Меню

Рабочая программа по музыке в 7 классе

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базовым планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г.П. Сергеевой. Е.Д. Критской, рекомендованной Минобразнауки РФ (М.: Просвещение, 2011).

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта, включающего: учебник, творческую тетрадь, нотную хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала, методические пособия и вспомогательную литературу.

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.

Цельданной программы соответствует цели массового музыкального образования и воспитания – формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости, последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.

Место предмета в базисном учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе основного общего образования в 7 классе Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю).

Рабочая программа по музыке для 7 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Изобразительно искусство», «Литература», «Мировая художественная культура»

Структура программы.

Рабочая программа по музыке для 7 класса включает:

1. Титульный лист (название программы).

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план.

4. Список литературы.

Рабочая программа – индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.

Воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным места, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Изучение музыки как вида искусства в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к

сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • Освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии,

особенностях музыкального языка; о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в

слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному

искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном обращении с высокохудожественной музыкой и в музыкальном самообразовании.

Задачи и направлениямузыкального образования и воспитания учащихся 7 класса формулируются на основе закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

  • привить любовь и уважение к музыке как к предмету искусства;
  • научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
  • привить основы художественного вкуса;
  • научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь с литературой и

изобразительным искусством);

  • обучить основам музыкальной грамоты;
  • сформировать потребность общения с музыкой.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое, ансамблевое и сольное пение. Игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование. Различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.) и музыкально-драматическая театрализация (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства).

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке, в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой.

Содержание программыбазируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Формы организации учебного процесса:

- групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия, путешествие, выставка.

Виды контроля:

- вводный. текущий, итоговый;

- фронтальный, комбинированный, устный.

Формы (приемы) контроля:

- самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:

Сергеева, Г.П. Музыка. 7класс : учебник для общеобразовательных учреждений/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – М.: Просвещение, 2011.

Сергеева Г.П. Музыка. 7 класс. Творческая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2010.

Музыка. Фонохрестоматия. 7 класс (Электронный ресурс)/ сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2010 – 1 электрон.-опт. Диск (CD-ROM)

Сергеева Г.П. Уроки музыки. 7 класс: пособие для учителя / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2010.

Количество часов в год – 35.

Количество часов в неделю – 1.

Все уроки проводятся с применением ИКТ.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса

Знать/понимать:

- основные жанры и стили музыкальных произведений;

- основные формы музыки и приемы музыкального развития;

- название и звучание музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых;

- особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных произведений;

- знать имена и фамилии выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (В.А. Моцарт, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, А.П. Бородин, С.С. Прокофьев);

- характерные особенности музыкального языка Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Свиридова, Моцарта, Бетховена, Грига;

уметь:

- высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные интонации: восклицание, радость, жалость; устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями);

- узнавать музыкальные произведения, изученные в 6 классе (не менее трех);

- уметь выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;

- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и др.);

- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски);

- понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домашнее

задание

Дата проведения

План
Факт

Особенности музыкальной драматургии сценической музыки

1

Классика и современность
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
  • • музыка И. Баха, А. Вивальди, С. Рахманинова
О.Митяев – «Как здорово»
Знать/ понимать, что такое классическая музыка, Понимать, что по музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. рели­гиозная.
Уметь приводить примеры петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
С.6-7


2

В музыкальном театре. Опера
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющее. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере.
Народно- эпическая образность в творчестве русских композиторов, народные истоки в русской профессиональной музыке, обращение композиторов к народному фольклору. Углубление знаний об оперном спектакле, знакомство с формами драматургии в опере. (ария, песня, каватина, речитатив, ансамбль, хор
  • • Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки (фрагменты)
О.Митяев – «Как здорово»
Знать/ понимать, что такое классическая опера. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений. Знать имена композиторов: М.Глинка, известных исполнителей: Ф.Шаляпин.
Уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, рели­гиозная.
С.8-11


3

Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»
1
Комбинированный урок.
С.12-17


4-5

Опера А.П. Бородина «Князь Игорь». Русская эпическая опера.
2
Урок комплексного применения ЗУН.
Знакомство с русской эпической оперой А. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев. Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь». Освоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками ее героев (сольных - князь Игорь, Ярославна, и хоровых – сцена затмения, половецкие пляски).
Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (фрагменты)
Знать/ понимать, что такое классическая музыка, эпическая опера. Понимать принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками героев оперы.
Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития..
С.18-23
С.24-25


6

В музыкальном театре. Балет
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Балет и его составляющие. Типы танцев в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. Современный и классический балетный спектакль.
Актуализация знаний о жанре балета, раскрытие особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы драматургии балета (танцы, хореографические ансамбли, действенные эпизоды). Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета. Сравнение образных сфер балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина.
Балет «Ярославна» Б. Тищенко (фрагменты)
Знать/ понимать,что такое балет, известных исполнителей: М.Плисецкая, Г.Уланова, М.Лиепа, В. Васильев и др.
Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. (опера А.Бородина « Князь Игорь», балет Б.Тищенко « Ярославна»; Знать имена русских и композиторов: М.Глинка, А.Бородин, Р.Щедрин, Б.Тищенко,
С.26-31


7

В музыкальном театре. Балет
1
Комбинированный урок.
С.32-35


8

Героическая тема в русской музыке
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.
Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико- патриотического, эпического характера. Отражение исторического прошлого в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры, подбор музыкальных произведений к произведениям изобразительного искусства.
• «Былина о Добрыне Никитиче»;
• «Александр Невский» С. Прокофьева
Опера «Князь Игорь» А. Бородина
Знать, что такое классическая музыка, опера, балет, актуализировать музыкальный опыт, знать историческое прошлое своей Родины. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, которое находит отражение в художественных образах различных искусств. Знать имена русских: М.Глинка, А.Бородин, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев, Р.Щедрин, Б.Тищенко.Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития.
С.36-39


9-10

В музыкальном театре. «Мой народ – американцы…». Опера Дж. Гершвина. «Порги и Бесс»
2
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Комбинированный урок.
Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина – создателем американской национальной классики XX век, первооткрывателе симфоджаза. «Порги и Бесс»- первая американская национальная опера.
Знакомство с музыкой американского композитора Дж.Гершвина на примере знакомых музыкальных произведений опера «Порги и Бесс». Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Новое понятие – симфоджаз. Первая опера в истории музыкального искусства, в которой негритянское население показано с глубоким уважением и сочувствием. Использование композитором народных интонаций. Истоки выразительных средств – блюзы и спиричуэлы, духовные гимны и элементы джаза, трудовые негритянские песни и напевы уличных разносчиков, европейская классическая музыка (оперная и симфоническая).
Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (фрагменты)
Знать, понятия- джаз, симфоджаз, жанры джазовых песнопений, имена зарубежных композиторов: Дж.Гершвин, его оперное искусство.
Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития, совершенствовать умения формулировать свое отношение к художественным произведениям, формулировать свою точку зрения, владеть своим голосом.
С.40-41
С.42-47


11

Опера Ж. Бизе «Кармен»
1
Урок расширения знаний.
Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен» - самой популярной оперой в мире. Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Знакомство с творчеством французского композитора Ж.Бизе и его шедевром, отличающимся ярким драматизмом содержания. Цель драмы – выражение сложных эмоциональных состояний, событий.
  • • Опера «Кармен» Ж. Бизе (фрагменты)
Образы Хозе и Эскамильо.
Знать/ понимать, что такое классическая музыка, опера, балет. Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. Опера Ж.Бизе- «Кармен», балет Р.Щедрина - «Кармен-сюита). Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, совершенствовать навыки самообразования при организации культурного досуга.
С.48-53


12

Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита»
1
Урок расширения знаний.
Знакомство с балетом Р. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение литературного сюжета в балете « Кармен-сюита» Р.Щедрина – это симфонический способ прочтения сюжета драмы П.Мериме. сопоставление фрагментов оперы и балета.
Балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина (фрагменты)
Знать/ понимать: драматургию развития балета, понятие «транскрипция»,
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусства
С.54-61


13

Сюжеты и образы духовной музыки
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Музыка И. С. Баха – язык всех времён и народов. Современные интерпретации сочинений И. С. Баха. Музыкальное зодчество» в России в творчестве С. В. Рахманинова.
Духовная музыка русских и зарубежных композиторов (литургия, месса, всенощная). Знакомство с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( И.Баха и С.Рахманинова).
  • • «Высокая месса» - вокально-драматический жанр.
«Всенощное бдение» С. В. Рахманинова (фрагменты
Знать, актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений духовной музыки, имена русских и композиторов: М.Глинка, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев. Уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, рели­гиозная. Уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом. Уметь владеть своим голосом.
С.62-65


14

Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение». С. В. Рахманинова
1
Урок расширения знаний.
С.66-69


15

Рок-опера Л.Э. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда»
1
Урок расширения знаний.
Углубление знакомства с рок-оперой Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Традиции и новаторство в жанре оперы, драматургия развития и музыкального языка основных образов рок – оперы « Иисус Христос - суперзвезда» Э.-Л.Уэббера. Сравнение классического жанра оперы с современным исполнением. Просмотр эпизодов из фильма.
Рок-опера «Иисус Христос - суперзыкзда» Э. Л. Уэббера (фрагменты)
Знать, что такое рок- опера, актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки. Знать, что сплав традиций и новаторства способствовал возникновению нового жанра – рок-оперы, новых произведений в рок-музыке. Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов: И.Бах, Э.-Л. Уэббер.
С.70-73


16

Музыка Д.Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»
1
Урок расширения знаний.
Знакомство с музыкой Д.Б.Кабалевского
Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов
С.74-75


17-18

«Гоголь-сюита» из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»
2
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Урок обобщения и систематизации знаний (тест).
Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев симфонической сюиты. Полистилистика.
«Гоголь-сюита» А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя
Знать/ понимать:понятия «сюита», «полистилистика», роль музыки в жизни человека
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять способы и приёмы развития музыкальных образов.
С.76-79
С.80-81


Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

19

Музыкальная драматургия – развитие музыки
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка.
Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
  • • Фуга «Ля-минор» для органа И. С. Баха
  • • «Высокая месса» - месса си-минор И. С. Баха
Ария из «Высокой мессы» си-минор
«Богородице Дево, радуйся» С. В. Рахманинова
Знать/ понимать, что термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально- сценических, театральных жанров, но и произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально – симфонической музыки. Уметь сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку
( русская - зарубежная, светская – духовная, вокальная – инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое – гомофоническое изложение музыки), высказывать личностное отношение к произведениям. Уметь выявлять содержание и идею произведения, выраженные в сонатной форме.
С.84-87



20

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка
1
Урок расширения знаний.
С.88-91



21

Камерная инструментальная музыка: этюд
1
Комбинированный урок.
Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена, С.Рахманинова. Понятие «транскрипция» на примере творчества М.Глинки и Ф.Шуберта.
Этюды Ф. Листа по каприсам Н. Паганини.
«Чакона» из Партиты №2 ре-минор И. С. Баха, Ф. Буззони
Знатьпонятие «этюд», «транскрипция» особенности претворения вечных тем искусства и жизни различных жанров и стилей классической музыки.
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Понимать особенности развития музыки в камерных жанрах. Знать имена композиторов Ф.Лист, Ф. Бузони. Осмыслить некоторые черты, свойственные музыке эпохи романтизма.
С.92-93



22

Транскрипция. Ф. Лист
1
Урок расширения знаний.
С.94-97



23

Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо», «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке
1
Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний.
Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке. Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо; освоение характерных черт стиля композиторов; закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки на примере «Кончерто гроссо №1» и «Сюиты
в старинном стиле» А.Шнитке.
Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано А. Шнитке.
Знать- значение терминов –транскрипция, сюита.
Уметь сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку (русская - зарубежная, светская – духовная, вокальная – инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое – гомофоническое изложение музыки). Выказывать личностное отношение к произведениям.
С.98-103



24-25

Соната «Патетическая» Л. Бетховена. Соната № 2 С. Прокофьева, Соната № 11 В. –А. Моцарта
2
Сообщение и усвоение новых знаний.
Комбинированный урок.
Углублённое знакомство с музыкальным жанром – соната. Знакомство с жанром камерной музыки – соната. Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки Л.Бетховена и С.Прокофьева, В.Моцарта. Закрепления понятия сонатная форма.
  • • Соната №8 для фортепиано Л. Бетховена
  • • Соната №11 В. Моцарта
Соната №2 С. Прокофьева
Знать/понимать закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Понимать значение терминов соната, выявлять содержание и идею произведения.
С.104-107
С.108-109



26-29

Симфоническая музыка
4
Сообщение и усвоение новых знаний.
Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Л.Бетховена.
  • • Симфония №43 И. Гайдна
  • • Симфония №40 В. Моцарта
  • • Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева
  • • Симфония №5 Л. Бетховена
  • • Симфония №8 Ф. Шуберта
  • • Симфония №1 В. Калинникова
  • • Симфония №5 П. Чайковского
Симфония №7 Д. Шостаковича
Понимать значение терминов – симфония, сонатная форма, сонатное аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов. Понимать закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, определять приёмы музыкального развития, выявлять связи в средствах музыки и изобразительного искусства.
С.110-117
С.118-123
С.124-129
С.130 -135



30

Симфоническая картина «Празднество» К. Дебюсси
1
Урок-лекция
Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины. Знакомство с произведением К.Дебюсси
«Празднества» закрепляет представление о стиле «импрессионизм»; приемы драматургического развития, сравнение музыки К.Дебюсси с темами праздника в творчестве других композиторов.
«Празднества» К. Дебюсси
Знать/ понимать: понятия «импрессионизм», «программная музыка», «симфоническая картина».
Уметь:анализировать составляющие средства выразительности, определять форму пьесы, проводить интонационно-образный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений.
С.136-137



31

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.И. Хачатуряна
1
Комбинированный урок.
История создания жанра инструментальный концерт, понятие трехчастная форма, характерная для жанра на примере « Концерта для скрипки с оркестром» А.Хачатуряна.
Понимать значение термина - инструментальный концерт, разновидности концертов, уметь определять их образный строй. Знать историю создания жанра концерт.
Уметь:проводить интонационно-образный анализ, определять принципы музыкального развития.
С.138-141



32

Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз»
1
Сообщение и усвоение новых знаний.
Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз.
  • Понятие симфоджаз, закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж.Гершвина, приемы развития произведений.
«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина
Знать основы происхождения симфоджазовой музыки; взаимопроникновение легкой и серьезной музыки способствовало появлению нового жанра – симфоджаза. понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
Уметь: проводить интонационно-образный анализ, выявлять жанровую принадлежность.
С.142-143



33

Музыка народов мира
1
Урок обобщения и систематизации знаний (тест).
Систематизировать жизненно- музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов; обобщить представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре. Знакомство с известными исполнителями музыки народной традии.
Слушание и исполнение произведений в жанрах легкой, популярной музыки
(мюзикл) .Использование современного музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов.
Иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении до­машней фонотеки, видеотеки и пр. Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значи­мые их произведения и интерпретации.
С.144-147



34

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер
1
Комбинированный урок.
С.148-149



35

«Пусть музыка звучит!»
Защита исследовательского проекта.
1
Урок -концерт
Обобщение и систематизация знаний по теме «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
Применять музыкальные знания, умения и навыки в сфере музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время.




















Литература

1.Методические пособия для учителя.

Золина. Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: метод. Пособие с электронным приложением/ Л.В. Золина. – М.: Глобус, 2008

Замятина, Т.А. Современный урок музыки/ Т.А. Замятина. – М.: Глобус, 2008

Рапацкая . Л.А. Русская музыка в школе/Л.А. Рапацкая, Г.С. Сергеева, Г.С. Шмагина.-М.: Владос, 2003

Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе/Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Академия. 2000.

2. Дополнительная литература для учащихся.

Владимирова, В.Н. Музыкальная литература/В.Н. Владимирова. А.И. Лагутин. – М.: Музыка, 1984

Куберский, И.Ю. Энциклопедия юных музыкантов/ И.Ю. Куберский, Е.В.Минина.- СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век». 1996

Музыка: большой энциклопедический словарь/гл. ред. Г.В.Келдыш.-М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998

Булучевский Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся/ Ю.С. Булучевский. В.С. Фомин. – Л, Музыка, 1988.

Агапова И.А. Лучшие музыкальные игры для детей/ И.А. Агапова. М.А. Давыдова- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.

Средства обучения

1. Печатные пособия.

Комплект портретов композиторов.

Демонстрационный материал. «Музыкальные инструменты: комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы».

2. Информационно-коммуникативные средства.

Антология русской симфонической музыки

Большая энциклопедия Кирилл и Мефодия

Большая энциклопедия России: Искусство России.

Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия».

3. Интернет-ресурсы.

 Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru/wiipeda.org/wiki

Классическая музыка.- Режима доступа: http://classik.ru

Музыкальный энциклопедический словарь. – Режим доступа: http://www.music-dic.ru

Музыкальный словарь. – Режим доступа: http://contents.nsf/dic_music

4. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.

5. Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.