Меню

рабочая программа по литературе в 5 классе


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа  по литературе предназначена для обучения учащихся 5 класса общеобразовательных школ. Всего в год  105 часов, в неделю 3 часа.

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Данная программа ориентирована на содержание авторской  программы и на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2012 г). Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами  и эстетическими потребностями имеет художественная литература. В основу курса школьной литературы положены принципы связи с жизнью, единства формы и содержания, а также историзма, традиций новаторства. Задачей курса  является осмысление историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.

Срок реализации программы – 5 лет.

СТРУКТУРНЫЕ ОТЛИЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Раздел

Количество часов

общеобразовательная программа

дополнительные часы

рабочая программа

1.
Введение

1


1

2.
Устное народное творчество

6

4

10

3.
Из древнерусской литературы

1

1

2

3.
Из литературы XVIII века

1

1

2

4.
Из литературы XIX века

29

15

44

5.
Из литературы XX века

21

8

29

6.
Из зарубежной литературы

9

3

12

7.
Итоги

5

5

Итого:

68

37

105

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1 ч.)

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения друго­му. Структурные элементы книги (обложка, титул, фор­зац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, ху­дожник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество (6 ч.)

Фольклор — коллективное устное народное творче­ство (1 ч.)

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполните­ли фольклорных произведений. Коллективное и индиви­дуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колы­бельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народ­ное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки (5 ч.)

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистиче­ские). Нравоучительный и философский характер ска­зок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка».Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Вели­чественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неисся­каемой любви сердце, спокойная готовность жертво­вать собою ради торжества своей мечты — вот духов­ные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Ба­бы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказ­ке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика вол­шебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».Волшеб­ная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — кресть­янский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказ­ки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»— на­родные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (за­крепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипер­бола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представ­ления). Сравнение.

Из древнерусской литературы (1 ч.)

Начало письменности у восточных славян и возник­новение древнерусской литературы. Культурные и лите­ратурные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)

«Повесть временных лет»как литературный памят­ник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».Отзвуки фольклора в летописи. Герои ста­ринных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на род­ной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные пред­ставления).

Из литературыXVIIIвека (1 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. (1 ч.)

Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало лите­ратурной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, ху­дожник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» —научные истины в поэтической форме. Юмор стихотво­рения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные пред­ставления).

Из литературыXIXвека (29 ч.)

Русские басни (1 ч.)

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов (3 ч.)Краткий рассказ о басно­писце (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом»(на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне»— отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразитель­ное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсцени­рование).

Теория литературы. Басня (развитие представ­лений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский (2 ч.)Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказоч­ник).

«Спящая царевна».Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литератур­ной сказки, особенности сюжета.

«Кубок».Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные пред­ставления).

Александр Сергеевич Пушкин (6 ч.)Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне»— поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...».Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюже­тов, образов и событий народных сказок, мотивы и сю­жеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях»ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противо­стояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пуш­кинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка (2 ч.)

Антоний Погорельский (1 ч.) «Черная курица, или Под­земные жители».Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучи­тельное содержание и причудливый сюжет произведе­ния.                                          Всеволод Михайлович Гаршин (1 ч.) «AttaleaPrin-ceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (на­чальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сю­жеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов (2 ч.)Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, ин­терес к истории России).

«Бородино»— отклик на 25-летнюю годовщину Бо­родинского сражения (1837). Историческая основа сти­хотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лер­монтова в создании батальных сцен. Сочетание разго­ворных интонаций с патриотическим пафосом стихотво­рения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпи­тет (развитие представлений), метафора, звукопись, ал­литерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь (2 ч.)Краткий рассказ о пи­сателе (детство, годы учения, начало литературной дея­тельности).

«Заколдованное место»— повесть из книги «Вече­ра на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жиз­ни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастиче­ского.

Теория литературы. Фантастика (развитие пред­ставлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов (2ч.)Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге».Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, луч­шую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...»(отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети».Картины воль­ной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие пред­ставлений).

Иван Сергеевич Тургенев (4 ч.)Краткий рассказ о писа­теле (детство и начало литературной деятельности).

«Муму»— повествование о жизни в эпоху крепост­ного права. Духовные и нравственные качества Гера­сима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (началь­ные представления). Литературный герой (начальные представления).

Афанасий Афанасьевич Фет ( 1 ч.)Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Весенний дождь»— радостная, яр­кая, полная движения картина весенней природы. Крас­ки, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой ( 2 ч.)Краткий рассказ о писа­теле (детство, начало литературной деятельности).

«Кавказский пленник».Бессмысленность и жесто­кость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие по­нятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов (1 ч.)Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Хирургия»— осмеяние глупости и невежества ге­роев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представ­лений).

ПоэтыXIXвека о Родине и родной природе (2 ч.)

Ф. И. Тютчев.«Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначаль­ной...»;А. Н. Плещеев.«Весна»(отрывок); И. С. Ни­китин.«Утро», «Зимняя ночь в деревне»(отрывок); А. Н. Майков.«Ласточки»;                    И. 3. Суриков.«Зима»(от­рывок); А. В. Кольцов.«В степи».Выразительное чте­ние наизусть стихотворений (по выбору учителя и уча­щихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настро­ения.

Из литературыXXвека (21 ч.)

Иван Алексеевич Бунин  (1 ч.).Краткий рассказ о писате­ле (детство и начало литературной деятельности).

«Косцы».Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бес­крайними просторами Русской земли, душевным скла­дом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко (3 ч.).Краткий рас­сказ о писателе (детство и начало литературной деятель­ности).

«В дурном обществе».Жизнь детей из благополуч­ной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и со­страдание героев повести. Образ серого, сонного горо­да. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления ге­роев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопони­мание — основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие пред­ставлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин (1 ч.).Краткий рассказ о поэте. Стихотворения             «Я покинул родимый дом...»и «Низкий дом с голубыми ставнями...»— поэтиче­ское изображение родной природы. Образы малой ро­дины, родных людей как изначальный исток образа Ро­дины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов (1 ч.).Краткий рассказ о писате­ле (детство и начало литературной деятельности).

«Медной горы Хозяйка».Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и та­лант главного героя. Стремление к совершенному мас­терству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интона­ции сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и раз­личное).

Константин Георгиевич Паустовский (3 ч.).Краткий рас­сказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы».Добро­та и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак (2 ч.).Краткий рассказ о пи­сателе. Сказки С. Я. Маршака.

«Двенадцать месяцев»— пьеса-сказка. Положи­тельные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художест­венные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов (1 ч.).Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Никита».Быль и фантастика. Главный герой расска­за, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптими­стическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литератур­ном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев (2 ч.).Краткий рассказ о пи­сателе (детство, начало литературной деятельности).

«Васюткино озеро».Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испы­тания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность лите­ратурного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле...» (2 ч.)

Стихотворные произведения о войне. Патриотиче­ские подвиги в годы Великой Отечественной войны.

К. М. Симонов (1 ч.) «Майор привез мальчишку на ла­фете...»;

А. Т. Твардовский (1 ч.) «Рассказ танкиста».

Война и дети — обостренно трагическая и героиче­ская тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе (2 ч.)

И.Бунин.«Помнюдолгий зимний вечер...»;А. Прокофьев.«Аленушка»;Д. Кедрин.«Аленушка»;Н. Рубцов.«Родная деревня»,Дон-Аминадо.«Города и годы».

Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприя­тия окружающего мира и осмысление собственного ми­роощущения, настроения. Конкретные пейзажные зари­совки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических сти­хотворениях.

Писатели улыбаются (1 ч.)

Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Ро­бинзон».Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теори я литературы. Юмор (развитие понятия).

Из зарубежной литературы (9 ч.)

Роберт Льюис Стивенсон (1 ч.)Краткий рассказ о пи­сателе.

«Вересковый мед».Подвиг героя во имя сохране­ния традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

Даниель Дефо (1 ч.)Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо».Жизнь и необычайные приклю­чения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, муже­ство, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен (3 ч.)Краткий рассказ о писа­теле.

«Снежная королева».Символический смысл фанта­стических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Гер­да — противопоставление красоты внутренней и внеш­ней. Победа добра, любви и дружбы.

Жорж Санд (1 ч.) «О чем говорят цветы».Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен (1 ч.)Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера».Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчи­вость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отноше­ниях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих си­туаций.

Изобретательность в играх — умение сделать окру­жающий мир интересным.

Джек Лондон (2 ч.)Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише»— сказание о взрослении под­ростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о стар­ших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собст­венного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

 СПИСКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

На  протяжении каждого учебного года должно быть выуче­но примерно 10—12 стихотворений или отрывков из прозаи­ческих произведений. Выбор их осуществляется учениками.

Пословицы, поговорки.

В.А.Жуковский. Спящая царевна (отрывок).

И. А. Крылов. Басни (по выбору).

А. С. Пушкин. «У лукоморья...». Няне.

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...». Крестьянские дети (отрывок из стихотворения «Однажды в студеную, зимнюю пору...»).

А. А. Ф е т. Весенний дождь.

М.Ю.Лермонтов. Бородино.

С. А. Есенин. «Я покинул родимый дом...». «Низкий дом с голубыми ставнями...» (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотворе­ния по выбору учащихся (А. Т. Тв а р д о в с к и й, К. М. С и м онов и др.). Из раздела «О Родине и родной природе» (1 — 2 стихотворения).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Предметные:

 понимание ключевых проблем изученных произведений;

 умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

 определение  в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли;

 формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

 собственная интерпретация изученных произведений;

 понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

 умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

 написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; 

 понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений. 

Личностные:

 воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа; 

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку; 

 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной и других видов деятельности;

 формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

Метапредметные:

 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

 умение создавать , применять  и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных  и познавательных задач;

 смысловое чтение;

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью;

 формирование  и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Личностные:

 воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа; 

 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку; 

 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной и других видов деятельности;

 формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

 осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока
Тема урока
Дата
План

Коррек.

Введение (1 час)
1.
Книга и её роль в духовной жизни человека и общества


Устное народное творчество (10часов)
2-3
Русский фольклор. Малые жанры. Детский фольклор


4
Сказка как особый жанр фольклора. «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой


5-6
Художественный мир сказки «Царевна-лягушка».


7-8
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.


9-10
Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка. «Солдатская шинель»


11
Р\Р Обучение домашнему сочинению.


Из древнерусской литературы (2 часа)
12-13
Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»


Из русской литературы 18 века (2 часа)
14-15
М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру».


Из русской литературы 19 века (44 часа)
16
В/Ч  Басня как литератур­ный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, баснописцы XVIIIвека


17
И.А. Крылов. Слово о писателе. Басня «Волк и Ягненок»


18
И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»


19-20
Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.


21-22
В.А. Жуковский . слово о поэте. В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»


23
В.А. Жуков­ский «Кубок»


24
А. С. Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне»


25
Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок


26
Контрольная работа (тест) за 1 четверть


27-28
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Борьба добрых и злых сил.


29-30
Р/Р Сходство и различие литературной и народной сказки.


31.
В/Ч Мои любимые сказки А.С.Пушкина.


32-33
Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения


34
В/Ч Ершов «Конёк-Горбунок»


35
В.М. Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps»


36
37
М.Ю Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино»
Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино».


38
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место»


39
Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место»


40
Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге»Раздумья поэта о судьбе народа


41-42
В/Ч   Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…», «Крестьянские дети»


43-44
 И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму»


45-46
Нравственный облик Герасима. Осуждение крепостничества.


47
Р/Р Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Подготовка к домашнему сочинению.


48
Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева (тестирование


49
А.А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении.


50
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.


51-52
Урок развития речи Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев.


53-54
 А. П. Чехов. Слово о писате­ле. «Хирургия» как юмористический рассказ.


55
В/Ч рассказы Антоши Чехонте


56-57
 Урок-концерт. Практикум. Русские поэты XIXвека о Родине и родной природе. Лирика Ф.И. Тютчева


58
Урок-концерт. Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова.


59
Р/Р обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии 19 века)


Из русской литературы 20 века (29 часов)
60
В/Ч И.А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы».


61
В.г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»


62-63
Жизнь семьи Тыбурция. Портрет как средство изображения героев.


64-65
Р/РИзображение города и его героев в повести
В.Г. Короленко «В дурном обществе»


66
С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины в стихотворениях  «Я покинул родимый дом…» и «низкий дом с голубыми ставнями».


67-
68
 П.П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.
Образ хозяйки Медной горы в сказе П.П. Бажова.


69
К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб»


70
Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»


71
В/Ч  К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении.


72-73
С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев»


74-75
Р/Р  Художественные особенности пьесы-сказки
С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».


76-77
А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика


78
Контрольная работа (тест)


79
В.П. Астафьев. Слово о пи­сателе. «Васюткино озеро». Сюжет рас­сказа, его герои.


80
Открытие Васюткой нового озера.


81
Р/РКлассное сочинение: «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение? (по произведениям К.Г. Паустовского, А.П. Платонова, В.П. Астафьева)».


82
Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А. Бунин, Дон-Аминадо.


83
Русские поэты XX века о Родине и родной природе: А.А. прокофьев, Н.М. Рубцов.


84
Р/Р Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения


85-86
Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «кавказский пленник», «Игорь – робинзон».


87
К.М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете»… Война и дети.


88
А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.


Из зарубежной литературы (12 часов)
89
Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд».


90-91
В/Ч Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.


92
Х.К. Андерсен.  «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке.


93
В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.


94-95
Р/РНаши любимые сказки Х.К. Андерсена. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К.Андерсена.


96
В/Ч  Ж. Санд. «О чём говорят цветы»


97-98
В/Ч М. твен. Слово о писателе. «приключения тома Сойера»


99-100
В/Ч Дж. Лондон. «Сказание о Кише»


Итоги (5 часов)
101-102
Р/Р Итоговый урок – праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса»


103
Итоговый тест


104-105
Литература на лето. Рекомендации.