Меню

рабочая программа по литературному чтению в 3 классе

Литературное чтение

Пояснительная записка

     Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса на 2018-2019 учебный год разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по литературному чтению, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. и авторской программы авторов Л.Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, УМК «Школа России».

Основнымицелями начального обучения литературного чтения являются:

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

воспитание эстетического отношения к искусству слова,

формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

 обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

     Задачи реализации программы:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

 - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

-формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

-   обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и ре­чевые умения;

-   работать с различными типами текстов;

-   создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении ху­дожественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неде­лю, 10 учебных недель[1]), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты предмета

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многофункционального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты предмета

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8)  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты предмета

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Содержание учебного предмета (136ч.).

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

«САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ» (4 ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

 «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» (14 ч)

Русские народные песни.

Докучные сказки. Произведения прикладного искусства.

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Иван – царевич и серый волк.

 «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1» (11 ч)

Ф.Тютчев «Весенняя гроза».

Ф.Тютчев «Листья».

А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…».

И.Никитин «Степь моя»

И.Никитин «Встреча зимы».

И.Суриков «Детство».

И.Суриков «Зима».

 «ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ» (24 ч)

А.Пушкин «Уж небо осенью дышало..»

А.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

И.Крылов «Мартышка и очки».

И.Крылов «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки»

И.Крылов «Ворона и лисица».

М.Лермонтов «Горные вершины».

М.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»

М.Лермонтов «Утес», «Осень».

Детство Л.Толстого.

Л.Толстой «Акула».

Л.Толстой «Прыжок».

Л.Толстой «Лев и собачка».

Л.Толстой «Какая бывает роса на траве»

 «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2» (6 ч)

Н.Некрасов «Славная осень!»

Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

К.Бальмонт «Золотое слово».

И.Бунин «Детство», «Полевые цветы».

 «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ» (8 ч)

Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки».

Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца…»

В.Гаршин «Лягушка – путешественница».

В.Одоевский «Мороз Иванович».

 «БЫЛИ – НЕБЫЛИЦЫ» (10 ч)

М.Горький «Случай с Евсейкой».

К.Паустовский «Растрепанный воробей».

А.Куприн «Слон».

 «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1» (6 ч)

С.Черный «Воробей», «Слон».

А.Блок «Сны», «Ворона», Ветхая избушка».

С.Есенин «Черемуха

 «ЛЮБИ ЖИВОЕ» (16 ч)

М.Пришвин «Моя Родина».

И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

В.Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку».

В.Бианки «Мышонок Пик».

Б.Житков «Про обезьянку».

В.Дуров «Наша Жучка».

В.Астафьев «Капалуха».

В.Драгунский «Он живой и светится…»

 «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2» (8 ч)

С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».

А.Барто «Разлука», «В театре».

С.Михалков «Если», «Рисунок».

Е. Благинина «Кукушечка», «Котенок».

 «СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК» (12 ч)

Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

А.Платонов «Цветок на земле».

М.Зощенко «Золотые слова».

М.Зощенко «Великие путешественники».

Н.Носов «Федина задача».

Н.Носов «Телефон».

В.Драгунский « Друг детства».

 «ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ» (8 ч)

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

Г.Остер «Вредные советы».

Г.Остер «Как получаются легенды».

Р.Сеф «Веселые стихи».

 «ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (8 ч)

Мифы Древней Греции

Г.-Х.Андерсен «Гадкий утенок»

                                    Календарно – тематическое планирование литературного чтения

в 3 классе (136ч.)

Тема урока

Дата



план

коррекция


Вводный урок (1ч)

1

Введение. Знакомство с учебником.


Самое великое чудо на свете (4 ч)

2

Знакомство с названием раздела.


3

Рукописные книги древней Руси. Подготовка сообщения.


4

Первопечатник Иван Фёдоров.


5

Урок-путешествие в прошлое. Тест  по теме «Самое великое чудо на свете». Оценка достижений.



Устное народное творчество (14 ч)

6

Знакомство с названием раздела.


7

Русские народные песни.


8

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.


9

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.


10

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».


11

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».


12

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк».


13

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк».


14

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк».


15

Русская народная сказка «Сивка-бурка».


16

Русская народная сказка «Сивка-бурка».


17

Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.


18

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» Тест   по теме «Устное народное творчество».


19

Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.


Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

20

Знакомство с названием раздела.


21

Проект «Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского).


22

Тютчев «Весенняя гроза»


23

Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».


24

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…».


25

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …»


26

И. С. Никитин «Встреча зимы».


27

И.З. Суриков «Детство».


28

И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.


29

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»


30

Оценка достижений. Тест.



Великие русские писатели (24 ч)



31

Знакомство с названием раздела.


32

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».


33

А. Пушкин. Лирические стихотворения.


34

А.С.Пушкин «Зимнее утро».


35

А.С.Пушкин «Зимний вечер».


36

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …».


37

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …».


38

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …».


39

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …».


40

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.


41

И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.


42

И.А. Крылов «Мартышка и очки».


43

И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна».


44

И.А. Крылов «Ворона и Лисица».


45

М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения о Лермонтове  на основе статьи.


46

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…».


47

М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень».


48

Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.


49

Л.Н. Толстой «Акула».


50

Л.Н. Толстой «Прыжок».


51

Л.Н. Толстой «Лев и собачка».


52

Л.Н. Толстой
«Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.


53

54

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».
Тест  по теме «Великие русские писатели».



Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)



55

Знакомство с названием раздела.


56

Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…».


57

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».


58

К. Бальмонт «Золотое слово».


59

И. Бунин «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги».


60

Развивающий час  по разделу «Поэтическая тетрадь2».  Тест  по теме «Поэтическая тетрадь 2»



Литературные сказки (8ч)



61

Знакомство с названием раздела.


62

Д. Мамин -Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка).


63

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца -Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».


64

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».


65

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».


66

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».


67

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».


68

Оценка достижений. Тест.



Были-небылицы (10 ч)



69

Знакомство с названием раздела.


70

М. Горький «Случай с Евсейкой».


71

М. Горький «Случай с Евсейкой».


72

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».


73

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».


74

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».


75

А. Куприн «Слон».


76

А. Куприн «Слон».


77

А. Куприн «Слон».


78

Урок-путешествие по разделу «Были-небылиц» Тест по теме «Были–небылицы».



Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)



79

Знакомство с названием раздела.
С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..».


80

С. Чёрный «Воробей», «Слон».


81

А. Блок «Ветхая избушка».


82

А. Блок «Сны», «Ворона».


83

С. Есенин «Черёмуха».


84

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений по теме «Поэтическая тетрадь 1»



Люби живое (16 ч)



85

Знакомство с названием раздела.


86

М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок -«входная дверь» в текст.


87

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».


88

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».


89

В. Белов «Малька провинилась».


90

В. Белов «Ещё раз про Мальку».


91

В. Бианки «Мышонок Пик».


92

В. Бианки «Мышонок Пик».


93

В. Бианки «Мышонок Пик».


94

Б. Житков «Про обезьянку».


95

Б. Житков «Про обезьянку».


96

Б. Житков «Про обезьянку».


97

В. Астафьев «Капалуха».


98

В. Драгунский «Он живой и светится…».


99

Урок-конференция «Земля -наш дом родной» Обобщающий урок по разделу «Люби  живое».


100

Оценка достижений. Тест.



Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)



101

Знакомство с названием раздела.


102

С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…».


103

А. Барто «Разлука».


104

А. Барто «В театре».


105

С. Михалков «Если», «Рисунок».


106

Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».


107

108

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь2». Тест  по теме «Поэтическая тетрадь 2»



Собирай по ягодке - наберёшь кузовок (12 ч)



109

Знакомство с названием раздела.


110

Б. Шергин «Собирай по ягодке -наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения.


111

А. П. Платонов «Цветок на земле»


112

А. Платонов «Цветок на земле».


113

А. Платонов «Ещё мама».


114

А. Платонов «Ещё мама».


115

М. Зощенко «Золотые слова».


116

М. Зощенко «Великие путешественники».


117

Н. Носов «Федина задача».


118

Н. Носов «Телефон».


119

В. Драгунский «Друг детства».


120

Оценка достижений. Тест 11 по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».



По страницам детских журналов (8 ч)



121

Знакомство с названием раздела.


122

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».


123

Ю. Ермолаев «Проговорился».


124

Ю. Ермолаев «Воспитатели».


125

Г. Остер «Вредные советы».


126

Г. Остер «Как получаются легенды».


127

Р. Сеф «Весёлые стихи».


128

Читательская конференция «По страницам детских журналов» . Оценка достижений. Тест по теме «По страницам детских журналов».



Зарубежная литература (8 ч)



129

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции.


130

Мифы Древней Греции.


131

Мифы Древней Греции.


132

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».


133

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».


134

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».


   135
Оценка достижений по теме «Зарубежная литература».


136

Обобщающий урок за курс 3 класса. «Брейн - ринг».