика преподавания обществознания : учеб, пособие для студентов пед. высш. учеб, заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.

Бекешев, К. А.Обществознание : учеб, пособие / К. А. Бекешев. - М. : Проспект, 2010.

Ибрагимов, Р. Ю.Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. обра­зования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005.

Лозовский, Л. Ш.Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.

Политикаи право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразо­ват. учеб, заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997.

Сычев, А. А.Обществознание : учеб, пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.

Сиделъникова, Т. Т.Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М. : Гу­манит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.

Тюляева, Т. И.Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.

Дополнительная литература для учащихся:

Домашек, Е. В.Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Сазонова, Г. Г.Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.

  • Особенностьюданной программы является то, что первый этап (VI кл.) изучения обществознания носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Открывается курс темой «Человек», в которой рассмат­риваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяю­щийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (тема «Семья») до самого об­щественно значимого (тема «Родина»). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о каче­ствах человека, проявляющихся во взаимодействии с ни­ми. Тема «Труд» включает необходимые азы экономичес­ких знаний в сочетании с показом общественного значе­ния труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. Тема «Добродетели» посвящена нрав­ственным качествам человека, тесно связанным с важней­шими понятиями морали: добро как благо; доброта и бла­городство как качества человека; зло и способность чело­века противостоять ему.

4.Цели и задачи изучения предмета.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следу­ющих целей:

• развитие личности в ответственный период социаль­ного взросления человека (11—15 лет), ее познаватель­ных интересов, критического мышления в процессе вос­приятия социальной (в том числе экономической и пра­вовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического обра­за мышления, способности к самоопределению и саморе­ализации;

воспитание общероссийской идентичности, граждан­ской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Фе­дерации;

освоение на уровне функциональной грамотности сис­темы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оце­ниваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования об­щественных отношений; механизмах реализации и защи­ты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникатив­ной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

формирование опыта применения полученных зна­ний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероиспове­даний, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

5.Ключевые компетенции.

Программа предусматривает формирование у учащих­ся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом на­правлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования явля­ются:

умение сознательно организовывать свою познава­тельную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование эти­ческим нормам и правилам ведения диалога;

выполнение познавательных и практических зада­ний, в том числе с использованием проектной деятельнос­ти, на уроках и в доступной социальной практике, рас­считанных на:

использование элементов причинно-следственного анализа;

исследование несложных реальных связей и зависи­мостей;

определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

выбор верных критериев для сравнения, сопоставле­ния, оценки объектов;

поиск и извлечение нужной информации по задан­ной теме в адаптированных источниках различного типа;

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познава­тельной и коммуникативной ситуации;

объяснение изученных положений на конкретных примерах;

оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том чис­ле для корректировки собственного поведения в окружа­ющей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требова­ний;

определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические зада­ния предполагают использование компьютерных техноло­гий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельнос­ти.

Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образова­ния или будущей профессиональной деятельности.

6. Практическая деятельность.

Не менее 25% учебного времени отводится на самосто­ятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Ми­нимальный набор выполняемых учащимися работ вклю­чает в себя:

извлечение социальной информации из разнообраз­ных (в том числе экономических и правовых) источни­ков, осмысление представленных в них различных подхо­дов и точек зрения;

решение познавательных и практических задач, от­ражающих типичные жизненные ситуации;

формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

наблюдение и оценку явлений и событий, происхо­дящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

оценку собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономи­ческой рациональности;

участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реаль­ной жизни;

выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

совместную деятельность в процессе участия в уче­нических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

7.Виды деятельности, предусмотренные для подготовки к государственной итоговой аттестации:

тестирование, в том числе и электронное, работа с таблицей, составление конспекта текста, написание эссе , и т.д

8. Критерии оценивания различных видов работ.

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;

Оценка «1» - материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.

Текущий контроль подразумевает использование следующих форм:

разные формы пересказа (сжатый и полный пересказ)

подготовка сообщения по теме

выполнение упражнений практического, творческого и исследовательского характера;

участие в олимпиаде, интеллектуальной игре, в конференции.

защита мини - рефератов,

написание сочинений разных вариаций,

написание диктантов.

Итоговой формой контроля является тестовая работа (самостоятельная работа, тест)

Система проверки результативности изучения курса учащимися (формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки)

9. Основные методы работы на уроке.

При реализации программы планируется использовать следующие принципы:

Индивидуальный подход - учет индивидуальных особенностей ученика в процессе обучения.

Доступность – подача учебной информации с учетом возрастных особенностей развития памяти, внимания и мышления.

Целенаправленность – соответствие результатов определенной цели.

Реалистичность– соответствие проектируемого пути развития ситуации и ресурсного обеспечения всем показателям возрастного развития учащегося.

Преемственность – опора на ранее полученные знания и опыт учащегося.

Результативность – овладение процессуальными умениями.

Методы обучения

Словесные методы: при формировании теоретических и фактических знаний и решении всех других задач обучения.

Наглядные методы: для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.

Практические методы: для развития практических умений и навыков.

Репродуктивные методы: для формирования знаний, умений и навыков.

Проблемно-поисковые: для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу.

Индуктивный метод: для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения (от частного к общему).

Дедуктивные методы: для развития умения осуществлять дедуктивные умозаключения (от общего к частному) и развития умения анализировать явления.

Методы самостоятельной работы: для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда.

10. Формы организации деятельности по развитию творческих способностей обучающихся.

Формы организации учебного процесса – сочетание традиционных, классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными , инновационными (уроки - викторины, олимпиадные состязания, , работа в группах, коллективное составление таблиц, написание сочинений разных вариаций, определённую тему, использование ресурсов Интернета и пр.

Содержание программы учебного предмета.

Структура программы по обществознанию для 6 класса.

№ п/п
Название раздела
Кол-во часов
1.
Человек
9
2.
Семья.
4
3.
Школа.
4
4.
Труд.
5
5.
Родина
7
6.
Добродетели.
6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема раздела, урока
Колич. часов
Тип урока
Элементы содержания
Требование к уроку
Дом. задание
Дата
План
факт

Введение в курс
1
Вводный урок
Знакомство с курсом.
Уметь высказывать свое мнение,
С.5-10



РазделI. Человек (9 ч.)
Человек — био­логическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
1
Изучение нового материала
Биологическая и социальная сущность человека.
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения
§1, зад. с.15
(отношение к старикам и детям в исторических обществах)



Личность как совокупность важнейших человеческих качеств.
1
Осмысление и освоение материала
Социализация, процесс становления личности, сущность социальных норм.
Знать сущностные характеристики личности, понимать, что можно воспитать в себе личностные качества, уметь доказывать биосоциальную сущность человека
§2, вопросы с. 24-25



Отрочество — особая пора жизни. Особенности под­росткового возраста.
1
Комбинированный
Возрастные особенности, психологическая характеристика возраста.
Понимать и знать особенности переходного возраста, уметь пояснять свою точку зрения
§3, с.35-36, 5 секретов общения,



Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка.
1
Изучение и практическое применение знаний
Виды человеческой деятельности, самопознание и самосознание личности
Знать как влияет самооценка на поведение человека, уметь объяснять поведение человека
§4, с.45, таблица



Деятельность человека, ее основные формы (труд, иг­ра, учение).
1
Актуализация знаний
Деятельность и ее проявление в обществе
Уметь объяснять значение деятельности, понимать, почему только человек занимается деятельностью, знать основные виды деятельности
§5, с.53-54



Связь между дея­тельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
1
Комбинированный
Деятельность и формирование личности.
Уметь объяснять значение деятельности, понимать, почему только человек занимается деятельностью, знать основные виды деятельности
§5,



Потребности человека — биологические, социальные, духовные.
1
Комбинированный
Разновидности потребностей (социальные и духовные).
Знать многообразие потребностей человека, что такое мышление, понимать, что есть духовный мир
§6, с.62



Повторение и обобщение по разделу «Человек»
1
Повторение и обобщение
Обобщение понятия «Человек»
Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом
С.65-66



РазделII. Семья (4 ч.)
Семья – ячейка общества
1
Комбинированный
Семья – главный социальный институт, семья и государство, виды семей.
Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать и обосновывать точку зрения
§7, с.72-73, «Моя семья»



Семейное хозяйство
1
Осмысление и освоение материала
Семейные заботы, функции семьи.
Знать основные положения по теме (рачительный хозяин, источники экономии), уметь анализировать составляющие домашнего труда, потребности семьи
§8, воп. 1-9 с.84



Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер.
1
Комбинированный
Свободное время, единицы времени, определение времени без часов.
Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы
§9, «Сколько у меня свободного времени?», с.93



Повторение и обобщение по разделу «Семья»
1
Повторение и обобщение
Обобщение понятия «Семья»
Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Слайдовые презентации



РазделIII. Школа (4 ч.)
Значение образования в жизни общества.
1
Комбинированный
Этапы школьного образования, школа в прошлом.
Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы
§10, зад. С.112



Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
1
Осмысление и актуализация знаний
Межличностные отношения, их особенности в подростковом возрасте.
Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
§11, групповое задание 5 с. 117.



Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.
1
Комбинированный
Доброта, толерантность в обществе.
Знать основные положения по теме, уметь анализировать, делать выводы
§11



Повторительно-обощающий урок по теме: «Школа»
1
Повторение и обобщение
Обобщение понятия «Школа»
Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
С.120-122



РазделIV. Труд (5 ч.)
Труд – основа жизни
1
Комбинированный
Трудовая деятельность, выбор профессии, богатство, бедность.
Знать основные положения по теме, какие правила помогают успешно трудиться, понимать, почему по-разному оценивается труд, уметь анализировать, делать выводы
§12,



Труд — условие бла­гополучия человека. Благотворительность и меценатство.
1
Комбинированный
Благотворительность и меценатство.
Знать основные положения по теме, какие правила помогают успешно трудиться, понимать, почему по-разному оценивается труд, уметь анализировать, делать выводы
§12, с.131, секреты достатка и пути достижения богатства



Труд и творчество
1
Комбинированный
Творчество, как вид деятельности, интеллектуальная деятельность, профессионализм.
Знать основные положения по теме (два значения – «ремесленник», творчество и творение), уметь отвечать на вопросы, давать определения
§13, сообщение зад.3 с.143, выставка зад.2 с.143



На пути к жизненному успеху
1
Осмысление и актуализация знаний
Слагаемые жизненного успеха, поддержка близких – залог успеха.
Знать основные положения по теме, понимать, как выбрать свое дело
§14 зад 3,5 с.152-153, практикум



Повторение и обобщение по разделу «Труд»
1
Повторение и обобщение
Обобщение понятия «Труд»
Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
§14



РазделV. Родина (7 ч.)
Наша родина — Россия, Российская Федерация. Субъ­екты Федерации.
1
Изучение нового материала
Родина- Российская Федерация. Субъ­екты Федерации.
Знать основные положения по теме (федерация, субъекты, органы власти), уметь анализировать, отвечать на вопросы
§15, вопросы с.163



Любовь к Родине. Черты патриота.
1
Комбинированный
Основные черты патриотизма.
Знать основные положения по теме (федерация, субъекты, органы власти), уметь анализировать, отвечать на вопросы
§15, вопросы с.163



Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники.
1
Комбинированный
Признаки внешнего суверенитета: герб, флаг, гимн, валюта.
Знать основные положения по теме, уметь анализировать, отвечать на вопросы
§16, вопросы с.172-173



История государственных символов.
1
Комбинированный
Символы России.
Знать основные положения по теме, уметь анализировать, отвечать на вопросы
§16, вопросы с.172-173



Гражданин — Отечества достойный сын. Права граж­дан России. Обязанности граждан.
1
Изучение нового материала
Элементы политического статуса граждан, права и обязанности граждан России.
Знать основные положения по теме, уметь анализировать, отвечать на вопросы, работать с текстом
§17, зад. с.180, текст Конституции



Россия — федеративное государство. Народы России — одна семья. Многонацио­нальная культура России.
1
Осмысление и актуализация знаний
Дифференциация «больших и малых народов», многонациональная культура России.
Знать основные положения по теме, уметь анализировать, отвечать на вопросы (что значит быть россиянином?)
§18, зад.1-2 с.188



Повторение и обобщение по разделу «Родина»
1
Повторение и обобщение
Обобщение понятия «Родина»
Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
§18



РазделVI. Добродетели (6 ч.)
Человек славен добрыми делами.
1
Комбинированный
Определение нравственной категории «добра и зла», «хорошо и плохо», воспитание гуманистическим началом.
Знать основные положения раздела, уметь анализировать, высказывать свою точку зрения
§19, зад.3 с.198



Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро
1
Комбинированный
Определение доброты и толерантности в обществе.
Знать основные положения раздела, уметь анализировать, высказывать свою точку зрения
§19



Быть смелым. Смелость и отвага. Противодействие злу.
1
Осмысление и актуализация знаний
Противодействие злу.
уметь анализировать, высказывать свою точку зрения, объяснять изученный материал
§20, задания с.207



Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к лю­дям.
1
Осмысление и актуализация знаний
Гуманизм, как одно из мировых человеческих достижение, определение нравственных религиозных заповедей
Знать, что есть человечность. Понимать, почему надо заботиться о других
§21, задания с.212-213



Повторение и обобщение по разделу «Добродетели»
1
Повторение и обобщение
Обобщение понятия «Добродетели»
Знать основные положения раздела, уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
§21



Резервный урок
1