Рабочая программа по обществознанию в 10 классе

Загрузка ...

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государствен­ного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова). Программа адресована 10 классу базового уровня средней общеобразовательной школы.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса. Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Учебный предмет «Обществознание» входит в образовательную область «Обществознание».

 

 

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено

на достижение следующих целей:

    развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности        к        личному        самоопределению и самореализации;        интереса        к       изучению        социальных        и       гуманитарных дисциплин;

    воспитание общероссийской идентичности, гражданской        ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;  

    освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения        типичных        социальных        ролей        человек и гражданина,  

 

Рабочая программа предусматривает разные формы организации учебной деятельности учащихся: групповую, индивидуальную, фронтальную, их выбор или сочетание определяется дидактическими целями урока и содержанием темы. Дискуссии, ролевые игры, взаимо- и самопроверки, написание эссе, аннотаций, формулировка вопросов разного уровня, систематизация содержания разными способами и др. отвечают возрастным особенностям старшеклассников. Цели и содержание обществоведческого образования в средней школе определяют особое внимание учителя к развитию навыков самостоятельной деятельности учащихся, рефлексии, взаимо- и самооценивания, умения определить, сформулировать и отстоять свою точку зрения с уважением к другим мнениям.

              Для достижения поставленных целей рабочая программа предполагает использование элементов базовых педагогических технологий: личностно-ориентированной, технологии учебного диалога и  деятельностного подхода. 

Обозначенные технологии предполагают  применение интерактивных методов обучения: дискуссия, тренинг, проект, игра.

На уроках обществознания. постоянно привлекаются сведения из смежных предметов. С учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение обществознания на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом истории Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесное взаимодействие обоих предметов в формировании познавательной и социальной компетентностей учащихся.

 

Система отслеживания и оценивания результатов представлена перечнем контролирующих заданий:

          оформление таблицы

          выполнение заданий практикума

          составление схемы

          устный опрос

          письменный опрос

          поиск решения проблемы, выхода из социально-значимой ситуации

          тест 

          реферат

          эссе

          творческая работа

          анализ текста

          составление плана

          проверка конспекта (письменного, опорного)

          понятийный диктант

          дерево решений

_         проект

          синквейн

Оценка результативности образовательной деятельности проводится систематически (исследовательские задания, тесты, понятийные диктанты, эссе, оформление данных в таблицу, создание и объяснение схем, диаграмм, графиков). Диагностические материалы составлены в форме ЕГЭ.

Календарно-тематическое планирование предмета «Обществознание» 10 класс, 

2 часа в неделю, всего 68 часов.

 

 

п/п

 
 

Тема урока

 
 

Дата проведения

 
 

План

 
 

Факт

 
 

Раздел 1. Общество и человек.

Глава 1.Общество.

 
 

1

 
 

Что такое общество

 

 

 

 
 

2

 
 

Что такое общество

 

 

 

 
 

3

 
 

Общест­во как сложная динами­ческая система

 

 

 

 
 

4

 
 

Повторение и обобщение по теме «Общество».

 

 

 

 
 

Глава 2. Человек.

 
 

5

 
 

Природа человека

 

 

 

 
 

6

 
 

Природа человека

 

 

 

 
 

7

 
 

Человек как духовное существо

 

 

 

 
 

8

 
 

Человек как духовное существо

 

 

 

 
 

9

 
 

Деятель­ность - способ сущест­вования людей

 

 

 

 
 

10

 
 

Деятель­ность - способ сущест­вования людей

 

 

 

 
 

11

 
 

Позна­ние  и знание

 

 

 

 
 

12

 
 

Позна­ние   и знание

 

 

 

 
 

13

 
 

Человек в  систе­ме соци­альных связей

 

 

 

 
 

14

 
 

Человек в  систе­ме соци­альных связей

 

 

 

 
 

15

 
 

Повторение и обобщение по теме «Общест­во и че­ловек»

 

 

 

 
 

Раздел 2. Основные сферы общественной жизни.

Глава 3. Духовная культура.

 
 

16

 
 

Культура и   духов­ная жизнь общества

 

 

 

 
 

17

 
 

Культура и   духов­ная жизнь общества

 

 

 

 
 

18

 
 

Наука   и образо­вание

 

 

 

 
 

19

 
 

Наука   и образо­вание

 

 

 

 
 

20

 
 

Мораль. Религия

 

 

 

 
 

21

 
 

Мораль. Религия

 

 

 

 
 

22

 
 

Искусст­во  и ду­ховная жизнь

 

 

 

 
 

23

 
 

Повторение и обобщение по теме «Духовная культура». 

 

 

 

 
 

Глава 4. Экономика.

 
 

24

 
 

Роль  экономи­ки в жиз­ни обще­ства

 

 

 

 
 

25

 
 

Роль  экономи­ки в жиз­ни обще­ства

 

 

 

 
 

26

 
 

Эконо­мическая  культура

 

 

 

 
 

27

 
 

Эконо­мическая  культура

 

 

 

 
 

28

 
 

Повторение и обобщение по теме «Эконо­мика». 

 

 

 

 
 

 

 

Глава 5. Социальная сфера.

 
 

29

 
 

Социальная  структура общества.

 

 

 

 
 

30

 
 

Социальная  структура общества.

 

 

 

 
 

31

 
 

Социальная  структура общества.

 

 

 

 
 

32

 
 

Социальные  взаимодействия.

 

 

 

 
 

33

 
 

Социальные  взаимодействия.

 

 

 

 
 

34

 
 

Социальные  взаимодействия.

 

 

 

 
 

35

 
 

Соци­альные  нормы  и откло­няющее­ся   пове­дение

 

 

 

 
 

36

 
 

Соци­альные  нормы  и откло­няющее­ся   пове­дение

 

 

 

 
 

37

 
 

Соци­альные  нормы  и откло­няющее­ся   пове­дение

 

 

 

 
 

38

 
 

Нации   и межна­цио­нальные отноше­ния

 

 

 

 
 

39

 
 

Нации   и межна­цио­нальные отноше­ния

 

 

 

 
 

40

 
 

Семья   и быт

 

 

 

 
 

41

 
 

Семья   и быт

 

 

 

 
 

42

 
 

Соци­альное  развитие и    моло­дежь

 

 

 

 
 

43

 
 

Повторение и обобщение  по теме «Соци­альная сфера». 

 

 

 

 
 

44

 
 

Повторение и обобщение  по теме «Соци­альная сфера».

 

 

 

 
 

Глава 6. Политическая сфера.

 
 

45

 
 

Политика и власть

 

 

 

 
 

46

 
 

Политика и власть

 

 

 

 
 

47

 
 

Полити­ческая система

 

 

 

 
 

48

 
 

Полити­ческая система

 

 

 

 
 

49

 
 

Граж­данское  общест­во и пра­вовое государство

 

 

 

 
 

50

 
 

Граж­данское  общест­во и пра­вовое государство

 

 

 

 
 

51

 
 

Демо­кратиче­ские   вы­боры     и полити­ческие  партии

 

 

 

 
 

52

 
 

Демо­кратиче­ские   вы­боры     и полити­ческие  партии

 

 

 

 
 

53

 
 

Участие  гражданина в политической жизни.

 

 

 

 
 

54

 
 

Участие  гражданина в политической жизни.

 

 

 

 
 

55

 
 

Политическая  сфера.

 

 

 

 
 

Раздел 3. Право.

Глава.7. Право как особая система норм.

 
 

56

 
 

Право   в системе социаль­ных норм

 

 

 

 
 

57

 
 

Право   в системе социаль­ных норм

 

 

 

 
 

58

 
 

Источни­ки права

 

 

 

 
 

59

 
 

Право­отноше­ния        и правона­рушения

 

 

 

 
 

60

 
 

Право­отноше­ния        и правона­рушения

 

 

 

 
 

61

 
 

Право­отноше­ния        и правона­рушения

 

 

 

 
 

62

 
 

Современное  российское законодательство.

 

 

 

 
 

63

 
 

Современное  российское законодательство.

 

 

 

 
 

64

 
 

Предпосылки  правомерного поведения

 

 

 

 
 

65

 
 

Общество  в развитии.

 

 

 

 
 

66

 
 

Общество  в развитии.

 

 

 

 
 

67

 
 

Повторение и обобщение по теме «Основные сферы  общественной жизни».

 

 

 

 
 

68

 
 

Итоговое  тестирование.

 

 

 

 


 

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

                 Знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль

человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания.

                       Уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая

взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества

и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и

гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст,

схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных

задач по актуальным социальным проблемам.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

Требования к уровню подготовки. В результате изучения обществознания ученик должен: знать и понимать:

3. Дидактические материалы по курсу "Человек и общество": 10-11 

кл. : пособие для учителя/ [Л. Н. Боголюбов и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, 

А. Т. Кинкулькина. -3-е изд.. -М.: Просвещение, 2007. -175с.

Список литературы основной и дополнительной.

1.Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990. 
 2. Белявский И. Г. Шкуратов В. А. Проблемы исторической психологии Ростов н / Д, 1982. 
 3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком М МГУ 1982. 
 4. Бодалев А.А. Личность и общение М., 1995. 
 5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание конфликт! Новосибирск, 1989. 
 6. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск, 1990. 

7.Большаков В. П., Новицкая Л. Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): Учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.  
8.    Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.6-14

9. Василик М. Политология. М.,-Просвещение.- 2007.
10. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. – СПб.: Питер, 2007.
11. Каменская Е.Н. Социология. Политология. Курс лекций. – М., 2008.
12. Кравченко А.И. Введение в социологию. - М.,2007.
13. Кравченко А.И. Социология и политология: Учеб. Пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2009.
14. Основы социологии и политологии./ Под редакцией проф. А.О. Бороноева и проф. М.А. Василика. – М., 2007.

ЭОР по обществознанию Федерального центра информационных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru)