Меню

Рабочая программа по краеведению в 7 классе


Пояснительная записка

 

 

Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии.

             «Биологическое краеведение»: учебное пособие для 7 кл./Сост. В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2013 – 96 с.

            Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская: Рабочая тетрадь по «Биологическому краеведению» для  7 класса – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2013 – 64 с.

            Программа «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школ
авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009.

            Практических работ – 8, экскурсий – 6. Контрольных работ – 1.

            Уроки с использованием ИКТ: 3 – 6; 9 – 11; 13 – 15; 19;  26; 27; 29

 

 

                             ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

1. Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.

 2. Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.

 3. Способствовать развитию биолого – экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.

 4. Опираясь на концепцию В.И. Вернадского относительно биосферы в широком смысле этого слова, «былых биосфер» и ноосферы, способствовать созданию представления у учащихся о взаимосвязанности и взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке любых проектов, связанных с нарушением природной среды вообще и биологической в частности.

 5. Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полученных данных, ознакомить с современными методами исследований.

 6.  Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом.

 7.  Научить детей чувствовать красоту природы.

 8. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

 9. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружа-ющей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения – лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты.

  В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу и музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности.

В конце изучения курса планируется проведение итоговой конференции. Конференция строится на основе соотнесения знаний о природе своего края, полученных в процессе изучения курса, с общими биологическими и экологическими  понятиями: особь, популяция, сообщество, природа, природное равновесие, памятники природы, Родина, судьба человека, народа, природы, планеты.

Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим:

1. Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках заявленного курса,  т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта;

2. В новом стандарте (2004 года) сокращено время на изучение курса «Биология. Расте-ния. Грибы. Лишайники. Бактерии» в 6 классе. Сокращение возможно за счёт тем, касающихся биоразнообразия, что скажется на качестве биологического образования, т.к. «биоразнообразие» - одно из ключевых понятий в биологии. Введение регионального курса «Биологическое краеведение» позволит компенсировать этот недостаток;

3. Разнообразие климатических зон Саратовской области представляет богатые возмож-ности не только для изучения биологии, но и для формирования бережного отношения к природе, осознания себя частью её, воспитанию любви к родному краю.

 

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по курсу

 «Биологическое краеведение».

 

Учащиеся должны знать/понимать

 

– сущность понятия «флора», «природное сообщество», «фитоценоз», «зооценоз»;

– значение различных экологических факторов для живых организмов; для устойчивости природных сообществ, значение биоразнообразия;

– роль и значение растений, грибов и бактерий, животных в круговороте веществ и непрерывности жизни;

– роль растений, грибов и животных в жизни человека;

– распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;

– виды опасных и ядовитых растений, грибов и животных нашей местности, правила безопасного поведения в природной среде;

– роль человека в охране органического мира, в сохранении биоразнообразия.

 

Учащиеся должны уметь

 

– определять виды растений и животных с помощью школьного определителя;

–называть основные типичные виды растений, грибов, животных своей местности;

– узнавать по внешнему виду распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;

– приводить различные примеры природных сообществ и их видового состава;

– объяснять приспособление живых организмов к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на их жизнедеятельность;

– давать характеристику различным природным сообществам, взаимосвязям внутри сообщества, различным сезонным  изменениям в жизни растений и животных;

– определять антропогенное влияние на природные сообщества, уровни жизненного состояния растений;

– прогнозировать изменения в развитии природных сообществ под воздействием антропогенной нагрузки;

– применять полученные знания для изучения и улучшения экологической ситуации в своем посёлке, районе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.


            1. Атлас мезозойской фауны и спорово-пыльцевых растений нижнего Поволжья и сопредельных областей. вып. I-IV. Саратов, Изд-во СГУ, 1972.
            2. Доклады о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 1991 - 2005-х годах. Саратов, Государственный комитет по охране окружающей среды (названия менялись), 1991 - 2006 гг.
            3. Красная книга Саратовской области. Саратов, Изд-во «Детская книга», 1996.
            4. Бондаренко Г.В. Фауна Саратовской области. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин - та, 1997.
            5. Лаптев Ю.П. Растения от А до Я, М.: «Колос» 1992.
            6. Строев К.Ф. Краеведение. М. «Просвещение» 1974,. 142с.
            7. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто не видел. Саратов, Прив. Изд-во, 1989.
            8. Энциклопедия Саратовского края. Саратов, Приволжское кн. Изд-во, 2002, 688 с.

 

MULTIMEDIA-поддержка курса «Биологическое краеведение»

            «Биологическое краеведение» (электронное издание). Составили: Дмитриева Наталья Владимировна, методист по биологии кафедры естественнонаучного образования СарИПКиПРО, Сосновская Регина Леонидовна, учитель биологии высшей категории Физико - технического лицея №1г. Саратова .                                                                     

            Техническая поддержка Парфёнова Александра Владимировна, гл. методист кафедры инф-орматики СарИПКиПРО (2009 год).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

№ уро-ка

Тема урока

 

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

 

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Домашнее

 задание

Дата проведения

План.

Факт.

1

Что изучает биологическое краеведение? Источники информации.

 

1

Урок -лекция с элементами беседы

 

Беседа о целях, предмете изучения биологического краеведения, науках, связанных с биологическим краеведением, направлениями краеведческой работы.



Знать что изучает биологическое краеведение, уметь пользоваться различными источниками информации

С.3-6

 

 

2

Природные условия. Биоразнообразие  Саратовской области. Экскурсия №1 «Природа родного края и методы ее исследования».

1

Урок изучения нового материала.

Связь фауны и флоры с зональными, ландшафтными и климатическими характеристиками.

Знать флору Саратовской области

 

Оформить отчёт

 

 

3

Грибы. Споровые растения.

 

1

Урок изучение нового материала.

Мхи, папоротники, хвощи, грибы, лишайники. Видовой состав, местообитание, практическое значение. Грибы съедобные, ядовитые.

Знать грибы и споровые растения  Саратовской области, уметь различать съедобные, условно съедобные и ядовитые грибы

С. 7; §1.1

 

 

4

Голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области. Практическая работа №1   «Составление схемы Разнообразие флоры нашего края»

 

1

Урок изучения и применения знаний и умений.

Растительные зоны на территории области.
Лесостепная, степная и полупустынная Пойменная
растительность.
Водные растения.
Связь строения растений
со средой обитания.
Экологические группы растений.

Знать голосеменные и покрытосеменные растения  Саратовской области

§1.2

 

 

5

Лесная растительность. Практическая работа №2 «Ознакомление с методами гербаризации растений, правилами оформления гербария».

 

1

Урок изучения нового материала.

Флористический состав, ярусность в лесу.
Видовой состав деревьев и кустарников леса. Травянистые растения леса. Леса Саратовской области. Состояние. Значение леса в улучшении климата, регулировании водного режима рек, озер, водохранилищ, природоохранении почвы от водной и ветровой эрозии, в защите полей от засух, пыльных бурь и суховеев, в приумножении полезной фауны. Леса - места отдыха людей.

Знать растительность  Саратовской области

§1.3

 

 

6

Степная растительность.

Практическая работа №3

«Изучение ядовитых, лекар-ственных трав края по гербарным экземплярам».

1

Урок изучения и закрепления знаний и умений.

Природные сообщества степной  зоны. Видовой состав и строение степного растительного сообщества.

Знать и различать степную растительность.

 

§1.4, с. 24-27

 

 

7

Полупустынная растительность. Экскурсия №2 «Изучение флоры поселка и его окрестностей.»

1

Урок применения знаний.

 

 Видовой состав и строение полупустынного растительного сообщества.

Знать и различать полупустынную растительность.

§1.4 с. 27-28

 

 

8

Луговая растительность. Практическая работа №4

 «Определение деревьев и кустарников в осенне-зимний период».

1

Урок изучения нового материала.

Видовой состав и строение лугового растительного сообщества. Многообразие луговых растений. Их значение.

Знать и различать луговую растительность.

 

§1.5

 

 

9

Прибрежно – водная растительность.

Практическая работа №5 «Характеристика растительного сообщества».

1

Урок изучения нового материала.

Особенности представителей растительного мира, обитающих в условиях увлажнения. Взаимоотношения живых организмов в разных экосистемах.

Знать прибрежно-водную растительность  Саратовской области

§1.6

 

 

10

Растения, обитающие на меловых и песчаных породах.

 

1

Урок изучения нового материала.

Растения меловых отложений.

Знать растения, обитающие на меловых и песчаных породах.

§1.7

 

 

11

Растения засолённых почв.

Составление рефератов об интересных растениях района.

1

Урок –практикум..

Растительность засоленных почв

Знать растения засолённых почв.

§1.7

 

 

12

Контрольная работа №1 по теме «Растительность Саратовской области».

 

1

Урок контроля знаний.

Пищевые, лекарственные, медоносные, витаминоносные, красильные, волокнистые, дубильные растения дикорастущей флоры.
Основные культуры нашей области: а) зерновые и бобовые; б) овощные; в) кормовые; г) плодово- ягодные. Роль саратовских ученых в растениеводстве (Н.И. Вавилов, Д.Л. Цицин, И.Н. Мамонтова и др.).

Знать и различать

растительность Саратовской области.

§1.1-1.7

 

 

13

Разнообразие животных. Фауна. Зональность в лесу.

Практическая работа №6 «Составление списков местных животных и растений.»

1

Урок изучения и закрепления нового материала.

Млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые и другие беспозвоночные

Знать животных, обитающих в лесах Саратовской области

§2.1

 

 

14

Разнообразие животных: беспозвоночные. В степи.

 

1

Комбинированный урок.

 

Губки, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, ракообразные, паукообразные, насекомые.Видовой состав. Причины сокращения численности многих видов (распашка, применение ядохимикатов, сокращение кормовой базы).

Знать степных животных Саратовской области

§2.2, 2.5

 

 

15

Разнообразие животных: позвоночные. Около водоёма.

 

1

Комбинированный урок.

 

Особенности видового состава фауны пойм.
Рыбные богатства Волги и малых рек. Микрофауна водоемов.

Знать водных животных Саратовской области

§2.3

 

 

16

Птицы и млекопитающие нашего края.  Водные животные. Экскурсия №3 « Наблюдения за птицами.»

 

1

Урок экскурсия.

Разнообразие птиц и млекопитающих Саратовской области. Рыбные богатства Волги и малых рек. Микрофауна водоемов.

Знать животных  Аркадакского района Саратовской области

§2.4

 

 

17

Промысловые и опасные животные области.  Правила поведения в природе. Практическая работа №7 «Зарисовка животных.»

 

1

Урок изучения и закрепления нового материала.

Промысловые и опасные животные Саратовской области.

Знать опасных животных Саратовской области, уметь соблюдать правила безопасного поведения с опасными животными.

Закончить работу

 

 

18

Сельскохозяйственные животные.

Экскурсия №4  «Экскурсия на зооферму».

1

Урок экскурсия.

Сельскохозяйственные животные Саратовской области

Знать с/х  животных Саратовской области

§2.7

 

 

19

Вредители сельского хозяйства.

 

1

Комбинированный урок.

Вредители, беспозвоночные и позвоночные,  сельского хозяйства Саратовской области

 

Знать с/х  животных Саратовской области, уметь соблюдать правила безопасного поведения животными - вредителями.

§2.8

 

 

20

Животные города.

Составление рефератов о животном мире и отдельных интересных животных района.

1

Урок- практикум.

Условия жизни животных в населённых пунктах. Птицы города, насекомые, собаки, кошки, грызуны, земноводные и др.

Знать правила безопасного поведения с животными.

§2.9

 

 

21

Животный мир. Охраняемые животные нашего края.

 

1

Урок проверки знаний и умений.

Видовое разнообразие животных.

Знать животный мир Саратовской области

§2.1­-2.9

 

 

22

Основные понятия о геохронологии.

 

1

Урок-повторение.

Понятие о геохронологии. Восемнадцать саратовских морей и один океан. Наиболее интересные палеонтологические районы области (Тепловка, Озинки, Горный, Нижняя Банновка и др.). Растительный и животный мир в палеозое и мезозое. Методика сбора и описания палеонтологических остатков

Знать, что изучает геохронология

§3.1

 

 

23

Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения.

 

1

Урок изучения новых знаний.

Характерные ископаемые животные области - губки, плеченогие, аммониты, белемниты и т.д.

Знать ископаемых беспозвоночных животных и ископаемые растения Саратовской области

§3.2

 

 

24

Ископаемые позвоночные.

 

1

Урок актуализации знаний и умений.

Характерные ископаемые животные области - акулы, ихтиозавры и плезиозавры…

Знать ископаемых позвоночных животных Саратовской области

§3.3

 

 

25

Ранняя история Земли. Палеозойская эра. Практическая работа.№8. «Составление таблицы палеонтологических объектов местности».

 

1

Урок- практикум.

Растительный и животный мир в палеозое.

Знать ископаемых животных Саратовской области

§3.4

 

 

26

Мезозойская эра.

 

1

Комбинированный урок.

Растительный и животный мир в мезозое.

Знать ископаемых животных Саратовской области

§3.5

 

 

27

Кайнозойская эра.

 

1

Комбинированный урок.

Растительный и животный мир в кайнозое.

Знать ископаемых животных Саратовской области

§3.6

 

 

28

Живое прошлое Саратовской области.

 

1

Урок обобщения.

Растительный и животный мир в разные периоды развития жизни

Знать живое прошлое Саратовской области.

§3.1-3.6

 

 

29

«Красная книга Саратовской области».

 

1

Урок-практикум.

Законы об охране природы. Государственная экологическая экспертиза. Лицензирование природопользования. Мониторинг состояния окружающей среды, лесов, животного мира. Международное сотрудничество (охрана популяции дрофы). Экологическое образование и воспитание. Общественное экологическое движение. Красная книга Саратовской области

Знать животных и растения, занесенные в Красную книгу Саратовской области.

Сообщение по теме

 

 

30

Охраняемые территории Саратовской области. Экскурсия№5  «Весенние явления в природе»

 

1

Урок-экскурсия.

Заказники и охотничьи хозяйства Саратовской области.

Знать  особо охраняемые территории Саратовской области.

Оформить отчёт

 

 

31

Особо охраняемые природные территории.

 

1

Комбинированный урок

Заказники и охотничьи хозяйства Саратовской области. Национальный парк Хвалынский; их роль в сохранении отдельных видов животных и растений. Значение дендропарков, ботанических садов. Роль школьников в охране природы.

Знать  особо охраняемые территории Саратовской области.

§4.2, с. 86-89

 

 

32

Памятники природы.

 

1

Комбинированный урок

Памятники природы Саратовской области, Аркадакского района

Знать  памятники природы Саратовской области.

§4.2, с. 89-91

 

 

33

Глобальное влияние человека на природу Саратовской области. Экскурсия№6. Экскурсия на местные сельскохозяйственные предприятия.

 

1

Урок закрепления знаний и умений.

Основные антропогенные факторы, влияющие на природную среду Саратовской области. Промышленные предприятия, влияющие на окружающую среду в нашей местности. Саратовский химкомбинат и нефтеперерабатывающий завод, Балаковский комбинат химического волокна, Вольские цементные заводы и др. Предприятия энергетики. Добыча и транспортировка нефти и газа.
Гидроэлектростанции и их влияние на флору, и фауну Волги. Транспорт. Важнейшие магистрали области. Сельское хозяйство. Глобальное влияние распашки целинных земель и строительство Саратовской оросительной системы на фауну и флору области. Влияние пестицидов на природные живые объекты. Влияние населения на состояние окружающей среды. Свалки.

Знать влияние человека на животный и растительный мир родного края

Оформить отчёт

 

 

34

Итоговая конференция «Судьба природы– наша судьба».

Подготовка и защита проектных работ по краеведческой тематике.

 

1

Урок актуализации знаний и умений.

Проектная деятельность обучающихся.

Уметь представлять свои работы

Подготовить проекты.

 

 

35

Растительный и животный мир Саратовской области.

Защита проектных работ по краеведческой тематике.

 

1

Урок обобщения

Общая характеристика растительного и животного мира Саратовской области.

 

Знать растительный и животный мир Саратовской области.