Рабочая программа по музыке в 7 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным базовым планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г.П. Сергеевой. Е.Д. Критской, рекомендованной Минобразнауки РФ (М.: Просвещение, 2011).
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта, включающего: учебник, творческую тетрадь, нотную хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала, методические пособия и вспомогательную литературу.
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.
Цельданной программы соответствует цели массового музыкального образования и воспитания – формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.
При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости, последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.
Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.
Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе основного общего образования в 7 классе Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю).
Рабочая программа по музыке для 7 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами: «Изобразительно искусство», «Литература», «Мировая художественная культура»
Структура программы.
Рабочая программа по музыке для 7 класса включает:
1. Титульный лист (название программы).
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Список литературы.
Рабочая программа – индивидуальный инструмент учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса.
Воспитание деятельной, творческой памяти – важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным места, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Изучение музыки как вида искусства в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- Развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к
сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- Освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии,
особенностях музыкального языка; о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в
слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному
искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном обращении с высокохудожественной музыкой и в музыкальном самообразовании.
Задачи и направлениямузыкального образования и воспитания учащихся 7 класса формулируются на основе закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:
- привить любовь и уважение к музыке как к предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- привить основы художественного вкуса;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь с литературой и
изобразительным искусством);
- обучить основам музыкальной грамоты;
- сформировать потребность общения с музыкой.
Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое, ансамблевое и сольное пение. Игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование. Различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.) и музыкально-драматическая театрализация (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства).
Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке, в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой.
Содержание программыбазируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля:
- вводный. текущий, итоговый;
- фронтальный, комбинированный, устный.
Формы (приемы) контроля:
- самостоятельная работа, работа по карточке, тест, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
Сергеева, Г.П. Музыка. 7класс : учебник для общеобразовательных учреждений/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – М.: Просвещение, 2011.
Сергеева Г.П. Музыка. 7 класс. Творческая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2010.
Музыка. Фонохрестоматия. 7 класс (Электронный ресурс)/ сост. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2010 – 1 электрон.-опт. Диск (CD-ROM)
Сергеева Г.П. Уроки музыки. 7 класс: пособие для учителя / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2010.
Количество часов в год – 35.
Количество часов в неделю – 1.
Все уроки проводятся с применением ИКТ.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 7 класса
Знать/понимать:
- основные жанры и стили музыкальных произведений;
- основные формы музыки и приемы музыкального развития;
- название и звучание музыкальных инструментов, входящих в группу струнных смычковых;
- особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных произведений;
- знать имена и фамилии выдающихся отечественных и зарубежных композиторов (В.А. Моцарт, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, А.П. Бородин, С.С. Прокофьев);
- характерные особенности музыкального языка Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Свиридова, Моцарта, Бетховена, Грига;
уметь:
- высказывать свои размышления о музыке (определять ее характер, основные интонации: восклицание, радость, жалость; устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями);
- узнавать музыкальные произведения, изученные в 6 классе (не менее трех);
- уметь выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран;
- ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и др.);
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски);
- понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения | ||||||||
План | Факт | ||||||||||||||
Особенности музыкальной драматургии сценической музыки | |||||||||||||||
1 | Классика и современность | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
| Знать/ понимать, что такое классическая музыка, Понимать, что по музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. религиозная. Уметь приводить примеры петь под фонограмму с различным аккомпанементом. | С.6-7 | |||||||||
2 | В музыкальном театре. Опера | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющее. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере. Народно- эпическая образность в творчестве русских композиторов, народные истоки в русской профессиональной музыке, обращение композиторов к народному фольклору. Углубление знаний об оперном спектакле, знакомство с формами драматургии в опере. (ария, песня, каватина, речитатив, ансамбль, хор
| Знать/ понимать, что такое классическая опера. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений. Знать имена композиторов: М.Глинка, известных исполнителей: Ф.Шаляпин. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная. | С.8-11 | |||||||||
3 | Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» | 1 | Комбинированный урок. | С.12-17 | |||||||||||
4-5 | Опера А.П. Бородина «Князь Игорь». Русская эпическая опера. | 2 | Урок комплексного применения ЗУН. | Знакомство с русской эпической оперой А. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев. Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь». Освоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками ее героев (сольных - князь Игорь, Ярославна, и хоровых – сцена затмения, половецкие пляски). Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (фрагменты) | Знать/ понимать, что такое классическая музыка, эпическая опера. Понимать принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками героев оперы. Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития.. | С.18-23 С.24-25 | |||||||||
6 | В музыкальном театре. Балет | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Балет и его составляющие. Типы танцев в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. Современный и классический балетный спектакль. Актуализация знаний о жанре балета, раскрытие особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы драматургии балета (танцы, хореографические ансамбли, действенные эпизоды). Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета. Сравнение образных сфер балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина. Балет «Ярославна» Б. Тищенко (фрагменты) | Знать/ понимать,что такое балет, известных исполнителей: М.Плисецкая, Г.Уланова, М.Лиепа, В. Васильев и др. Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. (опера А.Бородина « Князь Игорь», балет Б.Тищенко « Ярославна»; Знать имена русских и композиторов: М.Глинка, А.Бородин, Р.Щедрин, Б.Тищенко, | С.26-31 | |||||||||
7 | В музыкальном театре. Балет | 1 | Комбинированный урок. | С.32-35 | |||||||||||
8 | Героическая тема в русской музыке | 1 | Урок комплексного применения ЗУН. | Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико- патриотического, эпического характера. Отражение исторического прошлого в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры, подбор музыкальных произведений к произведениям изобразительного искусства. • «Былина о Добрыне Никитиче»; • «Александр Невский» С. Прокофьева Опера «Князь Игорь» А. Бородина | Знать, что такое классическая музыка, опера, балет, актуализировать музыкальный опыт, знать историческое прошлое своей Родины. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, которое находит отражение в художественных образах различных искусств. Знать имена русских: М.Глинка, А.Бородин, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев, Р.Щедрин, Б.Тищенко.Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития. | С.36-39 | |||||||||
9-10 | В музыкальном театре. «Мой народ – американцы…». Опера Дж. Гершвина. «Порги и Бесс» | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Комбинированный урок. | Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина – создателем американской национальной классики XX век, первооткрывателе симфоджаза. «Порги и Бесс»- первая американская национальная опера. Знакомство с музыкой американского композитора Дж.Гершвина на примере знакомых музыкальных произведений опера «Порги и Бесс». Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Новое понятие – симфоджаз. Первая опера в истории музыкального искусства, в которой негритянское население показано с глубоким уважением и сочувствием. Использование композитором народных интонаций. Истоки выразительных средств – блюзы и спиричуэлы, духовные гимны и элементы джаза, трудовые негритянские песни и напевы уличных разносчиков, европейская классическая музыка (оперная и симфоническая). Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (фрагменты) | Знать, понятия- джаз, симфоджаз, жанры джазовых песнопений, имена зарубежных композиторов: Дж.Гершвин, его оперное искусство. Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития, совершенствовать умения формулировать свое отношение к художественным произведениям, формулировать свою точку зрения, владеть своим голосом. | С.40-41 С.42-47 | |||||||||
11 | Опера Ж. Бизе «Кармен» | 1 | Урок расширения знаний. | Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен» - самой популярной оперой в мире. Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Знакомство с творчеством французского композитора Ж.Бизе и его шедевром, отличающимся ярким драматизмом содержания. Цель драмы – выражение сложных эмоциональных состояний, событий.
| Знать/ понимать, что такое классическая музыка, опера, балет. Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. Опера Ж.Бизе- «Кармен», балет Р.Щедрина - «Кармен-сюита). Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, совершенствовать навыки самообразования при организации культурного досуга. | С.48-53 | |||||||||
12 | Балет Р.К. Щедрина «Кармен-сюита» | 1 | Урок расширения знаний. | Знакомство с балетом Р. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение литературного сюжета в балете « Кармен-сюита» Р.Щедрина – это симфонический способ прочтения сюжета драмы П.Мериме. сопоставление фрагментов оперы и балета. Балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина (фрагменты) | Знать/ понимать: драматургию развития балета, понятие «транскрипция», Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусства | С.54-61 | |||||||||
13 | Сюжеты и образы духовной музыки | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Музыка И. С. Баха – язык всех времён и народов. Современные интерпретации сочинений И. С. Баха. Музыкальное зодчество» в России в творчестве С. В. Рахманинова. Духовная музыка русских и зарубежных композиторов (литургия, месса, всенощная). Знакомство с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( И.Баха и С.Рахманинова).
| Знать, актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений духовной музыки, имена русских и композиторов: М.Глинка, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная. Уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом. Уметь владеть своим голосом. | С.62-65 | |||||||||
14 | Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение». С. В. Рахманинова | 1 | Урок расширения знаний. | С.66-69 | |||||||||||
15 | Рок-опера Л.Э. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда» | 1 | Урок расширения знаний. | Углубление знакомства с рок-оперой Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Традиции и новаторство в жанре оперы, драматургия развития и музыкального языка основных образов рок – оперы « Иисус Христос - суперзвезда» Э.-Л.Уэббера. Сравнение классического жанра оперы с современным исполнением. Просмотр эпизодов из фильма. Рок-опера «Иисус Христос - суперзыкзда» Э. Л. Уэббера (фрагменты) | Знать, что такое рок- опера, актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки. Знать, что сплав традиций и новаторства способствовал возникновению нового жанра – рок-оперы, новых произведений в рок-музыке. Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов: И.Бах, Э.-Л. Уэббер. | С.70-73 | |||||||||
16 | Музыка Д.Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» | 1 | Урок расширения знаний. | Знакомство с музыкой Д.Б.Кабалевского | Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов | С.74-75 | |||||||||
17-18 | «Гоголь-сюита» из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» | 2 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок обобщения и систематизации знаний (тест). | Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев симфонической сюиты. Полистилистика. «Гоголь-сюита» А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя | Знать/ понимать:понятия «сюита», «полистилистика», роль музыки в жизни человека Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять способы и приёмы развития музыкальных образов. | С.76-79 С.80-81 | |||||||||
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки | |||||||||||||||
19 | Музыкальная драматургия – развитие музыки | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка. Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
«Богородице Дево, радуйся» С. В. Рахманинова | Знать/ понимать, что термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально- сценических, театральных жанров, но и произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально – симфонической музыки. Уметь сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку ( русская - зарубежная, светская – духовная, вокальная – инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое – гомофоническое изложение музыки), высказывать личностное отношение к произведениям. Уметь выявлять содержание и идею произведения, выраженные в сонатной форме. | С.84-87 | |||||||||
20 | Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка | 1 | Урок расширения знаний. | С.88-91 | |||||||||||
21 | Камерная инструментальная музыка: этюд | 1 | Комбинированный урок. | Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена, С.Рахманинова. Понятие «транскрипция» на примере творчества М.Глинки и Ф.Шуберта. Этюды Ф. Листа по каприсам Н. Паганини. «Чакона» из Партиты №2 ре-минор И. С. Баха, Ф. Буззони | Знатьпонятие «этюд», «транскрипция» особенности претворения вечных тем искусства и жизни различных жанров и стилей классической музыки. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Понимать особенности развития музыки в камерных жанрах. Знать имена композиторов Ф.Лист, Ф. Бузони. Осмыслить некоторые черты, свойственные музыке эпохи романтизма. | С.92-93 | |||||||||
22 | Транскрипция. Ф. Лист | 1 | Урок расширения знаний. | С.94-97 | |||||||||||
23 | Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо», «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке | 1 | Урок изучения и первичного закре-пления новых знаний. | Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке. Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо; освоение характерных черт стиля композиторов; закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки на примере «Кончерто гроссо №1» и «Сюиты в старинном стиле» А.Шнитке. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано А. Шнитке. | Знать- значение терминов –транскрипция, сюита. Уметь сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку (русская - зарубежная, светская – духовная, вокальная – инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое – гомофоническое изложение музыки). Выказывать личностное отношение к произведениям. | С.98-103 | |||||||||
24-25 | Соната «Патетическая» Л. Бетховена. Соната № 2 С. Прокофьева, Соната № 11 В. –А. Моцарта | 2 | Сообщение и усвоение новых знаний. Комбинированный урок. | Углублённое знакомство с музыкальным жанром – соната. Знакомство с жанром камерной музыки – соната. Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки Л.Бетховена и С.Прокофьева, В.Моцарта. Закрепления понятия сонатная форма.
| Знать/понимать закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Понимать значение терминов соната, выявлять содержание и идею произведения. | С.104-107 С.108-109 | |||||||||
26-29 | Симфоническая музыка | 4 | Сообщение и усвоение новых знаний. | Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Л.Бетховена.
| Понимать значение терминов – симфония, сонатная форма, сонатное аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов. Понимать закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, определять приёмы музыкального развития, выявлять связи в средствах музыки и изобразительного искусства. | С.110-117 С.118-123 С.124-129 С.130 -135 | |||||||||
30 | Симфоническая картина «Празднество» К. Дебюсси | 1 | Урок-лекция | Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины. Знакомство с произведением К.Дебюсси «Празднества» закрепляет представление о стиле «импрессионизм»; приемы драматургического развития, сравнение музыки К.Дебюсси с темами праздника в творчестве других композиторов. «Празднества» К. Дебюсси | Знать/ понимать: понятия «импрессионизм», «программная музыка», «симфоническая картина». Уметь:анализировать составляющие средства выразительности, определять форму пьесы, проводить интонационно-образный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений. | С.136-137 | |||||||||
31 | Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.И. Хачатуряна | 1 | Комбинированный урок. | История создания жанра инструментальный концерт, понятие трехчастная форма, характерная для жанра на примере « Концерта для скрипки с оркестром» А.Хачатуряна. | Понимать значение термина - инструментальный концерт, разновидности концертов, уметь определять их образный строй. Знать историю создания жанра концерт. Уметь:проводить интонационно-образный анализ, определять принципы музыкального развития. | С.138-141 | |||||||||
32 | Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний. | Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз.
| Знать основы происхождения симфоджазовой музыки; взаимопроникновение легкой и серьезной музыки способствовало появлению нового жанра – симфоджаза. понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; Уметь: проводить интонационно-образный анализ, выявлять жанровую принадлежность. | С.142-143 | |||||||||
33 | Музыка народов мира | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний (тест). | Систематизировать жизненно- музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов; обобщить представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре. Знакомство с известными исполнителями музыки народной традии. Слушание и исполнение произведений в жанрах легкой, популярной музыки (мюзикл) .Использование современного музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов. | Иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. | С.144-147 | |||||||||
34 | Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер | 1 | Комбинированный урок. | С.148-149 | |||||||||||
35 | «Пусть музыка звучит!» Защита исследовательского проекта. | 1 | Урок -концерт | Обобщение и систематизация знаний по теме «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | Применять музыкальные знания, умения и навыки в сфере музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время. | ||||||||||
Литература
1.Методические пособия для учителя.
Золина. Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: метод. Пособие с электронным приложением/ Л.В. Золина. – М.: Глобус, 2008
Замятина, Т.А. Современный урок музыки/ Т.А. Замятина. – М.: Глобус, 2008
Рапацкая . Л.А. Русская музыка в школе/Л.А. Рапацкая, Г.С. Сергеева, Г.С. Шмагина.-М.: Владос, 2003
Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе/Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Академия. 2000.
2. Дополнительная литература для учащихся.
Владимирова, В.Н. Музыкальная литература/В.Н. Владимирова. А.И. Лагутин. – М.: Музыка, 1984
Куберский, И.Ю. Энциклопедия юных музыкантов/ И.Ю. Куберский, Е.В.Минина.- СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век». 1996
Музыка: большой энциклопедический словарь/гл. ред. Г.В.Келдыш.-М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998
Булучевский Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся/ Ю.С. Булучевский. В.С. Фомин. – Л, Музыка, 1988.
Агапова И.А. Лучшие музыкальные игры для детей/ И.А. Агапова. М.А. Давыдова- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
Средства обучения
1. Печатные пособия.
Комплект портретов композиторов.
Демонстрационный материал. «Музыкальные инструменты: комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы».
2. Информационно-коммуникативные средства.
Антология русской симфонической музыки
Большая энциклопедия Кирилл и Мефодия
Большая энциклопедия России: Искусство России.
Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия».
3. Интернет-ресурсы.
Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru/wiipeda.org/wiki
Классическая музыка.- Режима доступа: http://classik.ru
Музыкальный энциклопедический словарь. – Режим доступа: http://www.music-dic.ru
Музыкальный словарь. – Режим доступа: http://contents.nsf/dic_music
4. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.
5. Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутить телеграм