Рабочая программа по литературе 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
10 КЛАСС
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стан-
дарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе
для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухи-
на; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2009).
Авторская программа полностью соответствует Федеральному компоненту государственного
стандарта.
Промежуточный:
устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, худо-
жественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической
статьи;
выразительное чтение текста художественного произведения;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
устный или письменный ответ на вопрос;
устное словесное рисование;
комментированное чтение;
характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художествен-
ных произведений;
установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и
жанру;
анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные
средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскры-
тии идейно-тематического содержания произведения;
подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым
художественным произведением;
работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и ме-
муарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге,
фильму, спектаклю;
создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;
участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки
зрения с учётом мнения оппонентов.
Итоговый:
написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
творческий зачёт;
защита проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по
истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой про-
изведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать
конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с
литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные
темы.
На изучение литературы в 10 классе отводится 105 часов (3 часа в неделю)
Итого:
На изучение материала – 93 часа, на развитие речи – 12 часов.
Тестов – 10.
Сочинений – 10.
Контрольных работ – 2.
ИКТ – 19.
Используемая литература:
- Литература 10 класс две части. В. И. Коровина. Просвещение 2007г.
- Поурочные разработки по литературе 10 класс. Н. В. Егорова, И. В. Золотарёва. Москва. «ВАКО» 2007.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№ | Разделы и темы программы | Колчас | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание | Дата проведения | Коррек тировка | |||
Введение (2 часа) | |||||||||||
1- 2. | Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. | 2 | Урок формирования знаний. | Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века, основные произведения писателей русской литературы 19 века. Принадлежность отдельных произ-ий к литер-ым направлениям. | Знать:основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи. Уметь:составлять тезисный план или конспект лекции учителя. | устное выступление по теме. | |||||
Литература первой половиныXIXвека (22 + 6 р/р ) | |||||||||||
3 | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и её национально – историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историч. концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии | Знать:о художественных открытиях А. С. Пушкина. Уметь:анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину. | Сообщение «Мой Пушкин». | |||||
4 | Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок. «Погасло дневное светило», «Подражание Корану», «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление | Знать: основные мотивы, «вечные темы», романтическую лирику. Уметь:анализировать стихотворения с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы. | Выразительное чтение, отзыв. | |||||
5 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом» | Знать:взгляды А. С. Пушкина на назначение поэта и поэзии. Уметь:анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции. | наизусть | |||||
6 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти». | Знать:основные этапы эволюции темы свободы в творчестве А. С. Пушкина: от осознания необходимости общественной свободы, «вольности святой» в ранней лирике до понимания свободы как личной независимости в позднем творчестве.Уметь:анализировать и интерпретировать стих-я, учитывая символику аллегорических образов; выразительно читать стих-я, соблюдая нормы литер произношения; выступать с сообщением на литер тему. | Выразительное чтение, отзыв | |||||
7 | Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия», «Вновь я посетил», «Отцы пустынники и жены непорочны». | Знать:какое воплощение в творчестве А. С. Пушкина получили «вечные темы», почему поэт обратился к их религиозно – философскому осмыслению.Уметь:анализировать и интерпретировать стих-я с позиции их рел-зно – философского осмысления; сравнивать художественные произведения и внетекстовые материалы; выразительно читать стих-я, соблюдая нормы литер. произношения. | доклады | |||||
8 | Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по лирике А. С. Пушкина. | 1 | Урок развития речи. | Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала. | Уметь: создавать сочинение проблемного характера; обосновывать свое высказывание. | Доработать сочинение. | |||||
9 | Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». | 1 | Урок формирования знаний | Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека». | Знать:идейно – худ. особенности поэмы «Медный всадник», понимать в чём заключается своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения; какое развитие получила тема «маленького человека»; каково значение творчества А. С. Пушкина для русской и мировой культуры.Уметь:анализировать и интерпретировать произведение, выявляя способы выражения авторской позиции, определяя роль худ. символики в раскрытии идеи «Медного всадника» и знаменитый памятник Петру Первому работы Фальконе, подчёркивая доминанту каждого образа. | Читать поэму. | |||||
10 11 | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме. Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России. | 2 | Урок формирования и совершенствования знаний | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме.Соц-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России. Идейно-худ роль элемен-в сюжета, композиции, системы образов и изобр-выр-х средств языка | Знать:приемы создания образов в поэме. Уметь:раскрыть конфликт личности и государства. | Подготовить материал об образе Петра I. Отобрать материал к сочинению. | |||||
12 | Р. Р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина. | 1 | Урок развития речи. | Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала | Уметь: создавать сочинение проблемного характера; обосновывать свое высказывание. | Доработать сочинение. | |||||
13 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. | 1 | Урок формирования знаний. | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой». Романтизм и реализм в творчестве поэта | Знать:знать основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова, понимать, в чём заключается своеобразие его художественного мира, как соотносятся в нём романтические и реалистические традиции.Уметь:анализировать и интерпретировать стихотворения, выраз-но читать их, соблюдая нормы литер произнош-я. | Доклады , презентации по теме | |||||
14 | Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») ; | Знать:стихотворения по теме, приёмы изображения в лирике поэта.Уметь:анализ-ть и интерпретировать стих-я, выразительно читать их, соблюдая нормы литер произношения. | Наизусть. | |||||
15-16 | Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова. | 2 | Урок усвоения новых знаний. | Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание». | Знать:стихотворения по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта. Уметь:производить идейно-тематический анализ, понимать логику истории и развития связей человека и природы. | Выразительное чтение стихотворений. | |||||
17-18 | Философские мотивы лирики Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен» как выражение мироощущения поэта. | 2 | Урок усвоения новых знаний. | Философские мотивы лирики Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармонич и прекрасном в мире челов-х отношений. «Выхожу один я на дорогу» | Знать:философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова, стихотворения на тему Родины, их философский смысл. Уметь:анализировать стихотворения по теме, сравнивать произведения по теме в разные периоды творчества поэта. | Анализ стихотворения. | |||||
19-20 | В. Ч.Адресаты любовной лирики Лермонтова | 2 | Урок усвоения новых знаний. | Адресаты любовной лирики Лермонтова. «Я не унижусь пред тобою», «На светские цепи», «А. О. Смирновой», «Нет, не тебя так пылко я люблю» | Знать: произведения по теме, соотношение темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова и А. С. Пушкина. Уметь:анализировать и соотносить стихотворения поэтов по данной тематике. | Сообщения. Письменный анализ стих-я | |||||
21-22 | Р. Р. Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова. | 2 | Урок развития речи. | Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала | Уметь: создавать сочинение проблемного характера; обосновывать свое высказывание. | Доработать сочинение. Доклады. | |||||
23 | Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | Урок формирования знаний. | Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».» | Знать:историю создания повестей. Уметь:владеть навыками краткого пересказа; анализировать текст, выявляя способы выражения авторской позиции. | Сообщения о любимом произведении | |||||
24 | Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород». | 1 | Урок формирования и соверш-я знаний. | Сатирическое и эпикодраматическое начало всборнике «Миргород | Знать:текст произведения. Уметь:анализировать произведение. | Сообщения «Образ «мален человека в тв-ве А. С. Пушкина». | |||||
25 | «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. | 1 | Урок форм-я и соверш-я знаний. | «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». | Знать:содержание «Петербургские повести». Уметь:анализировать текст произведения. | Читать «Невский проспект». | |||||
26 | Н. В. Гоголь. «Невский проспект».. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. | Знать:знать содержание повести «Невский проспект», характерные черты образа Петербурга в произведениях Гоголя и Пушкина, понимать, в чём заключается своеобразие стиля Гоголя, как соотносятся в его творчестве трагедийность и комизм, лирика и сатира. Уметь:устно нарисовать картину Невского проспекта, владеть навыками краткого пересказа; анализировать и интерпретировать текст повести, выявляя способы выражения авторской позиции. | Подготовить сообщение на тему: «Петербург в произведениях А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя». | |||||
27 | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». | 1 | Урок форм-я и соверш-я знаний. | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект. Понятие о творческой манере писателя. | Знать:особенности стиля Н. В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Уметь:анализировать прозаическое произведение. | Читать повесть «Портрет». | |||||
28 | В. Ч.Н. В. Гоголь. «Портрет». | 1 | Урок усв-я нов знаний. | Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести | Знать:текст произведения.Уметь:анализировать прозаическое произведение на основе худ-го концепта и проблематики. | Ответить на вопросы. | |||||
29 | Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству Н. В. Гоголя. | Урок развития речи. | Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала | Уметь:определить основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; составить план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; аргументированно обосновать выбор жанра сочинения. | Написать сочинение. | ||||||
30 | К.Р.по русской литературе первой половины 19 века | 1 | Урок контроля | Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы | Знатьпройденный материал по русской литературе первой половины 19 века. | ||||||
Литература второй половиныXIXвека (63 + 7 р/р) | |||||||||||
31 | Обзор русской литературы второй половины XIX века. | 1 | Урок формирования знаний. | Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литер. критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция нац. театра. Мировое значение рус. классической литературы | Знать:основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе и искусстве второй половины XIX века; особенности русской литературной критики данного периода. Уметь:составлять синхронную историко – культурную таблицу. | Лекция. Доклад «И.А.Гончаров» | |||||
32 | И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. | 1 | Урок формирования знаний. | И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его соц и нрав-я проблематика | Знать:факты биографии писателя, особенности композиции, социально-нравственную проблематику романа. Уметь:готовить сообщение об основных этапах творчества писателя. | Читать роман 1 часть, вопросы к I – X главам | |||||
33 | Обломов – «коренной народный наш тип». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову. | Знать:содержание романа «Обломов», понятия «типичный герой», «диалектика». Уметь:давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера. | составить развёрнут. план «День Обломова». | |||||
34 | «Обломов» как роман о любви. | 1 | Урок форм-я и совер-я знаний. | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе. | Знать:содержание романа «Обломов». Уметь:составлять сравнительную характеристику героев. | тезисы «Обломов в оценке критиков» | |||||
35 | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике. | 1 | Комбинированный. | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в рус критике Обломов в оценке критиков Добролюбова и Дружинина | Знать:понятие «обломовщина». Уметь: находить признаки явления в жизни и в романе. | Доклад «А.Н.Островский» | |||||
36 | А. Н. Островский. Жизнь и творчество | 1 | Урок формирования знаний. | А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра». | Знать:основные этапы творческого пути А. Н. Островского, роль драматурга в создании русского нац театра.Уметь:сост-ть тезисный план или конспект лекции; выступать с сообщением на заданную тему; устанавливать ассоциативные связи худ. текста с произ-ми других видов искусства (театр | Лекция; читать драму «Гроза». | |||||
37 | Драма «Гроза». История создания, система образов. Своеобразие конфликта в драме «Гроза». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия драмы «Гроза» | Знать:историю создания пьесы «Гроза», особенности характеров персонажей пьесы, роль пейзажа в драме. Уметь:анализировать и интерпретировать текст пьесы, аргументир-но отвечать на вопросы проблемного характера | Закладки «Кабаниха», «Дикой», «Катерина», «Тихон», «Бор | |||||
38 | Город Калинов и его обитатели. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». | Знать:законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы.Уметь:владеть навыками краткого пересказа, позволя-го воссоздать образ города Калинова. | Заполнить таблицы. | |||||
39 | Протест Катерины против «тёмного царства». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Протест Катерины против «тёмного царства», сочетание в характере главной героини народно – поэтического и религиозного. Нравственная проблематика пьесы. | Знать:основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте;; в чём заключается нравственная проблематика «Грозы».Уметь:сравнивать действующих лиц пьесы, отмечая их сходство и различие; выразительно читать монологи и диалоги, инсценировать эпизоды пьесы; аргументированно отвечать на вопросы. | Выучить наизусть на выбор отрывок из драмы «Гроза»; стр. 124 – 126 читать. | |||||
40 | Споры критиков вокруг драмы «Гроза».». | 1 | Урок развития речи. | Споры критиков Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева вокруг драмы «Гроза». | Знать:содержание критических статей Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Уметь:составлять план и конспект критической статьи; сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины; аргум-но отвечать на поставленные вопросы проблемного характера. | Отобрать материал к сочинению | |||||
41 | Р. Р.
Подготовка к сочинению по драме А. Н. Островского «Гроза | 1 | Урок развития речи. | Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала | Уметь:определить основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; составить план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; аргументированно обосновать выбор жанра сочинения. | Написать сочинение. | |||||
42 | И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника | 1 | Урок формирования знаний. | И. С. Тургенев. Жизнь и творчество(с обобщением ранее изученного).. «Записки охотника» и их место в русской литературе | Знать: о личности и судьбе писателя, жанр записок, стиль писателя. Уметь: делать сообщение о писателе и его творчестве. | Читать роман (главы 1 – 11) | |||||
43 | И. С. Тургенев – создатель русского романа. «Отцы и дети». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | И. С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»: политическая борьба 60-х годов, положение пореформенной России; смысл названия, нравственная и философская проблематика романа | Знать:содержание текста романа. Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной Росси. Уметь:выявлять нравственную и философскую основу романа. | Закладки «Базаров», «Кирсановы». | |||||
44 | Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. Психологический портрет героя. Авторский замысел о Базарове как натуре могучей, но ограниченной естественнонаучными рамками | Знать:понятие духовный конфликт, текст произведения. Уметь:представлять психологические портреты героев, анализировать текст. | Таблица «Базаров и Кирсановы» | |||||
45 | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». Конфликт героев, общественные, культурные, духовные ориентиры «отцов» и «детей | Знать:понятия конфликт, идеологический конфликт, содержание текста. Уметь:анализировать текст, составлять сравнительную характеристику героев. | Закладки «Одинцова», «Катя», «Фенечка» | |||||
46 | Любовь в романе «Отцы и дети». | 1 | Урок усв-я нов. зн. | Любовь в романе «Отцы и дети». Базаров в ситуации русского человека на рандеву. | Знать:содержание текста, жизненную позицию Базарова. Уметь:показать, как проходит герой путь испытания любовью. | ||||||
47. | Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». | 1 | Комбинированный. | Анализ эпизода «Смерть Базарова». Сторонники и противники Базарова. Трагическое одиночество героя. Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». | Знать:позиции литературных критиков Н. Добролюбова, Д. Писарева. Уметь:представлять точки зрения литературных критиков и автора, строить рассуждение. | Выучить наизусть отрывок по выбору из романа | |||||
48 | Р. Р. Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». | 1 | Урок развития речи. | Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала | Уметь:осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно оформить текст. | Дописать сочинение | |||||
49-50. | Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике | 2 | Урок формирования знаний. | Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...» | Знать:о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, об эстетической концепции «чистого искусства», средствах выразительности и философском характере лирики.Уметь:анализировать текст в единстве формы и содержания. | лекция по биографии и творч-ву поэта. | |||||
51 | Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирич-го фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.» | Знать:разнообразие тематики стихотворений поэта. Уметь:анализировать лирические стихотворения. | наизусть стихотворение (на выбор). | |||||
52 | Любовная лирика Ф. И. Тютчева. | 1 | Комбинированный. | Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») | Знать:разнообразие тематики стихотворений поэта, его истории любви, самовыражения в поэзии. Уметь:анализировать любовные лирические стихотворения. | анализ стихотворения (на выбор) | |||||
53 | А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. | 1 | Урок формирования знаний. | А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др | Знать: о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, факты биографии поэта. Уметь:анализировать стихотворения. Раскрывать их философский характер. | наизусть стихотворение. | |||||
54 | Любовная лирика А. А. Фета. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Любовная лирика А. А. Фета«Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета | Знать:стихотворения о любви и понимать их. Уметь:анализировать стихотворения о любви, выявляя характерные особенности лирики. | анализ 2 – 3 стих-й Фета | |||||
55 | Р. Р. Сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. | 1 | Урок развития речи. | Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала | Уметь:самостоятельно анализировать лирические стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. | Написать сочинение. | |||||
56 | В. Ч.А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии. | 1 | Урок формирования знаний. | А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Фольклор., романтич. и историч. черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...» | Знать:основные вехи биографии, темы, мотивы, образы поэзии А. К. Толстого; в чём заключается художественное своеобразие любовной лирики поэта.Уметь:анализировать и интерпретировать стих-я А. К. Толстого, обращая внимание на особенности их поэтической символики; выраз-но читать стих-я. | Стр. 31 – 49 читать; выразительное чтение стихотворений. | |||||
57 | Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. | 1 | Урок формирования знаний. | Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др. | Знать: биографию Н. А. Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта. Уметь:строить сообщение о поэте, анализировать стихотворения поэта. | пересказ конспекта лекции | |||||
58 | Героическое и жертвенное в образе разночинца – народолюбца. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др. | Знать:основные мотивы лирики, новаторство поэта. Уметь:анализировать стихотворения поэта с точки зрения их идейного содержания и формы. | выразительное чтение стихотворений. | |||||
59 | Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» | Знать:суждения поэта о поэтическом труде в стихотворениях. Уметь:анализировать стихотворения. | наизусть стихотворение «Поэт и гражданин» | |||||
60 | Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. | 1 | Урок формирования знаний. | Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др. | Знать:какое развитие получила в лирике Н. А. Некрасова любовная тема; в чём заключается художественное своеобразие его «Панаевского» цикла.Уметь:анализировать и интерпретировать стих-я Н. А. Некрасова, обращая внимание на особенности их поэтической символики; выразительно читать стих-я, соблюдая нормы литер произношения. | Выучить наизусть одно стихотворение (на выбор). | |||||
61 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы | 1 | Урок формирования знаний. | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка». | Знать:историю создания поэмы, ее содержание и композицию. Уметь:определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней. | Читать 1 часть поэмы «Кому на Руси» | |||||
62 | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства | Знать:многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уметь:характеризовать героев. | Ответить на вопросы. | |||||
63 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». образ Гриши Добросклонова как народного заступника | Знать:содержание поэмы. Уметь:характеризовать образы обиженных людей и народных заступников в поэме. | Подготовить индивидуальное задание. | |||||
64 | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. | 1 | Комбинированный. | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. | Знать:фольклорную народную основу языка поэмы.Уметь:анализировать текст с точки зрения языковых особенностей. | Отобрать материал к сочинению | |||||
65 | Р. Р. Подготовка к сочинению по творчеству Н. А. Некрасова. | 1 | Урок развития речи. | Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала | Уметь:определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, отбирать материал для сочинения, составлять его развёрнутый план и следовать логике данного плана при написании работы. | Написать сочинение; прочитать сказки Сал- – Щедрина. | |||||
66 | М. Е. Салтыков – Щедрин. Жизнь и творчество. Сказки | 1 | Урок формирования знаний. | М. Е. Салтыков – Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова – Щедрина. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. | Знать:факты биографии писателя, особенности жанра, проблематику и поэтику сказок. Уметь:анализировать сказки, выявляя проблематику. | Читать роман «История одного города». | |||||
67-68 | В. Ч.Обзор романа М. Е. Салтыкова – Щедрина «История одного города». Образы градоначальников. | 2 | Урок формирования знаний. | роман М. Е. Салтыкова – Щедрина «История одного города» - ключевое произведение писателя. Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначал-ков, как намек на смену царей в рус. истории. терпение народа как нац. отрицательная черта. | Знать:Иметь представление о замысле, истории создания, жанре, композиции романа. Уметь делать индивидуальные сообщения о сатирических приёмах; определять особенности жанра, композиции, проблематику произведения, роль художественных средств в раскрытии его идейного содержания. | Подготовить сообщения о жизни и творчестве Л. Н. Толстого. | |||||
69 | Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. | 1 | Урок формирования знаний. | Л. Н. Тол стой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания, их отражения в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека | Знать:основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь:делать индивидуальные сообщения на заданную тему | Составить хронолог. таблицу жизни и творчества Толстого | |||||
70 | В. Ч.Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. Проблема истинных и ложных героев. Патриотизм истинный и патриотизм ложный. | Знать:историческую основу рассказов, понимать их патриотический смысл. Уметь:анализировать отдельные эпизоды. | Читать роман «Война и мир». | |||||
71 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. | 1 | Урок формирования знаний. | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало романа, вмещающее в себя аристократические устремления рус. патриархальной демократии | Знать:историю создания романа-эпопеи, смысл названия, жанровое своеобразие. Уметь:определять систему нравственных ценностей романа. | Пересказ лекции и материалов учебника; подготовиться к беседе. | |||||
72-73 | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. | 2 | Урок усвоения новых знаний. | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером, «диалектики души» в изображении П. Безухова. | Знать:внутренний монолог как приём психологической характеристики героя. Уметь:в ходе анализа характеризовать путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова; делать сравнительную характеристику героев, выявляя средства характеристики. | том 2, части 1-3; подготовить тест из 12 вопросов по тому 2. | |||||
74 | Женские образы в романе «Война и мир». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Женские образы в романе «Война и мир», нравственно-психологический облик героинь. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. | Знать: содержание текста, особенности изображения женских образов в романе, их внутреннего мира. Уметь:характеризовать женские образы, путь нравственных исканий Наташи Ростовой. | Подготовить материал о семье Ростовых и семье Болконских | |||||
75 | Семья Ростовых и семья Болконских. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Семья Ростовых и семья Болконских. Взаимоотношения в семье, отношение родителей к воспитанию детей, нравственные ценности. | Знать:о «мысли семейной в романе». Уметь:через анализ эпизодов сравнивать семьи Ростовых и Болконских, видеть, отношение родителей к воспитанию детей, нравст. цен-ти. | Подготовиться к беседе по вопросам. | |||||
76-77 | Тема народа в романе «Война и мир». | 2 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Тема народа в романе «Война и мир». Понятие «народная война», в чём видит Толстой величие русского народа; образы Щербатого и Каратаева- воплощение противоположных сторон русского национального характера. Философский смысл образа Платона Каратаева. Партизанское движение. | Уметь:видеть в ходе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война», в чём видит Толстой величие русского народа; понимать, что образы Щербатого и Каратаева- воплощение противоположных сторон русского национального характера | Составить план развёрнутого ответа «Народ в романе и сообщение по данной теме. Систематизировать материал по образам Наполеона и Кутузова. | |||||
78 | Кутузов и Наполеон. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Кутузов и Наполеон. Роль антитезы в изображении истинного и ложного патриотизма, подлинного величия Кутузова и тщеславия, безнравственности Наполеона | Знать:антитезу как центральный композиционный приём. Уметь: делать сопоставительную характеристику героев, определять роль личности в истории. | Пересмотреть том 4. | |||||
79 | Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа. | Знать:проблемы истинного и ложного героизма в романе. Уметь:во время анализа романа сравнивать жизнь и поступки героев. | Перечитать эпилог. | |||||
80 | Анализ эпизода из романа «Война и мир». | 1 | Практикум | Эпизод из романа «Война и мир». Эпилог. | Знать:особенности эпизода. Уметь:анализировать эпизод из прозаического произведения | Отобрать материал к сочинению | |||||
81 | Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Урок развития речи. | Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала | Уметь:определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, отбирать материал для сочинения, составлять его развёрнутый план и следовать логике данного плана при написании работы. | Написать сочинение | |||||
82 | Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. | 1 | Урок формирования знаний. | Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. | Знать:основные этапы жизни и творчества писателя, особенности творческого метода: полифонийность, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм.Уметь:выступать с сообщениями о писателе. | Стр. 236 – 245, читать роман «Преступление и наказание». | |||||
83 | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Образ Петербурга в русской литературе: «Медный всадник» Пушкина, «Невский проспект» Гоголя. Петербург Ф. М. Достоевского. Прием контраста в изображении Петербурга. | Знать:особенности изображения Петербурга в романе, о приеме контраста. Уметь:характеризовать Петербург на основе комментария текста, строить развернутые рассуждения. | пересказ на тему «Петербург Достоевского» | |||||
84-85 | История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе. | 2 | Урок формирования и совершенствования знаний. | История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. | Знать:историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию романа. Уметь:видеть в тексте художественные приемы создания образов. | Рассказ «история семейства Мармеладовых Перечитать главу 5 ч.3; главу 4 ч. 5; | |||||
86 | Теория Раскольникова. Истоки его бунта. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. | Знать:историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию.Уметь:выявлять в процессе анализа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его прест-ю, развенчание теории. | Закладки «Лужин», «Свидригайлов» | |||||
87 | «Двойники» Раскольникова. | 1 | Урок формирования знаний. | «Двойники» Раскольникова. Значение образов Лужина, Свидригайлова. Столкновение Раскольникова с этими героями. Крушение теории Раскольникова. | Знать:историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию.Уметь: Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, проследить, как в столкновениях с героями Раскольников обнаруживает крушение свей теории, её безнравственность, борьбу добра и зла в душе героя; понимать роль снов в раскрытии идеи романа. | Закладки «Раскольникова и Соня»; эпилог романа. | |||||
88 | Значение образа Сони Мармеладовой в романе. Р. Р. Подготовка к сочинению по роману «Преступление и наказание». | 1 | Комбинированный. | Значение образа Сони Мармеладовой в романе. Роль эпилога в романе. Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала | Знать:историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию.Уметь:определять в романе и в жизни Раскольникова место Сони Мармеладовой как ангела-хранителя. Уметь:определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; отбирать материал, составлять развёрнутый план и следовать логике плана при написании работы. | Написать сочинение; читать повесть «Очарованный странник». | |||||
89 90 | Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. | 2 | Урок формирования знаний. | Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании. | Знать:факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.Уметь:делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения худ своеобразия.Уметь:определять тему и идею повести, жанровые особенности произведения, давать характеристику главному герою повести. | Сообщение «Судьба И.Флягина». читать «Тупейный художник» | |||||
91 | Н.С.Лесков. Рассказ «Тупейный художник».. | 1 | Комбинированный. | Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа. | Уметь: делать наблюдения над речью героя, внешним обликом, поведением. Выделяя художественные детали описания. | Прочитать «Леди Макбет…». | |||||
92 | В. Ч.Катерина Кабанова («Гроза») и Катерина Измайлова («Леди Макбет…») | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). | Уметь:сопоставлять героинь произведений, анализировать эпизоды, работать над содержанием произведений. | прочитать рассказ «Человек в футляре». | |||||
93 | А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80 – 90 – х годов. «Человек в футляре». | 1 | Урок формирования знаний. | А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Жанры: сценки, анекдот, пародия. Особенности рассказов 80 – 90 – х годов. «Человек в футляре». | Знать:жизненный и творческий путь А. П. Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества. Уметь: делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать рассказы художественного своеобразия. | Читать рассказ (на выбор) 90-х годов. | |||||
94 | Проблематика и поэтика рассказов 90 – х годов. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Проблематика и поэтика рассказов 90 – х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» | Знать:текст рассказов. Уметь:анализировать,отвечать на поставленные вопросы, читать выразительно отрывки из рассказов. | читать рассказ «Ионыч». | |||||
95 | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». Принцип нисходящего развития личности, роль детали в характеристике персонажей, в идейном содержании произведения | Знать:текст рассказа. Уметь:раскрывать проблематику истинных и ложных ценностей, выявлять принцип нисходящего развития личности. | сочинение-миниатюра«Есть ли наст-я жизнь в рас-зе «Ионыч». | |||||
96 | Особенности драматургии А. П. Чехова. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Особенности драматургии А. П. Чехова. жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей. роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. «Подводное течение» пьес Ч. | Знать:особенности драматургии Чехова. Уметь:определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей. | Читать «Вишневый сад» | |||||
97 | «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда. Раневская, Гаев, Лопахин, Петя, Аня. | Знать:особенности драматургии Чехова. Уметь:определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей. | Сообщение «Старые и новые владельцы сада» | |||||
98 | Символ сада в комедии «Вишнёвый сад». | 1 | Комбинированный. | Символ сада в комедии «Вишнёвый сад». Своеобразие чеховского стиля. | Знать:особенности драматургии Чехова. Уметь:определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей. | Подготовиться к сочинению | |||||
99 | Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Урок развития речи. | Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала | Уметь:определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, отбирать материал для сочинения, составлять его развёрнутый план и следовать логике данного плана при написании работы. | Написать сочинение | |||||
100 | К.Р.по русской литературе второй половины 19 века | 1 | Урок контроля. | Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы | Знатьпройденный материал по русской литературе второй половины 19 века. | . | |||||
Из литературы народов России (1 час) | |||||||||||
101 | В. Ч.К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. | Знать:факты биографии писателя, специфику художественной образности. Уметь:анализировать стихотворения с точки зрения проблематики и художественного своеобразия. | Подготовить анализ стихотворения (на выбор). | |||||
Из зарубежной литературы (2 часа) | |||||||||||
102 | В. Ч.«Вечные вопросы в зарубежной литературе. Психологическая новелла Ги де Мопассана «Ожерелье». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | «Вечные вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм, символизм в зарубежной литературе. Психологическая новелла Ги де Мопассана «Ожерелье».особенности композиции, систему её образов. | Знать:факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. Уметь:делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия. | Подготовить выразительное чтение стихотворения «Пьяный корабль». | |||||
103 | В. Ч.Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом». Артюр Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом». Особенности конфликта драмы. Образ Норы. Артюр Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». | Знать:факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.Уметь:делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия. | Подготовить сообщения. | |||||
Итоговые уроки (2 часа) | |||||||||||
104-105 | Итоговые уроки. Нравственные уроки русской литературы XIX века. | 2 | Повторительно – обобщающий урок. | Развернутые ответы на проблемные вопросы. Литература на лето. | Уметь:находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её и выступать с сообщением на заданную тему; участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения с учётом мнения оппонентов. | ||||||