Рабочая программа по литературе в 11 классе
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2006. Планирование в 10-11 классахьсоответствует Базисному учебному плану на базовом уровне обучения.
Цель литературного образования – способствует духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.
Учащийся должен сформировать представления о художественной литературе, как искусстве слова, освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению литературных произведений, воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении, совершенствовать устную и письменную речь.
Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные знания, умения, конкретные навыки. Логика данного процесса определяется структурой программы. Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.
В 11 классе формируется представление об историко-литературном процессе в20 веке. В его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох идет речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными материалами из области гуманистических наук. При этом учитывая, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».
Содержание курса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое дает представление о судьбах литературы и родной культуры.
Понимание особенностей общечеловеческого и конкретно-исторического подхода к произведению искусства расширяет кругозор читателя, обращение к «вечным темам» дает возможность усилить нравственно-эстетическое воздействие курса.
Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями , литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.
Программа предусматривает знакомство с зарубежной литературой. Изучение этих произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, ее вклад в мировую художественную культуру.
В программе рекомендуется по мере накопления конкретных наблюдений и фактов формировать знания по теории литературы. Это необходимое условие углубленного восприятия художественного произведения и средство идейно-эстетического воспитания.
Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим литературным предметам. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики, идейно-эстетических позиций авторов (Русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка).
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса.
Ученик должен знать:
логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературыXII-XIXвеков.
Основные литературные направления русской литературыXXвека.
Краткие биографические сведения об изученных писателях.
Содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе.
Ученик должен уметь:
Определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение.
Использовать рекомендованную литературоведческую и критическую литературу.
Давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению.
Свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы.
Ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно ее использовать.
Литература для учителя:
1.Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. – М.: Рольф, 2001.
Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. – М.: Вако, 2002.
Агеносов В.В. Русская литература 20 века. 11 класс. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2001.
Малюшкин А.Б. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 10-11 класс. Книга для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
И.М. Скоркина «Литература» 11 класс. Поурочное планирование. Издательство «Учитель – АСАР», г. Волгоград, 2002 год.
Литература для учащихся:
1. Журавлев В.П., Коровин В.И.Русская литература:11класс: Учебник в 2 ч.. -М.: Просвещение, 2008.
2. Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...:11класс:Дидактические материалы по литературе. -М.: Просвещение, 2006.
3. Литература:11класс: Фонохрестоматия на СО-РОМ 1Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – М.: Просвещение, 2003.
4. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 11 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. – М.: ООО Кирилл и Мефодий, 2004.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
№ | Разделы и темы программы | Колчас | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание | Дата проведения | Коррек тировка | ||
Введение (1 час) |
| |||||||||
1. | Россия на рубеже веков. Русская литература началаXXвека. | 1 | Лекция с элементами беседы | Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Характеристика литературного процесса начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направления философской мысли начала столетия. | Знать особенности развития лит-ного процесса началаXXвека, понятие модернизм, его содержание, традиции русской классической лит-ры ; исторические процессы в стране и мире конца 19 – начала 20 вв.
| Сообщение по теме урока. Доклад «И.А.Бунин». |
|
| ||
Литература начала XX века (33 часа) | ||||||||||
2 | И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина.
| 1 | Лекция с элементами беседы | И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина. ее философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» и др.
| Знатьбиографию писателя, основные мотивы лирики. Уметьвыступать с устным сообщением, выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте | Наизусть, анализ стихотворения, читать «Господин из…» |
|
| ||
3-4 | Господин из Сан-Франциско».. Поэтика рассказа. | 2 | Практикум | Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям | Уметьсоставлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали, выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры | Представление о счастье – доклад.
|
|
| ||
5-6 | Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник». | 2 | Беседа | Тема любви в творчестве И. А. Бунина. рассказ «Чистый понедельник». Своеобразие лир-го повествования в прозе писателя | Уметьопределять стилистическую окрашенность повествования, анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения | Сообщение «Тема любви в рассказе… |
|
| ||
7 | Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы.
| 1 | Практикум | «Антоновские яблоки», «Солнечный удар». Развитие традиций русской классической лит-ры в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнёзд». «Вечные» темы в рассказах Бунина. Своеобразие художественной манеры писателя. | Уметьопределять стилистическую окрашенность повествования, анализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения | Читать на выбор «Олеся», «Поединок» Куприна. |
|
| ||
8 | И.Куприн Жизнь и творчество. Повесть «Поединок». Повесть «Олеся».
| 1 | ЛекцияБеседа. | Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни. Автобиографический и гуманистический характер повести. Изображение мира природы и человека в повести «Олеся». | Знать основные этапы жизни и творчества А.И.Куприна- «кулунчаковская татарская кровь» Куприна. Знать историю создания, сюжет повести, нравственные и социальные проблемы, поставленные автором, их решение, смысл названия повести, авторскую позицию в повести. Уметь обосновывать в устной и письменной форме своё отношение к произведению | Читать «Гранатовый браслет», образ Желткова
|
|
| ||
9-10 | Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Бунина и Куприна. | 2 | Урок развития речи | Тема любви в творчестве Куприна. Рассказ «Гранатовый браслет». Куприн – мастер в изображении мира человеческих чувств. | Знать роль детали в рассказе. Раскрыть идею и художественные особенности повести. Уметь формулировать главную мысль своего сочинения, составлять план, использовать цитаты;знать особенности изображения любви Буниным и Куприным . | Отобрать материал к соч-ю. Доработать сочинение
|
|
| ||
11-12 | М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.
| 2 | ЛекцияПрактикум. | Основные вехи биографии и творчества Горького. Особенности романтизма Горького. Романтические бунтари М.Горького (рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш»). | Знатьбиографию писателя. Знать, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя Уметьвыделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте. Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов; выявлять характерные особенности, роль и место героя в системе образов, авторскую оценку. | Сообщение «Судьба М.Горького», читать пьесу. |
|
| ||
13 | На дне» как социально-философская драма. | 1 | ЛекцияБеседа. | На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. | Знать новаторство Горького. Уметь определять составляющие жанра и конфликта в пьесе; Понимать актуальность конфликта сегодня, уметь находить правильное его решение. | Закладки «Лука», «Клещ», «Барон», «Актер», Сатин» . |
|
| ||
14-15 | Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы.
| 2 | Практикум | Образ Луки и его жизненная позиция; значение образа Луки в пьесе. Позиции героев и авторская позиция. Основная проблематика произведения; идейно-художественная роль элементов сюжета, композиции, системы образов; роль и место героя в системе образов, авторская оценка. | Уметьпроследить развитие конфликта в драме, анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении, анализировать систему образов Уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения. | Сообщение на тему «Три правды в пьесе «На дне». Подготовка к тесту. |
|
| ||
16. | К.Р. Тест по творчеству М.Горького (или письменная работа).
| 1 | Урок контроля | Тестирование, развернутые ответына проблемные вопросы | Уметьотбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст | Читать стих-я Брюсова, БальмонтА.Белого. |
|
| ||
17. | Серебряный век русской поэзии.Русский символизм и его истоки.
| 1 | Лекция | Литературные течения русской поэзии конца XIX- начала XX вв. Основные положения символизма как литературного направления. Имена поэтов-символистов. | Знатьлитературные течения русской поэзии конца XIX- начала XX вв. Знатьосновные положения символизма как литературного направления. | Доклад «Судьба Валерия Брюсова» |
|
| ||
18 | В.Я.Брюсов. Слово о поэте. Лирика В.Я. Брюсова. | 1 | Лекция Беседа | Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений поэта.
| Знать понятия символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия, их основоположников. Знать творческую судьбу наиболее ярких поэтов «серебряного века». Уметь анализировать стихотворения. Понимать , как влияют исторические события на тематику в литературе. | Наизусть, анализ стих-й БальмонтаА.Белого
|
|
| ||
19. | Лирика поэтов-символистов. К.Д.Бальмонт, А.Белый | 1 | Урок ВЧ | Работа с учебником, запись осн.теор.понятий; Чтение наизусть стихотворений, их анализ;
| Знать понятия символизм,основоположников. Знать творческую судьбу поэтов. Уметь анализировать стихотворения. Понимать, как влияют исторические события на тематику в литературе. | Письменный анализ стих-я (на выбор) |
|
| ||
20. | Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.
| 1 | Лекция | Основные положения акмеизма как литературного направления. Поэты.
| Знать понятия акмеизм,основоположников. Знать творческую судьбу поэтов. Понимать, как влияют истор-е события на тем-ку в литер-ре. | Доклад «Судьба Гумилева» |
|
| ||
21-22. | Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева.
| 2 | Лекция Практикум | Трагическая судьба Н.С.Гумилёва. Стихотворения «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Мир образов Николая Гумилёва | Уметьвыступать с устным сообщением. Уметьвыделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | Выразительное чтение, анализ стих-й |
|
| ||
23. | Футуризм как литературное направление. Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по поэзии Серебряного века. | 1 | ЛекцияБеседа Урок развития речи. | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина.
| Знатьосновные положения футуризма как литературного направления.. Знать творческую судьбу наиболее ярких поэтов Уметь анализировать стихотворения.Понимать , как влияют исторические события на тематику в литературе. | Доработать сочинение |
|
| ||
24. | А.А.Блок. Жизнь и творчество.. «Стихи о Прекрасной Даме».
| 1 | ЛекцияБеседа | Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме». беседа, выразительное чтение стихов и их разбор, беседа | Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст стих-й; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. о влиянии символизма на его тв-во. Уметь анализировать лирическое произведение;Знать особенности использования в стихотворении различных выразительных средств. | Выразит.чтение, анализ стих-я.
|
|
| ||
25. | Тема страшного мира в лирике А.Блока. «Незнакомка» | 1 | Практикум | Тема страшного мира в лирике А.Блока. «Незнакомка», «Ночь…», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе. | Знатьхарактеристику центральных циклов и программных стихотворений. Уметь передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении. Уметь выделять изобраз-е средства языка и определять их роль в худ. тексте | Наизусть. Анализ.
|
|
| ||
26. | Тема Родины в лирике Блока. «Россия | 1 | Практикум | Значение образа России в творчестве Блока. Стихотворения «Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге».
| Знать о значении образа России в творчестве Блока. Уметь анализиро-вать стих-я; Понимать приёмы изображения Родины в русской лирикеXIXвека.Знать о значении образа России в творчестве Блока. Уметь анализиро-вать стих-я; Понимать приёмы изображения Родины в русской лирикеXIXвека. | Сообщение по теме, наизусть.
|
|
| ||
27-28. | Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира.
| 2 | Беседа | Поэма А.Блока «Двенадцать» - первая попытка осмыслить события революции в художественном произведении. Мистика и символизм в поэме.
| Знать об отношении Блока к революции, о художественных особенностях поэмы «12», разноречивые высказывания современников Блока о значении образа Христа в поэме | Сообщение «Концовка поэмы: интерпретация |
|
| ||
29. | В.Ч. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. жизнь и творчество (обзор). | 1 | Урок ВЧ | Работа с учебником, запись осн.теор.понятий; Чтение наизусть стихотворений, их анализ
| Знатьособенности развития крестьянской поэзии в начале XX века Уметьвыступать с устным сообщением. Уметьвыделять ИВС и определять их роль в художественном тексте | Сообщение «Жизнь и творчество Есенина.
|
|
| ||
30. | С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя…», «Письмо матери».
| 1 | Лекция. Беседа | Жизнь и творчество.песенная основа лирики Есенина. Традиции Пушкина и Кольцова. Всепроникающий лиризм поэзии Есенина. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя…», «Письмо матери».
| Знать важнейшие биографические сведения о писателе; текст произведений; сюжет, особенности композиции, систему образов; характерные особенности стиля писателя. Особенности творческого метода поэта. | Читать стих-я о России, отзыв.
|
|
| ||
31. | Тема России в лирике Есенина. | 1 | Практикум | Тема России в лирике Есенина. «Я покинул родимый дом», «Русь Советская», «Спит ковыль», «Возвращение на родину» и др., особенности изображения Родины в русской лирикеXIXвека | Сформировать навык самостоя-тельного анализа лирического произведения; уметь видеть особенности изображения Родины в русской лирикеXXвека. Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-худ. роль элементов сюжета, композиции, системы образов | Наизусть. Анализ.
|
|
| ||
32. | Любовная тема в лирике Есенина. «Не бродить», «Собаке Качалова», «Шаганэ» | 1 | Практикум | Тема любви в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. «Не бродить», «Собаке Качалова», «Шаганэ» | Развить навык выразительного чтения и анализа стихотворений. Видеть динамику развития любовной лирики Есенина; знать особенности изображения темы любви в русской лирикеXIXвека. | Наизусть. Анализ.
|
|
| ||
33. | Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни | 1 | Практикум | Трагическое восприятие революц. ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. «Не жалею», «Мы теперь уходим понемногу», «Сорокоуст». | Уметьпередавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно. Уметь выступать с устным сообщением.Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте | Сообщение по теме урока. Читать «Персидские мотивы» |
|
| ||
34. | Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы». | 1 | Урок ВЧ | Работа с учебником, запись осн.теор.понятий; Чтение наизусть стихотворений, их анализ;
| Развить навык выразительного чтения и анализа стих-й. Видеть динамику развития любовной лирики Есенина; знать особенности изображения темы любви в русской лирикеXIXвека. | Читать Бабеля, Фадеева |
|
| ||
Литература 20-х годов XX века ( 8 часов) | ||||||||||
35. | Литературный процесс 20-х годов 20 века. | 1 | Лекция | Запись основных положений лекции. Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения | Уметьвыступать с устным сообщением.Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Читать по теме урока книгу. |
|
| ||
36-37 | Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов. | 2 | Семинар | Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве старшего поколения; тема революции и Гражданской войны в творчестве Бабеля «Конармия», Фадеева «Разгром», Веселого А. Поиски нового героя эпохи, «Чапаев» | Уметьпередавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно. Уметь выступать с устным сообщением. Уметьнаходить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Сообщение по прочитанному произвед-ю. Наизусть. |
|
| ||
38 | Поэзия 20-х годов. | 1 | Семинар | Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира. | Уметьпередавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно. Уметь выступать с устным сообщением.Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Сообщение «Жизнь и твор-во Маяковского. |
|
| ||
39-
40 | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта.. Сатирический пафос лирики.«Прозаседавшиеся» | 2 | ЛекцияБеседа | Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте», «Скрипка и». пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др. | Знать основные этапы жизни и творчества В.Маяковского, новаторство поэтаНавык анализа лирического произведения. Знать способы создания сатирических образов | Сообщения «Сатира в лирике Маяковского», «Тема любви в лирике русских поэтов» |
|
| ||
41 | Своеобразие любовной лирики Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой». | 1 | Практикум | Тема любви в лирике Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову», «Письмо Татьяне Яковлевой».
| Знатьособенности любовной лирики поэта. Уметьопределять смену чувств лирического героя | Сообщение «Тема поэта в твор-ве русских поэтов» |
|
| ||
42 | Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Блока, Есенина, Маяковского. | 1 | Беседа Урок развития речи | Тема поэта и поэзии в творчестве русских поэтов, Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором», «Сергею Есенину».Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала | Знатьособенности раскрытия данной темы поэтом. Уметьанализировать стихотворения. Уметь формулировать главную мысль своего сочинения, составлять план, использовать цитаты | Доработать сочинение |
|
| ||
Литература 30-х годов XX века (25 часов) | ||||||||||
43 | Литература 30-х годов. Обзор. | 1 | Лекция | Запись основных положений лекции. Общая характеристика литературного процесса. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30 годы. Судьба человека и его призвание. Тема русской истории. Новая волна поэтов. | Уметьвыступать с устным сообщением. Уметьнаходить информацию по заданной теме в источниках различного типа | Сообщение «М.А.Булгаков». Читать «Дни Турбиных
|
|
| ||
44. | М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Роман «Белая гвардия». | 1 | Лекция | Жизнь и творчество Булгакова. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных».
| Знакомство с трагической судьбой Булгакова. Знать о тяжёлых отношениях писателя с властью. Иметь представление об основных булгаковских произведениях, их жанровом многообразии. | Читать «М.и М.». Герои, история Иешуа и Пилата. Москва 20-х г. |
|
| ||
45-46 | История создания, проблемы и герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита». | 2 | Беседа Практикум | История создания романа, сюжет. нравственные вопросы, поставленные автором. Герои. образ дьявола в произведениях русских и зарубежных классиковXIXвека | Знатьроль фантастики в романе. Уметьпостигать содержание произведения на аналитическом уровне.Уметь составлять групповую характеристику персонажей. Уметь делать обобщение на основе сравнительной характер-ки героев. | Закладки эпизодов романа. Образы героев романа |
|
| ||
47-48. | Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Р.Р.Домашнее сочинение по творчеству Булгакова. | 2 | Практикум. Урок РР | Жанр произведения, композиция и сюжет. Анализ эпизода из романа (по выбору учителя). Приёмы создания писателем комических ситуаций и сатирических портретов.Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала | Уметьсоставлять развёрнутую характеристику героя; определять роль художественной детали. Уметьсоставлять план сочинения и отбирать литературный материал в соответствии с темой | Закладки эпизодов романа. Доработать сочинение |
|
| ||
49. | К.Р.Зачетная работа за 1 полугодие | 1 | Урок контроля | Тестирование, развернутые ответына проблемные вопросы | Знатьпройденный материал по русской литературе начала 20 века. | Читать повесть «Котлован |
|
| ||
50-51 | А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть Платонова «Котлован»: обзор.
| 2 | Урок ВЧ | Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип героя – мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичности бытия, благородства детей. Утопические идеи. Филос-я многозначность названия повести. Язык и стиль Платонова. | Уметьпередавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно. Уметь выступать с устным сообщением.Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте | Сообщения о героях Платонова |
|
| ||
52. | А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Любовная лирика Ахматовой. | 1 | ЛекцияПрактикум. | Жизнь и творчество поэта. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью». | Знатьосновные вехи жизненного и творческого пути Ахматовой, особенности её стиха (музыкальность интонации), о мотивах и настроениях ранней лирики.Уметь выделять ИВС в поэтич. тексте и определять их роль | Наизусть, анализ |
|
| ||
53. | Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой | 1 | Практикум. | Слиянность темы России и собственной судьбы в лирике А. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы В.О.войны. . «Мне ни чему одические рати», «Мне голос был», «Родная земля», «Приморский сонет», «Мне ни чему одические рати», «Мне голос был», «Родная земля», «Приморский сонет» | Знатьособенности раскрытия темы. Уметьвыделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль. Сопоставлять исторический и жизненный контекст. . Навык анализа лирического произведения.
| Наизусть, читать поэму «Реквием».
|
|
| ||
54-55. | Поэма Ахматовой «Реквием».. | 2 | Практикум. | Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. | Текст поэмы, эпиграф, метод. лит-ра. Уметь находить средства художественной выразительности в поэме, сопоставлять исторический и жизненный контекст. | Сообщение по теме урока.
|
|
| ||
56-57. | О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. | 2 | ЛекцияПрактикум. | Культурологические истоки и музык. природа эстетического переживания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Я вернулся в мой город» и др. | Знатьосновные вехи жизненного и творческого пути поэта; особенности стиля.Уметь выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их | Выраз. чтение, анализ стих-я. Сообщение «М.И.Цве таева». |
|
| ||
58-59. | М.И.Цветаева. Жизнь и творчество.. Р.Р.Домашнее сочинение по лирике Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама.
| 2 | ЛекцияПрактикум | Тема творчества, поэта и поэзии в лирике Цветаевой. «Моим стихам», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину». Тема Родины. «Тоска по Родине!», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля | Знатьосновные мотивы лирики М.Цветаевой. Уметьвыделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль | Наизусть. Доработать сочинение Читать роман «Тихий Дон» |
|
| ||
60. | М.А.Шолохов. Судьба и творчество. «Донские рассказы».
| 1 | Лекция | Важнейшие биографические сведения о писателе; характерные особенности стиля писателя. Отношение писателя к Гражданской войне. «Родинка». | Знатьбиографию писателя. Знать историю создания, смысл названия рассказов, жанровые и композиц-е особенности, отношение писателя к Гражданской войне.Уметь выступать с устным сообщением. | Закладки «Образ Григория М.»
|
|
| ||
61-62. | Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа. | 2 | Беседа. | Роман-эпопея о всенародной трагедии. Широта эпического повествования. Герои, система образов романа. Тема семейная. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. | Знатьглавных героев, основные сюжетные линии. Уметь составлять характеристику группы персонажей, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблемеЗнать особенности языка, стиля писателя. Уметь анализировать место и роль эпизода в произведении |
|
|
| ||
63-64 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».
| 2 | Беседа. | Образ главного героя. Судьба одного человека в судьбе целого народа. Проблема гуманизма в эпопее. Утверждение высоких нравственных ценностей. | Знатьглавных героев, основные сюжетные линии. Уметь составлять характеристику группы персонажей, формулировать собственные ценностные ориентиры по проблемеЗнать особенности языка, стиля писателя. Уметь анализировать место и роль эпизода в произведении | Закладки «Женские образы в романе».
|
|
| ||
65 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон» | 1 | Беседа. | Женские судьбы в романе «Тихий Дон». Аксинья и Григорий. | Знатьглавных героев, основные сюжетные линии. Уметь выступать с устным сообщением | Найти пейзаж.зарисовку, выраз. чтение |
|
| ||
66. | Мастерство Шолохова в романе «Тихий Дон».
| 1 | Практикум | Функции пейзажа в романе. Художественное своеобразие романа Шолохова. | Знатьособенности языка, стиля писателя. Уметь анализировать место и роль эпизода в произведении | Подготовка к сочин-ю |
|
| ||
67. | Р.Р.Письменная работа по творчеству Шолохова. | 1 | Урок контроля | Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала | Уметьотбирать литературный материал по выбранной теме, полно раскрыть её и грамотно изложить материал, самостоятельно редактировать текст |
|
|
| ||
Литература периода Великой Отечественной войны( 1 час) | ||||||||||
68. | Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия. | 1 | ЛекцияБеседа. | Поэзия как оперативный жанр (призыв, лозунг, переживания потерь и разлук, надежда и вера, человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. | Знать о роли лит-ры в годы войны, знать обзорно произведения разных жанров ; Понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, тексты произведений; | На выбор анализ произведения |
|
| ||
Литература 50-90 годов ( 22 часа) | ||||||||||
69-70 | Литература второй половины 20 века (обзор). Поэзия 60-х годов. | 2 | ЛекцияБеседа | Темы, идеи, образы. Поэзия периода «оттепели». «Городская» проза, «деревенская» проза, драматургия. Литература Русского зарубежья. Авторская песня. | Знатьосновные процессы в литературевторой половины XX века Уметьвыступать с устным сообщением.Знать содержание изученных произведений Уметьвыступать с устным сообщением; выделять ИВС в поэтич. тексте и определять их роль | Читать произведение о ВОВ, сообщение по книге.
|
|
| ||
71. | Новое осмысление военной темы в литературе 50-90 годов. | 1 | Семинар | Сообщения о произведениях Ю.Бондарева, В.Богомолова, Г.Бакланова, В.Некрасова, К.Воробьева, В.Быкова, Б.Васильева (по выбору учителя). | Знатьсодержание изученных произведений. Уметь выступать с устным сообщениемЗнать содержание изуч-х произ-й. Уметь выступать с устным сообщением | Сообщение «Жизнь Твардовского» |
|
| ||
72-73. | А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика | 2 | ЛекцияПрактикум | А.Т.Твардовского. размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю» и др. | Знатьосновные мотивы лирики. Уметьвыступать с устным сообщением. Уметьвыделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль | Наизусть, анализ выбранного стих-я.
|
|
| ||
74-75. | Б.Л.Пастернак Жизнь и творчество.. Основные темы и мотивы его поэзии. | 2 | Лекция. Практикум | Философский характер лирики Пастернака. Основные темы и мотивы его поэзии. «Февраль», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти», «Гамлет», «Зимняя ночь» и др. | Знатьосновные этапы жизни и творчества; тематику и особенности его лирики. Уметьанализировать лирическое произведение | Наизусть, читать «Доктор Живаго».
|
|
| ||
76-77. | В.Ч.Роман Пастернака «Доктор Живаго». | 2 | Урок ВЧ | Роман Пастернака «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие. Герой романа.
| Знатьисторию создания произведения, жанровое своеобразие. Уметьанализировать эпизод и объяснять его связь с проблематикой произведения | Образ Юрия Живаго. |
|
| ||
78-79. | А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича».
| 2 | Лекция. Беседа. | Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича». | Знатьглавных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Уметьсоотносить произведение с конкретно-исторической ситуацией | Читать рассказ, образ Ивана Денисов. |
|
| ||
80. | В.Т.Шаламов В.Ч.Жизнь и творчество. «Колымские рассказы» | 1 | Урок ВЧ | Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» («На представку», «Сентенция»). | Знатьглавных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Уметьвыделять в тесте нравственно-идеологические проблемы и формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к ним | Доклад «Поэзия Н.Рубцова».
|
|
| ||
81. | Н.М.Рубцов Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики
| 1 | Лекция. Практикум | Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие. «Видение на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице». | Знатьособенности стиля поэта. Уметьвыразительно читать стихотворения, выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль. | Наизусть, анализ стих-я. Читать Астафьева. |
|
| ||
82-83. | «Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев. Рассказы «Царь-рыба». Роман «Печальный детектив»(обзор). | 2 | Лекция. Беседа | Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы». Нравственные проблемы романа «Печальный детектив»(обзор). | Знатьсмысл названия. проблематику произведения, смысл образов-символов. Уметьвыступать с устным сообщением.
| Читать Распутина «Прощание с Матерой».
|
|
| ||
84-85 | В.Г.Распутин. «Прощание с Матерой» | 2 | Беседа | Нравственная проблематика произведений «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». | Знатьглавных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Знатьособенности стиля писателя Уметьвыступать с устным сообщением. | Сообщение «Жизнь Бродского», |
|
| ||
86. | И.А.Бродский Слово о поэте. Лирика. | 1 | Беседа. Практикум. | Жизнь и творчество поэта. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «на смерть Жукова», «Сонет» или др. | Знатьособенности лирики поэта Уметьвыразительно читать стихотворения, выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль. | Наизусть стих-е Окуджавы. |
|
| ||
87. | Б.Ш.Окуджава. Слово о поэте. Лирика поэта.
| 1 | Практикум. | Военные мотивы в лирике поэта. «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река». Искренность и глубина поэтических интонаций. «Когда мне невмочь пересилить беду». | Знатьосновные темы лирики поэта; понятие «бардовская» лирика. Уметьанализировать стилистические особенности «бардовской» лирики | Читать повесть»Обмен» |
|
| ||
88. | В.Ч. «Городская» проза в современной литературе.Ю.В.Трифонов. Повесть «Обмен». | 1 | Урок ВЧ | «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен». | Знатьглавных героев, основные сюжетные линии, смысл названия | Читать драму «Утиная охота» |
|
| ||
89. | В.Ч.Темы и проблемы современной драматургии | 1 | Урок ВЧ | А.Володин, А.Арбузов, В.Розов). А.В.Вампилов. слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы. | Знатьглавных героев, основные сюжетные линии, смысл названия. Уметьопределять особенности создания образа в драматургическом произведении | Чтение произведений из совр.литературы |
|
| ||
90. | В.Ч.Из литературы народов России. М.Карим. Жизнь и творчество. | 1 | Урок ВЧ | «Подует ветер – все больше листьев», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду», «Птиц выпускаю». Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта. | Знатьосновные мотивы лирики.Уметь выразительно читать стихотворения, выделять ИВС в поэтическом тексте и определять их роль. | Сообщения о произведениях из современной лит-ры, презентации. |
|
| ||
Литература конца XX века - начала XXI века ( 3 часа) | ||||||||||
91, 92, 93 | Основные направления и тенденции развития современной литературы | 3 | Лекци беседа | Общий обзор произведений последних десятилетий. Проза реализма и «неореализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература. | Знатьосновные направления развития современной литературы. Уметь вести диалог. Уметь самостоятельно находить, анализировать и систематизировать необходимую информацию | Читать роман «Кысь» |
|
| ||
Из зарубежной литературы ( 5 часов) | ||||||||||
94-95. | В.Ч.Д.Б.Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». «Пигмалион». | 2 | Урок ВЧ | Д.Б.Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». «Пигмалион». Духовно-нравственные проблемы одной из пьес (по выбору учителя). | Знатьосновные вехи жизни и творчества писателя, проблематику произведения. Уметь выступать с устным сообщением. Уметь анализировать драматическое произведение | Читать одну из пьес.
|
|
| ||
96 | В.Ч.Т.С. Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока». | 1 | Урок ВЧ | Слово о поэте «Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Средства создания комического. | Знатьосновные вехи жизни и творчества писателя. Уметьопределять художественные особенности лирического произведения | Читать «Старик и море».
|
|
| ||
97. | В.Ч.Э.М.Хемингуэй. Слово о писателе. Повесть «Старик и море». | 1 | Урок ВЧ | Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море». | Знатьосновные вехи жизни и творчества писателя. Знатьособенности языка, стиля писателя | Читать «Три товарища» |
|
| ||
98. | В.Ч.Э.М.Ремарк. «Три товарища». | 1 | Урок ВЧ | Э.М.Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя. | Знатьосновные вехи жизни и творчества писателя, проблематику произведения, своеобразие художественного стиля | Подготовиться к уроку-семинару |
|
| ||
Итоги (4 часа) | ||||||||||
99.
| Проблемы и уроки литературы 20 века. | 1
| Семинар. | Развернутые ответына проблемные вопросы | Уметьвести диалог Уметьсамостоятельно находить, систематизировать необходимую информацию | Подготовиться к тесту |
|
| ||
100 | Итоговый тест. | 1 | Урок контроля | Тестирование, развернутые ответына проблемные вопросы | Знатьпройденный материал по русской литературе 20 века. | Подгот-ть презентации . |
|
| ||
101 | Представление презентаций. | 1
| Повторительнообобщающий | Представление презентаций на тему «Любимые страницы русской литературы» | Уметьсамостоятельно находить, систематизировать необходимую информацию |
|
|
| ||
102 | Подведение итогов.
| 1 | Итогов.урок |
|
|
|
|
| ||
103-105 | Резерв . |
|
|
|
|
|
|
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в ютуб