Рабочая программа по МХК в 11 классе
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено на основе
-приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- программы Л.Г.Емохоновой «Мировая художественная культура» 10-11 класс // Программы общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура «Академический школьный учебник». 10– 11 классы. – М.: «Просвещение», 2008.
Планирование рассчитано на 35 учебных часов из расчёта 1 часа в неделю.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Курс мировой художественной культуры (МХК) систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, ее месте в жизни общества и каждого человека.
Изучение МХК направлено на достижение следующих целей и задач:
- формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира.
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической цивилизации;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
- воспитание художественного вкуса;
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей.
Изучение МХК направлено на формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры искусства;
- осуществлять поиск нужной информации в источниках различного типа;
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
Понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Учащиеся должны знать/пониматьучебный материал, который усваивается в X и XI классах
Учащиеся должны уметь соотносить изученные произведения с определенной эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.
В результате освоения курса мировой и художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать ее уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия современной культуры. Это необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства.
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- попыток самостоятельного художественного творчества.
Список используемой методической литературы.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. 10-11 класс, М., «Академия», 2009
Вачьянц А.М Введение в мировую художественную культуру, М., «Айрис Пресс», 2007
Рапацкая Л.А. Русская художественная культура, - М., «Владос», 1998.
Солодовников Ю.М. Человек в мировой художественной культуре. М., «Просвещение», 2007
Календарно-тематическое планирование по МХК в 11 классе
(Учебник Емохонова Л. Г. МХК, 11 класс, 2009 г.)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домаш-нее задание | Дата проведения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План. Факт. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Гуманизм – основа мировоззрения эпохи Возрождения | 1 | Вводный | Раннее Возрождение. Флоренция как воплощение ренессансной идеи «идеального» города. Научные трактаты. «Десять книг о зодчестве» | Уметь определить принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению любого экспоната древности. Разбираться в особенностях сюжета, композиции картины. Выявлять мифологические основы в массовых обрядах, фольклоре, обычаях, сказках. Формировать основы художественного мышления. уметь сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей; понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры; уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе; организации личного и коллективного досуга; самостоятельного художественного творчества. | П. 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Образ площади и улицы в живописи. | 1 | Комбинированный | Мазаччо. Статуя Давида и др. Презентация по теме урока. | П. 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Высокое Возрождение. | Комбинированный | Качественные изменения в живописи. Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком». Презентация по теме урока. | П. 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре. | 1 | Комбинированный | Микеланджело Буанарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Презентация по теме урока. | П. 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Венецианская школа живописи. | 1 | Комбинированный | Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и Любовь небесная», Мадригал. Презентация по теме урока. | П. 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Особенности северного Возрождения | 1 | Комбинированный | Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Презентация по теме урока. | П. 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Мистический характер Возрождения в Германии. | 1 | Комбинированный | Альбрехт Дюрер. Диптих «Четыре апостола» Презентация по теме урока. | П. 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Светский характер Возрождения во Франции. | 1 | Комбинированный | Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Презентация по теме урока. | П. 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Ренессанс в Англии. | 1 | Комбинированный | Драматургия. Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта» «Укрощение строптивой». Презентация по теме урока. | П. 9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. | 1 | Комбинированный | Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Св. Петра. Презентация по теме урока. | знать/понимать особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры; основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства; роль знака, символа, мифа в художественной культуре; уметь сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей; понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры; уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе; организации личного и коллективного досуга; самостоятельного художественного творчества. | П. 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Специфика русского барокко. | 1 | Комбинированный | Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец в Санкт - Петербурге. Екатерининский дворец в царском Селе. Смольный. Презентация по теме урока. | П. 11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Живопись барокко | 1 | Комбинированный | Плафонная живопись. Джованни Батиста (Бачичча) Отречение апостола Петра. Презентация по теме урока. | П. 12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Музыка барокко | 1 | Комбинированный | Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей» . Презентация по теме урока. | П. 13 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Искусство классицизма | 1 | Комбинированный | «Большой королевский стиль» Людовика 14. Версаль. Презентация по теме урока. | П. 14 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Истоки рококо в живописи | 1 | Комбинированный | Музыка рококо. Презентация по теме урока. | П. 15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Музыка Просвещения | 1 | Комбинированный | Йозеф Гайдн, «Лунная соната» и др. Презентация по теме урока. | П. 16 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Образ «идеального» города в классических ансамблях Парижа и Петербурга. | 1 | Комбинированный | Площадь Людовика 15 в Париже. Адмиралтейство в Петербурге. Презентация по теме урока. | П. 17 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Имперский стиль в архитектуре. | 1 | Комбинированный | Специфика русского ампира. Михайловский дворец в Петербурге. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге. Презентация по теме урока. | П. 18 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Неоклассицизм в живописи. | 1 | Комбинированный | Жак Луи Давид. «Клятва горациев «Последний день Помпеи» «Явление Христа народу». Презентация по теме урока. | П. 19 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Зарождение классической музыкальной школы в России. | 1 | Комбинированный | Михаил Иванович Глинка, «Жизнь за царя», «Я помню чудное мгновенье» и др. Презентация по теме урока. | П. 20 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Романтический идеал и его воплощение в музыке. | 1 | Комбинированный | Франц Шуберт «Зимний путь», Рихард Вагнер, и др. Презентация по теме урока. | П. 21 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Живопись романтизма | 1 | Комбинированный | Религиозные сюжеты. Джон Эверетт Миллес. Презентация по теме урока. | П. 22 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Социальная тематика в живописи | 1 | Комбинированный | Гюстав Курбе. Передвижники. Василий Иванович Суриков «Боярыня Морозова». Презентация по теме урока. | Уметь выразить свои впечатления от произведения живописи. Знать историю живописного произведения, сведения об авторе. Определять принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению. Уметь определить принадлежность к жанру: бытовому, батальному, портретному, пейзажу, натюрморту, интерьеру. уметь сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей; понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры; уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе; организации личного и коллективного досуга; самостоятельного художественного творчества. | П. 23 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Направления в развитии русской музыки. | 1 | Комбинированный | Социальная тема в музыке. Презентация по теме урока. | П. 24 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Лирико-психологическое начало в музыке. | 1 | Комбинированный | Пётр Ильич Чайковский. Презентация по теме урока. | П. 25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Основные черты импрессионизма в живописи. | 1 | Комбинированный | Клод Оскар Моне. Пьер Огюст Ренуар. Презентация по теме урока. | П. 26 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Символизм в живописи | 1 | Комбинированный | Гюстав Моро. «Саломея», Поль Сезанн, Поль Гоген. Презентация по теме урока. | П. 27 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. | 1 | Комбинированный | Виктор Орта. Ф.О.Шехтель и др. Презентация по теме урока. | П. 28 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Мифотворчество - характерная черта русского модерна в живописи. | 1 | Комбинированный | В.А.Серов. М.А.Врубель. Презентация по теме урока. | П. 29 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Модернизм в живописи | 1 | Комбинированный | Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Презентация по теме урока. | Знать и разбираться в видах скульптуры, в музыкальных жанрах, в жанрах живописи. Уметь определять культурно-историческую эпоху, к которой принадлежат произведения музыки, живописи. Уметь написать эссе. Учится искать информацию по разным историческим источникам, использовать ее для написания доклада или сообщения. Учиться писать реферат, вести диспут и дискуссию. уметь сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей; понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими; осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства; уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры; уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения путей своего культурного развития; профессионального самоопределения; ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе; организации личного и коллективного досуга; самостоятельного художественного творчества. | П. 30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Модернизм в архитектуре | 1 | Комбинированный | Советский конструктивизм и др. Презентация по теме урока. | П. 31 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Синтез в искусстве 20в. Кинематограф. | 1 | Комбинированный | Режиссёрский театр, К.С.Станиславский, В.И. Немирович-Данченко и др. С.М.Эйзенштейн, Федерико Фелини. Презентация по теме урока. | П. 32, 33 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Стилистическая разнородность музыки 20в. Постмодернизм | 1 | Комбинированный | Д.И.Шостакович, Энди Уорхол. Презентация по теме урока. | П. 34 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34-35 | Повторение и обобщение знаний. Итоговый урок. | 2 | Уроки повторения и обобщения знаний | П.35 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков ютуб