Рабочая программа по краеведению в 7 классе
Пояснительная записка
Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии.
«Биологическое краеведение»: учебное пособие для 7 кл./Сост. В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2013 – 96 с.
Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская: Рабочая тетрадь по «Биологическому краеведению» для 7 класса – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2013 – 64 с.
Программа «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных
школ
авторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009.
Практических работ – 8, экскурсий – 6. Контрольных работ – 1.
Уроки с использованием ИКТ: 3 – 6; 9 – 11; 13 – 15; 19; 26; 27; 29
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
1. Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.
2. Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.
3. Способствовать развитию биолого – экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.
4. Опираясь на концепцию В.И. Вернадского относительно биосферы в широком смысле этого слова, «былых биосфер» и ноосферы, способствовать созданию представления у учащихся о взаимосвязанности и взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке любых проектов, связанных с нарушением природной среды вообще и биологической в частности.
5. Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полученных данных, ознакомить с современными методами исследований.
6. Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом.
7. Научить детей чувствовать красоту природы.
8. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
9. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружа-ющей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения – лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты.
В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу и музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности.
В конце изучения курса планируется проведение итоговой конференции. Конференция строится на основе соотнесения знаний о природе своего края, полученных в процессе изучения курса, с общими биологическими и экологическими понятиями: особь, популяция, сообщество, природа, природное равновесие, памятники природы, Родина, судьба человека, народа, природы, планеты.
Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим:
1. Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках заявленного курса, т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта;
2. В новом стандарте (2004 года) сокращено время на изучение курса «Биология. Расте-ния. Грибы. Лишайники. Бактерии» в 6 классе. Сокращение возможно за счёт тем, касающихся биоразнообразия, что скажется на качестве биологического образования, т.к. «биоразнообразие» - одно из ключевых понятий в биологии. Введение регионального курса «Биологическое краеведение» позволит компенсировать этот недостаток;
3. Разнообразие климатических зон Саратовской области представляет богатые возмож-ности не только для изучения биологии, но и для формирования бережного отношения к природе, осознания себя частью её, воспитанию любви к родному краю.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по курсу
«Биологическое краеведение».
Учащиеся должны знать/понимать
– сущность понятия «флора», «природное сообщество», «фитоценоз», «зооценоз»;
– значение различных экологических факторов для живых организмов; для устойчивости природных сообществ, значение биоразнообразия;
– роль и значение растений, грибов и бактерий, животных в круговороте веществ и непрерывности жизни;
– роль растений, грибов и животных в жизни человека;
– распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;
– виды опасных и ядовитых растений, грибов и животных нашей местности, правила безопасного поведения в природной среде;
– роль человека в охране органического мира, в сохранении биоразнообразия.
Учащиеся должны уметь
– определять виды растений и животных с помощью школьного определителя;
–называть основные типичные виды растений, грибов, животных своей местности;
– узнавать по внешнему виду распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;
– приводить различные примеры природных сообществ и их видового состава;
– объяснять приспособление живых организмов к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на их жизнедеятельность;
– давать характеристику различным природным сообществам, взаимосвязям внутри сообщества, различным сезонным изменениям в жизни растений и животных;
– определять антропогенное влияние на природные сообщества, уровни жизненного состояния растений;
– прогнозировать изменения в развитии природных сообществ под воздействием антропогенной нагрузки;
– применять полученные знания для изучения и улучшения экологической ситуации в своем посёлке, районе.
Литература.
1. Атлас мезозойской фауны и
спорово-пыльцевых растений нижнего Поволжья и сопредельных областей. вып. I-IV.
Саратов, Изд-во СГУ, 1972.
2. Доклады о состоянии
окружающей природной среды Саратовской области в 1991 - 2005-х годах. Саратов,
Государственный комитет по охране окружающей среды (названия менялись), 1991 -
2006 гг.
3. Красная книга Саратовской
области. Саратов, Изд-во «Детская книга», 1996.
4. Бондаренко Г.В. Фауна
Саратовской области. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин - та, 1997.
5. Лаптев Ю.П. Растения от А
до Я, М.: «Колос» 1992.
6. Строев К.Ф. Краеведение. М.
«Просвещение» 1974,. 142с.
7. Худяков Д.С. Путешествие по
берегам морей, которые никто не видел. Саратов, Прив. Изд-во, 1989.
8. Энциклопедия Саратовского
края. Саратов, Приволжское кн. Изд-во, 2002, 688 с.
MULTIMEDIA-поддержка курса «Биологическое краеведение»
«Биологическое краеведение» (электронное издание). Составили: Дмитриева Наталья Владимировна, методист по биологии кафедры естественнонаучного образования СарИПКиПРО, Сосновская Регина Леонидовна, учитель биологии высшей категории Физико - технического лицея №1г. Саратова .
Техническая поддержка Парфёнова Александра Владимировна, гл. методист кафедры инф-орматики СарИПКиПРО (2009 год).
№ уро-ка |
Тема урока
|
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Домашнее задание |
Дата проведения | |||||||||||
План. |
Факт. | |||||||||||||||||
1 |
Что изучает биологическое краеведение? Источники информации.
|
1 |
Урок -лекция с элементами беседы |
|
Знать что изучает биологическое краеведение, уметь пользоваться различными источниками информации |
С.3-6 |
|
| ||||||||||
2 |
Природные условия. Биоразнообразие Саратовской области. Экскурсия №1 «Природа родного края и методы ее исследования». |
1 |
Урок изучения нового материала. |
Связь фауны и флоры с зональными, ландшафтными и климатическими характеристиками. |
Знать флору Саратовской области
|
Оформить отчёт |
|
| ||||||||||
3 |
Грибы. Споровые растения.
|
1 |
Урок изучение нового материала. |
Мхи, папоротники, хвощи, грибы, лишайники. Видовой состав, местообитание, практическое значение. Грибы съедобные, ядовитые. |
Знать грибы и споровые растения Саратовской области, уметь различать съедобные, условно съедобные и ядовитые грибы |
С. 7; §1.1 |
|
| ||||||||||
4 |
Голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области. Практическая работа №1 «Составление схемы Разнообразие флоры нашего края»
|
1 |
Урок изучения и применения знаний и умений. |
Растительные
зоны на территории области. |
Знать голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области |
§1.2 |
|
| ||||||||||
5 |
Лесная растительность. Практическая работа №2 «Ознакомление с методами гербаризации растений, правилами оформления гербария».
|
1 |
Урок изучения нового материала. |
Флористический
состав, ярусность в лесу. |
Знать растительность Саратовской области |
§1.3 |
|
| ||||||||||
6 |
Степная растительность. Практическая работа №3 «Изучение ядовитых, лекар-ственных трав края по гербарным экземплярам». |
1 |
Урок изучения и закрепления знаний и умений. |
Природные сообщества степной зоны. Видовой состав и строение степного растительного сообщества. |
Знать и различать степную растительность.
|
§1.4, с. 24-27 |
|
| ||||||||||
7 |
Полупустынная растительность. Экскурсия №2 «Изучение флоры поселка и его окрестностей.» |
1 |
Урок применения знаний.
|
Видовой состав и строение полупустынного растительного сообщества. |
Знать и различать полупустынную растительность. |
§1.4 с. 27-28 |
|
| ||||||||||
8 |
Луговая растительность. Практическая работа №4 «Определение деревьев и кустарников в осенне-зимний период». |
1 |
Урок изучения нового материала. |
Видовой состав и строение лугового растительного сообщества. Многообразие луговых растений. Их значение. |
Знать и различать луговую растительность.
|
§1.5 |
|
| ||||||||||
9 |
Прибрежно – водная растительность. Практическая работа №5 «Характеристика растительного сообщества». |
1 |
Урок изучения нового материала. |
Особенности представителей растительного мира, обитающих в условиях увлажнения. Взаимоотношения живых организмов в разных экосистемах. |
Знать прибрежно-водную растительность Саратовской области |
§1.6 |
|
| ||||||||||
10 |
Растения, обитающие на меловых и песчаных породах.
|
1 |
Урок изучения нового материала. |
Растения меловых отложений. |
Знать растения, обитающие на меловых и песчаных породах. |
§1.7 |
|
| ||||||||||
11 |
Растения засолённых почв. Составление рефератов об интересных растениях района. |
1 |
Урок –практикум.. |
Растительность засоленных почв |
Знать растения засолённых почв. |
§1.7 |
|
| ||||||||||
12 |
Контрольная работа №1 по теме «Растительность Саратовской области».
|
1 |
Урок контроля знаний. |
Пищевые,
лекарственные, медоносные, витаминоносные, красильные, волокнистые, дубильные
растения дикорастущей флоры. |
Знать и различать растительность Саратовской области. |
§1.1-1.7 |
|
| ||||||||||
13 |
Разнообразие животных. Фауна. Зональность в лесу. Практическая работа №6 «Составление списков местных животных и растений.» |
1 |
Урок изучения и закрепления нового материала. |
Млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые и другие беспозвоночные |
Знать животных, обитающих в лесах Саратовской области |
§2.1 |
|
| ||||||||||
14 |
Разнообразие животных: беспозвоночные. В степи.
|
1 |
Комбинированный урок.
|
Губки, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, ракообразные, паукообразные, насекомые.Видовой состав. Причины сокращения численности многих видов (распашка, применение ядохимикатов, сокращение кормовой базы). |
Знать степных животных Саратовской области |
§2.2, 2.5 |
|
| ||||||||||
15 |
Разнообразие животных: позвоночные. Около водоёма.
|
1 |
Комбинированный урок.
|
Особенности
видового состава фауны пойм. |
Знать водных животных Саратовской области |
§2.3 |
|
| ||||||||||
16 |
Птицы и млекопитающие нашего края. Водные животные. Экскурсия №3 « Наблюдения за птицами.»
|
1 |
Урок экскурсия. |
Разнообразие птиц и млекопитающих Саратовской области. Рыбные богатства Волги и малых рек. Микрофауна водоемов. |
Знать животных Аркадакского района Саратовской области |
§2.4 |
|
| ||||||||||
17 |
Промысловые и опасные животные области. Правила поведения в природе. Практическая работа №7 «Зарисовка животных.»
|
1 |
Урок изучения и закрепления нового материала. |
Промысловые и опасные животные Саратовской области. |
Знать опасных животных Саратовской области, уметь соблюдать правила безопасного поведения с опасными животными. |
Закончить работу |
|
| ||||||||||
18 |
Сельскохозяйственные животные. Экскурсия №4 «Экскурсия на зооферму». |
1 |
Урок экскурсия. |
Сельскохозяйственные животные Саратовской области |
Знать с/х животных Саратовской области |
§2.7 |
|
| ||||||||||
19 |
Вредители сельского хозяйства.
|
1 |
Комбинированный урок. |
Вредители, беспозвоночные и позвоночные, сельского хозяйства Саратовской области
|
Знать с/х животных Саратовской области, уметь соблюдать правила безопасного поведения животными - вредителями. |
§2.8 |
|
| ||||||||||
20 |
Животные города. Составление рефератов о животном мире и отдельных интересных животных района. |
1 |
Урок- практикум. |
Условия жизни животных в населённых пунктах. Птицы города, насекомые, собаки, кошки, грызуны, земноводные и др. |
Знать правила безопасного поведения с животными. |
§2.9 |
|
| ||||||||||
21 |
Животный мир. Охраняемые животные нашего края.
|
1 |
Урок проверки знаний и умений. |
Видовое разнообразие животных. |
Знать животный мир Саратовской области |
§2.1-2.9 |
|
| ||||||||||
22 |
Основные понятия о геохронологии.
|
1 |
Урок-повторение. |
Понятие о геохронологии. Восемнадцать саратовских морей и один океан. Наиболее интересные палеонтологические районы области (Тепловка, Озинки, Горный, Нижняя Банновка и др.). Растительный и животный мир в палеозое и мезозое. Методика сбора и описания палеонтологических остатков |
Знать, что изучает геохронология |
§3.1 |
|
| ||||||||||
23 |
Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения.
|
1 |
Урок изучения новых знаний. |
Характерные ископаемые животные области - губки, плеченогие, аммониты, белемниты и т.д. |
Знать ископаемых беспозвоночных животных и ископаемые растения Саратовской области |
§3.2 |
|
| ||||||||||
24 |
Ископаемые позвоночные.
|
1 |
Урок актуализации знаний и умений. |
Характерные ископаемые животные области - акулы, ихтиозавры и плезиозавры… |
Знать ископаемых позвоночных животных Саратовской области |
§3.3 |
|
| ||||||||||
25 |
Ранняя история Земли. Палеозойская эра. Практическая работа.№8. «Составление таблицы палеонтологических объектов местности».
|
1 |
Урок- практикум. |
Растительный и животный мир в палеозое. |
Знать ископаемых животных Саратовской области |
§3.4 |
|
| ||||||||||
26 |
Мезозойская эра.
|
1 |
Комбинированный урок. |
Растительный и животный мир в мезозое. |
Знать ископаемых животных Саратовской области |
§3.5 |
|
| ||||||||||
27 |
Кайнозойская эра.
|
1 |
Комбинированный урок. |
Растительный и животный мир в кайнозое. |
Знать ископаемых животных Саратовской области |
§3.6 |
|
| ||||||||||
28 |
Живое прошлое Саратовской области.
|
1 |
Урок обобщения. |
Растительный и животный мир в разные периоды развития жизни |
Знать живое прошлое Саратовской области. |
§3.1-3.6 |
|
| ||||||||||
29 |
«Красная книга Саратовской области».
|
1 |
Урок-практикум. |
Законы об охране природы. Государственная экологическая экспертиза. Лицензирование природопользования. Мониторинг состояния окружающей среды, лесов, животного мира. Международное сотрудничество (охрана популяции дрофы). Экологическое образование и воспитание. Общественное экологическое движение. Красная книга Саратовской области |
Знать животных и растения, занесенные в Красную книгу Саратовской области. |
Сообщение по теме |
|
| ||||||||||
30 |
Охраняемые территории Саратовской области. Экскурсия№5 «Весенние явления в природе»
|
1 |
Урок-экскурсия. |
Заказники и охотничьи хозяйства Саратовской области. |
Знать особо охраняемые территории Саратовской области. |
Оформить отчёт |
|
| ||||||||||
31 |
Особо охраняемые природные территории.
|
1 |
Комбинированный урок |
Заказники и охотничьи хозяйства Саратовской области. Национальный парк Хвалынский; их роль в сохранении отдельных видов животных и растений. Значение дендропарков, ботанических садов. Роль школьников в охране природы. |
Знать особо охраняемые территории Саратовской области. |
§4.2, с. 86-89 |
|
| ||||||||||
32 |
Памятники природы.
|
1 |
Комбинированный урок |
Памятники природы Саратовской области, Аркадакского района |
Знать памятники природы Саратовской области. |
§4.2, с. 89-91 |
|
| ||||||||||
33 |
Глобальное влияние человека на природу Саратовской области. Экскурсия№6. Экскурсия на местные сельскохозяйственные предприятия.
|
1 |
Урок закрепления знаний и умений. |
Основные
антропогенные факторы, влияющие на природную среду Саратовской области.
Промышленные предприятия, влияющие на окружающую среду в нашей местности.
Саратовский химкомбинат и нефтеперерабатывающий завод, Балаковский комбинат
химического волокна, Вольские цементные заводы и др. Предприятия энергетики.
Добыча и транспортировка нефти и газа. |
Знать влияние человека на животный и растительный мир родного края |
Оформить отчёт |
|
| ||||||||||
34 |
Итоговая конференция «Судьба природы– наша судьба». Подготовка и защита проектных работ по краеведческой тематике.
|
1 |
Урок актуализации знаний и умений. |
Проектная деятельность обучающихся. |
Уметь представлять свои работы |
Подготовить проекты. |
|
| ||||||||||
35 |
Растительный и животный мир Саратовской области. Защита проектных работ по краеведческой тематике.
|
1 |
Урок обобщения |
Общая характеристика растительного и животного мира Саратовской области.
|
Знать растительный и животный мир Саратовской области.
|
|
|
| ||||||||||
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутить подписчиков в вк