Рабочая программа по литературе в 9 классе
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г.) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. Просвещение, 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Содержаниешкольного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературыв 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературыв 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитаниедуховно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитиеэмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоениетекстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладениеумениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Программа 9 класса рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должензнать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
• авторов и содержание изученных произведений;
• основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
· прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
· определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
· определять идейную и эстетическую позицию писателя;
· анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
· оценивать проблематику современной литературы;
· анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
· различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
· осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
· сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
· находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
· выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
Словари и справочники:
1) Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
2) Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
3) М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
4) Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:
Просвещение, 2008.
2.Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3.Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
4. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.
5.Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский:под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
6. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
7. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.
9.Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.:
Эскимо, 2008
10. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
Учебно-тематический план
№ | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Развитие речи | Контрольные работы, тесты |
1. | Введение. | 1 | - | - |
2 | из Древнерусской литературы
| 3
| 1
| --
|
3. | из литературы XVIII века
| 9 | 1 | - |
4. | из русской литературы XIX века
| 54 | 6 |
1
|
5. | из Русской литературы ХХ века
| 10 | 1 | - |
6. | ИЗ РУССКОЙ ПОЭЗИИХХ века
| 15 | - | 1 |
7. | ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ 19-20 ВЕКОВ | 2
| -
| -
|
88.
| ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 6 | - | - |
99. | ИТОГИ | 2 |
| 1 |
10. | Резерв. | 3 |
|
|
| Всего | 105 | 9 | 3 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Разделы и темы программы | Кол. часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Домашнее задание | Дата проведения | Коррек тировка |
Введение (1ч.) |
|
|
|
|
| |||
1. | Литература как искусство слова. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Место худ литературы в общест жизни и культуре России. Нац ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской лит-ры, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Нац. самобытность русской литературы. Русская лит-ра в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе | Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса. Уметь аргументированно отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание. | Читать «Слово о полку Игореве». |
|
|
Из древнерусской литературы (2 +1р/р) |
|
|
|
| ||||
2. | Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Литература Древней Руси. Самобытный характер. Богатство и разнообразие жанров.Открытие «Слова…», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и авторстве. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция.«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | Знать историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения. Уметь строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смысловые части, уметь сопоставлять произведения изобразительного искусства и летописные источники с текстом произведения. | Составить цитатный план к «Слову…» |
|
|
3. | «За землю Русскую». | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова…» Символика «Слова…», своеобразие авторского стиля. «Слово…» и фольклорная традиция. Значение памятника для русской культуры. Переводы и переложения произведения | Знать жанр и композицию произведения, нравственно-патриотическую идею «Слова». Уметь выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения. | Рассказ о герое. Наизусть. |
|
|
4. | Вечные образы «Слова…» РР Подготовка к домашнему сочинению | 1 | Урок совер-я знаний. Урок развития речи | Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины | Знать приёмы создания характеров героев, худ средства выраз-сти. Уметь характеризовать героя произведения, определять роль худ-х средств выразительности для создания образа и выражения основной идеи произведения. | Доработать. |
|
|
Из литературы 18 века (8 ч. + 1 ч. р. р.) |
|
|
|
| ||||
5. | Классицизм в русском и мировом искусстве. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Общая характеристика русской литературы 18 века.Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности | Знать признаки классицизма, особенности эпохи Просвещения, историческую обстановку, общую характеристику литературы 18 века. Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции, самостоятельно строить устное высказывание. С опорой на критическую литературу. | Стр. 35-41, Стр. 42 – 49 |
|
|
6. | М. В. Ломоносов. «Ода…». Ода как жанр лирической поэзии. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Жизнь и творчество.«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты)(возможен выбор другого произведения)Средства создания образа идеального монарха.
| Знать факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности оды как жанра лирической поэзии. Уметь выразительно читать, выявлять авторскую позицию, строить письменное высказывание, выявлять композицию текста, находить метафоры. | Отрывок наизусть. |
|
|
7- 8. | В. Ч.. Жизнь и творчество Г. Р. Державина.«Властителям и судиям». Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». | 2 | Урок внеклассного чтения. Практикум.
| Жизнь и творчество (обзор). Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиямСтихотворения: «Фелица», «Памятник» (возможен выбор двух других стихотворений).Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.
| Знать факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст; определять место стихотворения в творческой эволюции поэта.Знать новаторство Державина, жанр «гневная ода», особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти.Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции. | Стр. 59 – 63 ; стр. 63 – 64 выразительное чтение. Стр. 63 – 65 наизусть (на выбор). |
|
|
9. 10. | А. Н. Радищев. Личность и судьба писателя. Ода «Вольность».
«Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). | 2 | Урок усвоения новых знаний. Практикум. | Слово о писателе. Воспевание свободы человека как высшей ценности в оде «Вольность»Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Изображение российской действительности. Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни. | Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, выявлять авторскую позицию, особенности произведения. Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева. Уметь строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения. | рассказ о Н. М. Карамзине; прочитать «Бедная Лиза». |
|
|
11. 12. | Н. М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Сентиментализм. «Осень».
Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» | 2 | Урок усвоения новых знаний.
Практикум. | Н. М. Карамзин. творчество писателя и историка. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. | Знать основные факты жизни писателя, содержание повести «Бедная Лиза», признаки сентиментализма.Уметь ком-ть текст худ произведения, определять роль худ-х элементов в развитии сюжета.Знать черты жанра сентиментальной повести, сюжет произведения.Уметь давать характеристику персонажа по плану, выявлять отлич черты персонажа сентиментального произведения. | Образы главных героев по плану. Подготовиться к сочинению. |
|
|
13. | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению | 1 | Урок развития речи. | Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала. «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений). | Уметь раскрывать тему сочинения. | Написать сочинение. |
|
|
Из русской литературы 19 века (48 ч. + 6 ч. р. р.) |
|
|
| |||||
14. | Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм и реализм как литературные направления. Поэзия, проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература. | Знать общую характеристику развития русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы. Уметь развёрнуто обосновывать суждения, делать выводы, давать определения романтизму. | Стр.105-113, рассказ о жизни и творчестве В. А. Жуковского |
|
|
15. | В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море» | 1 | Урок усвоения новых знаний. Практикум. | В.А. ЖуковскийЖизнь и творчество Стихотворения: “Море”, Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Понятие о лирическом герое. Обучение анализу лирич. стих-я. | Знать факты и творчество В. А. Жуковского. Усвоить понятие о лирическом герое. Уметь выразительно читать стихотворения, находить в тексте черты романтизма. | Прочитать балладу «Светлана». |
|
|
16. | В. А. Жуковский. «Светлана». | 1 | Урок усвоения новых знаний. Практикум. | В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады.Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского.
| Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст. | Стр.141-147. |
|
|
17. | А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Жизнь и творчество драматурга. История создания комедии «Горе от ума» | Знать историю создания комедии «Горе от ума».Уметь строить устные высказывания, обосновывать суждения и приводить доказательства. | Чтение комедии.
|
|
|
18. | А. С. Грибоедов. «Горе от ума».
| 1 | Урок фор-я и совершенст-я знаний. | А. С. Грибоедов. «Горе от ума». конфликт, интрига, сюжет, текст комедии, действующие лица. Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии. | Знать понятия комедия, конфликт, интрига, сюжет, текст комедии, действующих лиц. Уметь выразительно читать диалоги, выявлять черты характера через речевую характеристику. | Отобрать материал по образу Фамусова и его гостей. |
|
|
19. 20. | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».
| 2 | Урок формирования и совер-я знаний. | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». Какова роль цитат в раскрытии характера персонажа, развитии конфликта, сюжета пьесы? | Знать значение понятий экспозиция, завязка, имена внесценических персонажей, их роль в развитии конфликта. Уметь обнаруживать связи и противоречия между персонажами, определять основные конфликты. | наизусть монолог Чацкого илиФамусова.Цитатн харак-ки героев. |
|
|
21. 22. | Чацкий в системе образов комедии. | 2 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Мастерство драматурга в создании характеров Софьи, Чацкого. Проблема ума в комедии Общечеловеческое звучание образов персонажей.«Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание Разноречивые оценки образа Чацкого. | Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала. Уметь определять основные конфликты.
| Образ Чацкого. Подобрать цитаты к образам комедии.
|
|
|
23. | Р.Р.Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность её языка Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения. | Знать текст комедии, признаки классицизма и романтизма. Уметь находить черты романтизма и классицизма в комедии.
| Подобрать цитаты к сочинению. |
|
|
24. | И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Р. Р.Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Урок развития речи. | Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала. | Знать текст статьи Гончарова. Уметь работать с текстом критической статьи. | Написать сочинение. |
|
|
25. | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. | 1 | Урок формирования и совершенст-я знаний. | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика | Знать основные этапы жизненного и творческого пути А .С .Пушкина. Уметь строить высказывание, отбирать необходимый материал для составления летописи жизни и творчества поэта. | Стр. 167 – 172; подготовить доклады. |
|
|
26. | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар». | Знать, что свобода в лирике А. С. Пушкина представлена как политический, философский, нравственный идеал.Уметь анализировать стихотворное произведение с точки его жанра, темы, идеи, композиции. | наизусть |
|
|
27. | Интимной лирике А. С. Пушкина. « На холмах Грузии лежит ночная мгла … », «Я вас любил: любовь ещё, быть может | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Одухотворённость, чистота в стихотворениях Пушкина « На холмах Грузии лежит ночная мгла … », «Я вас любил: любовь ещё, быть может …». Адресаты любовной лирики поэта. | Знать адресатов любовной лирики. Уметь выразительно читать стихотворения, в том числе наизусть, участвовать в диалоге. | наизусть |
|
|
28. | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Пророк», «Япамятник себе воздвиг нерукотворный», «Бесы». Обучение анализу стихотворения. | Знать взгляды А. С. Пушкина на назначение поэта и поэзии. Уметь анализировать стихотворное произведение с точки его жанра, темы, идеи, композиции. | наизусть |
|
|
29. | В. Ч. А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в двух персонажах пьесы. | Знать определение трагедии как жанра драмы, содержание произведения. Уметь выразительно читать, выражать отношение к прочитанному. | Стр. 199 – 208 читать; стр. 209 – 214 пересказ. |
|
|
30. | В. Ч.А. С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | А. С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.Образ главного героя: переосмысление байронического типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы | Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки.Уметь создавать историко-культурный биографический комментарий, работать с критической статьёй. | Прочитать роман «Евгений Онегин». |
|
|
31. | Роман А. С. Пушкин «Евгений Онегин». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Роман А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Истрия создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. | Знать творческую историю романа, что такое роман в стихах. Уметь выразительно читать, строить устные высказывания. | Закладки к образу Онегина, Ленского. |
|
|
32-33. | «И жить торопится, и чувствовать спешит». Онегин и Ленский. | 2 | Урок формирования и совершенств-я знаний. | Онегин как тип лишнего человека в русской литературе.. Нравственно-философская проблематика произведения.Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагическ итоги жизненного пути. | Знать какое воплощение нашел тип «лишнего человека» в отечественной литературе, содержание глав. Уметь типичное и индивидуальное в судьбе героя. | Стр. 246-247. Подготовить ответы на вопросы. |
|
|
34. | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. | 1 | Урок формирования и совершенств-я знаний. | Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Оценка художественных открытий Пушкина в критике В.Г. Белинского.Татьяна и Ольга. | Знать авторское отношение к Татьяне, Ольге. Уметь давать характеристику героям произведения. | Закладки к теме «Татьяна и Онегин» |
|
|
35. | Татьяна и Онегин. | 1 | Урок формирования и совершенств-я знаний. | Тема любви и долга в романе.Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.Проблема финала. Оценка художественных открытий Пушкина в критике В.Г. Белинского | Знать текст художественного произведения. Уметь сопоставлять героев, давать характеристику, выявлять авторское отношение к героям. | Выучить наизусть «Письмо. |
|
|
36. | «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.Образ автора в романе. | 1 | Урок усвоения новых знаний. Урок контроля знаний умений навыков. | . Автор как идейно – композиционный и лирический центр романа. Пушкинская эпоха в романе. Реализм и энциклопедизм романа. Оценка художественных открытий Пушкина в статьях В.Г. Белинского | Знать лирические отступления, тематику лирических отступлений. Уметь различать образ автора как героя произведения и автора как создателя романа. Знать лирические отступления, тематику лирических отступлений. Уметь сравнивать идеи, размышления автора в лирических отступлениях с основными проблемами его философской лирики. | Стр. 236 – 237 читать. Подготовить задания по группам. |
|
|
37. | Пушкинский роман в зеркале критики. | 1 | Урок формирования и совершенст-я знаний. | Пушкинский роман в зеркале критики. В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский. Философская критика начала 20 века. Опера П.И.Чайковского. | Знать текст художественного произведения.Уметь развёрнуто обосновывать суждения на основе критической статьи В. Г. Белинского и др., определять собственное отношение к героям. | Подготовить материал к сочинению. |
|
|
38. | Р. р. Сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | Урок развития речи. | Обсуждение тем сочинения, составление плана, отбор материала. | Знать текст романа, художественные особенности, типы вступлений и основные приёмы их создания. Уметь строить сочинение на выбранную тему, писать вступление, используя цепочки, уместно использовать цитаты. | Написать сочинение. |
|
|
39. | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.Основные мотивы лирики: пафос вольности, чувство одиночества, жажда гармонии в стихотворениях «Парус», «Нет, я не Байрон, я другой», «Я жить хочу! Хочу печали», «И скучно и грустно» | Знать основные факты биографии Лермонтова, основные мотивы его лирики.Уметь выразительно читать стихотворения, строить высказывания, давать историко-культурный и биографический комментарий. | наизусть «Молитва», «И скучно и грустно …» (по выбору). |
|
|
40. | Образ поэта – пророка в лирике М. Ю. Лермонтова. | 1 | Урок усвоения новых знаний. Практикум. | Образ поэта – пророка в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу», «Есть речи – значенье» | Уметь выразительно читать стихотворения, строить высказывания, давать историко-культурный и биографический комментарий Знать основные тропы.Уметь находить их в тексте. | наизусть «Пророк» . |
|
|
41. | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. | 1 | Урок усвоения новых знаний. Практикум. | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним.Тема любви в лирике Лермонтова. Стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы, но твой портрет», «Нищий», «Молитва» (Я, матерь Божия…) | Уметь анализировать текст на лексическом уровне (поэтизмы, архаизмы, славянизмы). Уметь выделять смысловые части текста. | выразительное чтение стихотворения и его анализ. |
|
|
42. | Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Поэт и его поколение. Раздумья Лермонтова о поколении в стихотворениях «Дума», «Предсказание». Раздумья Лермонтова о судьбе России в стихотворении «Родина | Знать художественное своеобразие стихотворений. Уметь выделять смысловые части текста. | наизусть «Родина». |
|
|
43. | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе | 1 | Урок усвоения новых знаний. | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе. | Знать теоретические понятия: роман, психологический роман. Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции. | Читать роман («Бэла», «Максим Максимович») |
|
|
44. | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». | 1 | Урок формирования и совершенст-я знаний. | Загадки образа Печорина в повести «Бэла». Противоречивая сущность любви героя. Традиции и обычаи народов Кавказа. Развитие образа Печорина в повести «Максим максимович». Психологический портрет главного героя как способ раскрытия «внутреннего человека» | Знать текст произведения. Уметь различать повествователя и автора. | Рассказ о злоключениях Печорина в Тамани. |
|
|
45. | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Углубление образа главного героя романа в повести «Тамань». Печорин и «ундина». Эмоциональная насыщенность, живописность повести | Знать понятие «двойник», содержание повести.Уметь составлять характеристику героя на основе текста по плану, аргументировать выводы, приводя цитаты из текста. | задания по карточкам. |
|
|
46. | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | 1 | Урок формирования и совершенст-я знаний. | Углубление образа главного героя романа в повести «Княжна Мери», «Фаталист» | Знать понятие «двойник», содержание повести. Уметь составлять характеристику героя на основе текста по плану, аргументировать выводы, приводя цитаты из текста, определять границы эпизодов. | Закладки к образам Грушницкого, Вернера |
|
|
47. | Печорин в системе мужских образов романа. | 1 | Практикум | Дружба в жизни Печорина.Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Анализ эпизода «Дуэль» | Знать текст романа, психологические особенности образа Печорина.Уметь развёрнуто обосновывать суждения, делать выводы и обобщения. | Закладки к образам Мери, Веры |
|
|
48. | Печорин в системе женских образов романа. | 1 | Практикум. | Любовь в жизни Печорина.Печорин и Мери. Печорин и Вера. Анализ эпизода «Погоня» | Знать текст произведения. психологические особенности образа Печорина.Уметь развёрнуто обосновывать суждения, делать выводы и обобщения. | Стр.295-298 |
|
|
49. | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Р. р. подготовка к сочинению по творчеству М. Ю. Лермонтова | 1 | Урок развития речи. | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М. Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского. Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала. | Знать художественное своеобразие романа. Уметь находить черты романтизма и реализма. Уметь строить сочинение на выбранную тему, писать вступление, уместно использовать цитаты. | Доработать сочинение |
|
|
50. | Контрольная работапо творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова | 1 | Урок контроля ЗУН
| Творчество А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Тестирование, развернутые ответына проблемные вопросы | Знать:содержание и героев произведенийА.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Понимать:роль из-выразсредств в произведениях; отношение авторов к изображаемому.Уметь:анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи;писать небольшие сочин-рассуждения |
|
|
|
51. | Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. «Мёртвые души. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества.первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Гоголя. «Мёртвые души» - обзор содержания. Замысел, история создания,особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. | Знать основные факты жизненного и творческого пути. Уметь сопоставлять портреты писателя и развёрнуто обосновывать суждения. | Читать «Мертвые души», главы 1-6 |
|
|
52- 53. | Система образов поэмы «Мёртвые души». | 2 | Урок формирования и совершенст-я знаний. | Система образов поэмы «Мёртвые души». Система образов помещиков. Авторская концепция омертвления души. Образы Манилова и Коробочки Чичиков у Собакевича и Ноздрёва. Приёмы создания образов помещиков Эволюция Плюшкина в замысле поэмы Обучение анализу эпизода. | Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие. Уметь оценивать идейно-худ искания писателя, выявлять особенности авторского стиля.Знать текст поэмы. Уметь составлять хар-ку литер-го персонажа. | Подготовиться к семинарскому занятию. Чтение глав 1, 7, 8, 9, 10. |
|
|
54. | Образ города в поэме «Мёртвые души». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Образ города в поэме «Мёртвые души».Мёртвые и живые души: городские чиновники | Знать текст поэмы. Уметь пересказывать текст, давать обобщающую характеристику чиновникам, выявлять особенности авторского стиля. | Подготовиться к диспуту по главе 11. |
|
|
55. | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова в замысле поэмы | Знать текст поэмы, путь Чичикова – нового героя эпохи. Уметь создавать характеристику героя, выявлять типичные черты характера героя. | Чтение лирического отступления. |
|
|
56. | «Мёртвые души» - поэма о величии России. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | «Мёртвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Лирические отступления. Эволюция образа автора. Соединение комического и лир-го начал в поэме. Поэма в оценках В. Г. Белинского. | Знать причины незавершенности поэмы, темы лирических отступлений. Критическую оценку поэмы В.Г.Белинским. Уметь определять темы лирических отступлений, анализировать их текст. | Наизустьотрывок |
|
|
57. | Р. р. Подготовка к сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». | 1 | Урок развития речи. | Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала. | Уметь строить сочинение на выбранную тему, писать вступление, уместно использовать цитаты. | Написать сочинение. |
|
|
58. | А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок | 1 | Урок усвоения новых знаний. | А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | Знать основные факты жизненного и творческого пути драматурга, текст пьесы.Уметь выразительно читать диалоги, понимать условный язык драмы. | Стр. 394 – 395 читать; |
|
|
59. | Комедия «Бедность не порок». Любовь в патриархальном мире. | 1 | Урок форм-я и совер-я знаний. | Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии | Знать текст пьесы. Уметь выразительно читать, характеризовать персонажей драматического произведения. | Написать соч –мини «Мне поручена роль…». |
|
|
60. | Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. Повесть «Белые ночи». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. | Знать основные факты жизни Достоевского, текст произведения. Уметь анализировать произведение с учётом творческой манеры автора. | Читать повесть |
|
|
61. | История Настеньки в повести «Белые ночи». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести. | Знать текст повести. Уметь анализировать произведение с учётом творческой манеры автора. | Читать главы повести «Юность |
|
|
62. | В. Ч.Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиограф-кой трилогии «Юность», анализ отдельных глав. Формирование личности героя, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками. Особенности поэтики Толстого в повести: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. | Знать основные этапы жизни и творчества Толстого, особенности его творческого метода. Уметь видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие произведения. | Рассказ о жизни и творчествеА.П.Чехова. читать «Смерть чиновника |
|
|
63. | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора. | Знать особенности художественной манеры писателя. Уметь анализировать произведение с учётом творческой манеры автора и жанровой специфики. | Прочитать рассказ «Тоска». |
|
|
64. | А. П. Чехов. «Тоска». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. | Знать особенности художественной манеры писателя. Уметь анализировать произведение с учётом творческой манеры автора и жанровой специфики. | Подготовка к сочинению |
|
|
65. | Р. р. Сочинение потворчеству А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. | 1 | Урок развития речи. | Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала. «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?» | Уметь составлять план сочинения, формулировать вступительную и заключительную части. | Написать сочинение. |
|
|
66-67. | В. Ч.Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. | 2 | Урок усвоения новых знаний. | Стихи Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений. | Знать тексты стихотворений. Уметь анализировать стихотворения. | наизусть ( по выбору). |
|
|
Из русской литературы 20 века (9 ч. + 1р/р) |
|
|
|
| ||||
68. | Русская литература 20 века. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений, составление конспекта | Знать основные исторические события, разнообразие жанров как отличительную черту русской литературы 20 века. Уметь конспектировать основные положения лекции учителя. | Читать «Темные аллеи». |
|
|
69. | И. А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | И. А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. | Знать основные факты биографии писателя, текст художественного произведения. Уметь анализировать произведение с учётом художественного метода. | Выразительное чтение отрывка |
|
|
70. | Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». | 1 | Урок формиря и совершя знаний. | Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования. Из-выраз средства (гиперболы, эпитеты,сравнения, метафоры, олицетв-я), их роль в создании образов. Комментир чтение. Словарная работа | Знать текст художественного произведения. Уметь пересказывать, выразительно читать. | Читать «Собачье сердце» |
|
|
71. | М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» | 1 | Урок усвоения новых знаний. | М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как соц – философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров. | Знать основные факты биографии писателя, названия произведений, текст повести, теорию литературы: сатира, её виды и средства Уметь анализировать произведение с учётом художественного метода. | Найти сатирические сцены в повести Булгакова.. |
|
|
72. | Поэтика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». | 1 | Урок формирования и соверя знаний. | Поэтика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести. | Знать текст произведения, идейное значение эпизодов. Уметь пересказывать с элементами анализа фрагменты повести. | Читать «Судьба человека» |
|
|
73. | М. А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | М. А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. | Знать реализм в художественной литературе, реалистическую типизацию. Уметь анализировать произведение с учётом художественного метода, выявлять авторскую позицию. | Образ Андрея Соколова. |
|
|
74. | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». | 1 | Урок формирования и совя знаний. | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. | Знать реализм в художественной литературе, реалистическую типизацию.Уметь находить границы эпизода, анализировать произведение с учётом художественного метода, выявлять авторскую позицию. | Читать «Матренин двор» |
|
|
75. | А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор» | 1 | Урок усвоения новых знаний. | А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор» Картина послевоенной деревни. Образ рассказчика. | Знать определение понятия «притча», текст произведения, основные события жизни писателя. Уметь анализировать произведение с учётом художественного метода, выявлять авторскую позицию. | Рассказ о жизни Матрены. |
|
|
76. | Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор».. | 1 | Урок формирования и сов-я знаний. | Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа – притчи. | Знать текст произведения. Уметь пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, выявлять авторскую позицию. | Стр. 280 – 281 вопросы. |
|
|
77. | РР Сочинение по русской прозе 20 века | 1 | Урок развития речи. | Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала. «Знакомство с удивительным героем» | Уметь составлять план сочинения, формулировать вступительную и заключительную части. | Написать сочинение. |
|
|
Из русской поэзии 20 века (15 ч.) |
|
|
| |||||
78. | Русская поэзия Серебряного века. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Русская поэзия Серебряного века. Направления. Имена. Своеобразие взглядов на мир и задачи искусства. | Знать основные имена поэзии СВ. Уметь выразительно читать стихотворения и анализировать их по вопросам и заданиям. | Лекция. |
|
|
79. | А. А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалёка…», «О, весна без конца и без края…», «О, я хочу безумно жить…». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Своеобразие стихотворного ритма. Яркая звукопись, игра слов. Развитие понятия о лирическомгерое. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций. Образы и ритмы Блока.Из-выраз средства (гиперболы, звукопись), их роль в стих-и | Знать тексты произведений. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя стилистические приёмы. | наизусть (по выбору). |
|
|
80. | С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. особенности творческого метода «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «край ты мой заброшенный» | Знать основные факты жизни, особенности творческого метода. Уметь пересказывать, выразительно читать наизусть. | наизусть стихотворение (по выбору). |
|
|
81. | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина.»Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина.Из-выраз средства (эпитеты, звукопись), их роль в стих-и | Знать ключевые моменты творческой биографии, основные мотивы его творчества. Уметь анализировать цветовую лексику в канве стихотворения. | выразительное чтение и анализ стихотворения. |
|
|
82-
83. | В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). | 2 | Урок усвоения новых знаний. | В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок).новатарство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворч-во. Маяковский о труде | Знать основные факты из жизни поэта, особенности его художественного метода. Уметь выразительно читать стихотворения и анализировать их. | наизусть |
|
|
84. | М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой. | Знать основные мотивы лирики М.И.Цветаевой. Уметь анализировать и выразительно читать стихотворения. | наизусть стихотворение (по выбору). |
|
|
85. | Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новат-во в творческих поисках поэта. | Знать основные мотивы лирики М.И.Цветаевой. Уметь анализировать и выразительно читать стихотворения. | выразительное чтение стих-я. |
|
|
86. | Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого. | Знать основные факты жизни Н. Заболоцкого, особенности его творческого метода. Уметь пересказывать, выразительно читать наизусть. | наизусть стихотворение (по выбору). |
|
|
87.
88. | А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии.
| 2 | Урок усвоения новых знаний.
| А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «АNNО DOMINI», «Тростник», «Пушкин», «Подорожник», «Ветер войны». Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений. | Знать основные факты жизни Ахматовой, особенности творческого метода. Уметь пересказывать, выразительно читать наизусть, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
| наизусть стихотворение (по выбору). Стр. 146 – 147 вопросы и задания. |
|
|
89. | Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. Философская глубина лирики Пастернака. «Красавица моя, вся стать», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти д». философская глубина лирики Пастернака. | Знать основные факты жизни Пастернака, особенности творческого метода. Уметь выразительно читать наизусть, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | выразительное чтение. |
|
|
90.
91. | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». | 2 | Урок усвоения новых знаний. | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки». . «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. | Знать основные факты жизни Твардовского, особенности творческого метода. Понимать идейный смысл стихотворения «Я убит подо Ржевом».Уметь пересказывать, выразительно читать наизусть, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | Стр. 208 – 221.
Выучить наизусть отрывок
|
|
|
92. | Зачётное занятие по русской лирике 20 века. | 1 | Урок контроля | Тестирование, развернутые ответына проблемные вопросы по русской лирике 20 века. | Знать художественные особенности стихотворения.Уметь письменно анализировать стихотворения. | Стр. 282 – 286. |
|
|
Песни и романсы на стихи поэтов 19 – 20 веков (2 ч.) |
|
|
|
| ||||
93. 94. | В. Ч.Песни и романсы на стихи русских поэтов 19 – 20 веков.
| 2 | Урок внеклассного чтения
| Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. А.С.Пушкин. «Певец». М.Ю.Лермонтов. «Отчего». В.Соллогуб. «Серенада». Н.Некрасов. «Тройка». Е.А.Баратынский. «Разуверение».Ф.И.Тютчев.»К.Б.» и т.д. | Знать тексты песен на стихи русских поэтов 19-20 веков. Уметь выразительно читать стихотворения.
| Стр. 286 – 290 читать выразительно. Наизусть (по выбору). |
|
|
Из зарубежной литература (6 ч.) |
|
|
| |||||
95. | В. Ч.Античная лирика. Катулл. Слово о поэте.. Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник» | 1 | Урок внеклассного чтения. | Слово о поэте.Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…» Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).Чувства и разум в любовной лирике поэта.Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник». Традиции оды Горация в русской поэзии. | Знать особенности взгляда римлян на человека, сложность эпохи и реакцию поэта на время. Уметь выразительно читать стихотворение, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения. | Читать «Божественную комедию» |
|
|
96. | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия»(фрагменты). | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Множественность смыслов поэмы и её универсально – философский характер | Знать содержание 1-3 песен «Ада». Уметь выразительно читать текст песни, определять аллегорический, моральный, мистический смысл. | Читать «Гамлет». |
|
|
97.
98. | У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». В. Ч.Трагизм любви Гамлета и Офелии. | 2 | Урок усвоения новых знаний. Урок внеклассного чтения | У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальныи миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой лит-ры.. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | Знать основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Уметь выразительно читать драматическое произведение, сравнивать произведения разных эпох.
| Сообщение «Образ Гамлета»
Читать «Фауст».
|
|
|
99. | И. – В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.). | 1 | Урок усвоения новых знаний. | И. – В. Гёте. Слово о поэте. Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля.поиски справедливости и смысла человеческой жизни. | Знать основные факты из жизни Гёте, творческую историю трагедии, содержание фрагментов. Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, давать характеристику персонажу драмы. | Стр. 346 вопрос 4. Образы Вагнера, Гретхен. |
|
|
100. | В. Ч.Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы. | Знать содержание трагедии. Уметь выразительно читать, анализировать художественный текст. | Стр. 348 – 349 подготовиться к итоговому тесту. |
|
|
Итоговые уроки (2 ч.) |
|
|
|
| ||||
101. | Тест.Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | Повторительно – обобщающий урок. | Тестирование, развернутые ответына проблемные вопросы по литературе 9 класса | Знать: как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического чувств; Уметь: обобщать прочитанное и изученное. |
|
|
|
102. | Итоги года и задания для летнего чтения. | 1 |
|
|
|
|
|
|
103-105 | Резерв. | 3 |
|
|
|
|
|
|
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков вк