рабочая программа по математике 3 класс

Загрузка ...

                                                                                                          

Математика

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике  для третьего  класса на 2018-2019 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г с учётом метапредметных и  внутрипредметныхсвязей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Разработана на основе авторской учебной программы М. И. Моро, М. А. Бантова «Математика»

Основнымицелями начального обучения математике являются:                                                                                         - Математическое развитие младших школьников.                                                                                                                          - Формирование системы начальных математических знаний.                                                                                                                  - Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Задачи, направленные на достижение основных целей начального математического образования:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);                                                                           — развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;                                                     — развитие пространственного воображения;                                                                                                                         — развитие математической речи;                                                                                                                                      — формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;                                                                                                                                   — формирование умения вести поиск информации и работать с ней;                                                                                     — формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;                                                             — развитие познавательных способностей;                                                                                                                         — воспитание стремления к расширению математических знаний;                                                                               — формирование критичности мышления;                                                                                                                           — развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.                                                                                                                                                                         Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний. Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 часа в неделю. Курс рассчитан: в первом классе — 132 часа (33 учебные недели), 2-4классы- 136 часов(34 учебные недели)

                                           Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семен­ным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

Целостное восприятие окружающего мира.

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход квыполнению заданий.

Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Способность использовать знаково-символические средства представления информа­ции для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных тех­нологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организа­ции и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными зада­чами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью кла­виатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализи­ровать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и гра­фическим сопровождением.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, класси­фикации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность су­ществования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распреде­лении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в со­вместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окру­жающих.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими су­щественные связи и отношения между объектами и процессами.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего обра­зования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного пред­мета «Математика».

Предметные результаты

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения ок­ружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и про­странственных отношений.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовы­ми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с табли­цами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и ин­терпретировать данные. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

                                                        Содержание учебного предмета (136ч.)

Числа и величины

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).

Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания.

Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений. Выражения с переменной. Решение уравнений.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.

Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.

Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).

Решение уравнений вида 58 - х = 27, х - 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Решение подбором уравнений вида х * 3=21, х : 4 = 9, 27: х = 9. Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.

Площадь прямоугольника (квадрата).

Обозначение геометрических фигур буквами.

Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.

Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).

Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.

Умножение суммы на число. Деление суммы на число. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Деление с остатком.

Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.

Выражения с двумя переменными вида а + b, а - b, а * b, с : d;нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.

Уравнения вида х • 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.

Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете. Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.

Сложение и вычитание трёхзначных чисел, оканчивающихся нулями.

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 1000.

Алгоритмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.

Устные приемы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменные приемы сложения и вычитания. Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.

Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.

Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.

Решение задач в 1 - 3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.

                       Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс (136ч.)


Тема урока

Дата

План
коррекция
                Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 часов)
1
Сложение и вычитание.


2
Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом
через десяток.


3
Выражение с переменной. Решение уравнений с неизвестным слагаемым.


4
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым.


5
Решение уравнений с неизвестным вычитаемым.


6
Обозначение геометрических фигур буквами.


7
«Странички для любознательных».
Проверочная работа  «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание».


8
Вводная контрольная  работа.


                                     Табличное умножение и деление (28 часов)
9
Работа над ошибками. Умножение. Связь между компонентами и результатом умножения.


10
Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления на 3.


11
Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость.


12
Решение задач с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая
масса.


13
Порядок выполнения действий.


14
Порядок выполнения действий. Тест .


15
Закрепление. Решение задач.


16
«Странички для любознательных».
Проверочная работа по теме «Табличное умножение и
деление».


17
Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились».


18
Контрольная работа №2 по теме «Табличное умножение и деление».


19
Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления.


20
Закрепление пройденного. Таблица умножения.


21
Задачи на увеличение числа в несколько раз.


22
Задачи на увеличение числа в несколько раз.


23
Задачи на уменьшение числа в
несколько раз.


24
Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления.


25
Задачи на кратное сравнение.


26
Решение задач на кратное сравнение.


27
Решение задач.
Проверочная работа по теме «Решение задач».


28
Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи
деления.


29
Решение задач.


30
Задачи на нахождение четвёртого пропорционального.


31
Решение задач.


32
Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления.


33
«Странички для любознательных»


34
Контрольная работа за 1 четверть.


35
Работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».


                        Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (28 часов)
37
Площадь. Единицы площади.


38
Квадратный сантиметр.


39
Площадь прямоугольника.


40
Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи
деления.


41
Решение задач.


42
Решение задач.


43
Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления.


44
Квадратный дециметр.


45
Таблица умножения.


46
Решение задач.


47
Квадратный метр.


48
Решение задач.


49
«Странички для любознательных».Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»


50
Закрепление изученного.Тест .


51
Умножение на 1.


52
Умножение на 0.


53
Случаи деления вида:  а : а;  а : 1 при а ≠ 0.


54
Деление нуля на число.


55
Решение задач. «Странички для любознательных».


56
Контрольная работа №4 по теме «Табличное умножение и деление».


57
Доли.


58
Окружность. Круг.


59
Диаметр окружности (круга).


60
Решение задач.
Проверочная работа  по темам «Таблица умножения и деления. Решение задач».


61
Единицы времени.


62
Единицы времени.


63
64
Контрольная работа за 1 полугодие.
Работа над ошибками. Закрепление изученного.


          Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (27 часов)
65
Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 · 3,
 3 · 20, 60 : 3.


66
Случаи деления вида 80 : 20.


67
Умножение суммы на число.


68
Умножение суммы на число.


69
Умножение двузначного числа на однозначное.


70
Умножение двузначного числа на однозначное.


71
Решение задач.


72
Выражения с двумя переменными. «Странички для любознательных».


73
Деление суммы на число.


74
Деление суммы на число.


75
Приёмы деления вида 69 : 3, 78 : 2.


76
Связь между числами при делении.


77
Проверка деления.


78
Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22.


79
Проверка умножения делением.


80
Решение уравнений.


81
Закрепление пройденного.
Проверочная работа  по теме «Внетабличное умножение и деление».


82
«Странички для любознательных».
Что узнали. Чему научились.


83
Контрольная работа №6 по теме «Внетабличное умножение и деление».


84
Деление с остатком.


85
Деление с остатком.


86
Деление с остатком. Деление с остатком методом подбора.


87
Задачи на деление с остатком.


88
Случаи деления, когда делитель больше остатка.Проверочная работа  по теме «Деление с остатком».


89
Проверка деления с остатком.


90
Наш проект «Задачи-расчёты».


91
92
«Странички для любознательных».
Что узнали. Чему научились. Тест .


                                Числа от 1 до 1000. Нумерация (12 часов)
93
Устная нумерация чисел в пределах 1000.


94
Устная нумерация чисел в пределах 1000.


95
Разряды счётных единиц.


96
Письменная нумерация чисел в пределах 1000.


97
Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз.


98
Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых.


99
Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Приёмы устных вычислений.


100
Контрольная работа №7 по теме «Решение задач и уравнений. Деление с остатком».


101
Сравнение трёхзначных чисел


102
Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000.
Проверочная работа по теме «Нумерация чисел в пределах 1000».


103
Единицы массы. «Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились?


104
«Странички для любознательных». Что узнали. Чему научились


                          Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (11 часов)
105
Приёмы устных вычислений.


106
Приёмы устных вычислений вида: 450 + 30, 620–200.


107
Приёмы устных вычислений
вида: 470 + 80, 560–90.


108
Приёмы устных вычислений
вида: 260 + 310, 670–140.


109
Приёмы письменных вычислений.


110
Письменное сложение трёхзначных чисел.


111
Приёмы письменного вычитания в пределах 1000. «Что узнали. Чему научились».


112
Виды треугольников. Проверочная работа
по теме «Сложение и вычитание».


113
Закрепление. Решение задач.
«Странички для любознательных». Тест


114
Контрольная работа №8 «Приемы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел».


115
Работа над ошибками. Закрепление изученного.


                            Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (16 часов)
116
Приёмы устных вычислений вида: 180 · 4, 900 : 3.


117
Приёмы устных вычислений вида: 240 · 4, 203 · 4,  960 : 3.


118
Приёмы устных вычислений вида: 100 : 50, 800 : 400.


119
Виды треугольников. «Странички для любознательных».


120
Приёмы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление.


121
Приёмы письменного умножения в пределах 1000.


122
Приёмы письменного умножения в пределах 1000.


123
Приёмы письменного умножения в пределах 1000. Закрепление.


124
Закрепление. Проверочная работа по теме «Умножение многозначного числа на однозначное».


125
Приём письменного деления на однозначное число.


126
Приём письменного деления на однозначное число.


127
Проверка деления.


128
Приём письменного деления на однозначное число.
Проверочная работа  по теме «Деление многозначного числа на однозначное».


129
Знакомство с калькулятором.


130
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»


131
Контрольная работа №9 «Приёмы письменного умножения и деления в пределах 1000».


               Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе» (5 часов)
132
Работа над ошибками. Нумерация. Сложение и вычитание.


133
Геометрические фигуры и величины.


134
Итоговая контрольная работа


135
Работа над ошибками. Правила о порядке выполнения действий.


136
 Геометрические фигуры и величины..