Рабочая программа по музыке 3 класс

Загрузка ...

                                                                                                          Музыка

Пояснительная записка

  

        Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для начальной школы общеобразовательных  учреждений составлена в соответствии  с основными положениями:

 Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству.

 Примерной программы начального общего образования по музыке.

 Программы «Музыка. Начальные классы» - Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. (Издательство «Просвещение», 2011).

          Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально - образного  восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при её изучении, начальное овладение  различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и  понимание неразрывной связи музыки и жизни.

  Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  Воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной

культуры.

  Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства.

  Формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

  Освоение знаний о музыкальном искусстве.

  Овладение практическими умениями и навыками художественно - творческой деятельности.

Задачи:

 Воспитание интереса и  любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как музыкальной грамотности, интереса к народным традициям, культурным ценностям родного края.

 Развитие активного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего, накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, первоначальных знаний о музыке.

 Развитие желания и умения воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития музыкального образа.

 Поощрение желания детей передавать в рисунке настроение музыкального произведения.

Формирование опыта игры на музыкальных инструментах.

На изучение музыки  в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч - во 2, 3  и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе)

                                            Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести  в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.

-формирование уважительного отношения к культуре других народов.

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  Метапредметные результаты

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;  

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-овладение навыками смыслового чтения «текстов» различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты  в устной и письменной формах;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;

-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

 Предметные результаты

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

-сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

-сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям

-использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации

Содержание учебного предмета (34ч.)

                                    Раздел 1.   « Россия – Родина моя»  ( 5 ч.)

Урок 1.Мелодия  - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент).

        Урок 3.. «Виват, Россия!»(кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта.Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость.

        Урок 4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата \

        Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Раздел 2. «День, полный событий» (4 ч.)

        Урок 6.Образы природы в музыке.Утро.  Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».

        Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

        Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке.       

Урок 9. Обобщающий  урок  1 четверти.

Раздел 3. «О России петь – что стремиться в храм» (6 ч.)

        Урок 10. Образ матери. «Богородице Дево, радуйся!»     

  Урок 11.Древнейшая песнь материнства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов    

  Урок 12.«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Всё самое дорогое, родное, святое связано с мамой.

      Урок 13. Вербное воскресенье. Вербочки.Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.

       Урок 14. Святые  земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.

      Урок 15.Урок-обобщение. Повторение и обобщение полученных знаний. Образ матери, вербное воскресенье, Святые земли Русской.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

       Урок 16. «Настрою гусли на старинный лад» (былины).  Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины. Певец-сказитель.

     Урок 17. Певцы русской старины (Баян. Садко). «Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка.Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

       Урок 18. Сказочные образы в музыке. Образ Леля в опере «Снегурочка». Песня. Меццо-сопрано. Сопровождение оркестра.

      Урок 19.Народные традиции и обряды. Масленица. Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка.Народные традиции и обряды в музыке русского  композитора  Н.Римского-Корсакова. Звучащие картины.

Раздел 5 «В музыкальном театре» (6 ч.)

      Урок 20. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».

      Урок 21. Опера «Орфей и Эвридика».Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности.Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».

       Урок 22. Опера «Снегурочка».  Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев.

        Урок 23. Опера «Садко»Увертюра. Зерно– интонация. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова  «Садко». Трёхчастная форма.

        Урок 24.Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.

Урок 25.  В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.

Раздел 6. «В концертном зале » (5 ч.)

        Урок 26. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная.  Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.

        Урок 27. Музыкальные инструменты. Флейта. Скрипка. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты и скрипки,история их появления. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

        Урок 28. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».  

       Урок 29. «Героическая» симфония Бетховена. Симфония.  Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Урок 30.Мир Бетховена. Темпы, сюжеты и образы музыки Бетховена. Трагедия жизни.

Раздел 7.«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)

      Урок 31. Джаз – музыка ХХ века. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители.

     Урок 32. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева. Музыкальные иллюстрации.

      Урок 33. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. (Э.Григ, П.Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.


Выразительность и изобразительность в музыке.

    Урок 34. «Прославим радость на земле!». Музыка – источник вдохновения и радости Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Нестареющая музыка великого Моцарта. Композитор – исполнитель – слушатель.

Урок 35. Заключительный  урок – концерт.

Календарно-тематическое планирование по музыке 3 класс (34ч.)


Тема урока

Дата

План
Коррекция

Россия-Родина моя-5ч

1

Мелодия  - душа музыки.


2

Природа и музыка.


3

Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держав


4

Кантата «Александр Невский».


5

Опера «Иван Сусанин».


День, полный событий- 4ч

6

Утро.


7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.


8

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.


9

Обобщающий урок.


«О России петь – что стремиться в храм»- 4ч

10

Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!


11

Древнейшая песнь материнства.


12

Вербное Воскресение. Вербочки.


13
Святые земли Русской. Княгиня Ольга и  князь Владимир.


«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»- 4ч

14
Настрою гусли на старинный лад…


15
Певцы русской старины. Лель.


16
Звучащие картины.


17
Прощание с Масленицей.



В музыкальном театре - 6ч


18
Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.


19
Опера «Орфей и Эвридика».


20
Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы..


21
«Океан – море синее».


22
Балет «Спящая красавица».


23
В современных ритмах (мюзикл).


В концертном зале -6ч


24
Музыкальное состязание (концерт).


25
Музыкальные инструменты (флейта, скрипка).


26
Звучащие картины.


27
Сюита «Пер Гюнт».


28
«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.


29
Мир Бетховена.


Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 4ч

30
Чудо музыка. Острый ритм – джаза.


31
Мир Прокофьева.


32
Певцы родной природы.


33
Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет.


34
Обобщающий урок.