Рабочая программа по литературе в 11 классе

Загрузка ...

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2006. Планирование в 10-11 классахьсоответствует Базисному учебному плану на базовом уровне обучения.

 Цель литературного образования – способствует духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.

Учащийся должен сформировать представления о художественной литературе, как искусстве слова, освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению литературных произведений, воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении, совершенствовать устную и письменную речь.

Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные знания, умения, конкретные навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.

В 11 классе формируется представление об историко-литературном процессе в20 веке. В его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох идет речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными материалами из области гуманистических наук. При этом учитывая, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».

Содержание курса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое дает представление о судьбах литературы и родной культуры.

Понимание особенностей общечеловеческого и конкретно-исторического подхода к произведению искусства расширяет кругозор читателя, обращение к «вечным темам» дает возможность усилить нравственно-эстетическое воздействие курса.

Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями , литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

                                                                         Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.

Программа предусматривает знакомство с зарубежной литературой. Изучение этих произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, ее вклад в мировую художественную культуру.

В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания.

Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим литературным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики, идейно-эстетических позиций авторов (Русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка).

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса.

Ученик должен знать:

Литература для учителя:

           1.Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. – М.: Рольф, 2001.

  1.  Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. – М.: Вако, 2002.

  2. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. 11 класс. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.

  3. Малюшкин А.Б. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 10-11 класс. Книга для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

  4. И.М. Скоркина «Литература» 11 класс. Поурочное планирование. Издательство «Учитель – АСАР», г. Волгоград, 2002 год.

Литература для учащихся:

1. Журавлев В.П., Коровин В.И.Русская литература:11класс: Учебник в 2 ч.. -М.: Просвещение, 2008.
 2. Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...:
11класс:Дидактические материалы по литературе. -М.: Просвещение, 2006.
 3. Литература:
11класс: Фонохрестоматия на СО-РОМ 1Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение, 2003.

4. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. – М.: ООО Кирилл и Мефодий, 2004.

 

 

 

 

                                                                         

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС

 

Разделы и темы

программы

Колчас

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Домашнее

задание

Дата

проведения

Коррек

тировка

Введение (1 час)

 

1.

Россия на рубеже веков.

Русская литература началаXXвека.

1

Лекция с элементами беседы

Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Характеристика литературного процесса начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направления философской мысли начала столетия.

Знать особенности развития лит-ного процесса началаXXвека, понятие модернизм, его содержание, традиции русской классической лит-ры ; исторические процессы в стране и мире конца 19 – начала 20 вв.

 

Сообщение по теме урока. Доклад «И.А.Бунин».

 

 

Литература начала XX века (33 часа)

2

И.А.Бунин.

Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина.

 

1

Лекция с элементами беседы

И.А.Бунин.

Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина. ее философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» и др.

 

Знатьбиографию писателя, основные мотивы лирики.

Уметьвыступать с устным сообщением, выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте

Наизусть, анализ стихотворения, читать «Господин из…»

 

 

3-4

Господин из Сан-Франциско».. Поэтика рассказа.

2

Практикум

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям

Уметьсоставлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали, выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры

Представление о счастье – доклад.

 

 

 

5-6

Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник».

2

Беседа

Тема любви в творчестве И. А. Бунина. рассказ «Чистый понедельник». Своеобразие лир-го повествования в прозе писателя

Уметьопределять стилистическую окрашенность повествования, анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения

Сообщение «Тема любви в рассказе…

 

 

7

Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы.

 

 

1

Практикум

«Антоновские яблоки», «Солнечный удар». Развитие традиций русской классической лит-ры в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнёзд». «Вечные» темы в рассказах Бунина. Своеобразие художественной манеры писателя.

Уметьопределять стилистическую окрашенность повествования, анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения

Читать на выбор «Олеся», «Поединок» Куприна.

 

 

8

И.Куприн

Жизнь и творчество. Повесть «Поединок». Повесть «Олеся».

 

1

ЛекцияБеседа.

Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни. Автобиографический и гуманистический характер повести. Изображение мира природы и человека в повести «Олеся».

Знать основные этапы жизни и творчества А.И.Куприна- «кулунчаковская татарская кровь» Куприна. Знать историю создания, сюжет повести, нравственные и социальные проблемы, поставленные автором, их решение, смысл названия повести, авторскую позицию в повести. Уметь обосновывать в устной и письменной форме своё отношение к произведению

Читать «Гранатовый браслет», образ Желткова

 

 

 

 

9-10

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Бунина и Куприна.

2

Урок развития речи

Тема любви в творчестве Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет». Куприн – мастер в изображении мира человеческих чувств.

Знать роль детали в рассказе. Раскрыть идею и художественные особенности повести.

Уметь формулировать главную мысль своего сочинения, составлять план, использовать цитаты;знать особенности изображения любви Буниным и Куприным .

Отобрать материал к соч-ю.

Доработать сочинение

 

 

 

11-12

М.Горький.

Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

 

 

2

ЛекцияПрактикум.

Основные вехи биографии и творчества Горького. Особенности романтизма Горького. Романтические бунтари М.Горького (рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш»).

Знатьбиографию писателя. Знать, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя

Уметьвыделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте. Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку.

Сообщение «Судьба М.Горького», читать пьесу.

 

 

13

На дне» как социально-философская драма.

1

ЛекцияБеседа.

На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Знать новаторство Горького. Уметь определять составляющие жанра и конфликта в пьесе;

Понимать актуальность конфликта сегодня, уметь находить правильное его решение.

Закладки «Лука», «Клещ», «Барон», «Актер», Сатин» .

 

 

14-15

Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы.

 

 

2

Практикум

Образ Луки и его жизненная позиция; значение образа Луки в пьесе. Позиции героев и авторская позиция. Основная проблематика произведения; идейно-художественная роль элементов сюжета, композиции, системы образов; роль и место героя в системе образов, авторская оценка.

Уметьпроследить развитие конфликта в драме, анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении, анализировать систему образов Уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Сообщение на тему «Три правды в пьесе «На дне». Подготовка к тесту.

 

 

16.

К.Р. Тест по творчеству М.Горького (или письменная работа).

 

 

1

Урок контроля

Тестирование, развернутые ответына проблемные вопросы

Уметьотбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст

Читать стих-я Брюсова, БальмонтА.Белого.

 

 

17.

Серебряный век русской поэзии.Русский символизм и его истоки.

 

1

Лекция

Литературные течения русской поэзии конца XIX- начала XX вв.

Основные положения символизма как литературного направления. Имена поэтов-символистов.

Знатьлитературные течения русской поэзии конца XIX- начала XX вв.

Знатьосновные положения символизма как литературного направления.

Доклад «Судьба Валерия Брюсова»

 

 

18

В.Я.Брюсов.

Слово о поэте. Лирика В.Я. Брюсова.

1

Лекция Беседа

Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений поэта.

 

 

Знать понятия символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия, их основоположников. Знать творческую судьбу наиболее ярких поэтов «серебряного века». Уметь анализировать стихотворения.

Понимать , как влияют исторические события на тематику в литературе.

Наизусть, анализ стих-й БальмонтаА.Белого

 

 

 

 

19.

Лирика поэтов-символистов. К.Д.Бальмонт, А.Белый

1

Урок ВЧ

Работа с учебником, запись осн.теор.понятий;

Чтение наизусть стихотворений, их анализ;

 

Знать понятия символизм,основоположников. Знать творческую судьбу поэтов. Уметь анализировать стихотворения.

Понимать, как влияют исторические события на тематику в литературе.

Письменный анализ стих-я (на выбор)

 

 

20.

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

 

1

Лекция

Основные положения акмеизма как литературного направления. Поэты.

 

Знать понятия акмеизм,основоположников. Знать творческую судьбу поэтов. Понимать, как влияют истор-е события на тем-ку в литер-ре.

Доклад «Судьба Гумилева»

 

 

21-22.

Н.С.Гумилев.

Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева.

 

2

Лекция Практикум

Трагическая судьба Н.С.Гумилёва. Стихотворения «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Мир образов Николая Гумилёва

Уметьвыступать с устным сообщением.

Уметьвыделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте

Выразительное чтение, анализ стих-й

 

 

23.

Футуризм как литературное направление. Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по поэзии Серебряного века.

1

ЛекцияБеседа Урок развития речи.

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина.

 

Знатьосновные положения футуризма как литературного направления.. Знать творческую судьбу наиболее ярких поэтов Уметь анализировать стихотворения.Понимать , как влияют исторические события на тематику в литературе.

Доработать сочинение

 

 

24.

А.А.Блок.

Жизнь и творчество.. «Стихи о Прекрасной Даме».

 

1

ЛекцияБеседа

Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме».

беседа, выразительное чтение стихов и их разбор,

беседа

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст стих-й; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя.

 о влиянии символизма на его тв-во. Уметь анализировать лирическое произведение;Знать особенности использования в стихотворении различных выразительных средств.

Выразит.чтение, анализ стих-я.

 

 

 

 

25.

Тема страшного мира в лирике А.Блока. «Незнакомка»

1

Практикум

Тема страшного мира в лирике А.Блока. «Незнакомка», «Ночь…», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе.

Знатьхарактеристику центральных циклов и программных стихотворений. Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении. Уметь выделять изобраз-е средства языка и определять их роль в худ. тексте

Наизусть.

Анализ.

 

 

 

 

 

 

26.

Тема Родины в лирике Блока. «Россия

1

Практикум

Значение образа России в творчестве Блока. Стихотворения «Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге».

 

 

Знать о значении образа России в творчестве Блока. Уметь анализиро-вать стих-я; Понимать приёмы изображения Родины в русской лирикеXIXвека.Знать о значении образа России в творчестве Блока. Уметь анализиро-вать стих-я;

Понимать приёмы изображения Родины в русской лирикеXIXвека.

Сообщение по теме, наизусть.

 

 

 

27-28.

Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира.

 

 

2

Беседа

Поэма А.Блока «Двенадцать» - первая попытка осмыслить события революции в художественном произведении.

Мистика и символизм в поэме.

 

Знать об отношении Блока к революции, о художественных особенностях поэмы «12», разноречивые высказывания современников Блока о значении образа Христа в поэме

Сообщение «Концовка поэмы: интерпретация

 

 

29.

В.Ч. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. жизнь и творчество (обзор).

1

Урок ВЧ

Работа с учебником, запись осн.теор.понятий;

Чтение наизусть стихотворений, их анализ

 

Знатьособенности развития крестьянской поэзии в начале XX века

Уметьвыступать с устным сообщением.

Уметьвыделять ИВС и определять их роль в художественном тексте

Сообщение «Жизнь и творчество Есенина.

 

 

 

30.

С.А.Есенин.

Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя…», «Письмо матери».

 

 

1

Лекция. Беседа

Жизнь и творчество.песенная основа лирики Есенина. Традиции Пушкина и Кольцова. Всепроникающий лиризм поэзии Есенина. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя…», «Письмо матери».

 

Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведений; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Особенности творческого метода поэта.

Читать стих-я о России, отзыв.

 

 

 

31.

Тема России в лирике Есенина.

1

Практикум

Тема России в лирике Есенина. «Я покинул родимый дом», «Русь Советская», «Спит ковыль», «Возвращение на родину» и др.,

особенности изображения

 Родины в русской лирикеXIXвека

Сформировать навык самостоя-тельного анализа лирического произведения; уметь видеть особенности изображения

 Родины в русской лирикеXXвека.

Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-худ. роль элементов сюжета, композиции, системы образов

Наизусть.

Анализ.

 

 

 

32.

Любовная тема в лирике Есенина. «Не бродить», «Собаке Качалова», «Шаганэ»

1

Практикум

Тема любви в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. «Не бродить», «Собаке Качалова», «Шаганэ»

Развить навык выразительного чтения и анализа стихотворений. Видеть динамику развития любовной лирики Есенина; знать

особенности изображения темы любви в русской лирикеXIXвека.

Наизусть.

Анализ.

 

 

 

33.

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни

1

Практикум

Трагическое восприятие революц. ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. «Не жалею», «Мы теперь уходим понемногу», «Сорокоуст».

Уметьпередавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно.  Уметь выступать с устным сообщением.Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте

Сообщение по теме урока.

Читать «Персидские мотивы»

 

 

34.

 Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».

1

Урок ВЧ

Работа с учебником, запись осн.теор.понятий;

Чтение наизусть стихотворений, их анализ;

 

Развить навык выразительного чтения и анализа стих-й. Видеть динамику развития любовной лирики Есенина; знать особенности изображения темы любви в русской лирикеXIXвека.

Читать Бабеля, Фадеева

 

 

Литература 20-х годов XX века ( 8 часов)      

35.

Литературный процесс 20-х годов 20 века.

1

Лекция

Запись основных положений лекции. Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения

Уметьвыступать с устным сообщением.Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Читать по теме урока книгу.

 

 

36-37

Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов.

2

Семинар

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве старшего поколения; тема революции и Гражданской войны в творчестве Бабеля «Конармия», Фадеева «Разгром», Веселого А. Поиски нового героя эпохи, «Чапаев»

Уметьпередавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно. Уметь выступать с устным сообщением.

Уметьнаходить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Сообщение по прочитанному произвед-ю.

Наизусть.

 

 

38

Поэзия 20-х годов.

1

Семинар

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира.

Уметьпередавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно.  Уметь выступать с устным сообщением.Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Сообщение «Жизнь и твор-во Маяковского.

 

 

39-

 

 

 

40

В.В.Маяковский.

Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта.. Сатирический пафос лирики.«Прозаседавшиеся»

2

ЛекцияБеседа

Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте», «Скрипка и». пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.

Знать основные этапы жизни и творчества В.Маяковского, новаторство поэтаНавык анализа лирического произведения. Знать способы создания сатирических образов

Сообщения «Сатира в лирике Маяковского», «Тема любви в лирике русских поэтов»

 

 

41

Своеобразие любовной лирики Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой».

1

Практикум

Тема любви в лирике Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой».

 

 

Знатьособенности любовной лирики поэта.

Уметьопределять смену чувств лирического героя

Сообщение «Тема поэта в твор-ве русских поэтов»

 

 

42

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Блока, Есенина, Маяковского.

1

Беседа

Урок развития речи

Тема поэта и поэзии в творчестве русских поэтов, Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором», «Сергею Есенину».Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала

Знатьособенности раскрытия данной темы поэтом.

Уметьанализировать стихотворения. Уметь формулировать главную мысль своего сочинения, составлять план, использовать цитаты

Доработать сочинение

 

 

Литература 30-х годов XX века (25 часов)    

43

Литература 30-х годов. Обзор.

1

Лекция

Запись основных положений лекции. Общая характеристика литературного процесса. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30 годы. Судьба человека и его призвание. Тема русской истории. Новая волна поэтов.

Уметьвыступать с устным сообщением.

Уметьнаходить информацию по заданной теме в источниках различного типа

Сообщение «М.А.Булгаков». Читать «Дни Турбиных

 

 

 

44.

М.А.Булгаков.

Жизнь и творчество. Роман «Белая гвардия».

1

Лекция

Жизнь и творчество Булгакова. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных».

 

Знакомство с трагической судьбой Булгакова. Знать о тяжёлых отношениях писателя с властью. Иметь представление об основных булгаковских произведениях, их жанровом многообразии.

Читать «М.и М.». Герои, история Иешуа и Пилата. Москва 20-х г.

 

 

45-46

История создания, проблемы и герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита».

2

Беседа Практикум

История создания романа, сюжет. нравственные вопросы, поставленные автором. Герои.

образ дьявола в произведениях русских и зарубежных классиковXIXвека

Знатьроль фантастики в романе.

Уметьпостигать содержание произведения на аналитическом уровне.Уметь составлять групповую характеристику персонажей. Уметь делать обобщение на основе сравнительной характер-ки героев.

Закладки эпизодов романа. Образы героев романа

 

 

47-48.

Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита».

Р.Р.Домашнее сочинение по творчеству Булгакова.

2

Практикум. Урок РР

Жанр произведения, композиция и сюжет. Анализ эпизода из романа (по выбору учителя). Приёмы создания писателем комических ситуаций и сатирических портретов.Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала

Уметьсоставлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали.

Уметьсоставлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с темой

Закладки эпизодов романа.

Доработать сочинение

 

 

49.

К.Р.Зачетная работа за 1 полугодие

1

Урок контроля

Тестирование, развернутые ответына проблемные вопросы

Знатьпройденный материал по русской литературе начала 20 века.

Читать повесть «Котлован

 

 

50-51

А.П.Платонов.

Жизнь и творчество. Повесть Платонова «Котлован»: обзор.

 

 

2

Урок ВЧ

Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип героя – мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичности бытия, благородства детей. Утопические идеи. Филос-я многозначность названия повести. Язык и стиль Платонова.

Уметьпередавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно.  Уметь выступать с устным сообщением.Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте

Сообщения о героях Платонова

 

 

52.

А.А.Ахматова.

Жизнь и творчество. Любовная лирика Ахматовой.

1

ЛекцияПрактикум.

Жизнь и творчество поэта. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью».

Знатьосновные вехи жизненного и творческого пути Ахматовой, особенности её стиха (музыкальность интонации), о мотивах и настроениях ранней лирики.Уметь выделять ИВС в поэтич. тексте и определять их роль

Наизусть, анализ

 

 

53.

Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой

1

Практикум.

Слиянность темы России и собственной судьбы в лирике А. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы В.О.войны. . «Мне ни чему одические рати», «Мне голос был», «Родная земля», «Приморский сонет», «Мне ни чему одические рати», «Мне голос был», «Родная земля», «Приморский сонет»

Знатьособенности раскрытия темы.

Уметьвыделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль. Сопоставлять исторический и жизненный контекст. . Навык анализа лирического произведения.

 

Наизусть, читать поэму «Реквием».

 

 

 

 

 

54-55.

Поэма Ахматовой «Реквием»..

2

Практикум.

Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Текст поэмы, эпиграф, метод. лит-ра. Уметь находить средства художественной выразительности в поэме, сопоставлять исторический и жизненный контекст.

Сообщение по теме урока.

 

 

 

 

56-57.

О.Э.Мандельштам.

Жизнь и творчество.

2

ЛекцияПрактикум.

Культурологические истоки и музык. природа эстетического переживания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Я вернулся в мой город» и др.

Знатьосновные вехи жизненного и творческого пути поэта; особенности стиля.Уметь выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их

Выраз. чтение, анализ стих-я. Сообщение «М.И.Цве таева».

 

 

58-59.

М.И.Цветаева.

Жизнь и творчество..

Р.Р.Домашнее сочинение по лирике Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама.

 

2

ЛекцияПрактикум

Тема творчества, поэта и поэзии в лирике Цветаевой. «Моим стихам», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину». Тема Родины. «Тоска по Родине!», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля

Знатьосновные мотивы лирики М.Цветаевой.

Уметьвыделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль

Наизусть.

Доработать сочинение Читать роман «Тихий Дон»

 

 

60.

М.А.Шолохов.

Судьба и творчество. «Донские рассказы».

 

1

Лекция

Важнейшие биографические сведения о писателе;  характерные особенности стиля писателя. Отношение писателя к Гражданской войне. «Родинка».

Знатьбиографию писателя. Знать историю создания, смысл названия рассказов, жанровые и композиц-е особенности, отношение писателя к Гражданской войне.Уметь выступать с устным сообщением.

Закладки «Образ Григория М.»

 

 

 

61-62.

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.

2

Беседа.

Роман-эпопея о всенародной трагедии. Широта эпического повествования. Герои, система образов романа. Тема семейная. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества.

Знатьглавных героев, основные сюжетные линии. Уметь составлять характеристику группы персонажей, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблемеЗнать особенности языка, стиля писателя. Уметь анализировать место и роль эпизода в произведении

 

 

 

63-64

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

 

2

Беседа.

Образ главного героя. Судьба одного человека в судьбе целого народа. Проблема гуманизма в эпопее. Утверждение высоких нравственных ценностей.

Знатьглавных героев, основные сюжетные линии. Уметь составлять характеристику группы персонажей, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблемеЗнать особенности языка, стиля писателя. Уметь анализировать место и роль эпизода в произведении

Закладки «Женские образы в романе».

 

 

 

65

Женские судьбы в романе «Тихий Дон»

1

Беседа.

Женские судьбы в романе «Тихий Дон». Аксинья и Григорий.

Знатьглавных героев, основные сюжетные линии. Уметь выступать с устным сообщением

Найти пейзаж.зарисовку, выраз. чтение

 

 

66.

Мастерство Шолохова в романе «Тихий Дон».

 

1

Практикум

Функции пейзажа в романе. Художественное своеобразие романа Шолохова.

Знатьособенности языка, стиля писателя. Уметь анализировать место и роль эпизода в произведении

Подготовка к сочин-ю

 

 

67.

Р.Р.Письменная работа по творчеству Шолохова.

1

Урок контроля

Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала

Уметьотбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст

 

 

 

Литература периода Великой Отечественной войны( 1 час)      

68.

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия.

1

ЛекцияБеседа.

Поэзия как оперативный жанр (призыв, лозунг, переживания потерь и разлук, надежда и вера, человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны.

Знать о роли лит-ры в годы войны, знать обзорно произведения разных жанров ;

Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания,

 тексты произведений;

На выбор анализ произведения

 

 

Литература 50-90 годов ( 22 часа)

69-70

Литература второй половины 20 века (обзор). Поэзия 60-х годов.

2

ЛекцияБеседа

Темы, идеи, образы. Поэзия периода «оттепели». «Городская» проза, «деревенская» проза, драматургия. Литература Русского зарубежья. Авторская песня.

Знатьосновные процессы в литературевторой половины XX века

Уметьвыступать с устным сообщением.Знать содержание изученных произведений

Уметьвыступать с устным сообщением; выделять ИВС в поэтич. тексте и определять их роль

Читать произведение о ВОВ, сообщение по книге.

 

 

 

71.

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90 годов.

1

Семинар

Сообщения о произведениях Ю.Бондарева, В.Богомолова, Г.Бакланова, В.Некрасова, К.Воробьева, В.Быкова, Б.Васильева (по выбору учителя).

Знатьсодержание изученных произведений. Уметь выступать с устным сообщениемЗнать содержание изуч-х произ-й. Уметь выступать с устным сообщением

Сообщение «Жизнь Твардовского»

 

 

72-73.

А.Т.Твардовский.

Жизнь и творчество. Лирика

2

ЛекцияПрактикум

А.Т.Твардовского. размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю» и др.

Знатьосновные мотивы лирики.

Уметьвыступать с устным сообщением.

Уметьвыделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль

Наизусть, анализ выбранного стих-я.

 

 

 

 

74-75.

Б.Л.Пастернак

Жизнь и творчество.. Основные темы и мотивы его поэзии.

2

Лекция. Практикум

Философский характер лирики Пастернака. Основные темы и мотивы его поэзии. «Февраль», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти», «Гамлет», «Зимняя ночь» и др.

Знатьосновные этапы жизни и творчества; тематику и особенности его лирики.

Уметьанализировать лирическое произведение

Наизусть, читать «Доктор Живаго».

 

 

 

 

76-77.

В.Ч.Роман Пастернака «Доктор Живаго».

2

Урок ВЧ

Роман Пастернака «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие. Герой романа.

 

Знатьисторию создания произведения, жанровое своеобразие.

Уметьанализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения

Образ Юрия Живаго.

 

 

78-79.

А.И.Солженицын.

Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

 

2

Лекция. Беседа.

Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Знатьглавных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

Уметьсоотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией

Читать рассказ,

образ Ивана Денисов.

 

 

80.

В.Т.Шаламов

В.Ч.Жизнь и творчество. «Колымские рассказы»

1

Урок ВЧ

Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» («На представку», «Сентенция»).

Знатьглавных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

Уметьвыделять в тесте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к ним

Доклад «Поэзия Н.Рубцова».

 

 

 

81.

Н.М.Рубцов

Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики

 

1

Лекция. Практикум

Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие. «Видение на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице».

Знатьособенности стиля поэта.

Уметьвыразительно читать стихотворения, выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль.

Наизусть, анализ стих-я. Читать Астафьева.

 

 

82-83.

«Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев. Рассказы «Царь-рыба». Роман «Печальный детектив»(обзор).

2

Лекция. Беседа

Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы». Нравственные проблемы романа «Печальный детектив»(обзор).

Знатьсмысл названия. проблематику произведения, смысл образов-символов.

Уметьвыступать с устным сообщением.

 

Читать Распутина «Прощание с Матерой».

 

 

 

84-85

В.Г.Распутин.

 «Прощание с Матерой»

2

Беседа

Нравственная проблематика произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни».

Знатьглавных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

Знатьособенности стиля писателя

Уметьвыступать с устным сообщением.

Сообщение «Жизнь Бродского»,

 

 

86.

И.А.Бродский

Слово о поэте. Лирика.

1

Беседа. Практикум.

Жизнь и творчество поэта. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «на смерть Жукова», «Сонет» или др.

Знатьособенности лирики поэта

Уметьвыразительно читать стихотворения, выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль.

Наизусть стих-е Окуджавы.

 

 

87.

Б.Ш.Окуджава.

Слово о поэте. Лирика поэта.

 

1

Практикум.

Военные мотивы в лирике поэта. «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река». Искренность и глубина поэтических интонаций. «Когда мне невмочь пересилить беду».

Знатьосновные темы лирики поэта; понятие «бардовская» лирика.

Уметьанализировать стилистические особенности «бардовской» лирики

Читать повесть»Обмен»

 

 

88.

В.Ч. «Городская» проза в современной литературе.Ю.В.Трифонов. Повесть «Обмен».

1

Урок ВЧ

«Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».

Знатьглавных героев, основные сюжетные линии, смысл названия

Читать драму «Утиная охота»

 

 

89.

В.Ч.Темы и проблемы современной драматургии

1

Урок ВЧ

А.Володин, А.Арбузов, В.Розов). А.В.Вампилов. слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы.

Знатьглавных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.

Уметьопределять особенности создания образа в драматургическом произведении

Чтение произведений из совр.литературы

 

 

90.

В.Ч.Из литературы народов России. М.Карим. Жизнь и творчество.

1

Урок ВЧ

«Подует ветер – все больше листьев», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду», «Птиц выпускаю». Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта.

Знатьосновные мотивы лирики.Уметь выразительно читать стихотворения, выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль.

Сообщения о произведениях из современной лит-ры, презентации.

 

 

Литература конца XX века - начала XXI века ( 3 часа)      

91, 92, 93

Основные направления и тенденции развития современной литературы

3

Лекци беседа

Общий обзор произведений последних десятилетий. Проза реализма и «неореализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература.

Знатьосновные направления развития современной

литературы. Уметь вести диалог. Уметь самостоятельно находить, анализировать и систематизировать необходимую информацию

Читать роман «Кысь»

 

 

Из зарубежной литературы ( 5 часов)

94-95.

В.Ч.Д.Б.Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». «Пигмалион».

2

Урок ВЧ

Д.Б.Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». «Пигмалион». Духовно-нравственные проблемы одной из пьес (по выбору учителя).

Знатьосновные вехи жизни и творчества писателя, проблематику произведения. Уметь выступать с устным сообщением. Уметь анализировать драматическое произведение

Читать одну из пьес.

 

 

 

 

 

96

В.Ч.Т.С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока».

1

Урок ВЧ

Слово о поэте «Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания комического.

Знатьосновные вехи жизни и творчества писателя.

Уметьопределять художественные особенности лирического произведения

Читать «Старик и море».

 

 

 

97.

В.Ч.Э.М.Хемингуэй. Слово о писателе. Повесть «Старик и море».

1

Урок ВЧ

Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

Знатьосновные вехи жизни и творчества писателя.

Знатьособенности языка, стиля писателя

Читать «Три товарища»

 

 

98.

В.Ч.Э.М.Ремарк. «Три товарища».

1

Урок ВЧ

Э.М.Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя.

Знатьосновные вехи жизни и творчества писателя, проблематику произведения, своеобразие художественного стиля

Подготовиться к уроку-семинару

 

 

Итоги (4 часа)

99.

 

 

Проблемы и уроки литературы 20 века.

1

 

 

Семинар.

Развернутые ответына проблемные вопросы

Уметьвести диалог

Уметьсамостоятельно находить, систематизировать необходимую информацию

Подготовиться к тесту

 

 

100

Итоговый тест.

1

Урок контроля

Тестирование, развернутые ответына проблемные вопросы

Знатьпройденный материал по русской литературе 20 века.

Подгот-ть презентации .

 

 

101

Представление презентаций.

1

 

 

Повторительнообобщающий

Представление презентаций на тему «Любимые страницы русской литературы»

Уметьсамостоятельно находить, систематизировать необходимую информацию

 

 

 

102

Подведение итогов.

 

1

Итогов.урок

 

 

 

 

 

103-105

Резерв .

 

 

 

 

Итого: на изучение произведений –82 часа,

           на развитие речи – 6 часов,

           на внеклассное чтение – 14 часов,

           на контрольные работы – 2 часа,

           итоговое тестирование – 1 час.