Рабочая программа по музыке 3 класс
Музыка
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству.
Примерной программы начального общего образования по музыке.
Программы «Музыка. Начальные классы» - Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. (Издательство «Просвещение», 2011).
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально - образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной
культуры.
Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства.
Формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Освоение знаний о музыкальном искусстве.
Овладение практическими умениями и навыками художественно - творческой деятельности.
Задачи:
Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как музыкальной грамотности, интереса к народным традициям, культурным ценностям родного края.
Развитие активного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего, накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, первоначальных знаний о музыке.
Развитие желания и умения воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития музыкального образа.
Поощрение желания детей передавать в рисунке настроение музыкального произведения.
Формирование опыта игры на музыкальных инструментах.
На изучение музыки в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч - в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе)
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
-формирование уважительного отношения к культуре других народов.
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-овладение навыками смыслового чтения «текстов» различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;
-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
-сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
-сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям
-использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации
Содержание учебного предмета (34ч.)
Раздел 1. « Россия – Родина моя» ( 5 ч.)
Урок 1.Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).
Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент).
Урок 3.. «Виват, Россия!»(кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта.Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость.
Урок 4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата \
Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Раздел 2. «День, полный событий» (4 ч.)
Урок 6.Образы природы в музыке.Утро. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».
Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.
Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.
Раздел 3. «О России петь – что стремиться в храм» (6 ч.)
Урок 10. Образ матери. «Богородице Дево, радуйся!»
Урок 11.Древнейшая песнь материнства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов
Урок 12.«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Всё самое дорогое, родное, святое связано с мамой.
Урок 13. Вербное воскресенье. Вербочки.Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
Урок 14. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.
Урок 15.Урок-обобщение. Повторение и обобщение полученных знаний. Образ матери, вербное воскресенье, Святые земли Русской.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)
Урок 16. «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины. Певец-сказитель.
Урок 17. Певцы русской старины (Баян. Садко). «Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка.Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).
Урок 18. Сказочные образы в музыке. Образ Леля в опере «Снегурочка». Песня. Меццо-сопрано. Сопровождение оркестра.
Урок 19.Народные традиции и обряды. Масленица. Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка.Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова. Звучащие картины.
Раздел 5 «В музыкальном театре» (6 ч.)
Урок 20. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».
Урок 21. Опера «Орфей и Эвридика».Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности.Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».
Урок 22. Опера «Снегурочка». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев.
Урок 23. Опера «Садко»Увертюра. Зерно– интонация. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Садко». Трёхчастная форма.
Урок 24.Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.
Урок 25. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.
Раздел 6. «В концертном зале » (5 ч.)
Урок 26. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.
Урок 27. Музыкальные инструменты. Флейта. Скрипка. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты и скрипки,история их появления. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
Урок 28. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».
Урок 29. «Героическая» симфония Бетховена. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Урок 30.Мир Бетховена. Темпы, сюжеты и образы музыки Бетховена. Трагедия жизни.
Раздел 7.«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (6 ч.)
Урок 31. Джаз – музыка ХХ века. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители.
Урок 32. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Мир Прокофьева. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева. Музыкальные иллюстрации.
Урок 33. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. (Э.Григ, П.Чайковский). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.
Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 34. «Прославим радость на земле!». Музыка – источник вдохновения и радости Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Нестареющая музыка великого Моцарта. Композитор – исполнитель – слушатель.
Урок 35. Заключительный урок – концерт.
Календарно-тематическое планирование по музыке 3 класс (34ч.)
№ | Тема урока | Дата | |
План | Коррекция | ||
Россия-Родина моя-5ч | |||
1 | Мелодия - душа музыки. | ||
2 | Природа и музыка. | ||
3 | Виват, Россия! (кант). Наша слава- русская держав | ||
4 | Кантата «Александр Невский». | ||
5 | Опера «Иван Сусанин». | ||
День, полный событий- 4ч | |||
6 | Утро. | ||
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | ||
8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | ||
9 | Обобщающий урок. | ||
«О России петь – что стремиться в храм»- 4ч | |||
10 | Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! | ||
11 | Древнейшая песнь материнства. | ||
12 | Вербное Воскресение. Вербочки. | ||
13 | Святые земли Русской. Княгиня Ольга и князь Владимир. | ||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»- 4ч | |||
14 | Настрою гусли на старинный лад… | ||
15 | Певцы русской старины. Лель. | ||
16 | Звучащие картины. | ||
17 | Прощание с Масленицей. | ||
В музыкальном театре - 6ч | |||
18 | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф. | ||
19 | Опера «Орфей и Эвридика». | ||
20 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы.. | ||
21 | «Океан – море синее». | ||
22 | Балет «Спящая красавица». | ||
23 | В современных ритмах (мюзикл). | ||
В концертном зале -6ч | |||
24 | Музыкальное состязание (концерт). | ||
25 | Музыкальные инструменты (флейта, скрипка). | ||
26 | Звучащие картины. | ||
27 | Сюита «Пер Гюнт». | ||
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал. | ||
29 | Мир Бетховена. | ||
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 4ч | |||
30 | Чудо музыка. Острый ритм – джаза. | ||
31 | Мир Прокофьева. | ||
32 | Певцы родной природы. | ||
33 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. | ||
34 | Обобщающий урок. |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка инста