Меню

Рабочая программа по литературе 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
 10 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стан-
 дарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе
 для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухи-
 на; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2009).

Авторская программа полностью соответствует Федеральному компоненту государственного
 стандарта.

Виды контроля

Промежуточный:

устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, худо-
 жественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической
 статьи;

выразительное чтение текста художественного произведения;

заучивание наизусть стихотворных текстов;

устный или письменный ответ на вопрос;

устное словесное рисование;

комментированное чтение;

характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художествен-
 ных произведений;

установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и
 жанру;

анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные
 средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскры-
 тии идейно-тематического содержания произведения;

подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым
 художественным произведением;

работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и ме-
 муарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);

составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге,
 фильму, спектаклю;

создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;

участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки
 зрения с учётом мнения оппонентов.

Итоговый:

написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

творческий зачёт;

защита проектов.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

Знать/понимать:

-           образную природу словесного искусства;

-           содержание изученных литературных произведений;

-           основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

-           основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных         направлений;

-           основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

-           воспроизводить содержание литературного произведения;

-           анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по

истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов,        особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой про-

изведения;

-           соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать

конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с

литературным направлением эпохи;

-           определять род и жанр произведения;

-           выявлять авторскую позицию;

-           выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы        литературного произношения;

-           аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

-           писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные

темы.

На изучение литературы в 10 классе отводится  105 часов (3 часа в неделю)

Итого:

На изучение материала – 93 часа, на развитие речи – 12 часов.

Тестов – 10.

Сочинений – 10.

Контрольных работ – 2.

ИКТ – 19.

Используемая литература:

  • Литература 10 класс две части. В. И. Коровина. Просвещение 2007г.
  • Поурочные разработки по литературе 10 класс. Н. В. Егорова, И. В. Золотарёва.                                          Москва. «ВАКО» 2007.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

Разделы и темы

программы

Колчас

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Домашнее

задание

Дата

проведения

Коррек

тировка

Введение (2 часа)


1-

2.

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.
2
Урок формирования знаний.
Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века, основные произведения писателей русской литературы 19 века. Принадлежность отдельных произ-ий к литер-ым направлениям.
Знать:основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи.
Уметь:составлять тезисный план или конспект лекции учителя.
 устное выступление по теме.


Литература первой половиныXIXвека (22 + 6 р/р )


3

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина.
1
Урок усвоения новых знаний.
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и её национально – историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историч. концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии
Знать:о художественных открытиях А. С. Пушкина.
Уметь:анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину.
Сообщение  «Мой Пушкин».


4

Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок.
1
Урок усвоения новых знаний
Романтическая лирика Пушкина периода южной и михайловской ссылок. «Погасло дневное светило», «Подражание Корану», «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление
Знать: основные мотивы, «вечные темы», романтическую лирику.
Уметь:анализировать стихотворения с учетом художественных приёмов поэта, идеи и темы.
Выразительное чтение, отзыв.


5

Тема поэта и поэзии        в лирике А.С.Пушкина.
1
Урок усвоения новых знаний
Тема поэта и поэзии        в лирике А.С.Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»
Знать:взгляды А. С. Пушкина на назначение поэта и поэзии.
Уметь:анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции.
наизусть


6

Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина.
1
Урок усвоения новых знаний.
Эволюция темы свободы и рабства в лирике Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти».
Знать:основные этапы эволюции темы свободы в творчестве А. С. Пушкина: от осознания необходимости общественной свободы, «вольности святой» в ранней лирике до понимания свободы как личной независимости в позднем творчестве.Уметь:анализировать и интерпретировать стих-я, учитывая символику аллегорических образов; выразительно читать стих-я, соблюдая нормы литер произношения; выступать с сообщением на литер тему.
Выразительное чтение, отзыв


7

Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти.
1
Урок усвоения новых знаний
Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Элегия», «Вновь я посетил», «Отцы пустынники и жены непорочны».
Знать:какое воплощение в творчестве А. С. Пушкина получили «вечные темы», почему поэт обратился к их религиозно – философскому осмыслению.Уметь:анализировать и интерпретировать стих-я с позиции их рел-зно – философского осмысления; сравнивать художественные произведения и внетекстовые материалы; выразительно читать стих-я, соблюдая нормы литер. произношения.
доклады


8

Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по лирике А. С. Пушкина.
1
Урок развития речи.
Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала.
Уметь: создавать сочинение проблемного характера; обосновывать свое высказывание.
Доработать сочинение.


9

Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник».
1
Урок формирования знаний
Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека».
Знать:идейно – худ. особенности поэмы «Медный всадник», понимать в чём заключается своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения; какое развитие получила тема «маленького человека»; каково значение творчества А. С. Пушкина для русской и мировой культуры.Уметь:анализировать и интерпретировать произведение, выявляя способы выражения авторской позиции, определяя роль худ. символики в раскрытии идеи «Медного всадника» и знаменитый памятник Петру Первому работы Фальконе, подчёркивая доминанту каждого образа.
Читать поэму.


10

11

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме.
Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России.
2

Урок формирования и совершенствования знаний

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме.Соц-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России. Идейно-худ роль элемен-в сюжета, композиции, системы образов и изобр-выр-х средств языка
Знать:приемы создания образов в поэме.
Уметь:раскрыть конфликт личности и государства.
Подготовить материал об образе Петра I.
Отобрать материал к сочинению.


12

Р. Р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.
1
Урок развития речи.
Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала
Уметь: создавать сочинение проблемного характера; обосновывать свое высказывание.
Доработать сочинение.


13

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики.
1
Урок формирования знаний.
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой». Романтизм и реализм в творчестве поэта
Знать:знать основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова, понимать, в чём заключается своеобразие его художественного мира, как соотносятся в нём романтические и реалистические традиции.Уметь:анализировать и интерпретировать стихотворения, выраз-но читать их, соблюдая нормы литер произнош-я.
Доклады , презентации по теме


14

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова.
1
Урок усвоения новых знаний.
Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») ;
Знать:стихотворения по теме, приёмы изображения в лирике поэта.Уметь:анализ-ть и интерпретировать стих-я, выразительно читать их, соблюдая нормы литер произношения.
Наизусть.


15-16

Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова.
2
Урок усвоения новых знаний.
Тема жизни и смерти в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание».
Знать:стихотворения по теме, приемы изображения жизни и смерти в лирике поэта.
Уметь:производить идейно-тематический анализ, понимать логику истории и развития связей человека и природы.
Выразительное чтение стихотворений.


17-18

Философские мотивы лирики Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен» как выражение мироощущения поэта.
2
Урок усвоения новых знаний.
Философские мотивы лирики Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармонич и прекрасном в мире челов-х отношений. «Выхожу один я на дорогу»
Знать:философские мотивы лирики М.  Ю. Лермонтова, стихотворения на тему Родины, их философский смысл.
Уметь:анализировать стихотворения по теме, сравнивать произведения по теме в разные периоды творчества поэта.
Анализ стихотворения.


19-20

В. Ч.Адресаты любовной лирики Лермонтова
2
Урок усвоения новых знаний.
Адресаты любовной лирики Лермонтова. «Я не унижусь пред тобою», «На светские цепи», «А. О. Смирновой», «Нет, не тебя так пылко я люблю»
Знать: произведения по теме, соотношение темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова и А. С. Пушкина.
Уметь:анализировать и соотносить стихотворения поэтов по данной тематике.
Сообщения.
Письменный анализ стих-я


21-22

Р. Р. Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова.
2
Урок развития речи.
Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала
Уметь: создавать сочинение проблемного характера; обосновывать свое высказывание.
Доработать сочинение.
Доклады.


23

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
1
Урок формирования знаний.
Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».»
Знать:историю создания повестей.
Уметь:владеть навыками краткого пересказа; анализировать текст, выявляя способы выражения авторской позиции.
Сообщения о любимом произведении


24

Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород».
1
Урок формирования и соверш-я знаний.
Сатирическое и эпикодраматическое начало всборнике «Миргород
Знать:текст произведения.
Уметь:анализировать  произведение.
Сообщения «Образ «мален человека в тв-ве А. С. Пушкина».


25

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя.
1
Урок форм-я и соверш-я знаний.
«Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях».
Знать:содержание «Петербургские повести».
Уметь:анализировать текст произведения.
Читать «Невский проспект».


26

Н. В. Гоголь. «Невский проспект»..
1
Урок усвоения новых знаний.
Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода.
Знать:знать содержание повести «Невский проспект», характерные черты образа Петербурга в произведениях Гоголя и Пушкина, понимать, в чём заключается своеобразие стиля Гоголя, как соотносятся в его творчестве трагедийность  и комизм, лирика и сатира.
Уметь:устно нарисовать картину Невского проспекта, владеть навыками краткого пересказа; анализировать и интерпретировать текст повести, выявляя способы выражения авторской позиции.
Подготовить сообщение на тему: «Петербург в произведениях А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя».


27

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».
1
Урок форм-я и соверш-я знаний.
Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект. Понятие о творческой манере писателя.
Знать:особенности стиля Н. В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Уметь:анализировать прозаическое произведение.
Читать повесть «Портрет».


28

В. Ч.Н. В. Гоголь. «Портрет».
1
Урок усв-я нов знаний.
Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести
Знать:текст произведения.Уметь:анализировать прозаическое произведение на основе худ-го концепта и проблематики.
Ответить на вопросы.


29

Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству Н. В. Гоголя.

Урок развития речи.
Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала
Уметь:определить основную мысль сочинения в  соответствии с заданной темой; составить план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; аргументированно обосновать выбор жанра сочинения.
Написать сочинение.


30

К.Р.по русской литературе первой половины 19 века
1
Урок контроля
Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы
Знатьпройденный материал по русской литературе первой половины 19 века.



Литература второй половиныXIXвека (63 + 7 р/р)


31

Обзор русской литературы второй половины XIX века.
1
Урок формирования знаний.
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литер. критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция нац. театра. Мировое значение рус. классической литературы
Знать:основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе и искусстве второй половины XIX века; особенности русской литературной критики данного периода.
Уметь:составлять синхронную историко – культурную таблицу.
Лекция. Доклад «И.А.Гончаров»


32

И. А. Гончаров.  Жизнь и творчество.
1
Урок формирования знаний.
И. А. Гончаров.  Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа. Его соц и нрав-я проблематика
Знать:факты биографии писателя, особенности композиции, социально-нравственную проблематику романа.
Уметь:готовить сообщение об основных этапах творчества писателя.
Читать роман 1 часть, вопросы к I – X главам


33

Обломов – «коренной народный наш тип».
1
Урок усвоения новых знаний.
Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову.
Знать:содержание романа «Обломов», понятия «типичный герой», «диалектика».
Уметь:давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера.
составить развёрнут. план «День Обломова».


34

«Обломов» как роман о любви.
1
Урок форм-я и совер-я знаний.
«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.
Знать:содержание романа «Обломов».
Уметь:составлять сравнительную характеристику героев.
тезисы «Обломов в оценке критиков»


35

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике.
1
Комбинированный.
«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в рус критике Обломов в оценке критиков Добролюбова и Дружинина
Знать:понятие «обломовщина».
Уметь: находить признаки явления в жизни и в романе.
Доклад «А.Н.Островский»


36

А. Н. Островский. Жизнь и творчество
1
Урок формирования знаний.
А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра».
Знать:основные этапы творческого пути А. Н. Островского, роль драматурга в создании русского нац театра.Уметь:сост-ть тезисный план или конспект лекции; выступать с сообщением на заданную тему; устанавливать ассоциативные связи худ. текста с произ-ми других видов искусства (театр
Лекция; читать драму «Гроза».


37

Драма «Гроза». История создания, система образов. Своеобразие конфликта в драме «Гроза».
1
Урок усвоения новых знаний.
Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия драмы «Гроза»
Знать:историю создания пьесы «Гроза», особенности характеров персонажей пьесы, роль пейзажа в драме. Уметь:анализировать и интерпретировать текст пьесы, аргументир-но отвечать на вопросы проблемного характера
Закладки «Кабаниха», «Дикой», «Катерина», «Тихон», «Бор


38

Город Калинов и его обитатели.
1
Урок усвоения новых знаний.
Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства».
Знать:законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы.Уметь:владеть навыками краткого пересказа, позволя-го воссоздать образ города Калинова.
Заполнить таблицы.


39

Протест Катерины против «тёмного царства».
1
Урок усвоения новых знаний.
Протест Катерины против «тёмного царства»,  сочетание  в характере главной героини народно – поэтического и религиозного. Нравственная проблематика пьесы.
Знать:основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте;; в чём заключается нравственная проблематика «Грозы».Уметь:сравнивать действующих лиц пьесы, отмечая их сходство и различие; выразительно читать монологи и диалоги, инсценировать эпизоды пьесы; аргументированно отвечать на вопросы.
Выучить наизусть на выбор отрывок из драмы «Гроза»; стр. 124 – 126 читать.


40

Споры критиков вокруг драмы «Гроза».».
1
Урок развития речи.
Споры критиков Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева вокруг драмы «Гроза».
Знать:содержание критических статей Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева.
Уметь:составлять план и конспект критической статьи; сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины; аргум-но отвечать на поставленные вопросы проблемного характера.
Отобрать материал к сочинению


41

Р. Р. Подготовка к сочинению по драме А. Н. Островского «Гроза
1
Урок развития речи.
Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала
Уметь:определить основную мысль сочинения в  соответствии с заданной темой; составить план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; аргументированно обосновать выбор жанра сочинения.
Написать сочинение.


42

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника
1
Урок формирования знаний.
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество(с обобщением ранее изученного).. «Записки охотника» и их место в русской литературе
Знать: о личности и судьбе писателя, жанр записок, стиль писателя.
Уметь: делать сообщение о писателе и его творчестве.
Читать роман (главы 1 – 11)


43

И. С. Тургенев – создатель русского романа. «Отцы и дети».
1
Урок усвоения новых знаний.
И. С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»: политическая борьба 60-х годов, положение пореформенной России; смысл названия, нравственная и философская проблематика романа
Знать:содержание текста романа. Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной Росси.
Уметь:выявлять нравственную и философскую основу романа.
Закладки «Базаров», «Кирсановы».


44

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя.
1
Урок усвоения новых знаний.
Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. Психологический портрет героя. Авторский замысел о Базарове как натуре могучей, но ограниченной естественнонаучными рамками
Знать:понятие духовный конфликт, текст произведения.
Уметь:представлять психологические портреты героев, анализировать текст.
Таблица «Базаров и Кирсановы»


45

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети».
1
Урок усвоения новых знаний.
«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». Конфликт героев, общественные, культурные, духовные ориентиры «отцов» и «детей
Знать:понятия конфликт, идеологический конфликт, содержание текста.
Уметь:анализировать текст, составлять сравнительную характеристику героев.
Закладки «Одинцова», «Катя», «Фенечка»


46

Любовь в романе «Отцы и дети».
1
Урок усв-я нов. зн.
Любовь в романе «Отцы и дети». Базаров в ситуации русского человека на рандеву.
Знать:содержание текста, жизненную позицию Базарова. Уметь:показать, как проходит герой путь испытания любовью.



47.

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».
1
Комбинированный.
Анализ эпизода «Смерть Базарова». Сторонники и противники Базарова. Трагическое одиночество героя. Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».
Знать:позиции литературных критиков Н. Добролюбова, Д. Писарева.
Уметь:представлять точки зрения литературных критиков и автора, строить рассуждение.
Выучить наизусть отрывок по выбору из романа


48

Р. Р. Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
1
Урок развития речи.
Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала
Уметь:осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно оформить текст.
Дописать сочинение


49-50.

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике
2
Урок формирования знаний.
Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...»
Знать:о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, об эстетической концепции «чистого искусства», средствах выразительности и философском характере лирики.Уметь:анализировать текст в единстве формы и содержания.
лекция по биографии и творч-ву поэта.


51

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева.
1
Урок усвоения новых знаний.
Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирич-го фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.»
Знать:разнообразие тематики стихотворений поэта.
Уметь:анализировать лирические стихотворения.
наизусть стихотворение (на выбор).


52

Любовная лирика Ф. И. Тютчева.
1
Комбинированный.
Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»)
Знать:разнообразие тематики стихотворений поэта, его истории любви, самовыражения в поэзии.
Уметь:анализировать любовные лирические стихотворения.
анализ  стихотворения (на выбор)


53

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.
1
Урок формирования знаний.
А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др
Знать: о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, факты биографии поэта.
Уметь:анализировать стихотворения. Раскрывать их философский характер.
наизусть стихотворение.


54

Любовная лирика А. А. Фета.
1
Урок усвоения новых знаний.
Любовная лирика А. А. Фета«Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета
Знать:стихотворения о любви и понимать их.
Уметь:анализировать стихотворения о любви, выявляя характерные особенности лирики.
анализ 2 – 3 стих-й Фета


55

Р. Р. Сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
1
Урок развития речи.
Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала
Уметь:самостоятельно анализировать лирические стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
Написать сочинение.


56

В. Ч.А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии.
1
Урок формирования знаний.
А. К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Фольклор., романтич. и историч. черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»
Знать:основные вехи биографии, темы, мотивы, образы поэзии А. К. Толстого; в чём заключается художественное своеобразие любовной лирики поэта.Уметь:анализировать и интерпретировать стих-я А. К. Толстого, обращая внимание на особенности их поэтической символики; выраз-но читать стих-я.
Стр. 31 – 49 читать; выразительное чтение стихотворений.


57

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество.
1
Урок формирования знаний.
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др.
Знать: биографию Н. А. Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта.
Уметь:строить сообщение о поэте, анализировать стихотворения поэта.
пересказ конспекта лекции


58

Героическое и жертвенное в образе разночинца – народолюбца.
1
Урок усвоения новых знаний.
Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.
Знать:основные мотивы лирики, новаторство поэта.
Уметь:анализировать стихотворения поэта с точки зрения их идейного содержания и формы.
выразительное чтение стихотворений.


59
Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу.
1
Урок усвоения новых знаний.
Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин»
Знать:суждения поэта о поэтическом труде в стихотворениях.
Уметь:анализировать стихотворения.
наизусть стихотворение «Поэт и гражданин»


60

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова.
1
Урок формирования знаний.
Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др.
Знать:какое развитие получила в лирике Н. А. Некрасова любовная тема; в чём заключается художественное своеобразие его «Панаевского» цикла.Уметь:анализировать и интерпретировать стих-я Н. А. Некрасова, обращая внимание на особенности их поэтической символики; выразительно читать стих-я, соблюдая нормы литер произношения.
Выучить наизусть одно стихотворение (на выбор).


61

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы
1
Урок формирования знаний.
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».
Знать:историю создания поэмы, ее содержание и композицию.
Уметь:определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней.
Читать 1 часть поэмы «Кому на Руси»


62

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
1
Урок усвоения новых знаний.
Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства
Знать:многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Уметь:характеризовать героев.
Ответить на вопросы.


63

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
1
Урок усвоения новых знаний.
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». образ Гриши Добросклонова как народного заступника
Знать:содержание поэмы.
Уметь:характеризовать образы обиженных людей и народных заступников в поэме.
Подготовить индивидуальное задание.


64

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.
1
Комбинированный.
Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.
Знать:фольклорную народную основу языка поэмы.Уметь:анализировать текст с точки зрения языковых особенностей.
Отобрать материал к сочинению


65

Р. Р. Подготовка к сочинению по творчеству Н. А. Некрасова.
1
Урок развития речи.
Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала
Уметь:определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, отбирать материал для сочинения, составлять его развёрнутый план и следовать логике данного плана при написании работы.
Написать сочинение; прочитать сказки Сал- – Щедрина.


66

М. Е. Салтыков – Щедрин. Жизнь и творчество. Сказки
1
Урок формирования знаний.
М. Е. Салтыков – Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова – Щедрина. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Знать:факты биографии писателя, особенности жанра, проблематику и поэтику сказок.
Уметь:анализировать сказки, выявляя проблематику.
Читать роман «История одного города».


67-68

В. Ч.Обзор романа М. Е. Салтыкова – Щедрина «История одного города».
Образы градоначальников.
2
Урок формирования знаний.
 роман М. Е. Салтыкова – Щедрина «История одного города» - ключевое произведение писателя. Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначал-ков, как намек на смену царей в рус. истории. терпение народа как нац. отрицательная черта.
Знать:Иметь представление о замысле, истории создания, жанре, композиции романа.
Уметь делать индивидуальные сообщения о сатирических приёмах; определять особенности жанра, композиции, проблематику произведения, роль художественных средств в раскрытии его идейного содержания.
Подготовить сообщения о жизни и творчестве Л. Н. Толстого.


69

Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания.
1
Урок формирования знаний.
Л. Н. Тол стой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания, их отражения в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека
Знать:основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий.
Уметь:делать индивидуальные сообщения на заданную тему
Составить хронолог. таблицу жизни и творчества  Толстого


70

В. Ч.Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.
1
Урок усвоения новых знаний.
Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. Проблема истинных и ложных героев. Патриотизм истинный и патриотизм ложный.
Знать:историческую основу рассказов, понимать их патриотический смысл.
Уметь:анализировать отдельные эпизоды.
Читать роман «Война и мир».


71

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.
1
Урок формирования знаний.
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало романа, вмещающее в себя аристократические устремления рус. патриархальной демократии
Знать:историю создания романа-эпопеи, смысл названия, жанровое своеобразие.
Уметь:определять систему нравственных ценностей романа.
Пересказ лекции и материалов учебника; подготовиться к беседе.


72-73

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.
2
Урок усвоения новых знаний.
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером, «диалектики души» в изображении П. Безухова.
Знать:внутренний монолог как приём психологической характеристики героя.
Уметь:в ходе анализа характеризовать путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова; делать сравнительную характеристику героев, выявляя средства характеристики.
 том 2, части 1-3; подготовить тест из 12 вопросов по тому 2.


74

Женские образы в романе «Война и мир».
1
Урок усвоения новых знаний.
Женские образы в романе «Война и мир», нравственно-психологический облик героинь. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи.
Знать: содержание текста, особенности изображения женских образов в романе, их внутреннего мира.
Уметь:характеризовать женские образы, путь нравственных исканий Наташи Ростовой.
Подготовить материал  о семье Ростовых и семье Болконских


75

Семья Ростовых и семья Болконских.
1
Урок усвоения новых знаний.
Семья Ростовых и семья Болконских. Взаимоотношения в семье, отношение родителей к воспитанию детей, нравственные ценности.
Знать:о «мысли семейной в романе».
Уметь:через анализ эпизодов сравнивать семьи Ростовых и  Болконских, видеть, отношение родителей к воспитанию детей, нравст. цен-ти.
Подготовиться к беседе по вопросам.


76-77

Тема народа в романе «Война и мир».
2
Урок формирования и совершенствования знаний.
Тема народа в романе «Война и мир». Понятие «народная война», в чём видит Толстой величие русского народа; образы Щербатого и Каратаева- воплощение противоположных сторон русского национального характера. Философский смысл образа Платона Каратаева. Партизанское движение.
Уметь:видеть в ходе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война», в чём видит Толстой величие русского народа; понимать, что образы Щербатого и Каратаева- воплощение противоположных сторон русского национального характера
Составить план развёрнутого ответа «Народ в романе  и сообщение по данной теме.
Систематизировать материал по образам Наполеона и Кутузова.


78

Кутузов и Наполеон.
1
Урок усвоения новых знаний.
Кутузов и Наполеон. Роль антитезы в изображении истинного и ложного патриотизма, подлинного величия Кутузова и тщеславия, безнравственности Наполеона
Знать:антитезу как центральный композиционный приём.
Уметь: делать сопоставительную характеристику героев, определять роль личности в истории.
Пересмотреть том 4.


79

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».
1
Урок усвоения новых знаний.
Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа.
Знать:проблемы истинного и ложного героизма в романе.
Уметь:во время анализа романа сравнивать жизнь и поступки героев.
Перечитать эпилог.


80

Анализ эпизода из романа «Война и мир».
1
Практикум
Эпизод из романа «Война и мир».
Эпилог.  
Знать:особенности эпизода.
Уметь:анализировать эпизод из прозаического произведения
Отобрать материал к сочинению


81

Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению.
1
Урок развития речи.
Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала
Уметь:определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, отбирать материал для сочинения, составлять его развёрнутый план и следовать логике данного плана при написании работы.
Написать сочинение


82

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба.
1
Урок формирования знаний.
Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды.
Знать:основные этапы жизни и творчества писателя, особенности творческого метода: полифонийность, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм.Уметь:выступать с сообщениями о писателе.
Стр. 236 – 245, читать роман «Преступление и наказание».


83

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского.
1
Урок усвоения новых знаний.
Образ Петербурга в русской литературе: «Медный всадник» Пушкина, «Невский проспект» Гоголя. Петербург Ф. М. Достоевского. Прием контраста в изображении Петербурга.
Знать:особенности изображения Петербурга в романе, о приеме контраста.
Уметь:характеризовать Петербург на основе комментария текста, строить развернутые рассуждения.
пересказ на тему «Петербург Достоевского»


84-85

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе.
2
Урок формирования и совершенствования знаний.
История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.
Знать:историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию романа.
Уметь:видеть в тексте художественные приемы создания образов.
Рассказ «история семейства Мармеладовых
Перечитать главу 5 ч.3; главу 4 ч. 5;


86

Теория Раскольникова. Истоки его бунта.
1
Урок усвоения новых знаний.
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.
Знать:историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию.Уметь:выявлять в процессе анализа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его прест-ю, развенчание теории.
Закладки «Лужин», «Свидригайлов»


87

«Двойники» Раскольникова.
1
Урок формирования знаний.
«Двойники» Раскольникова. Значение образов Лужина, Свидригайлова. Столкновение Раскольникова с этими героями. Крушение теории Раскольникова.
Знать:историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию.Уметь: Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, проследить, как в столкновениях с героями Раскольников обнаруживает крушение свей теории, её безнравственность, борьбу добра и зла в душе героя; понимать роль снов в раскрытии идеи романа.
Закладки «Раскольникова и Соня»; эпилог романа.


88

Значение образа Сони Мармеладовой в романе.
Р. Р. Подготовка к сочинению по роману «Преступление и наказание».
1
Комбинированный.
Значение образа Сони Мармеладовой в романе. Роль эпилога в романе.
Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала
Знать:историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию.Уметь:определять в романе и в жизни Раскольникова место Сони Мармеладовой как ангела-хранителя.
Уметь:определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; отбирать материал, составлять развёрнутый план и следовать логике плана при написании работы.
Написать сочинение; читать повесть «Очарованный странник».


89

90

Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин.
2
Урок формирования знаний.
Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.
Знать:факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.Уметь:делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения худ своеобразия.Уметь:определять тему и идею повести, жанровые особенности произведения, давать характеристику главному герою повести.
Сообщение «Судьба И.Флягина». читать «Тупейный художник»


91

Н.С.Лесков. Рассказ «Тупейный художник»..
1
Комбинированный.
Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.
Уметь: делать наблюдения над речью героя, внешним обликом, поведением. Выделяя художественные детали описания.
Прочитать «Леди Макбет…».


92

В. Ч.Катерина Кабанова («Гроза») и Катерина Измайлова («Леди Макбет…»)
1
Урок усвоения новых знаний.
Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).
Уметь:сопоставлять героинь произведений, анализировать эпизоды, работать над содержанием произведений.
прочитать рассказ «Человек в футляре».


93

А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80 – 90 – х годов. «Человек в футляре».
1
Урок формирования знаний.
А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Жанры: сценки, анекдот, пародия. Особенности рассказов 80 – 90 – х годов. «Человек в футляре».
Знать:жизненный и творческий путь А. П. Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества.
Уметь: делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать рассказы художественного своеобразия.
Читать рассказ (на выбор) 90-х годов.


94

Проблематика и поэтика рассказов 90 – х годов.
1
Урок усвоения новых знаний.
Проблематика и поэтика рассказов 90 – х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»
Знать:текст рассказов.
Уметь:анализировать,отвечать на поставленные вопросы, читать выразительно отрывки из рассказов.
читать рассказ «Ионыч».


95

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».
1
Урок усвоения новых знаний.
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». Принцип нисходящего развития личности, роль детали в характеристике персонажей, в идейном содержании произведения
Знать:текст рассказа.
Уметь:раскрывать проблематику истинных и ложных ценностей, выявлять принцип нисходящего развития личности.
сочинение-миниатюра«Есть ли наст-я жизнь в рас-зе «Ионыч».


96

Особенности драматургии А. П. Чехова.
1
Урок усвоения новых знаний.
Особенности драматургии А. П. Чехова. жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей. роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. «Подводное течение» пьес Ч.
Знать:особенности драматургии Чехова.
Уметь:определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей.
Читать «Вишневый сад»


97

«Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов.
1
Урок усвоения новых знаний.
«Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда. Раневская, Гаев, Лопахин, Петя, Аня.
Знать:особенности драматургии Чехова.
Уметь:определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей.
Сообщение «Старые и новые владельцы сада»


98

Символ сада в комедии «Вишнёвый сад».
1
Комбинированный.
Символ сада в комедии «Вишнёвый сад». Своеобразие чеховского стиля.
Знать:особенности драматургии Чехова.
Уметь:определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей.
Подготовиться к сочинению


99

Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению.
1
Урок развития речи.
Обсуждение темы сочинения, составление плана, отбор материала
Уметь:определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, отбирать материал для сочинения, составлять его развёрнутый план и следовать логике данного плана при написании работы.
Написать сочинение


100

К.Р.по русской литературе второй половины 19 века
1
Урок контроля.
Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы
Знатьпройденный материал по русской литературе второй половины 19 века.
.


Из литературы народов России (1 час)


101

В. Ч.К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».
1
Урок усвоения новых знаний.
К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».  Изображение тяжелой жизни простого народа.
Знать:факты биографии писателя, специфику художественной образности.
Уметь:анализировать стихотворения   с точки зрения проблематики и художественного своеобразия.
Подготовить анализ стихотворения (на выбор).


Из зарубежной литературы (2 часа)


102

В. Ч.«Вечные вопросы в зарубежной литературе. Психологическая новелла Ги де Мопассана «Ожерелье».
1
Урок усвоения новых знаний.
«Вечные вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм, символизм в зарубежной литературе. Психологическая новелла Ги де Мопассана «Ожерелье».особенности композиции, систему её образов.
Знать:факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.
Уметь:делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия.
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Пьяный корабль».


103

В. Ч.Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом».
Артюр Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль».
1
Урок усвоения новых знаний.
Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом». Особенности конфликта драмы. Образ Норы. Артюр Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль».
Знать:факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни.Уметь:делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия.
Подготовить сообщения.


Итоговые уроки (2 часа)


104-105

Итоговые уроки. Нравственные уроки русской литературы XIX века.
2
Повторительно – обобщающий урок.
Развернутые ответы на проблемные вопросы. Литература на лето.
Уметь:находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её и выступать с сообщением на заданную тему; участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения с учётом мнения оппонентов.