Меню

рабочая программа по математике 2 класс

Математика

Пояснительная записка

 Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной программы по математике и на основе авторской   программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика: рабочие программы. 1-4 класс» М.: «Просвещение», 2011г. К учебнику Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. и др. Математика 2 класс. В 2 частях. М.: «Просвещение», 2012г.

Учебный курс «Математика 2 класс» рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю).

    Изучение математики  в начальной  школе  направлено на достижение следующих целей:

-математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);

- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;

- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие  задачи:

- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;

- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;

- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;

- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

     Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

  Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
 Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
 Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.

В процессе изучения курса математики у обучающихся формируется представление о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять  устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствиями с правилами порядка выполнения арифметических действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.

В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего ми различного во внешних признаках (форма, размер), а так же в числовых характеристиках (периметр, площадь). Чтобы математические знания воспринимались учащимися как личностно значимые, т.е. действительно нужные ему, требуется постановка проблем, актуальных для ребенка данного возраста, удовлетворяющих его потребности в познании окружающего мира.На уроках математики младшие школьники учатся выявлять изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливать зависимость между ними в процессе измерений, осуществлять поиск решения текстовых задач, проводить анализ информации,  определять с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимости отношений). Обучающиеся используют при этом простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).В ходе  изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с помощью математических терминов и понятий). Школьники учатся ставить вопросы  по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.Методическое содержание позволяет развивать и организационные умения, планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.В процессе обучения математики школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.

На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебн. нед. в каждом классе).

Планируемые  результаты освоения предмета

Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений.

Учащиеся должны уметь:

-использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;

-использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и с-оответствующих им случаев вычитания в пределах 20;

-использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;

-использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих им случаев деления;

-осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;

-использовать в речи названия единиц измерения длины, массы, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм; литр.

-читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

-осознанно следовать алгоритмам устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100;

-решать простые задачи:

раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;

использующие понятия «увеличить в (на)…», «уменьшить в (на)…»;

на разностное и кратное сравнение;

-находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);

-решать уравнения вида а ± х = b; х − а = b;

-измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

-узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

-узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;

-различать истинные и ложные высказывания (верные и неверные равенства)

-находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника).

К концу 2 класса учащиеся должны Знать:

---названия и последовательность чисел от 1 до 100;

---названия компонентов и результатов сложения и вычитания;

---таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие им случаи вычитания;

---правила порядка выполнения действий в числовых выражени­ях в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скоб­ками и без них);

---названия и обозначение действий умножения и деления.

Уметь:

---читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

---находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более лег­ких случаях устно, в более сложных - письменно;

---находить значения числовых выражений в 2 действия, содер­жащие сложение и вычитание (со скобками и без них);

---решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и за­дачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл умноже­ния и деления;

---чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;

---находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и пери­метр многоугольника (треугольника, четырехугольника).

Содержание учебного предмета

 В основе учебно-воспитательного процесса лежат следую­щие ценности математики:

- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в приро­де и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);

- математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

- владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Числа и операции над ними.

Числа от 1 до 100.

Нумерация (18ч)

Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.

Сложение и вычитание чисел.(75ч)

Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания

Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.

Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.

Алгоритмы сложения и вычитания.

Умножение и деление чисел.(39ч)

Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.

Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.

Величины и их измерение.

Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.

Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).

Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.

Цена, количество и стоимость товара.

Время. Единица времени – час.

Текстовые задачи.

Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:

а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;

в) разностное сравнение;

Элементы геометрии.

Обозначение геометрических фигур буквами.

Острые и тупые углы.

Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.

Элементы алгебры.

Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а± 5; 4 – а;при заданных числовых значениях переменной.

Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.

Решение уравнений вида а ± х =b; ха =b; ах =b;

Занимательные и нестандартные задачи.

Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.

Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.

Итоговое повторение.(4ч)

                                            Календарно- тематическое планирование (136ч.)


Тема урока

Дата

План
Коррекция

Числа от 1 до 100. Нумерация (18ч)


1,2
Числа от 1 до 20.


3
Десяток. Счёт десятками до 100


4
Числа от 11 до 100. Образование, чтение  и запись числа


5
Поместное значение цифр.


6
Однозначные и двузначные числа.


7,8
Единица  измерения  длины – миллиметр.


9
Наименьшее трёхзначное число. Сотня


10
Входящая контрольная работа


11
Анализ контрольной работы.
Метр. Таблица единиц длины


12
Сложение и вычитание вида 35 + 5  , 35 – 30 ,35 – 5  


13
Замена двузначного числа суммой  разрядных слагаемых


14
Единицы стоимости: копейка, рубль. Соотношения между ними.


15
Повторение пройденного. Странички для любознательных.


16
Что узнали. Чему научились. Повторение по теме  «Числа от 1 до 100. Нумерация»


17
Контрольная работа№2  по теме « Числа от 1 до 100. Нумерация.»


18
Анализ контрольной работы. Странички для любознательных


19
Задачи, обратные данной.


20
Сумма и разность отрезков


21
Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого


22
23
Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.


24
Час. Минута. Соотношение между ними.


25
Длина  ломаной.


26
Закрепление по теме «Длина ломаной» Страничка для любознательных.


27
Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание. Решение задач»


28
Порядок действий. Скобки.


29
Числовые выражения.


30
Сравнение числовых выражений.


31
Контрольная работа за 1 четверть.


32
Анализ контрольной работы.  Работа над ошибками.


33
Периметр многоугольника


34
35
Свойства сложения.


36
Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»


37
Странички для любознательных.


38 39
Повторение пройденного. Что узнали, чему научились.


40
Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания


41
Приёмы вычислений для случаев вида  36 + 2  ,36 + 20


42
Приёмы вычислений для случаев вида  36 – 2 ,36 – 20


43
Приём вычисления для случаев вида 26 + 4, 95+5


44
Приём вычисления для случаев вида 30 – 7


45
Приём вычисления для случаев вида 60 – 24


46
47
48
Решение задач. Запись решения в виде выражения.


49
Приём вычисления для случаев вида 26 + 7


50
Приём вычисления для случаев вида35 – 7


51
52
Закрепление по теме «Устные и письменные приемы
сложения и вычитания»


53
Странички для любознательных.


54
55
Повторение пройденного.
Что узнали. Чему научились.


56
Контрольная работа №4 по теме « Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»


57
Анализ контрольной работы. Буквенные выражения .Буквенные выражения.


58
Буквенные выражения.


59
Знакомство с уравнениями.


60
Уравнение. Закрепление


61
Контрольная работа №5 за 1 полугодие


62
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Решение задач


63
Проверка сложения.


64
Проверка вычитания.


65
Письменный прием сложения вида 45 + 23


66
Письменный прием вычитания вида 57 – 26


67
Проверка сложения и вычитания


68
Закрепление изученного по теме «Письменный приём
сложения и вычитания»


69
Угол. Виды углов.


70
Решение задач.


71
Письменный прием сложения двузначных чисел с переходом через десяток вида 37 + 48


72
Письменный прием сложения вида 37 + 53


73
Прямоугольник.Построение прямоугольника.


74
Прямоугольник. Закрепление изученного


75
Письменный прием сложения вида 87 + 13


76
Закрепление изученного. Решение задач.


77
Письменный прием вычитания в случаях вида 40 – 8


78
Письменный прием вычитания в случаях вида 50 – 24 Стр. 19


79
Странички для любознательных.


80
81
Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.


82
Контрольная работа № 6


83
Анализ контрольной работы. Странички для любознательных


84
Письменный прием вычитания вида 52–24.


85
86
Закрепление по теме «Письменные приемы сложения и вычитания»


87
88
Прямоугольник.
Свойства противоположных сторон прямоугольника.


89
Квадрат


90
Закрепление по теме «Квадрат»


91
Проект «Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата.


92
Закрепление по теме «Письменные приемы сложения и вычитания»  Странички для любознательных


93
Повторение. Решение задач.


94
95
Конкретный смысл действия умножения


96
Приёмы умножения, основанные на замене произведения суммой


97
Решение задач на  умножение


98
Периметр многоугольника


99
Приёмы умножения единицы и нуля


100
Название компонентов и результата умножения


101
Закрепление изученного по теме «Умножение и деление» Решение задач


102
Переместительное свойство умножения


103
Переместительное свойство умножения. Закрепление


104
Конкретный смысл действия деления


105
Конкретный смысл действия деления. Закрепление


106
107
Решение задач, раскрывающих смысл действия умножения


108
Название компонентов и результата деления


109
Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.


110
Контрольная работа№7 за 3 четверть по теме «Умножение и деление.»


111
Умножение и деление. Закрепление Страничка для любознательных.


112
Связь между компонентами и результатом умножения


113
Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения


114
Приёмы умножения и деления на 10


115
Задачи с величинами: цена, количество, стоимость


116
117
Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого


118
Контрольная работа№8  по теме « Умножение и деление»


119
120
Умножение  числа 2 и на 2.


121
Приемы умножения числа 2


122
Деление на 2.


123
Деление на 2. Закрепление


124
Закрепление изученного. Решение задач


125
Странички для любознательных


126
Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.


127
128
Умножение числа 3 и на 3.


129
130
131
Деление на 3


132
Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.


133
Итоговая контрольная работа №9


134
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Что узнали, чему научились во 2 классе?


135
136
Повторение изученного во 2 классе