Рабочая программа по химии в 10 классе

Загрузка ...


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по химии для 10 класса разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) 2006 г. и Программы курса  химии  для  10 класса  общеобразовательных  учреждений (базовый уровень) О. С. Габриеляна, 2006 г.  Рабочая  программа  рассчитана  на  35  учебных  часов (1 час в неделю), в  том  числе  для  проведения     контрольных работ – 3 часа, практических работ – 2 часа.

Учебно-методический комплект:

Наименование учебника

Дополнительная учебная

литература для учащихся

Методическая

 литература для учителя

О. С. Габриелян
Учебник для общеобразовательных учреждений. ХИМИЯ.
 10 класс, базовый уровень. -
М.: Дрофа, 2005
О. С. Габриелян, И. Г. Остро-
 умов. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2003.
О. С. Габриелян, А. В. Якушова. Химия. 10 класс. Базовый уровень, рабочая тетрадь к учебнику
О. С. Габриелян, А. В. Якушова.Химия. 10 класс. Базовый уровень. Методические рекомендации
О. С. Габриелян, П. Н. Березкин.
Контрольные и проверочные работы по химии 10 класс. - М.: Дрофа, 2006
О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов.
Химия 10 класс: настольная книга учителя.
 А. М. Радецкий.    Дидактический материал по химии для 10 класса. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
CD  «Органическая химия»  Слайд-лекции, авт. Ширшина Н. В. (электронные пособия для учителей и учащихся 10-11 классов) Волгоград: Учитель, 2007

В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, заданные федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. В рабочей программе произведено разделение учебного материала:

на обязательный материал,включенный в требования к уровню подготовки выпускников основной школы (выделен прямым   шрифтом);

дополнительный материал,который изучается в зависимости от уровня подготовленности класса к освоению данного материала (выделен курсивом).

При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:

Дидактические материалы – ДМ.

Демонстрации – Д, лабораторные опыты – Л.

Типы уроков:

урок ознакомления с новым материалом (УОНМ);

урок применения знаний и умений (УПЗУ);

комбинированный урок (КУ);

урок-семинар (УС);

урок-лекция (Л)

урок контроля знаний (К);

урок образования понятий (УОП);

урок применения законов, понятий на практике (УПП).

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов.   Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение  учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Календарно-тематическое планирование

 Тема урока

Кол-

во

часов

Тип

урока

Элементы содержания.

 

 

Требования к уровню

подготовки
 обучающихся

 Домашнее задание

        Дата проведения

 









                     Пплан

коррекция

1
Предмет органической химии
1

УОНМ

Определение
органической химии как науки.
 Особенности
органических веществ, их отличие от неорганических.
Группы природных,  искусственных и синтетических соединений
Знать понятия:
органическая химия, природные,
искусственные и
синтетические
органические
соединения. Понимать особенности,
характеризующие
органические
соединения
1, упр. 1, задача № 7



2
1.1  Теория химического строения органических соединений А. М. Бут-
 лерова.
1

КУ

Основные положения ТХС Бутлерова. Валентность. Изомерия.
 Значение теории химического
Знатьосновные
положения ТХС
Бутлерова; понимать начение ТХС в современной химии.
2, упр. №
9,10,11.







строения органических соединений Бутлерова в современной органической и общей химии.
Д-модели молекул
органических веществ. Коллекция
органических веществ
Знать понятия: гомолог, гомологи-
 ческий ряд, изомерия. Уметь
составлять структурные формулы изомеров предложенных углеводородов, а также
находить изомеры среди нескольких структурных формул соединений.




3
1.2 Классификация
органических соединений
1

КУ

Классификация
органических соединений:  
а) по строению
углеродного скелета: ациклические,
карбоциклические, в том числе
 арены;
б) по функциональным группам:
спирты, фенолы, эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, амины; в) полифункциональные: аминокислоты, углеводы
На основе первоначального обзора основных классов
органических соединений, знать и
понимать принципы классификации по строению углеродного скелета и функциональным
группам
Изучение
материала по конспекту. 2, стр.20
Упр.1, 5
Приложения 1,2




4
1.3. Основы номенклатуры органических соединений.
1
К. У.
Правила номенклатуры органических соединений ИЮПАК. Определение названий органических соединений на основании их структурных формул.
Уметь называть
изучаемые вещества по «тривиальной» номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК.
Изучение
материала
по конспекту. По наз-
 ваниям
составить
структурные формулы



5
1.4. Реакции органических соединений.
1
К. У.
Основные типы
 реакций органи-
 ческих соединений: реакции присоединения, замещения, отщепления, реакции изомеризации, нитрования, полимеризации.  
Вирт. лаб
Уметь определять
принадлежность
реакции, уравнение (схема) которой предложено, к тому или иному типу реакций в органической химии.
Изучение
материала
по конспекту. Пользуясь учебником «Химия - 9»,
привести
уравнения
реакций
заданных
типов.



6
1.5. Обобщение и систематизация знаний.
1
УПЗУ
Обобщение и систематизация знаний
по теме «Строение и классификация орга-
 нических соединений. Реакции в
органической химии». Решение задач и упражнений.
Уметь вычислять
массовые доли элементов в соединении по предложенной формуле; по массовым долям элементов находить простейшие формулы органических соединений.
Повторить  конспект
Приложение 3




 2.  Углеводороды (УВ)    (8 ч)

7

2.1. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы. Нефть.
1
УОНМ
Природный и попутный газы, их состав и использование. Нефть, её физические свойства, способы разделения  её на составляющие, нефтяные фракции, термический и каталитический крекинг.
Д: Примеры УВ в разных агрегатных состояниях.
Презентация
Знатьосновные
компоненты природного газа; важнейшие направления использования нефти: в качестве энергетического сырья и основы химического синтеза. Проводитьсамостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
3, упр. № 8-11, упр. 6, 7



8

2.2. Алканы.
1
К. У.
Гомологический ряд алканов: строение, номенклатура, изомерия, физические свойства. Получение алканов. Химические свойства. Применение алканов и их производных.
Д: Плавление парафинов и их отношение к воде.
Л: Изготовление моделей молекул алканов.
Вирт.лаб
Знать важнейшие
химические понятия: гомологический ряд, пространственное строение алканов; правила составления названий алканов, уметь называть алканы по международной номенклатуре, знать важнейшие физические и химические свойства метана как основного представителя
предельных углеводородов
3, упр. 6,8.
Приложение 4
стр. 180




 9

2.3. Алкены.
1
К. У.
Гомологический ряд алкенов: строение, номенклатура, изомерия, физические свойства. Получение алкенов. Химические свойства. Применение алкенов и их производных.
Д: Получение
этилена
Л: Изготовление
 модели молекулы пропена
Вирт.лаб.
Знать правила
составления названий алкенов, уметь называть алкены по международной номенклатуре, знать важнейшие физические и химические свойства как основного представителя
 непредельных
 углеводородов.
Знатькачественные реакции на кратную связь.
4, упр.4,6, 7 Приложе-
 ние 5 стр. 181.



10
2.4. Алкадиены.
1
К. У.
Алкадиены, их строение, номенклатура, изомерия, физические свойства. Получение алкадиенов. Основные научные исследования С. В. Лебедева. Химические свойства. Натуральный и синтетический каучук. Резина.
Современная
химическая каучуковая промышленность.
Презент.
Гомологический ряд алкадиенов. Знатьправила составления названий алкадиенов, уметь называть алкадиены по международной номенклатуре, знатьсвойства каучука, области его применения.  
Проводитьсамостоятельный поиск
химической информации с использованием различных источ-
 ников
5, упр. №
3,7. Приложение
№6
Стр. 182




11
2.5. Алкины.
1
К. У.
Гомологический ряд алкинов: строение, номенклатура,
изомерия, физические свойства. Получение алкинов. Химические свойства. Применение алкинов и их производных.
Д: получение аце-
 тилена; качественная реакция накратную связь
Вирт.лабор.
Знать правила
составления названий алкинов, уметь называть алкины по международной
номенклатуре, знатьспособы
образования сигма и символ, т. е. -связей, важнейшие физические и химические свойства этина как основного представителя алкинов.
6,упр. №4
Приложение № б
Стр. 182.



12
2.6. Арены.
1
К. У.
Строение аренов. Номенклатура, изомерия, физические свойства бензола и его гомологов. Получение аренов. Химические свойства. Применение бензола и его гомологов
Вирт.лабор.
Знать важнейшие физические и химические свойства
бензола как основного предста-
 вителя аренов.
Уметь выделять главное при рассмотрении бензола в сравнении с предельными и непредельными углеводородами, взаимное влияние атомов в молекуле
8, упр. № 4.
Приложение № 7




13
2.7. Обобщение и
систематизация знаний по теме «Углеводороды».
1
УПЗУ
Учебные модули:
Алканы
Алкены
Алкадиены
Алкины
Арены
Генетическая связь О.С.
Решение задач и упражнений.
выполнение упражнений
Уметь называть
изучаемые вещества по «тривиальной» номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК.
Уметь составлять
структурные формулы орг. соединений и их изомеров. Знать важнейшие реакции метана,
 этана, этилена, ацетилена, бутадиена, бензола. Знать основные способы их получения и области их применения.
2-8,
конспект.
Приложения №4-7



14
2.8. Контрольная
 работа № 1.
«Углеводороды».
1
Контроль
 знаний.
«Углеводороды»
Индивидуальное
повторение



3.  Кислородсодержащие   органические соединения    (10 ч)

15
3.1. Спирты.
1
УОНМ
Спирты, их строение, классификация, номенклатура, изомерия (положение гидроксильных групп,
Знать строение,
гомологические ряды спиртов различных типов, основы номенклатуры спиртов и типы
1 1 , упр.№ 8,9.
Приложение  № 8 стр.184







межклассовая, уг-
 леродного скелета), физические свойства. Межмолекулярная водородная связь.
Химические свойства спиртов. Простые эфиры. Отдельные представители спиртов и их значение.
 Получение и применение спиртов.
Л: Качественная
 реакция на много-
 атомные спирты. Вирт.лаб
изомерии у них.
На основе анализа
строения молекул
спиртов уметь
сравнивать и обобщать, характеризовать свойства
спиртов. Знать
основные способы
получения и применения важнейших представителей класса спиртов.
 



16
3.2. Фенол.
1
К. У.
Строение молекулы фенола. Причина,
обусловливающая
характерные свойства молекулы фенола. Классификация, номенклатура,
изомерия, физические свойства фенолов. Химические свойства. Получение и применение фенолов.
Знать особенности
строения молекулы
фенола и на основе
этого уметьпредсказывать его свойства. Знать основные способы получения и применения фенола
12, упр. 4,5
Приложение № 9 стр.185







Качественная реакция на фенол. Хи-
 мическое загрязнение окружающей среды и его последствия.





17
3.3. Альдегиды.
1
К. У.
Строение, номенклатура, изомерия, физические свойства альдегидов.
Способы получения. Реакция Кучерова. Отдельные представители альдегидов  и их значение.
Химические свой-
 ства альдегидов.
Л. Знакомство с физ. свойствами.
Качественная реакция  на формальдегид
Вирт.лабор
Знатьгомологические ряды и основы
номенклатуры альдегидов; знать строение карбонильной группы и на этой
 основе усвоить от-
личие и сходство альдегидов и кетонов.
Знатьважнейшие
свойства основных
представителей этих классов, их значение в природе и повседневной жизни
 человека
13, упр. №
6,7
Приложение № 10 стр.186



18
3.4. Обобщение и систематизация знаний  о
 спиртах, фенолах и карбонильных соединениях
1
Обоб-
 щающий УПЗУ
Выполнение упражнений. Решение задач. Составление цепей превращений.
Уметьсоставлять уравнения реакций,
 цепи превращений,
решать задачи.
Повторить
11-13




19
3.5. Карбоновые кислоты.
1
К. У.
Строение, номенклатура, изомерия, физи-
ческие свойства карбоновых кислот. Карбоновые кислоты в природе. Получение карбоновых  кислот. Химические свойства карбоновых кислот. Отдельные представители и их значение.
Знать гомологические ряды и  основы
номенклатуры карбоновых кислот;
знать строение карбоксильной группы. Знатьобщие свойства карбоновых кислот, уметь проводить сравнение со свойствами минеральных кислот, их значение в природе и повседневной жизни
человека.
Провести
самостоятельный
поиск химической информации
с использованием различных источников. 14, № 6.
Приложение № 11 стр.187


20
3.6. Сложные эфиры. Жиры.

1
К. У.
Строение сложных
эфиров. Сложные
эфиры в природе и
технике. Состав,
классификация, свойства, применение и получение жиров. Понятие о мылах.Презент.
Знать строение,
получение, свойства и использование в быту сложных эфиров и жиров.
15, упр.
№ 5-10.
Стр.172


21
3.7. Углеводы.
1
Лекция.
Углеводы, их классификация и
значение
Презент.
Знать классификацию углеводов по различным
Провести
самостоятельный







Свойства. Полисахариды: крахмал и целлюлоза. Реакции поликонденсации
Л. Качественная реакция на крахмал. Сахароза важнейший дисахарид. Биологическая роль
углеводов.
признакам; химические свойства и уметь объяснять их на основании строения молекулы. Значение углеводов в природе  и жизни человека и всех живых организмов на Земле. Знать важнейшие свойства крахмала и целлюлозы на основании различий в строении. Пользуясь приобретенны-ми  знаниями, объяснять явления, происходящие в быту.
поиск химической информации  с использо-
ванием
различных
источников.
9, № 4, 5, 7



22
3.8. Углеводы. Моносахариды.
1
К. У.
 Монозы. Глюкоза и фруктоза – важнейшие представители моносахаридов. Строение молекулы глюкозы. Химические свойства глюкозы как бифункционального соединения.
Знать особенности
строения глюкозы как альдегидоспирта. Свойства. Свойства и применение.
Уметь прогнозировать свойства веществ на основе их строения
Конспект.
Провести
самостоятельный
поиск химической информации с ис-
 пользованием различных ист.




 



Применение глюкозы. Сахароза важнейший дисахарид

 .




23
3.9. Обобщение и
систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие органические соединения».
1
Обоб-
щаю-щий
УПЗУ
Учебные модули:
спирты, фенолы,
альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы.
Презент.
Знать важнейшие
реакции спиртов, (в том  числе качественную реакцию на многоатомные спирты), фенола, альдегидов, карбоновых кислот, глюкозы. Знать
основные способы их получения и области их применения. Определять возможности протекания хим. превращений.
Системат.знаний




24
3.10. Контрольная работа № 2.
«Кислородсодержащие органические соединения».
1
Контроль
 знаний
«Кислородсодержащие органические соединения».

Индивидуальное
повторение




4.   Азотсодержащие органические соединения  (7 ч)

25
4.1. Амины. Анилин.
1
Лекция.
Амины, их классификация и значение. Строение молекулы аминов.
Знать классификацию, виды изоме-
рии аминов и основы их номенклатуры.
16, №4-5.




 



Физические и химические свойства
 аминов. Анилин – важнейший предста-
 витель аминов. Применение аминов

Уметь проводить сравнение свойств аминов и аммиака.Знать основные способы получения аминов и их применение.




26
4.2. Аминокислоты.
1
К. У.
Строение, номенклатура, изомерия, классификация аминокислот, физические свойства и свойства, обусловленные химической двойствен-
 ностью.
Взаимодействие
 аминокислот с сильными кислотами
Знать классификацию, виды изомерии аминокислот и основы их номенклатуры. Опираясь на полу-
 ченные знания о хи-
 мической двойственности аминокислот, уметьпредсказывать их химические свойства.
Уметь объяснять
применение и
биологическую
функцию аминокислот.
17, упр. №
45.



27
4.3. Белки.
1
К. У.
Понятие о белках: их строении, химических и биологических свойствах.
Презент.
Знать строение и
важнейшие свойства белков; активно
использовать
Провести
самостоятельный







Л: Качественные реакции на белки.
межпредметные
 связи с биологией, в связи с валеологией, уметьдавать характеристику белкам как важнейшим составным частям
пищи. Уметь практически осуществлять качественные цветные реакции на белки.
поиск хи-
 мической информации  с использо-
 ванием
различных
источников.
17, упр.
№10.



28
4.4. Нуклеиновые кислоты.
1
УОНМ
Нуклеиновые кислоты -ВМС, являющиеся составной частью клеточных ядер и цитоплазмы, их огромное значение в жизнедеятельности
клеток. Состав истроение ДНК и РНК, сходства и различия. Уровни организации структуры нуклеиновых кислот. Принцип
комплементарности.«Генетический код».
Знатьсоставные
 части нуклеотидов ДНК и РНК, уметь проводить сравнение этих соединений, их биологических функций. По известной
последовательности нуклеотидов на одной цепи ДНК, уметь определять последо-
 вательность нуклео-
тидов на комплемен-
 тарном участке другой
 цепи
Провести
Самостоятельный
поиск хи-
 мической
информации с исполь-
 зованием различных
источников.
18, упр. № 6.




29
4.5. Обобщение и
систематизация знаний по теме «Азотсодержащие органические соединения».
1
УПЗУ
Ключевые моменты тем "Амины. Амино-
 кислоты. Белки."
Нуклеиновые кислотыГенетическая связь О.С.Решение задач и упражнений.
Знать строение,
классификации,
важнейшие свойства изученных азотсодержащих  соединений, их биологические функции.
Повторение
1618.



30
4.6. Контрольная работа № 3 «Азотосодержащие органические соединения»
1
Конт-
 роль
 знаний.
«Азотсодержащие
органические соединения».
Качественные реакции.
Прилож. 12



31
4.7. Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений».
1
Практи
ческое
занятие
УПП
Правила техники
безопасности при
выполнении практич. работы.
Вирт.лабор.
Знать основные правила техники
 безопасности при работе в химическом кабинете.
Уметь грамотно обращаться с
химической посудой и лабораторным оборудованием. Знать качественные реакции на важнейших пред-
 ставителей органич. соединений.
Индивиду-
 альное повторение.
Прочитать
21, 22




5.   Биологически активные вещества    (2 ч)

32
5.1. Ферменты.
1

Лекция.

Понятие о ферментахкак о биокатализаторах.
Презентац.
Уметь использовать полученные знания для безо-
 пасного применения   лекарственных веществ
19. Самост.
поиск хим.
информации  с использ.
 различных
источников.



33
5.2. Витамины, гормоны, лекарства, минеральные воды.  
1
Лекция.
Витамины, гормоны иих важнейшие представители.
Лекарства.
Презент.

 




6. Искусственные и синтетические органические соединения (2 ч)

34
35
   
6.1. Искусственные и
синтетические органические вещества

 6.2. Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон».
1
1

Урок-

лекция

с элементами

лабора-

торной

работы.

Прак-
 тическое

занятие УПП

Классификация ВМС. Важнейшие
представители пластмасс, каучуков и волокон.
Презент
Правила техники
безопасности при
выполнении данной
работы.
Знать важнейшие
вещества и материалы: искусственные пластмассы, каучуки и волокна.
Знатьосновные правила техники
 безопасности при работе в химическом
 кабинете. Уметьграмотно обращаться с химической посудой и
 лабораторным оборудованием.  

Самост.
поиск хим.
информаци
и с использ. различных
источников. 21, 22
Повторение 22, упр. 7, 8