рабочая программа по математике 2 класс
Математика
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по математике и на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика: рабочие программы. 1-4 класс» М.: «Просвещение», 2011г. К учебнику Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др. Математика 2 класс. В 2 частях. М.: «Просвещение», 2012г.
Учебный курс «Математика 2 класс» рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю).
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
В процессе изучения курса математики у обучающихся формируется представление о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствиями с правилами порядка выполнения арифметических действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего ми различного во внешних признаках (форма, размер), а так же в числовых характеристиках (периметр, площадь). Чтобы математические знания воспринимались учащимися как личностно значимые, т.е. действительно нужные ему, требуется постановка проблем, актуальных для ребенка данного возраста, удовлетворяющих его потребности в познании окружающего мира.На уроках математики младшие школьники учатся выявлять изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливать зависимость между ними в процессе измерений, осуществлять поиск решения текстовых задач, проводить анализ информации, определять с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимости отношений). Обучающиеся используют при этом простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с помощью математических терминов и понятий). Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.Методическое содержание позволяет развивать и организационные умения, планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.В процессе обучения математики школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебн. нед. в каждом классе).
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
-использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
-использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и с-оответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
-использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
-использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления;
-осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
-использовать в речи названия единиц измерения длины, массы, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм; литр.
-читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
-осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
-решать простые задачи:
раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
использующие понятия «увеличить в (на)…», «уменьшить в (на)…»;
на разностное и кратное сравнение;
-находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);
-решать уравнения вида а ± х = b; х − а = b;
-измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
-узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
-узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
-различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства)
-находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).
К концу 2 класса учащиеся должны Знать:
---названия и последовательность чисел от 1 до 100;
---названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
---таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие им случаи вычитания;
---правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
---названия и обозначение действий умножения и деления.
Уметь:
---читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
---находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных - письменно;
---находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
---решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
---чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;
---находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
Содержание учебного предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Нумерация (18ч)
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.(75ч)
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.(39ч)
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а± 5; 4 – а;при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х =b; х – а =b; а – х =b;
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.(4ч)
Календарно- тематическое планирование (136ч.)
№ | Тема урока | Дата | |
План | Коррекция | ||
Числа от 1 до 100. Нумерация (18ч) | |||
1,2 | Числа от 1 до 20. | ||
3 | Десяток. Счёт десятками до 100 | ||
4 | Числа от 11 до 100. Образование, чтение и запись числа | ||
5 | Поместное значение цифр. | ||
6 | Однозначные и двузначные числа. | ||
7,8 | Единица измерения длины – миллиметр. | ||
9 | Наименьшее трёхзначное число. Сотня | ||
10 | Входящая контрольная работа | ||
11 | Анализ контрольной работы. Метр. Таблица единиц длины | ||
12 | Сложение и вычитание вида 35 + 5 , 35 – 30 ,35 – 5 | ||
13 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых | ||
14 | Единицы стоимости: копейка, рубль. Соотношения между ними. | ||
15 | Повторение пройденного. Странички для любознательных. | ||
16 | Что узнали. Чему научились. Повторение по теме «Числа от 1 до 100. Нумерация» | ||
17 | Контрольная работа№2 по теме « Числа от 1 до 100. Нумерация.» | ||
18 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных | ||
19 | Задачи, обратные данной. | ||
20 | Сумма и разность отрезков | ||
21 | Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого | ||
22 23 | Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. | ||
24 | Час. Минута. Соотношение между ними. | ||
25 | Длина ломаной. | ||
26 | Закрепление по теме «Длина ломаной» Страничка для любознательных. | ||
27 | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание. Решение задач» | ||
28 | Порядок действий. Скобки. | ||
29 | Числовые выражения. | ||
30 | Сравнение числовых выражений. | ||
31 | Контрольная работа за 1 четверть. | ||
32 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | ||
33 | Периметр многоугольника | ||
34 35 | Свойства сложения. | ||
36 | Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» | ||
37 | Странички для любознательных. | ||
38 39 | Повторение пройденного. Что узнали, чему научились. | ||
40 | Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания | ||
41 | Приёмы вычислений для случаев вида 36 + 2 ,36 + 20 | ||
42 | Приёмы вычислений для случаев вида 36 – 2 ,36 – 20 | ||
43 | Приём вычисления для случаев вида 26 + 4, 95+5 | ||
44 | Приём вычисления для случаев вида 30 – 7 | ||
45 | Приём вычисления для случаев вида 60 – 24 | ||
46 47 48 | Решение задач. Запись решения в виде выражения. | ||
49 | Приём вычисления для случаев вида 26 + 7 | ||
50 | Приём вычисления для случаев вида35 – 7 | ||
51 52 | Закрепление по теме «Устные и письменные приемы сложения и вычитания» | ||
53 | Странички для любознательных. | ||
54 55 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | ||
56 | Контрольная работа №4 по теме « Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» | ||
57 | Анализ контрольной работы. Буквенные выражения .Буквенные выражения. | ||
58 | Буквенные выражения. | ||
59 | Знакомство с уравнениями. | ||
60 | Уравнение. Закрепление | ||
61 | Контрольная работа №5 за 1 полугодие | ||
62 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Решение задач | ||
63 | Проверка сложения. | ||
64 | Проверка вычитания. | ||
65 | Письменный прием сложения вида 45 + 23 | ||
66 | Письменный прием вычитания вида 57 – 26 | ||
67 | Проверка сложения и вычитания | ||
68 | Закрепление изученного по теме «Письменный приём сложения и вычитания» | ||
69 | Угол. Виды углов. | ||
70 | Решение задач. | ||
71 | Письменный прием сложения двузначных чисел с переходом через десяток вида 37 + 48 | ||
72 | Письменный прием сложения вида 37 + 53 | ||
73 | Прямоугольник.Построение прямоугольника. | ||
74 | Прямоугольник. Закрепление изученного | ||
75 | Письменный прием сложения вида 87 + 13 | ||
76 | Закрепление изученного. Решение задач. | ||
77 | Письменный прием вычитания в случаях вида 40 – 8 | ||
78 | Письменный прием вычитания в случаях вида 50 – 24 Стр. 19 | ||
79 | Странички для любознательных. | ||
80 81 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | ||
82 | Контрольная работа № 6 | ||
83 | Анализ контрольной работы. Странички для любознательных | ||
84 | Письменный прием вычитания вида 52–24. | ||
85 86 | Закрепление по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» | ||
87 88 | Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника. | ||
89 | Квадрат | ||
90 | Закрепление по теме «Квадрат» | ||
91 | Проект «Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата. | ||
92 | Закрепление по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» Странички для любознательных | ||
93 | Повторение. Решение задач. | ||
94 95 | Конкретный смысл действия умножения | ||
96 | Приёмы умножения, основанные на замене произведения суммой | ||
97 | Решение задач на умножение | ||
98 | Периметр многоугольника | ||
99 | Приёмы умножения единицы и нуля | ||
100 | Название компонентов и результата умножения | ||
101 | Закрепление изученного по теме «Умножение и деление» Решение задач | ||
102 | Переместительное свойство умножения | ||
103 | Переместительное свойство умножения. Закрепление | ||
104 | Конкретный смысл действия деления | ||
105 | Конкретный смысл действия деления. Закрепление | ||
106 107 | Решение задач, раскрывающих смысл действия умножения | ||
108 | Название компонентов и результата деления | ||
109 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | ||
110 | Контрольная работа№7 за 3 четверть по теме «Умножение и деление.» | ||
111 | Умножение и деление. Закрепление Страничка для любознательных. | ||
112 | Связь между компонентами и результатом умножения | ||
113 | Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения | ||
114 | Приёмы умножения и деления на 10 | ||
115 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость | ||
116 117 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого | ||
118 | Контрольная работа№8 по теме « Умножение и деление» | ||
119 120 | Умножение числа 2 и на 2. | ||
121 | Приемы умножения числа 2 | ||
122 | Деление на 2. | ||
123 | Деление на 2. Закрепление | ||
124 | Закрепление изученного. Решение задач | ||
125 | Странички для любознательных | ||
126 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | ||
127 128 | Умножение числа 3 и на 3. | ||
129 130 131 | Деление на 3 | ||
132 | Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились. | ||
133 | Итоговая контрольная работа №9 | ||
134 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Что узнали, чему научились во 2 классе? | ||
135 136 | Повторение изученного во 2 классе |