Рабочая программа по краеведению в 8 классе

Загрузка ...

Пояснительная записка

 

Рабочая программа курса «Культура края» разработана на основе авторской программы для 8 класса общеобразовательных школ (авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.)

Рабочая учебная программа по курсу «Культура края» предназначена для обучающихся 8 класса.При составлении рабочей учебной программы учитывалисьпсихофизиологические особенности обучающихся данного класса и их учебные возможности, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура. Вопросы культуры как совокупности художественных ценностей, воплощенных в народном творчестве и профессиональном искусстве, стоят в центре краеведческой линии 8 класса.

 

                Рабочая учебная программа предназначена для обучения в  МБОУ-СОШ с.Кистендей Аркадакского района Саратовской области.

 

Цель курса— сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры.

Задачи курса:

  1. изучить художественное наследие в аспекте общественной и культурной жизни края;

  2. расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;

  3. выявить связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни;

  4. на материале конкретных произведений живописи, зодчества, музыки, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления мастеров родного края.

  5.  

                                 Специфика предмета:

     

    Главным объектом изучения является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.

    Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к памятникам материальной и духовной культуры региона.

    Принципиальным отличием курса от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.

    Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся.

     На территории Саратовской области располагаются уникальные культурные объекты, созданные поколениями проживающих народов. Памятниками архитектуры интересны города: Вольск, Хвалынск, Петровск, Аткарск, Красноармейск, Энгельс, Новоузенск, Балаково, Пугачев, Маркс. Саратовская область располагает огромным культурным потенциалом, который может служить основой возрождения и активизации культурной жизни всего региона.

    Главным смысловым стержнем программы является связь искусства с жизнью человека. Вопросы культуры края решаются через ученическую исследовательскую деятельность, через метод учебных проектов. Формами работы являются заочные экскурсии в музеи, создание презентаций, творческих практических работ.

    В перечень объектов художественной культуры включены памятники, предметы, объекты искусства и других достопримечательности г. Маркса. и поселений муниципального района.

     

                     Основными методическими приемами являются:

 

                          Исследовательская деятельность.

                                Поисковая деятельность.

                         Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).

 

                       Ожидаемые образовательные результаты:

 

1.Знать местные памятники истории и культуры, наиболее ценные в художественном отношении объекты каменной архитектуры, деревянного зодчества, монументальной скульптуры.

2. Знать имена художников и архитекторов, творческая деятельность которых связана с местным краем.

3. Знать мемориалы, связанные с жизнью и творческой деятельностью выдающихся художников и других деятелей культуры.

4. Иметь представление о культурно-просветительной и научно-исследовательской деятельности местных краеведческих и художественных музеев и их филиалов.

5. Уметь составлять краткую характеристику современного состояния художественной жизни города или отдельно взятого района, поселка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план.

 

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1

Вводное занятие

1

 

 

 

2

Каменная летопись края

 

5

2

 

 

3

Мастера живописи и скульптуры

6

3

 

 

4

Мир музея

5

3

 

 

5

Театральное искусство

4

1

 

 

6

Музыкальное искусство

6

1

 

 

7

Костюмы народов Поволжья

4

2

 

 

8

Резерв

4

 

 

 

9

Всего

35

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное содержание тематического плана.

 

 

Тематический блок, тема учебного занятия

Количество часов

 Вводное занятие

 Что изучает курс «Культура края». Диагностическое тестирование на знание памятников культуры родного края.

1

Каменная летопись края

Русский классицизм в архитектуре. Дворянские и купеческие особняки, культовые здания, разрушенные и сохранившиеся. Архитекторы ( арх. В.П. Стасов Александро- Невский собор на Соборной площади, арх. Г.В. Петров – церкви Нерукотворно- Спасская, Вознесенско-Горянская, арх. П.М. Зыбин – церковь «Утоли моя печали», С.А. Каллистратов, В.А. Люкшин, К.С. Мельников, А.М. Салько, Ф.О. Шехтель и др.)

 

5

Мастера живописи и скульптуры

Творчество В.Э. Борисова-Мусатова. Живописная манера художника; изысканная гармония приглушённого колорита, роль пейзажа в произведениях художника. Влияние живописи художника на становление символизма в живописи начала 20 века.

 К.С. Петров- Водкин. Влияние символизма и модерна на творчество художника. Последовательность художника в обращении к образам древнерусского искусства.

 А. И. Савинов, А. Е. Карев, П. С. Уткин, П.В. Кузнецов, А.Т. Матвеев и др. Основные этапы развитие саратовской школы и её влияние на отечественную культуру.

6

Мир музея

 

Важной формой краеведческой работы являются экскурсии к памятникам истории и культуры, в художественные и краеведческие музеи, мастерские художников и т.п. Экскурсии могут быть ознакомительными и повторными, что обусловлено необходимостью продолжительного изучения того или иного художественного памятника, сбора различной познавательной информации, выполнения иллюстративного материала. Роль музея в развитии культуры современного общества.

Художественный музей им. А.Н. Радищева и его филиалы: музей П.В. Кузнецова, музей В.Э. Борисова-Мусатова. Музей Краеведения и его филиалы: музей «Боевой Славы», музей этнографии. Музей К.А. Федина. Музей Н.Г. Чернышевского. Музей Л. Кассиля и др. музеи.

История создания музея им. А.Н. Радищева, этапы его существования (с 1885 по 1917 гг., с 1917по 1941 гг., 1950-2000 гг.). Жизнь музеев в наши дни. Музей в моём городе.

Посещение выставок, экскурсии в музей, дискуссии по поводу увиденного.

5

Театральное искусство

 

Развитие театрального искусства в Саратовском крае. История создания и оформления театрального движения в Саратовском крае. Первый общедоступный театр. Театры Саратова и области. Детские театры («Теремок», ТЮЗ). Академический театр оперы и балета. (Актер, режиссер, драматург, художник, композитор-создатель сценического действия, знаменитые имена). Мастера саратовской сцены. Роль режиссера в развитии и становлении театральной труппы. Творчество режиссёров Киселёва Ю.П., Дзекуна А.И. и др. «Золотые голоса оперной сцены»: Сметанников Л., Брятко Н.А., Бардина О.В. и др. Музыка и театр: история и современность.

4

 Музыкальное искусство.

 

История становления музыкального образования в Саратове.

Музыканты, музыкальные коллективы, фестивали. Знаменитые имена: Паницкий И.Я., Русланова Л.А., Селянин В.В. и др. Творчество композиторов: А.Г. Шнитке, Е.В. Гохман, Е.М. Бикташева, В.В. Ковалёва. Саратовская государственная консерватория. Музыкальные традиции города. Фестиваль оперного искусства им. Собинова, Фестиваль оперного искусства Л.В. Собинова, фестиваль джазовой музыки «Заволжье». Известные коллективы: ансамбль старинной музыки «Трио- соната», фольклорные коллективы «Лель», «Кристалл-балалайка».

6

 

Костюмы народов Поволжья

 

Одежда народов Саратовского Поволжья. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Северорусский и южнорусский комплекс. Общее и различное в колорите, декоре. Форма и декор женских головных уборов. Костюм как модель вселенной

 

 

4

Резерв

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

 

 


 

Тема урока

Дата проведения

По плану

По факту

1

Что изучает курс «Культура края»

 

 

2

 

Каменная летопись края

 

 

 

3

Ода классике

 

 

4

Культовые сооружения Саратова

 

 

5

Русский классицизм в архитектуре

 

 

6

Архитектура г. Саратова.

Архитектурный стиль нашего поселка.

 

 

7

Мастера живописи края. Петров – Водкин К.С.

 

 

8

Творчество В.Э. Борисова-Мусатова.

 

 

9

Творчество Савинова А. Е. Карева, П. С. Уткина П.В. Кузнецова.

 

 

10

Скульптор Матвеев А.Т Советская скульптура

 

 

11

Живопись в г. Саратов.

 

 

12

Основные этапы развития саратовской школы и её влияние на отечественную культуру.

 

 

13

Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

 

 

14

Филиалы: музей П.В. Кузнецова, музей В.Э. Борисова- Мусатова.          

 

 

15

Саратовский областной музей краеведения.      

Саратовский этнографический музей     

 

 

16

Музей боевой славы на Соколовой горе

Мемориальный комплекс «Журавли»

 

 

17

Жизнь музеев в наши дни. Музеи Саратовской области.

 

 

 

18

Развитие театрального искусства в Саратовском крае. Первый общедоступный театр. Театры Саратова и области.

 

 

19

Детские театры («Теремок», ТЮЗ).

Цирк Никитиных

 

 

20

Академический театр оперы и балета.

 

 

21

Мастера саратовской сцены. Роль режиссера в развитии и становлении театральной труппы. Музыка и театр: история и современность.

 

 

22

История становления музыкального образования в Саратове.

 

 

23

Знаменитые имена: Паницкий И.Я., Русланова Л.А., Селянин В.В.

 

 

24

Творчество композиторов: А.Г. Шнитке, Е.В. Гохман, Е.М. Бикташева, В.В. Ковалёва

 

 

25

Музыканты и музыкальные коллективы.

 

 

26

Фестиваль оперного искусства им. Собинова, фестиваль джазовой музыки «Заволжье».

фестиваль бардовской песни в Марксе.

 

 

27

Саратовская государственная консерватория. Музыкальные традиции города.

 

 

28

Костюмы народов Поволжья. Русские.

 

 

29

Костюмы народов Поволжья.

Украинцы.    Немцы

 

 

30

Костюмы народов Поволжья. Мордва.Чуваши

 

 

31

Костюмы народов Поволжья. Казахи. Татары.

 

 

32

Урок контроля знаний.

 

 

33

Обобщение. Взаимопроникновение культур народов Поволжья.

 

 

34

35

Толерантность в современном обществе.

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                   

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно – методическое обеспечение:

 

Умк:

 

  1. Арндт Е.А. Национальный костюм немцев Поволжья (Конец ХVIII - начало ХХ вв.) [Text] : Пособие с методическими рекомендациями / Арндт Е.А., 2000- 127 с.
  2. Бикташев Е.М. Саратовский вальс. Саратов, 2005
  3. Жилкина З., Маркушкина С. Два века классицизма// Памятники Отечества: Альманах. 1998. №3/4 (40). «Вольная губерния».

 

Литература для обучающихся.

 

1.  Булычев М.В., Воронежцев А.В., Максимов Е.К., Тотфалушин В.П. История Саратовского края. Саратов, 1996

2.Твои четыре века, город. Саратов, 1990.

3.Энциклопедия Саратовского края в очерках, событиях, фактах и именах. Саратов, 2002