Рабочая программа по МХК в 11 классе

Загрузка ...

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование составлено на основе

-приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- программы Л.Г.Емохоновой «Мировая художественная культура» 10-11 класс // Программы общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура «Академический школьный учебник». 10– 11 классы. – М.: «Просвещение», 2008.

Планирование рассчитано на 35 учебных часов из расчёта 1 часа в неделю.

Календарно-тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Курс мировой художественной культуры (МХК) систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, ее месте в жизни общества и каждого человека.

Изучение МХК направлено на достижение следующих целей и задач:

- формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.

- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической цивилизации;

- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

- воспитание художественного вкуса;

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.

Изучение МХК направлено на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;

- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Учащиеся должны знать/пониматьучебный материал, который усваивается в X и XI классах

Учащиеся должны уметь соотносить изученные произведения с определенной эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

В результате освоения курса мировой и художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия современной культуры. Это необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

знать / понимать:

уметь:

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

Список используемой методической литературы.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. 10-11 класс, М., «Академия», 2009

Вачьянц А.М Введение в мировую художественную культуру, М., «Айрис Пресс», 2007

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура, - М., «Владос», 1998.

Солодовников Ю.М. Человек в мировой художественной культуре. М., «Просвещение», 2007

Календарно-тематическое планирование по МХК в 11 классе

(Учебник Емохонова Л. Г. МХК, 11 класс, 2009 г.)

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Домаш-нее задание

Дата проведения


План. Факт.




1
Гуманизм – основа мировоззрения эпохи Возрождения
1
Вводный
Раннее Возрождение. Флоренция как воплощение ренессансной идеи «идеального» города. Научные трактаты. «Десять книг о зодчестве»
Уметь определить принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению любого экспоната древности. Разбираться в особенностях сюжета, композиции картины.
Выявлять мифологические основы в массовых обрядах, фольклоре, обычаях, сказках. Формировать основы художественного мышления.
уметь
сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;
ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
организации личного и коллективного досуга;
самостоятельного художественного творчества.
П. 1



2
Образ площади и улицы в живописи.
1
Комбинированный
Мазаччо. Статуя Давида и др.
Презентация по теме урока.
П. 2



3
Высокое Возрождение.

Комбинированный
Качественные изменения в живописи. Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком». Презентация по теме урока.
П. 3



4
Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре.
1
Комбинированный
Микеланджело Буанарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции.
Презентация по теме урока.
П. 4



5
Венецианская школа живописи.
1
Комбинированный
Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и Любовь небесная», Мадригал. Презентация по теме урока.
П. 5





6
Особенности северного Возрождения
1
Комбинированный
Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Презентация по теме урока.

П. 6



7
Мистический характер Возрождения в Германии.
1
Комбинированный
Альбрехт Дюрер. Диптих «Четыре апостола» Презентация по теме урока.
П. 7



8
Светский характер Возрождения во Франции.
1
Комбинированный
Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Презентация по теме урока.
П. 8



9
Ренессанс в Англии.
1
Комбинированный
Драматургия. Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» «Укрощение строптивой». Презентация по теме урока.
П. 9



10
Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве.
1
Комбинированный
Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Презентация по теме урока.
знать/понимать
особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
роль знака, символа, мифа в художественной культуре;
уметь
сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;
ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
организации личного и коллективного досуга;
самостоятельного художественного творчества.
П. 10



11
Специфика русского барокко.
1
Комбинированный
Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец в Санкт - Петербурге. Екатерининский дворец в царском Селе. Смольный. Презентация по теме урока.
П. 11



12
Живопись барокко
1
Комбинированный
Плафонная живопись. Джованни Батиста (Бачичча) Отречение апостола Петра. Презентация по теме урока.
П. 12



13
Музыка барокко
1
Комбинированный
Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей» . Презентация по теме урока.
П. 13





14
Искусство классицизма
1
Комбинированный
«Большой королевский стиль» Людовика 14. Версаль. Презентация по теме урока.

П. 14





15
Истоки рококо в живописи
1
Комбинированный
Музыка рококо. Презентация по теме урока.

П. 15





16
Музыка Просвещения
1
Комбинированный
Йозеф Гайдн, «Лунная соната» и др. Презентация по теме урока.

П. 16



17
Образ «идеального» города в классических ансамблях Парижа и Петербурга.
1
Комбинированный
Площадь Людовика 15 в Париже. Адмиралтейство в Петербурге. Презентация по теме урока.
П. 17



18
Имперский стиль в архитектуре.
1
Комбинированный
Специфика русского ампира. Михайловский дворец в Петербурге. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге. Презентация по теме урока.

П. 18



19
Неоклассицизм в живописи.
1
Комбинированный
Жак Луи Давид. «Клятва горациев «Последний день Помпеи» «Явление Христа народу». Презентация по теме урока.
П. 19



20
Зарождение классической музыкальной школы в России.
1
Комбинированный
Михаил Иванович Глинка, «Жизнь за царя», «Я помню чудное мгновенье» и др. Презентация по теме урока.
П. 20





21
Романтический идеал и его воплощение в музыке.
1
Комбинированный
Франц Шуберт «Зимний путь», Рихард Вагнер, и др. Презентация по теме урока.

П. 21



22
Живопись романтизма
1
Комбинированный
Религиозные сюжеты. Джон Эверетт Миллес. Презентация по теме урока.

П. 22



23
Социальная тематика в живописи
1
Комбинированный
Гюстав Курбе. Передвижники. Василий Иванович Суриков «Боярыня Морозова». Презентация по теме урока.
Уметь выразить свои впечатления от произведения живописи. Знать историю живописного произведения, сведения об авторе. Определять принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению. Уметь определить принадлежность к жанру: бытовому, батальному, портретному, пейзажу, натюрморту, интерьеру.
уметь
сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;
ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
организации личного и коллективного досуга;
самостоятельного художественного творчества.
П. 23



24
Направления в развитии русской музыки.
1
Комбинированный
Социальная тема в музыке. Презентация по теме урока.
П. 24



25
Лирико-психологическое начало в музыке.
1
Комбинированный
Пётр Ильич Чайковский. Презентация по теме урока.
П. 25





26
Основные черты импрессионизма в живописи.
1
Комбинированный
Клод Оскар Моне. Пьер Огюст Ренуар. Презентация по теме урока.

П. 26


27
Символизм в живописи
1
Комбинированный
Гюстав Моро. «Саломея», Поль Сезанн, Поль Гоген. Презентация по теме урока.
П. 27





28
Воплощение
идеи абсолютной красоты в искусстве модерна.
1
Комбинированный
Виктор Орта. Ф.О.Шехтель и др. Презентация по теме урока.

П. 28


29
Мифотворчество - характерная черта русского модерна в живописи.
1
Комбинированный
В.А.Серов. М.А.Врубель. Презентация по теме урока.

П. 29




30
Модернизм в живописи
1
Комбинированный
Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Презентация по теме урока.
Знать и разбираться в видах скульптуры, в музыкальных жанрах, в жанрах живописи. Уметь определять культурно-историческую эпоху, к которой принадлежат произведения музыки, живописи. Уметь написать эссе. Учится искать информацию по разным историческим источникам, использовать ее для написания доклада или сообщения. Учиться писать реферат, вести диспут и дискуссию.
уметь
сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения;
ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
организации личного и коллективного досуга;
самостоятельного художественного творчества.
П. 30



31
Модернизм в архитектуре
1
Комбинированный
Советский конструктивизм и др. Презентация по теме урока.
П. 31



32
Синтез в искусстве 20в. Кинематограф.
1
Комбинированный
Режиссёрский театр, К.С.Станиславский, В.И. Немирович-Данченко и др. С.М.Эйзенштейн, Федерико Фелини. Презентация по теме урока.
П. 32,
33



33
Стилистическая разнородность музыки 20в. Постмодернизм
1
Комбинированный
Д.И.Шостакович, Энди Уорхол. Презентация по теме урока.
П. 34



34-35
Повторение и обобщение знаний.
Итоговый урок.
2
Уроки повторения и обобщения знаний

П.35