рабочая программа по литературному чтению в 3 классе
Литературное чтение
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса на 2018-2019 учебный год разработана на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. и авторской программы авторов Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, УМК «Школа России».
Основнымицелями начального обучения литературного чтения являются:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
воспитание эстетического отношения к искусству слова,
формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи реализации программы:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
-формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель[1]), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты предмета
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
Метапредметные результаты предмета
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Предметные результаты предмета
Содержание учебного предмета (136ч.).
«САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ» (4 ч)
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» (14 ч)
Докучные сказки. Произведения прикладного искусства.
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1» (11 ч)
А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…».
«ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ» (24 ч)
А.Пушкин «Уж небо осенью дышало..»
А.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».
И.Крылов «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки»
М.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»
Л.Толстой «Какая бывает роса на траве»
Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
И.Бунин «Детство», «Полевые цветы».
Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки».
Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца…»
В.Гаршин «Лягушка – путешественница».
М.Горький «Случай с Евсейкой».
К.Паустовский «Растрепанный воробей».
А.Блок «Сны», «Ворона», Ветхая избушка».
И.Соколов-Микитов «Листопадничек».
В.Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку».
В.Драгунский «Он живой и светится…»
С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».
А.Барто «Разлука», «В театре».
Е. Благинина «Кукушечка», «Котенок».
«СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК» (12 ч)
Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
М.Зощенко «Великие путешественники».
«ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ» (8 ч)
Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».
Г.Остер «Как получаются легенды».
Календарно – тематическое планирование литературного чтения
№ | Тема урока | Дата | ||
план | коррекция | |||
Вводный урок (1ч) | ||||
1 | Введение. Знакомство с учебником. | |||
Самое великое чудо на свете (4 ч) | ||||
2 | Знакомство с названием раздела. | |||
3 | Рукописные книги древней Руси. Подготовка сообщения. | |||
4 | Первопечатник Иван Фёдоров. | |||
5 | Урок-путешествие в прошлое. Тест по теме «Самое великое чудо на свете». Оценка достижений. | |||
Устное народное творчество (14 ч) | ||||
6 | Знакомство с названием раздела. | |||
7 | Русские народные песни. | |||
8 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | |||
9 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | |||
10 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | |||
11 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | |||
12 | Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». | |||
13 | Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». | |||
14 | Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». | |||
15 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | |||
16 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | |||
17 | Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. | |||
18 | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» Тест по теме «Устное народное творчество». | |||
19 | Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений. | |||
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) | ||||
20 | Знакомство с названием раздела. | |||
21 | Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского). | |||
22 | Тютчев «Весенняя гроза» | |||
23 | Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | |||
24 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». | |||
25 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …» | |||
26 | И. С. Никитин «Встреча зимы». | |||
27 | И.З. Суриков «Детство». | |||
28 | И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | |||
29 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | |||
30 | Оценка достижений. Тест. | |||
Великие русские писатели (24 ч) | ||||
31 | Знакомство с названием раздела. | |||
32 | А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». | |||
33 | А. Пушкин. Лирические стихотворения. | |||
34 | А.С.Пушкин «Зимнее утро». | |||
35 | А.С.Пушкин «Зимний вечер». | |||
36 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …». | |||
37 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …». | |||
38 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …». | |||
39 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …». | |||
40 | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. | |||
41 | И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. | |||
42 | И.А. Крылов «Мартышка и очки». | |||
43 | И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна». | |||
44 | И.А. Крылов «Ворона и Лисица». | |||
45 | М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения о Лермонтове на основе статьи. | |||
46 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…». | |||
47 | М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень». | |||
48 | Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. | |||
49 | Л.Н. Толстой «Акула». | |||
50 | Л.Н. Толстой «Прыжок». | |||
51 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». | |||
52 | Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. | |||
53 54 | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Тест по теме «Великие русские писатели». | |||
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) | ||||
55 | Знакомство с названием раздела. | |||
56 | Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…». | |||
57 | Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | |||
58 | К. Бальмонт «Золотое слово». | |||
59 | И. Бунин «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги». | |||
60 | Развивающий час по разделу «Поэтическая тетрадь2». Тест по теме «Поэтическая тетрадь 2» | |||
Литературные сказки (8ч) | ||||
61 | Знакомство с названием раздела. | |||
62 | Д. Мамин -Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка). | |||
63 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца -Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». | |||
64 | В. Гаршин «Лягушка-путешественница». | |||
65 | В. Гаршин «Лягушка-путешественница». | |||
66 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | |||
67 | В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». | |||
68 | Оценка достижений. Тест. | |||
Были-небылицы (10 ч) | ||||
69 | Знакомство с названием раздела. | |||
70 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | |||
71 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | |||
72 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | |||
73 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | |||
74 | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». | |||
75 | А. Куприн «Слон». | |||
76 | А. Куприн «Слон». | |||
77 | А. Куприн «Слон». | |||
78 | Урок-путешествие по разделу «Были-небылиц» Тест по теме «Были–небылицы». | |||
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) | ||||
79 | Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..». | |||
80 | С. Чёрный «Воробей», «Слон». | |||
81 | А. Блок «Ветхая избушка». | |||
82 | А. Блок «Сны», «Ворона». | |||
83 | С. Есенин «Черёмуха». | |||
84 | Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений по теме «Поэтическая тетрадь 1» | |||
Люби живое (16 ч) | ||||
85 | Знакомство с названием раздела. | |||
86 | М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок -«входная дверь» в текст. | |||
87 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек». | |||
88 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек». | |||
89 | В. Белов «Малька провинилась». | |||
90 | В. Белов «Ещё раз про Мальку». | |||
91 | В. Бианки «Мышонок Пик». | |||
92 | В. Бианки «Мышонок Пик». | |||
93 | В. Бианки «Мышонок Пик». | |||
94 | Б. Житков «Про обезьянку». | |||
95 | Б. Житков «Про обезьянку». | |||
96 | Б. Житков «Про обезьянку». | |||
97 | В. Астафьев «Капалуха». | |||
98 | В. Драгунский «Он живой и светится…». | |||
99 | Урок-конференция «Земля -наш дом родной» Обобщающий урок по разделу «Люби живое». | |||
100 | Оценка достижений. Тест. | |||
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) | ||||
101 | Знакомство с названием раздела. | |||
102 | С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». | |||
103 | А. Барто «Разлука». | |||
104 | А. Барто «В театре». | |||
105 | С. Михалков «Если», «Рисунок». | |||
106 | Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | |||
107 108 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь2». Тест по теме «Поэтическая тетрадь 2» | |||
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (12 ч) | ||||
109 | Знакомство с названием раздела. | |||
110 | Б. Шергин «Собирай по ягодке -наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. | |||
111 | А. П. Платонов «Цветок на земле» | |||
112 | А. Платонов «Цветок на земле». | |||
113 | А. Платонов «Ещё мама». | |||
114 | А. Платонов «Ещё мама». | |||
115 | М. Зощенко «Золотые слова». | |||
116 | М. Зощенко «Великие путешественники». | |||
117 | Н. Носов «Федина задача». | |||
118 | Н. Носов «Телефон». | |||
119 | В. Драгунский «Друг детства». | |||
120 | Оценка достижений. Тест 11 по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | |||
По страницам детских журналов (8 ч) | ||||
121 | Знакомство с названием раздела. | |||
122 | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | |||
123 | Ю. Ермолаев «Проговорился». | |||
124 | Ю. Ермолаев «Воспитатели». | |||
125 | Г. Остер «Вредные советы». | |||
126 | Г. Остер «Как получаются легенды». | |||
127 | Р. Сеф «Весёлые стихи». | |||
128 | Читательская конференция «По страницам детских журналов» . Оценка достижений. Тест по теме «По страницам детских журналов». | |||
Зарубежная литература (8 ч) | ||||
129 | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции. | |||
130 | Мифы Древней Греции. | |||
131 | Мифы Древней Греции. | |||
132 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | |||
133 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | |||
134 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | |||
135 | Оценка достижений по теме «Зарубежная литература». | |||
136 | Обобщающий урок за курс 3 класса. «Брейн - ринг». | |||