Рабочая программа по краеведению в 8 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Культура края» разработана на основе авторской программы для 8 класса общеобразовательных школ (авторы: Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В.)
Рабочая учебная программа по курсу «Культура края» предназначена для обучающихся 8 класса.При составлении рабочей учебной программы учитывалисьпсихофизиологические особенности обучающихся данного класса и их учебные возможности, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура. Вопросы культуры как совокупности художественных ценностей, воплощенных в народном творчестве и профессиональном искусстве, стоят в центре краеведческой линии 8 класса.
Рабочая учебная программа предназначена для обучения в МБОУ-СОШ с.Кистендей Аркадакского района Саратовской области.
Цель курса— сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры.
Задачи курса:
изучить художественное наследие в аспекте общественной и культурной жизни края;
расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;
выявить связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни;
на материале конкретных произведений живописи, зодчества, музыки, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления мастеров родного края.
Специфика предмета:
Главным объектом изучения является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.
Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к памятникам материальной и духовной культуры региона.
Принципиальным отличием курса от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций в разных его проявлениях.
Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся.
На территории Саратовской области располагаются уникальные культурные объекты, созданные поколениями проживающих народов. Памятниками архитектуры интересны города: Вольск, Хвалынск, Петровск, Аткарск, Красноармейск, Энгельс, Новоузенск, Балаково, Пугачев, Маркс. Саратовская область располагает огромным культурным потенциалом, который может служить основой возрождения и активизации культурной жизни всего региона.
Главным смысловым стержнем программы является связь искусства с жизнью человека. Вопросы культуры края решаются через ученическую исследовательскую деятельность, через метод учебных проектов. Формами работы являются заочные экскурсии в музеи, создание презентаций, творческих практических работ.
В перечень объектов художественной культуры включены памятники, предметы, объекты искусства и других достопримечательности г. Маркса. и поселений муниципального района.
Основными методическими приемами являются:
Исследовательская деятельность.
Поисковая деятельность.
Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
Ожидаемые образовательные результаты:
1.Знать местные памятники истории и культуры, наиболее ценные в художественном отношении объекты каменной архитектуры, деревянного зодчества, монументальной скульптуры.
2. Знать имена художников и архитекторов, творческая деятельность которых связана с местным краем.
3. Знать мемориалы, связанные с жизнью и творческой деятельностью выдающихся художников и других деятелей культуры.
4. Иметь представление о культурно-просветительной и научно-исследовательской деятельности местных краеведческих и художественных музеев и их филиалов.
5. Уметь составлять краткую характеристику современного состояния художественной жизни города или отдельно взятого района, поселка.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов | Использование ИКТ | Использование проектной деятельности | Использование исследовательской деятельности |
1 | Вводное занятие | 1 |
|
|
|
2 | Каменная летопись края
| 5 | 2 |
|
|
3 | Мастера живописи и скульптуры | 6 | 3 |
|
|
4 | Мир музея | 5 | 3 |
|
|
5 | Театральное искусство | 4 | 1 |
|
|
6 | Музыкальное искусство | 6 | 1 |
|
|
7 | Костюмы народов Поволжья | 4 | 2 |
|
|
8 | Резерв | 4 |
|
|
|
9 | Всего | 35 | 12 |
|
|
Основное содержание тематического плана.
Тематический блок, тема учебного занятия | Количество часов |
Вводное занятие Что изучает курс «Культура края». Диагностическое тестирование на знание памятников культуры родного края. | 1 |
Каменная летопись края Русский классицизм в архитектуре. Дворянские и купеческие особняки, культовые здания, разрушенные и сохранившиеся. Архитекторы ( арх. В.П. Стасов Александро- Невский собор на Соборной площади, арх. Г.В. Петров – церкви Нерукотворно- Спасская, Вознесенско-Горянская, арх. П.М. Зыбин – церковь «Утоли моя печали», С.А. Каллистратов, В.А. Люкшин, К.С. Мельников, А.М. Салько, Ф.О. Шехтель и др.)
| 5 |
Мастера живописи и скульптуры Творчество В.Э. Борисова-Мусатова. Живописная манера художника; изысканная гармония приглушённого колорита, роль пейзажа в произведениях художника. Влияние живописи художника на становление символизма в живописи начала 20 века. К.С. Петров- Водкин. Влияние символизма и модерна на творчество художника. Последовательность художника в обращении к образам древнерусского искусства. А. И. Савинов, А. Е. Карев, П. С. Уткин, П.В. Кузнецов, А.Т. Матвеев и др. Основные этапы развитие саратовской школы и её влияние на отечественную культуру. | 6 |
Мир музея
Важной формой краеведческой работы являются экскурсии к памятникам истории и культуры, в художественные и краеведческие музеи, мастерские художников и т.п. Экскурсии могут быть ознакомительными и повторными, что обусловлено необходимостью продолжительного изучения того или иного художественного памятника, сбора различной познавательной информации, выполнения иллюстративного материала. Роль музея в развитии культуры современного общества. Художественный музей им. А.Н. Радищева и его филиалы: музей П.В. Кузнецова, музей В.Э. Борисова-Мусатова. Музей Краеведения и его филиалы: музей «Боевой Славы», музей этнографии. Музей К.А. Федина. Музей Н.Г. Чернышевского. Музей Л. Кассиля и др. музеи. История создания музея им. А.Н. Радищева, этапы его существования (с 1885 по 1917 гг., с 1917по 1941 гг., 1950-2000 гг.). Жизнь музеев в наши дни. Музей в моём городе. Посещение выставок, экскурсии в музей, дискуссии по поводу увиденного. | 5 |
Театральное искусство
Развитие театрального искусства в Саратовском крае. История создания и оформления театрального движения в Саратовском крае. Первый общедоступный театр. Театры Саратова и области. Детские театры («Теремок», ТЮЗ). Академический театр оперы и балета. (Актер, режиссер, драматург, художник, композитор-создатель сценического действия, знаменитые имена). Мастера саратовской сцены. Роль режиссера в развитии и становлении театральной труппы. Творчество режиссёров Киселёва Ю.П., Дзекуна А.И. и др. «Золотые голоса оперной сцены»: Сметанников Л., Брятко Н.А., Бардина О.В. и др. Музыка и театр: история и современность. | 4 |
Музыкальное искусство.
История становления музыкального образования в Саратове. Музыканты, музыкальные коллективы, фестивали. Знаменитые имена: Паницкий И.Я., Русланова Л.А., Селянин В.В. и др. Творчество композиторов: А.Г. Шнитке, Е.В. Гохман, Е.М. Бикташева, В.В. Ковалёва. Саратовская государственная консерватория. Музыкальные традиции города. Фестиваль оперного искусства им. Собинова, Фестиваль оперного искусства Л.В. Собинова, фестиваль джазовой музыки «Заволжье». Известные коллективы: ансамбль старинной музыки «Трио- соната», фольклорные коллективы «Лель», «Кристалл-балалайка». | 6 |
Костюмы народов Поволжья
Одежда народов Саратовского Поволжья. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. Северорусский и южнорусский комплекс. Общее и различное в колорите, декоре. Форма и декор женских головных уборов. Костюм как модель вселенной
| 4 |
Резерв | 4 |
Календарно – тематическое планирование
|
Тема урока | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||
1 | Что изучает курс «Культура края» |
|
|
2
| Каменная летопись края
|
|
|
3 | Ода классике |
|
|
4 | Культовые сооружения Саратова |
|
|
5 | Русский классицизм в архитектуре |
|
|
6 | Архитектура г. Саратова. Архитектурный стиль нашего поселка. |
|
|
7 | Мастера живописи края. Петров – Водкин К.С. |
|
|
8 | Творчество В.Э. Борисова-Мусатова. |
|
|
9 | Творчество Савинова А. Е. Карева, П. С. Уткина П.В. Кузнецова. |
|
|
10 | Скульптор Матвеев А.Т Советская скульптура |
|
|
11 | Живопись в г. Саратов. |
|
|
12 | Основные этапы развития саратовской школы и её влияние на отечественную культуру. |
|
|
13 | Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева |
|
|
14 | Филиалы: музей П.В. Кузнецова, музей В.Э. Борисова- Мусатова. |
|
|
15 | Саратовский областной музей краеведения. Саратовский этнографический музей |
|
|
16 | Музей боевой славы на Соколовой горе Мемориальный комплекс «Журавли» |
|
|
17 | Жизнь музеев в наши дни. Музеи Саратовской области.
|
|
|
18 | Развитие театрального искусства в Саратовском крае. Первый общедоступный театр. Театры Саратова и области. |
|
|
19 | Детские театры («Теремок», ТЮЗ). Цирк Никитиных |
|
|
20 | Академический театр оперы и балета. |
|
|
21 | Мастера саратовской сцены. Роль режиссера в развитии и становлении театральной труппы. Музыка и театр: история и современность. |
|
|
22 | История становления музыкального образования в Саратове. |
|
|
23 | Знаменитые имена: Паницкий И.Я., Русланова Л.А., Селянин В.В. |
|
|
24 | Творчество композиторов: А.Г. Шнитке, Е.В. Гохман, Е.М. Бикташева, В.В. Ковалёва |
|
|
25 | Музыканты и музыкальные коллективы. |
|
|
26 | Фестиваль оперного искусства им. Собинова, фестиваль джазовой музыки «Заволжье». фестиваль бардовской песни в Марксе. |
|
|
27 | Саратовская государственная консерватория. Музыкальные традиции города. |
|
|
28 | Костюмы народов Поволжья. Русские. |
|
|
29 | Костюмы народов Поволжья. Украинцы. Немцы |
|
|
30 | Костюмы народов Поволжья. Мордва.Чуваши |
|
|
31 | Костюмы народов Поволжья. Казахи. Татары. |
|
|
32 | Урок контроля знаний. |
|
|
33 | Обобщение. Взаимопроникновение культур народов Поволжья. |
|
|
34 35 | Толерантность в современном обществе. |
|
|
Информационно – методическое обеспечение:
Умк:
Культура края. /Сост. Г.Н.Гаврилова, Е.В.Колесова, Ю.Б. Пушнова.- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2010.
Колесова Е.В., Гаврилова Г.Н. культура края:Рабочая тетрадь для 8 класса Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2010.
Литература для учителя.
- Арндт Е.А. Национальный костюм немцев Поволжья (Конец ХVIII - начало ХХ вв.) [Text] : Пособие с методическими рекомендациями / Арндт Е.А., 2000- 127 с.
- Бикташев Е.М. Саратовский вальс. Саратов, 2005
- Жилкина З., Маркушкина С. Два века классицизма// Памятники Отечества: Альманах. 1998. №3/4 (40). «Вольная губерния».
Литература для обучающихся.
1. Булычев М.В., Воронежцев А.В., Максимов Е.К., Тотфалушин В.П. История Саратовского края. Саратов, 1996
2.Твои четыре века, город. Саратов, 1990.
3.Энциклопедия Саратовского края в очерках, событиях, фактах и именах. Саратов, 2002