рабочая программа по математике во 2 классе (факультатив)

Загрузка ...

Пояснительная записка.

            Настоящая программа разработана на основе государственной программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, авторской программы для начальной школы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»  О.А.Холодовой, рекомендованной Министерством образования науки РФ. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Концепции  ФГОС второго поколения и предназначена для учащихся 2 класса.

                        Актуальность программы факультативного курса «Занимательная математика».

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Предлагаемый факультатив разработан в соответствии ФГОС второго поколения и предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

            Новизна программы состоит в том, что данный факультативный курс дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти решения на практике, а также направлен на развитие познавательных процессов. Материал программы подобран и размещен в соответствии  с тематикой модулей.

            Значимость данного курса заключается в том, что изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Но также важно показать детям, что математика не только нужна в жизни, но еще и интересна.

Программа занятий строится с учетом компонентов данного подхода:

Цель курса: развитие математического образа мышления и устойчивого интереса к предмету «Математика».

Программа призвана способствовать решению следующих задач:

Формировать представления о математике как части общечеловеческой культуры.

Предоставить дополнительные возможности для развития творческих способностей учащихся.

Научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами.

Закрепить навыки устных и письменных вычислений.

Создать условия для формирования и поддержания устойчивого  интереса к математике.

Воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.

Программа факультатива рассчитана на  год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не превышает 30-40 минут. Всего 34 часа в течение года.        

            Работа факультативного курса строится на принципах:

Регулярности –еженедельно;

Параллельности– 1) проведение факультативных занятий в значительной степени близко к урокам. Сходство занятий определяется организационной формой коллективной учебной работы, когда учитель ведет занятие с группой учащихся, проводит необходимые пояснения, спрашивает учащихся. При этом целесообразно учащимся предоставлять собственные суждения по обсуждаемому вопросу. 2) связь с учебным материалом, так как без занимательных задач преподавание не бывает успешным, поскольку занимательность повышает интерес к предмету и способствует осмыслению важной идеи: математика окружает нас, она везде. Систематичность изложения материала должна быть направлена на общее умственное развитие учащихся.

Самостоятельности– значительная часть практического материала выполняется учащимися самостоятельно.

Вариативности и самоконтроля – набор задач различного уровня сложности и проверка решений по образцу, алгоритму, ключу.

    В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

                                             Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

простое наблюдение,

проведение математических игр,

опросники,

анкетирование

психолого-диагностические методики.

Межпредметными результатами изучения курса   во 2-м классе являются связи:

 с уроками изобразительного искусства: оформление творческих     работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;   

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

занятия-конкурсы на повторение практических умений,

занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

активность,

аккуратность,

творческий подход к знаниям,

степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии. 

Проверка результатов проходит в форме:

игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов

собеседования (индивидуальное и групповое),

опросников,

тестирования,

проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др. [9]

Метапредметные результаты:

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие показатели:

степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка

                                                Содержание курса

Модуль 1. Что дала математика людям? Зачем её изучать? – 2ч

Математика вокруг нас. Логическая последовательность. Родственные ряды. Волшебные звёзды. Поиск лишнего ряда. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе   получилось   заданное   число   и   др.   Поиск   нескольких   решений.

Восстановление   примеров:   поиск   цифры,   которая   скрыта.   Последовательное

выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Модуль 2. Из истории математики - 5ч

История возникновения счета числами, запись числа у разных народов древности, римская нумерация, магия числа – 5. Занимательные задания с римскими цифрами.

Модуль 3. Развитие познавательных способностей – 16ч

Игры на развитие познавательных процессов,  мозговая гимнастика, решение творческо-поисковых и творческих задач, коррегирующая гимнастика для глаз, логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Модуль 4. Занимательная геометрия - 7 ч

Геометрические   узоры.   Закономерности   в   узорах.   Симметрия.   Фигуры,

имеющие одну и несколько осей симметрии.  Расположение   деталей   фигуры   в   исходной   конструкции. Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение   деталей.   Выбор   деталей   в   соответствии   с   заданным   контуром

конструкции.  Поиск нескольких возможных  вариантов решения. Составление и

зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание   (нахождение)   окружности   на   орнаменте.   Составление (вычерчивание)   орнамента   с   использованием   циркуля   (по   образцу,   по собственному замыслу).

Модуль 5. Очень важную науку постигаем мы без скуки – 5 ч

Головоломки с цифрами, числовые ребусы, магические квадраты, загадки с использованием чисел, логические задачи, сочинение. «Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник»,   «Русское лото»,  «Математическое домино»,   «Не   собьюсь!»,   «Задумай   число»,   «Отгадай   задуманное   число», «Отгадай число и месяц рождения».  Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?».  Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Календарно- тематическое планирование (34ч)

Тема занятия

Дата

План

Коррекция


Модуль 1. Что дала математика людям? Зачем её изучать? (2ч)



1

Математика вокруг нас


2

Математика – это интересно



Модуль 2. Из истории математики. (5ч)


3

Из истории чисел и цифр.
Как люди учились считать.
Презентация«Как люди научились считать»


4

Удивительное рядом, или старинные меры длины.



5

Из истории математических открытий. Архимед – гений математики и изобретений.


6

Научный мир Пифагора. Презентация «Знакомьтесь: Пифагор!»



7

Танграм – древняя китайская головоломка.



Модуль 3. Развитие познавательных способностей. (16ч)



8,9,10

Развитие концентрации внимания.


11,12

Тренировка внимания.


13,14

Тренировка слуховой памяти


15,16

Тренировка зрительной памяти


17,18

Поиск закономерностей


19,20

Совершенствование воображения


21,22

Развитие быстроты реакций


23

Конкурс эрудитов



Модуль 4. Занимательная геометрия. (7ч)


24

Занимательная геометрия.
Презентация «Узоры геометрии»


25

Волшебная линейка


26,27

Конструирование многоугольников из деталей танграма


28

Прятки с фигурами


29

Веселая геометрия


30

Турнир по геометрии



Модуль 5. Очень важную науку постигаем мы без скуки. (4ч)



31

Математическая карусель


32

Игра-соревнование «Веселый счет»


33

Познавательная конкурсно-игровая программа «В гостях у Царицы Математики» Презентация.


34

Сочинение «Место математики в моей жизни».