Рабочая программа по математике в 6 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, на основе авторской программы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика: программы: 5–11 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М.: Вентана-Граф, 2014. — 152 с.) и УМК:
1. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013-2014.
2. Математика: 6 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2014.
3. Математика: 6 класс: рабочая тетрадь №1, №2, №3 / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2014.
4. Математика: 6 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2014.
В программе также учитываются доминирующие идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться.
Курс математики 5-6 классов является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.
Практическая значимость школьного курса математики 5-6 классов состоит в том, что предметом его изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в 7-9 классах, а также для изучения смежных дисциплин.
Одной из основных целей изучения математики является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. С точки зрения воспитания творческой личности особенно важно, чтобы в структуру мышления учащихся, кроме алгоритмических умений и навыков, которые сформулированы в стандартных правилах, формулах и алгоритмах действий, вошли эвристические приёмы как общего, так и конкретного характера. Эти приёмы, в частности, формируются при поиске решения задач высших уровней сложности. В процессе изучения математики также формируются и такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, например решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение читать графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА МАТЕМАТИКИ 6 КЛАССА
Содержание математического образования в 6 классе представлено в виде следующих содержательных разделов: «Арифметика», «Числовые и буквенные выражения. Уравнения», «Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин, «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи», «Математика в историческом развитии».
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел.
Содержание раздела «Числовые и буквенные выражения. Уравнения» формирует знания о математическом языке. Существенная роль при этом отводится овладению формальным аппаратом буквенного исчисления. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений.
Содержание раздела «Геометрические фигуры. Измерения геометрических величин» формирует у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в пространстве, закладывает основы формирования геометрической речи, развивает пространственное воображение и логическое мышление.
Содержание раздела «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ
Изучение математики способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;
решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 6 классе основной школы отводит 5 учебных часов в неделю в течение года обучения, всего 175 часов = 5часов*35 недель, в т.ч. запланировано 13 контрольных работ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В 6 КЛАССЕ
Арифметика
По окончании изучения курса учащийся научится:
понимать особенности десятичной системы счисления;
использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты;
анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т. п.).
Учащийся получит возможность:
познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
По окончании изучения курса учащийся научится:
выполнять операции с числовыми выражениями; выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых); решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Учащийся получит возможность:
развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях; овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин
По окончании изучения курса учащийся научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы; строить углы, определять их градусную меру; распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот; вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Учащийся получит возможность:
научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
По окончании изучения курса учащийся научится:
использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность:
приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ 6 КЛАССА
Арифметика.Натуральные числа
Делители и кратные натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное. Признаки делимости на 2,на 3, на 5, на 9, на 10.
Простые и составные числа. Разложение чисел на простые множители.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по значению его дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.
Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби.
Отношение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб.
Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Рациональные числа
Положительные, отрицательные числа и число 0.
Противоположные числа. Модуль числа.
Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел.
Координатная прямая. Координатная плоскость.
Числовые и буквенныевыражения. Уравнения
Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Буквенные выражения. Раскрытие скобок. Подобные слагаемые, приведение подобных слагаемых. Формулы.
Уравнения. Корень уравнения. Основные свойства уравнений. Решение текстовых задач с помощью уравнений.
Элементы статистики,вероятности. Комбинаторные задачи
Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.
Геометрические фигуры.
Окружность и круг. Длина окружности.
Равенство фигур. Понятие и свойства площади. Площадь прямоугольника и квадрата. Площадь круга. Ось симметрии фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры развёрток многогранников, цилиндра, конуса. Понятие и свойства объёма.
Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые.
Осевая и центральная симметрии.
Математика в историческом развитии
Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль. Появление отрицательных чисел. Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. А.Н. Колмогоров.
ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ.
УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ– базовый.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(в соответствии с авторской программой):
Номер параграфа | Номер урока | Содержание учебного | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
ПОВТОРЕНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ 5 КЛАССА | - | 4 | ||
1-3 | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 5 класса | - | 3 | |
4 | Входная контрольная работа | - | 1 | |
ГЛАВА 1. ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ | 17 | 17 | ||
1 | 5-6 | Делители и кратные | 2 | 2 |
2 | 7-8 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 3 | 3 |
3 | 10-12 | Признаки делимости на 9 и на 3 | 3 | 3 |
4 | 13 | Простые и составные числа | 1 | 1 |
5 | 14-16 | Наибольший общий делитель | 3 | 3 |
6 | 17-19 | Наименьшее общее кратное | 3 | 3 |
20 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 1 | |
21 | Контрольнаяработа № 1 | 1 | 1 | |
ГЛАВА 2. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ | 38 | 38 | ||
7 | 22-23 | Основное свойство дроби | 2 | 2 |
8 | 24-26 | Сокращение дробей | 3 | 3 |
9 | 27-29 | Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей | 3 | 3 |
10 | 30-34 | Сложение и вычитание дробей | 5 | 5 |
35 | Контрольнаяработа № 2 | 1 | 1 | |
11 | 36-40 | Умножение дробей | 5 | 5 |
12 | 41-43 | Нахождение дроби от числа | 3 | 3 |
44 | Контрольнаяработа № 3 | 1 | 1 | |
13 | 45 | Взаимно обратные числа | 1 | 1 |
14 | 46-50 | Деление дробей | 5 | 5 |
15 | 51-53 | Нахождение числа по значению его дроби | 3 | 3 |
16 | 54 | Преобразование обыкновенных дробей в десятичные | 1 | 1 |
17 | 55 | Бесконечные периодические десятичные дроби | 1 | 1 |
18 | 56-57 | Десятичное приближение обыкновенной дроби | 2 | 2 |
58 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 1 | |
59 | Контрольнаяработа № 4 | 1 | 1 | |
ГЛАВА 3. ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ | 28 | 28 | ||
19 | 60-61 | Отношения | 2 | 2 |
20 | 62-65 | Пропорции | 4 | 4 |
21 | 66-68 | Процентное отношение двух чисел | 3 | 3 |
69 | Контрольная работа № 5 | 1 | 1 | |
22 | 70-71 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 2 | 2 |
23 | 72-73 | Деление числа в данном отношении | 2 | 2 |
24 | 74-75 | Окружность и круг | 2 | 2 |
25 | 76-78 | Длина окружности. Площадь круга | 3 | 3 |
26 | 79 | Цилиндр, конус, шар | 1 | 1 |
27 | 80-81 | Диаграммы | 2 | 2 |
28 | 82-84 | Случайные события. Вероятность случайного события | 3 | 3 |
85-86 | Повторение и систематизация учебного материала | 2 | 2 | |
87 | Контрольнаяработа № 6 | 1 | 1 | |
ГЛАВА 4. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ | 70 | 70 | ||
29 | 88-89 | Положительные и отрицательные числа | 2 | 2 |
30 | 90-92 | Координатная прямая | 3 | 3 |
31 | 93-94 | Целые числа. Рациональные числа | 2 | 2 |
32 | 95-97 | Модуль числа | 3 | 3 |
33 | 98-101 | Сравнение чисел | 4 | 4 |
102 | Контрольнаяработа № 7 | 1 | 1 | |
34 | 103-106 | Сложение рациональных чисел | 4 | 4 |
35 | 107-108 | Свойства сложения рациональных чисел | 2 | 2 |
36 | 109-113 | Вычитание рациональных чисел | 5 | 5 |
114 | Контрольнаяработа № 8 | 1 | 1 | |
37 | 115-118 | Умножение рациональных чисел | 4 | 4 |
38 | 119-121 | Свойства умножения рациональных чисел | 3 | 3 |
39 | 122-126 | Коэффициент. Распределительное свойство умножения | 5 | 5 |
40 | 127-130 | Деление рациональных чисел | 4 | 4 |
131 | Контрольнаяработа № 9 | 1 | 1 | |
41 | 132-135 | Решение уравнений | 4 | 4 |
42 | 136-140 | Решение задач с помощью уравнений | 5 | 5 |
141 | Контрольная работа № 10 | 1 | 1 | |
43 | 142-144 | Перпендикулярные прямые | 3 | 3 |
44 | 145-147 | Осевая и центральная симметрии | 3 | 3 |
45 | 148-149 | Параллельные прямые | 2 | 2 |
46 | 150-152 | Координатная плоскость | 3 | 3 |
47 | 153-154 | Графики | 2 | 2 |
155-156 | Повторение и систематизация учебного материала | 2 | 2 | |
157 | Контрольная работа № 11 | 1 | 1 | |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ЗА КУРС 6 КЛАССА | 22 | 18 | ||
158-175 | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса | 21 | 17 | |
Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация) | 1 | 1 |
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
На уроках проводится работа с одаренными детьми (дифференциация и индивидуализация в обучении):
- разноуровневые задания (обучающие и контролирующие);
- обучение самостоятельной работе (работа самостоятельно с учебником, с дополнительной литературой);
- развивающие задачи, в том числе олимпиадные задачи;
- творческие задания (составить задачу, выражение, кроссворд, ребус, анаграмму и т. д.).
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Изучение обучающимися региональных особенностей учитывается при проведении уроков математики, вопросы энергосбережения предусмотрено рассматривать 1 раз в месяц.
ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ:
Предусмотрено данной программой применение на уроках ИКТ, в форме наглядных презентаций для устного счета, при изучении материала, для контроля знаний, что обусловлено:
улучшением наглядности изучаемого материала,
увеличением количества предлагаемой информации,
уменьшением времени подачи материала
Источники:
- Математика. 6 класс. Теория, методика, практика преподавания по новым стандартам. Издательство "Учитель", CD, 2015
- Уроки математики 5-6 классы, 5-10 классы с применением ИКТ, Издательство "Планета", 2012
- Приложения к рабочей программе по математике для 6 класса к учебнику Виленкина Н.Я. и др., СD
- Математика. Интерактивные дидактические материалы. 6 класс CD/ Издательство ООО «КОМПЭДУ», 2014
- Интернет-ресурсы:
- http://metodsovet.moy.su/, http://zavuch.info/, http://nsportal.ru, www.festival. 1september.ru и др.
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
1.Таблицы по математике для 6 класса.
2.Портреты выдающихся деятелей математики.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1.Компьютер.
2.Мультимедиа проектор.
3.Интерактивная доска
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1.Доска магнитная с координатной сеткой.
2.Наборы геометрических тел (демонстрационный).
4.Модель единицы объёма.
5.Комплект чертёжных инструментов (классных и личных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль.
6.Наборы для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
1)полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке обучающихся»);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
Отметка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ (список литературы):
1.Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2013-2014.
2. Математика: 6 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2014.
3. Математика: 6 класс: рабочая тетрадь №1, №2, №3 / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2014.
4. Математика: 6 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2014.
5. Математика. 6 класс. Теория, методика, практика преподавания по новым стандартам. Издательство "Учитель", CD, 2015
6. Уроки математики 5-6 классы, 5-10 классы с применением ИКТ, Издательство "Планета", 2012
7. Приложения к рабочей программе по математике для 6 класса к учебнику Виленкина Н.Я. и др., СD
8. Математика. Интерактивные дидактические материалы. 6 класс CD/ Издательство ООО «КОМПЭДУ», 2014
9. Интернет-ресурсы:
- http://metodsovet.moy.su/, http://zavuch.info/, http://nsportal.ru, www.festival. 1september.ru и др.
Календарно-тематическое планирование 6 КЛАСС
№ п/п | Тема урока (тип урока) | Дата проведения | ||
ПЛан | факт | |||
1 | Обыкновенные дроби (закрепление знаний) | |||
2 | Сложение и вычитание десятичных дробей (закрепление знаний) | |||
3 | Умножение и деление десятичных дробей (закрепление знаний) | |||
4 | Входная контрольная работа (контроль и оценка знаний) | |||
5 | Делители и кратные (открытие новыхзнаний) | |||
6 | Делители и кратные (закрепление знаний) | |||
7 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2(открытие новых знаний) | |||
8 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2(закрепление знаний) | |||
9 | Решение упражнений по теме «Признаки делимости на 10, на 5 и на 2»(комплексное применение знаний, умений, навыков) | |||
10 | Признаки делимости на 9 и на 3(открытие новых
знаний) | |||
11-12 | Признаки делимости на 9 и на 3(закрепление знаний) | |||
13 | Простые и составные числа (открытие новыхзнаний) | |||
14 | Наибольший общий делитель. (открытие новых
знаний) | |||
15 | Наибольший общий делитель. (закрепление знаний) | |||
16 | Решение упражнений по теме «Наибольший общий делитель» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | |||
17 | Наименьшее общее кратное(открытие новых
знаний) | |||
18 | Наименьшее общее кратное(закрепление знаний) | |||
19 | Решение упражнений по теме «Наименьшее общее кратное»(комплексное применение знаний, умений, навыков) | |||
20 | Повторение и систематизация учебного материала по теме: «Делимость натуральных чисел» | |||
21 | Контрольная работа по теме «Делимость натуральных чисел»(контроль и оценка знаний) | |||
22 | Основное свойство дроби (открытие новых знаний) | |||
23 | Основное свойство дроби (закрепление знаний) | |||
24 | Сокращение дробей (открытие новых знаний) | |||
25 | Сокращение дробей (закрепление знаний) | |||
26 | Решение упражнений по теме «Сокращение дробей» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | |||
27 | Приведение дробей к общему знаменателю(открытие новых
знаний) | |||
28 | Решение упражнений по теме «Приведение дробей к общему знаменателю»(комплексное применение знаний, умений, навыков) | |||
29 | Сравнениедробей с разными знаменателями (открытие новых
знаний) | |||
30 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (открытие новых знаний) | |||
31 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (закрепление знаний) | |||
32-33 | Решение упражнений по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | |||
34 | Решение упражнений по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»(обобщение и систематизация знаний) | |||
35 | Контрольная работа №2 по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»(контроль и оценка знаний) | |||
36 | Умножение дробей(открытие новых
знаний) | |||
37 | Умножение дробей (закрепление знаний) | |||
38 | Решение упражнений по теме «Умножение дробей». (комплексное применениезнаний, умений, навыков) | |||
39-40 | Решение упражнений по теме «Умножение дробей» (обобщение и систематизация знаний) | |||
41 | Нахождение дроби от числа (открытие новых
знаний) | |||
42 | Нахождение дроби от числа (закрепление знаний) | |||
43 | Решение упражнений по теме «Нахождение дроби от числа» (комплексное применениезнаний, умений, навыков) | |||
44 | Контрольная работа №3 по теме «Умножение дробей» (контроль и оценка знаний) | |||
45 | Взаимно обратные числа (открытие новых
знаний) | |||
46 | Деление дробей(открытие новых
знаний) | |||
47 | Деление (закрепление знаний) | |||
48 | Деление (комплексное применениезнаний, умений, навыков) | |||
49 | Решение упражнений по теме «Деление»(комплексное применениезнаний, умений, навыков) | |||
50 | Решение упражнений по теме «Деление»(обобщение и систематизация знаний) | |||
51 | Нахождение числа по значению его дроби (открытие новых знаний) | |||
52 | Нахождение числа по значению его дроби (закрепление знаний) | |||
53 | Решение упражнений по теме «Нахождение числа по значению его дроби»(комплексное применениезнаний, умений, навыков) | |||
54 | Преобразование обыкновенных дробей в десятичные (открытие новых знаний) | |||
55 | Бесконечные периодические десятичные дроби (открытие новых знаний и первичное закрепление) | |||
56 | Десятичное приближение обыкновенной дроби (открытие новых знаний) | |||
57 | Десятичное приближение обыкновенной дроби (закрепление знаний) | |||
58 | Повторение и систематизация учебного материала по теме: «Деление дробей»(обобщение и систематизация знаний) | |||
59 | Контрольная работа №4 по теме «деление дробей» (контроль и оценка знаний) | |||
60 | Отношения (открытие новыхзнаний) | |||
61 | Решение упражнений по теме «Отношения» (комплексное применениезнаний, умений, навыков) | |||
62 | Пропорции(открытие новых
знаний) | |||
63 | Пропорции (закрепление знаний) | |||
64 | Решение упражнений по теме «Пропорции» (комплексное применениезнаний, умений, навыков) | |||
65 | Решение упражнений по теме «Пропорции» (комплексное применениезнаний, умений, навыков) | |||
66 | Процентное отношение двух чисел (открытие новых знаний) | |||
67 | Процентное отношение двух чисел(закрепление знаний) | |||
68 | Решение упражнений по теме «Процентное отношение двух чисел»(комплексное применениезнаний, умений, навыков) | |||
69 | Контрольная работа №5 по теме «Отношения и пропорции»(контроль и оценка знаний) | |||
70 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости (открытие новых
знаний) | |||
71 | Решение упражнений по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»(обобщение и систематизация знаний) | |||
72 | Деление числа в данном отношении(открытие новых знаний) | |||
73 | Деление числа в данном отношении(закрепление знаний) | |||
74-75 | Окружность и круг | |||
76 | Длина окружности и площадь круга (открытие новых знаний) | |||
77-78 | Длина окружности и площадь круга (закрепление знаний) | |||
79 | Цилиндр, конус, шар (открытие новых
знаний) | |||
80 | Диаграммы (открытие новых
знаний) | |||
81 | Диаграммы (закрепление знаний) | |||
82 | Случайные события. вероятность случайного события (открытие новых знаний) | |||
83 | Случайные события. вероятность случайного события (закрепление знаний) | |||
84 | Случайные события. вероятность случайного события (открытие новыхзнаний) | |||
85-86 | Повторение и систематизация учебного материала по теме: «Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Окружность и круг. Вероятность случайного события» (обобщения и систематизации знаний) | |||
87 | Контрольная работа №6 по : «Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Окружность и круг. Вероятность случайного события»(контроль и оценка знаний) | |||
88 | Положительные и отрицательные числа(открытие новых знаний) | |||
89 | Положительные и отрицательные числа(закрепление знаний) | |||
90 | Координатная прямая(открытие новых
знаний) | |||
91 | Координатная прямая(закрепление знаний) | |||
92 | Решение упражнений по теме «Координатная прямая» (комплексное применениезнаний, умений, навыков) | |||
93 | Целые числа. Рациональные числа(открытие новых знаний) | |||
94 | Целые числа. Рациональные числа(закрепление знаний) | |||
95 | Модуль числа (открытие новых знаний) | |||
96 | Модуль числа (закрепление знаний) | |||
97 | Модуль числа (закрепление знаний) | |||
98 | Сравнение чисел открытие новых
знаний) | |||
99 | Сравнение чисел (закрепление знаний) | |||
100-101 | Решение упражнений по теме «Сравнение чисел» (комплексное применениезнаний, умений, навыков) | |||
102 | Контрольная работа №7 по теме «Рациональные числа. сравнение рациональных чисел» (контроль и оценка знаний) | |||
103 | Сложение чисел с помощью координатной прямой (открытие новых знаний) | |||
104 | Сложение чисел с разными знаками (открытие новых знаний и первичное закрепление) | |||
105 | Сложение отрицательных чисел (открытие новых знаний и первичное закрепление) | |||
106 | Решение упражнений по теме «Сложение рациональных чисел»(комплексное применениезнаний, умений, навыков) | |||
107 | Свойства сложения рациональных чисел (открытие новых
знаний) | |||
108 | Свойства сложения рациональных чисел (закрепление знаний) | |||
109 | Вычитание рациональных чисел(открытие новых знаний) | |||
110 | Вычитание рациональных чисел(закрепление знаний) | |||
111-113 | Решение упражнений по теме «Вычитание рациональных чисел»(обобщение и систематизация знаний) | |||
114 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел»(контроль и оценка знаний) | |||
115 | Умножение рациональных чисел (открытие новых знаний) | |||
116 | Умножение рациональных чисел (закрепление знаний) | |||
117-118 | Решение упражнений по теме «Умножение рациональных чисел »(комплексное применение знаний, умений, навыков) | |||
119 | Свойства умножения рациональных чисел (открытие новых знаний) | |||
120 | Свойства умножения рациональных чисел (закрепление знаний) | |||
121 | Решение упражнений по теме «Свойства умножения рациональных чисел». (комплексное применениезнаний, умений, навыков) | |||
122 | Коэффициент. Распределительное свойство умножения (открытие новых знаний) | |||
123 | Коэффициент. Распределительное свойство умножения (закрепление знаний) | |||
124 | Коэффициент. Распределительное свойство умножения (закрепление знаний) | |||
125 | Решение упражнений по теме «Коэффициент. Распределительное свойство умножения». (комплексное применениезнаний, умений, навыков) | |||
126 | Решение упражнений по теме «Коэффициент. Распределительное свойство умножения». (комплексное применениезнаний, умений, навыков) | |||
127 | Деление рациональных чисел(открытие новыхзнаний) | |||
128 | Деление рациональных чисел(закрепление знаний) | |||
129-130 | Решение упражнений по теме «Деление рациональных чисел». (комплексное применениезнаний, умений, навыков) | |||
131 | Контрольная работа №9 по теме «Умножение и деление рациональных чисел»(контроль и оценка знаний) | |||
132 | Решение уравнений(открытие новых
знаний) | |||
133-135 | Решение уравнений(закрепление знаний) | |||
136 | Решение задач с помощью уравнений (закрепление знаний) | |||
137-138 | Решение задач с помощью уравнений.(комплексное применениезнаний, умений, навыков) | |||
139-140 | Решение задач с помощью уравнений (обобщение и систематизация знаний) | |||
141 | Контрольная работа по теме «Решение уравнений и задач с помощью уравнений»(контроль и оценка знаний) | |||
142 | Перпендикулярные прямые (открытие новых
знаний) | |||
143-144 | Перпендикулярные прямые (закрепление знаний) | |||
145 | Осевая и центральная симметрия (открытие новых знаний) | |||
146 | Осевая и центральная симметрия (закрепление знаний) | |||
147 | Решение упражнений по теме «Осевая и центральная симметрия».(комплексное применениезнаний, умений, навыков) | |||
148 | Параллельные прямые(открытие новых
знаний) | |||
149 | Параллельные прямые (закрепление знаний) | |||
150 | Координатная плоскость (открытие новых
знаний) | |||
151 | Координатная плоскость.(закрепление знаний) | |||
152 | Решение упражнений по теме «Координатная плоскость» (комплексное применениезнаний, умений, навыков) | |||
153 | Графики (открытие новых
знаний) | |||
154 | Графики (закрепление знаний) | |||
155-156 | Повторение и систематизация знаний по теме: «Перпендикулярные и параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики»(обобщение и систематизация знаний) | |||
157 | Контрольная работа №11по теме «Перпендикулярные и параллельные прямые. Координатная плоскость. Графики» (контроль и оценка знаний) | |||
158 | Делимость чисел(закрепление знаний) | |||
159 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (закрепление знаний) | |||
160 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. (закрепление знаний) | |||
161 | Умножение и деление обыкновенных дробей (закрепление знаний) | |||
162 | Отношения и пропорции (закрепление знаний) | |||
163 | Положительные и отрицательные числа (закрепление знаний) | |||
164 | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (закрепление знаний) | |||
165 | Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (закрепление знаний) | |||
166 | Умножение и деление положительных и отрицательных чисел(закрепление знаний) | |||
167 | Решение уравнений.(закрепление знаний) | |||
168-169 | Решение уравнений(закрепление знаний) | |||
170-171 | Координаты на плоскости(закрепление знаний) | |||
172 | Итоговая контрольная работа(контроль и оценка знаний) | |||
173 | Анализ контрольной работы (рефлексия и оценка знаний) | |||
174-175 | Уроки обобщения, систематизации, коррекции знаний за курс математики 6 класса(обобщение и систематизация знаний) |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка телеграм