рабочая программа по литературе в 5 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе предназначена для обучения учащихся 5 класса общеобразовательных школ. Всего в год 105 часов, в неделю 3 часа.
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Данная программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2012 г). Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. В основу курса школьной литературы положены принципы связи с жизнью, единства формы и содержания, а также историзма, традиций новаторства. Задачей курса является осмысление историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
Срок реализации программы – 5 лет.
СТРУКТУРНЫЕ ОТЛИЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ | Раздел | Количество часов | ||
общеобразовательная программа | дополнительные часы | рабочая программа | ||
1. | Введение | 1 | 1 | |
2. | Устное народное творчество | 6 | 4 | 10 |
3. | Из древнерусской литературы | 1 | 1 | 2 |
3. | Из литературы XVIII века | 1 | 1 | 2 |
4. | Из литературы XIX века | 29 | 15 | 44 |
5. | Из литературы XX века | 21 | 8 | 29 |
6. | Из зарубежной литературы | 9 | 3 | 12 |
7. | Итоги | 5 | 5 | |
Итого: | 68 | 37 | 105 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 ч.)
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (6 ч.)
Фольклор — коллективное устное народное творчество (1 ч.)
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки (5 ч.)
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка».Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»— народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из древнерусской литературы (1 ч.)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)
«Повесть временных лет»как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
Из литературыXVIIIвека (1 ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. (1 ч.)
Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» —научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
Из литературыXIXвека (29 ч.)
Русские басни (1 ч.)
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)
Иван Андреевич Крылов (3 ч.)Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом»(на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне»— отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский (2 ч.)Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна».Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок».Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин (6 ч.)Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне»— поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый...».Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»—ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Русская литературная сказка (2 ч.)
Антоний Погорельский (1 ч.) «Черная курица, или Подземные жители».Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Всеволод Михайлович Гаршин (1 ч.) «AttaleaPrin-ceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов (2 ч.)Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино»— отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь (2 ч.)Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место»— повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов (2ч.)Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
«На Волге».Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях...»(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети».Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев (4 ч.)Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму»— повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).
Афанасий Афанасьевич Фет ( 1 ч.)Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь»— радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой ( 2 ч.)Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник».Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов (1 ч.)Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия»— осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
ПоэтыXIXвека о Родине и родной природе (2 ч.)
Ф. И. Тютчев.«Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»;А. Н. Плещеев.«Весна»(отрывок); И. С. Никитин.«Утро», «Зимняя ночь в деревне»(отрывок); А. Н. Майков.«Ласточки»; И. 3. Суриков.«Зима»(отрывок); А. В. Кольцов.«В степи».Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературыXXвека (21 ч.)
Иван Алексеевич Бунин (1 ч.).Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы».Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко (3 ч.).Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе».Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин (1 ч.).Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...»и «Низкий дом с голубыми ставнями...»— поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов (1 ч.).Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка».Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский (3 ч.).Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы».Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак (2 ч.).Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев»— пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов (1 ч.).Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита».Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев (2 ч.).Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро».Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...» (2 ч.)
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов (1 ч.) «Майор привез мальчишку на лафете...»;
А. Т. Твардовский (1 ч.) «Рассказ танкиста».
Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе (2 ч.)
И.Бунин.«Помню—долгий зимний вечер...»;А. Прокофьев.«Аленушка»;Д. Кедрин.«Аленушка»;Н. Рубцов.«Родная деревня»,Дон-Аминадо.«Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются (1 ч.)
Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теори я литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы (9 ч.)
Роберт Льюис Стивенсон (1 ч.)Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед».Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо (1 ч.)Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо».Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен (3 ч.)Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева».Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Жорж Санд (1 ч.) «О чем говорят цветы».Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен (1 ч.)Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера».Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон (2 ч.)Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише»— сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
СПИСКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
На протяжении каждого учебного года должно быть выучено примерно 10—12 стихотворений или отрывков из прозаических произведений. Выбор их осуществляется учениками.
Пословицы, поговорки.
В.А.Жуковский. Спящая царевна (отрывок).
И. А. Крылов. Басни (по выбору).
А. С. Пушкин. «У лукоморья...». Няне.
Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...». Крестьянские дети (отрывок из стихотворения «Однажды в студеную, зимнюю пору...»).
А. А. Ф е т. Весенний дождь.
М.Ю.Лермонтов. Бородино.
С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом...». «Низкий дом с голубыми ставнями...» (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворения по выбору учащихся (А. Т. Тв а р д о в с к и й, К. М. С и м онов и др.). Из раздела «О Родине и родной природе» (1 — 2 стихотворения).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Предметные:
понимание ключевых проблем изученных произведений;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация изученных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.
Личностные:
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
умение создавать , применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Личностные:
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Дата | |
План | Коррек. | ||
Введение (1 час) | |||
1. | Книга и её роль в духовной жизни человека и общества | ||
Устное народное творчество (10часов) | |||
2-3 | Русский фольклор. Малые жанры. Детский фольклор | ||
4 | Сказка как особый жанр фольклора. «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой | ||
5-6 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». | ||
7-8 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. | ||
9-10 | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка. «Солдатская шинель» | ||
11 | Р\Р Обучение домашнему сочинению. | ||
Из древнерусской литературы (2 часа) | |||
12-13 | Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» | ||
Из русской литературы 18 века (2 часа) | |||
14-15 | М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру». | ||
Из русской литературы 19 века (44 часа) | |||
16 | В/Ч Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, баснописцы XVIIIвека | ||
17 | И.А. Крылов. Слово о писателе. Басня «Волк и Ягненок» | ||
18 | И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» | ||
19-20 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. | ||
21-22 | В.А. Жуковский . слово о поэте. В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | ||
23 | В.А. Жуковский «Кубок» | ||
24 | А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» | ||
25 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок | ||
26 | Контрольная работа (тест) за 1 четверть | ||
27-28 | А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Борьба добрых и злых сил. | ||
29-30 | Р/Р Сходство и различие литературной и народной сказки. | ||
31. | В/Ч Мои любимые сказки А.С.Пушкина. | ||
32-33 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения | ||
34 | В/Ч Ершов «Конёк-Горбунок» | ||
35 | В.М. Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps» | ||
36 37 | М.Ю Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино» Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». | ||
38 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место» | ||
39 | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место» | ||
40 | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге»Раздумья поэта о судьбе народа | ||
41-42 | В/Ч Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…», «Крестьянские дети» | ||
43-44 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» | ||
45-46 | Нравственный облик Герасима. Осуждение крепостничества. | ||
47 | Р/Р Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Подготовка к домашнему сочинению. | ||
48 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева (тестирование | ||
49 | А.А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. | ||
50 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | ||
51-52 | Урок развития речи Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев. | ||
53-54 | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. | ||
55 | В/Ч рассказы Антоши Чехонте | ||
56-57 | Урок-концерт. Практикум. Русские поэты XIXвека о Родине и родной природе. Лирика Ф.И. Тютчева | ||
58 | Урок-концерт. Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова. | ||
59 | Р/Р обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии 19 века) | ||
Из русской литературы 20 века (29 часов) | |||
60 | В/Ч И.А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». | ||
61 | В.г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | ||
62-63 | Жизнь семьи Тыбурция. Портрет как средство изображения героев. | ||
64-65 | Р/РИзображение города и его героев в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | ||
66 | С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «низкий дом с голубыми ставнями». | ||
67- 68 | П.П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Образ хозяйки Медной горы в сказе П.П. Бажова. | ||
69 | К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб» | ||
70 | Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб» | ||
71 | В/Ч К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении. | ||
72-73 | С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» | ||
74-75 | Р/Р Художественные особенности пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». | ||
76-77 | А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика | ||
78 | Контрольная работа (тест) | ||
79 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. | ||
80 | Открытие Васюткой нового озера. | ||
81 | Р/РКлассное сочинение: «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение? (по произведениям К.Г. Паустовского, А.П. Платонова, В.П. Астафьева)». | ||
82 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А. Бунин, Дон-Аминадо. | ||
83 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе: А.А. прокофьев, Н.М. Рубцов. | ||
84 | Р/Р Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения | ||
85-86 | Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «кавказский пленник», «Игорь – робинзон». | ||
87 | К.М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете»… Война и дети. | ||
88 | А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. | ||
Из зарубежной литературы (12 часов) | |||
89 | Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». | ||
90-91 | В/Ч Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. | ||
92 | Х.К. Андерсен. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. | ||
93 | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. | ||
94-95 | Р/РНаши любимые сказки Х.К. Андерсена. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К.Андерсена. | ||
96 | В/Ч Ж. Санд. «О чём говорят цветы» | ||
97-98 | В/Ч М. твен. Слово о писателе. «приключения тома Сойера» | ||
99-100 | В/Ч Дж. Лондон. «Сказание о Кише» | ||
Итоги (5 часов) | |||
101-102 | Р/Р Итоговый урок – праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса» | ||
103 | Итоговый тест | ||
104-105 | Литература на лето. Рекомендации. |