рабочая программа по русскому языку (факультатив) 3 класс
Пояснительная записка
Программа факультатива по русскому языку «Пишу правильно» для 3 класса составлена на основе следующих документов:
- Федерального закона «Об образовании Российской Федерации», закона РТ «Об образовании»;
- авторской программы факультатива по русскому языку для 3 класса, разработанная Л.В. Мищнковой и обеспеченная методическим пособием /Занимательный русский язык для учащихся начальной школы»/ Л. Мищенкова, М.. издательство «Просвещение», 2012 г.,
Цель данной программы: развитие творческих способностей младших школьников через расширение и углубление знаний по русскому языку, развитие коммуникативных навыков учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
структура программы позволяет расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
В ходе реализации содержания программы для учащихся будут созданы условия развития таких познавательных процессов, как наблюдательность, сообразительность, речь, оригинальные подходы к решению грамматических задач. Новизнаданной программы заключается в ориентировании обучающихся на деятельностный подход:
проектирование и конструирование творческой среды развития обучающихся в системе образования,
активную учебно-познавательную деятельность,
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных и возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. (ФГОС НОО).
Педагогические цели:
Коммуникативные – развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.
Креативные – умение конструировать, проектировать, развитие творческих способностей, привитие любви к русскому языку.
Когнитивные – познание объектов окружающей реальности, изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями.
Организационные – овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения, нести личную ответственность за результат.
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты:
- участие в дискуссиях, в организации выставок;
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- эмоциональное восприятие услышанного, прочитанного
Метапредметные результаты:
- умение добывать и обрабатывать информацию для выполнения учебных задач;
- сформированность опыта подготовки информационных сообщений по заданной теме (презентации, газеты, сообщения).
- приобретение опыта участия в конкурсных мероприятиях по темам занятий кружка
- освоение норм взаимодействия «взрослый – ребёнок», «ученик – ученик»;
- выполнение учебных действий на основе алгоритма действий;
- умение принимать позиции слушателя и читателя.
Предметные результаты:
- владение базовым понятийным аппаратом;
- умение работать с текстовой информацией;
- умение наблюдать, фиксировать, исследовать;
- оформлять свои мысли;
- составлять небольшие по объёму тексты;
- Содержание учебного курса.
Тема 1. О самых дорогих словах. (1 ч.)
Какие бывают слова? Слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие. Вежливые слова. Родные, дорогие слова. Самое важное, самое дорогое слово – Родина.
Тема 2. Добрые слова (2)
Слова, обозначающие понятия благодарности, пожеланий, приветствий. Лексика русского языка богата «Добрыми словами». Особенности речи разных местностей, территорий (диалекты).
Тема 3. Сколько слов вы знаете? Наши помощники словари. (3 ч.)
Разнообразие и обилие слов русского языка. Значение слов. Знакомство со словарями, работа со словарём Ожегова. Алфавит. Зачем надо знать много слов.
Тема 4. Чудесные превращения слов. (3 ч.)
«Метаморфозы», происходящие со словами, если а) в них заменять буквы; б) добавлять к слову букву или отнимать её от слова. Словесные шутки.
Тема 5. Звуки в слове. (2ч.)
Гласные звуки. Согласные звуки. Мягкие и твёрдые звуки. Звонкие и глухие согласные. Изменение согласных звуков. Скороговорки.
Тема 7. Слово или не слово? (2 ч.)
Какое сочетание звуков можно назвать словом? Составление слов. Значение слов. Для чего надо знать значение слов. Когда слово может потерять своё значение.
Тема 8.Слово одно, а значений несколько.(3 ч.)
Слова русского языка могут иметь не одно, а несколько значений. Многозначность слов. Прямое и переносное значение слов.
Тема 9. Слова – близнецы (омонимы).(3 ч.)
Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Их отличие от многозначных слов. Сколько может быть омонимов. Почему важно различать значения слов – близнецов. Что нужно знать, чтобы не допускать ошибок в речи.
Тема 10.Слова – друзья (синонимы). (3 ч.)
Слова, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут обозначать предметы, действия, признаки. Сколько может быть синонимов в одном ряду. Зачем надо знать много слов – синонимов. Синонимы в художественных текстах. Подготовка и проведение конкурса « Грамотеев».
Тема 11. Антонимы.( 3ч.)
Слова, разные по звучанию с противоположным значением. Антонимами могут быть слова, обозначающие предметы, признаки, действия. Антонимами могут быть не только слова с разными корнями, но и однокоренные слова. Все ли слова имеют антонимы? Антонимы в пословицах и поговорках. Проект « Антонимы в математике». Презентация проекта.
Тема 13. Устаревшие слова.(3 ч.)
Историзмы. Архаизмы. Почему одни слова живут долго, а другие исчезают. Иногда старым становится только слово, а предмет остаётся. Где можно встретить устаревшие слова?
Тема 14. Новые слова.(1 ч.)
Неологизмы. Как появляются новые слова? Новые имена и названия. Новые слова обязательно создаются по образцу старых.
Тема 15. Слова – пришельцы.(2 ч.)
Заимствованные слова. Приметы заимствованных слов. Этимология этих слов. Создание презентаций «Пришельцы из Франции», «Гости из Англии» и т. п.
Тема 16. Крылатые слова. (2 ч.)
Фразеологизмы. История возникновения некоторых из них. Многие устойчивые обороты близки по значению одному слову. Невозможность замены слов в фразеологизмах. Переносное значение фразеологизмов. Составление рассказов по фразеологическим оборотам.
Тема 16. Игра «КВН»
Календарно-тематическое планирование (34ч.)
№ | Тема занятия | Дата | ||||||
План | Коррекция | |||||||
Тема 1.О самых дорогих словах. 1 ч | ||||||||
1. | Слова весёлые и грустные. Вежливые слова. Родные, дорогие слова. | |||||||
Тема 2. Добрые слова (2) | ||||||||
2 | Слова, обозначающие понятия благодарности, пожеланий, приветствий. | |||||||
3 | Особенности речи разных местностей, территорий (диалекты). | |||||||
Тема 3. Сколько слов вы знаете? Наши помощники словари. (3 ч.) | ||||||||
4 | Разнообразие и обилие слов русского языка. Значение слов. | |||||||
5-6 | Знакомство со словарями, работа со словарём Ожегова. Алфавит. Зачем надо знать много слов. | |||||||
Тема 4. Чудесные превращения слов. (2 ч.) | ||||||||
7-8 | «Метаморфозы», происходящие со словами, если в них заменять буквы; добавлять к слову букву или отнимать её от слова. Словесные шутки. | |||||||
Тема 5. Звуки в слове. (2ч.) | ||||||||
9 10 | . Гласные звуки. Согласные звуки. Мягкие и твёрдые звуки. Звонкие и глухие согласные. Изменение согласных звуков. Скороговорки | |||||||
Тема 7. Слово или не слово? (2 ч.) | ||||||||
11 12 | Какое сочетание звуков можно назвать словом? Составление слов. Значение слов. Для чего надо знать значение слов. Когда слово может потерять своё значение. | |||||||
Тема 8.Слово одно, а значений несколько.(3 ч.) | ||||||||
13 14-15 | Многозначность слов. Прямое и переносное значение слов. | |||||||
Тема 9. Слова – близнецы (омонимы).(3 ч.) | ||||||||
16 17 18 | Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Отличие от многозначных слов. Сколько может быть омонимов. Почему важно различать значения слов – близнецов. Что нужно знать, чтобы не допускать ошибок в речи. | |||||||
Тема 10.Слова – друзья (синонимы). (3 ч.) | ||||||||
19 20 21 | Слова, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут обозначать предметы, действия, признаки. Зачем надо знать много слов – синонимов. Синонимы в художественных текстах. | |||||||
Тема 11. Антонимы.( 3ч.) | ||||||||
22 23 24 | Слова, разные по звучанию с противоположным значением.? Антонимы в пословицах и поговорках. Проект « Антонимы в математике». Презентация проекта. | |||||||
Тема 13. Устаревшие слова.(3 ч.) | ||||||||
25 26-27 | Историзмы. Архаизмы. Почему одни слова живут долго, а другие исчезают. Где можно встретить устаревшие слова? | |||||||
Тема 14. Новые слова.(1 ч.) | ||||||||
28 | Неологизмы. Как появляются новые слова? Новые имена и названия. | |||||||
Тема 15. Слова – пришельцы.(2 ч.) | ||||||||
29 30 | Заимствованные слова. Приметы заимствованных слов. Этимология этих слов. Создание презентаций «Пришельцы из Франции», «Гости из Англии» | |||||||
Тема 16. Крылатые слова. (2 ч.) | ||||||||
31 32 33 | Фразеологизмы. История возникновения некоторых фразеологизмов. Устойчивые обороты близки по значению одному слову. Невозможность замены слов в фразеологизмах. Переносное значение фразеологизмов. Составление рассказов по фразеологическим оборотам. | |||||||
34 | Игра «КВН» | |||||||