Рабочая программа по химии в 10 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по химии для 10 класса разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) 2006 г. и Программы курса химии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О. С. Габриеляна, 2006 г. Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю), в том числе для проведения контрольных работ – 3 часа, практических работ – 2 часа.
Учебно-методический комплект:
Наименование учебника | Дополнительная учебная литература для учащихся | Методическая литература для учителя |
О. С. Габриелян Учебник для общеобразовательных учреждений. ХИМИЯ. 10 класс, базовый уровень. - М.: Дрофа, 2005 | О. С. Габриелян, И. Г. Остро- умов. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2003. О. С. Габриелян, А. В. Якушова. Химия. 10 класс. Базовый уровень, рабочая тетрадь к учебнику | О. С. Габриелян, А. В. Якушова.Химия. 10 класс. Базовый уровень. Методические рекомендации О. С. Габриелян, П. Н. Березкин. Контрольные и проверочные работы по химии 10 класс. - М.: Дрофа, 2006 О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. Химия 10 класс: настольная книга учителя. А. М. Радецкий. Дидактический материал по химии для 10 класса. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000. CD «Органическая химия» Слайд-лекции, авт. Ширшина Н. В. (электронные пособия для учителей и учащихся 10-11 классов) Волгоград: Учитель, 2007 |
В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, заданные федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. В рабочей программе произведено разделение учебного материала:
на обязательный материал,включенный в требования к уровню подготовки выпускников основной школы (выделен прямым шрифтом);
дополнительный материал,который изучается в зависимости от уровня подготовленности класса к освоению данного материала (выделен курсивом).
При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:
Дидактические материалы – ДМ.
Демонстрации – Д, лабораторные опыты – Л.
Типы уроков:
урок ознакомления с новым материалом (УОНМ);
урок применения знаний и умений (УПЗУ);
комбинированный урок (КУ);
урок-семинар (УС);
урок-лекция (Л)
урок контроля знаний (К);
урок образования понятий (УОП);
урок применения законов, понятий на практике (УПП).
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Элементы содержания.
| Требования к уровню подготовки | Домашнее задание | Дата проведения
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пплан | коррекция | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Предмет органической химии | 1 | УОНМ | Определение органической химии как науки. Особенности органических веществ, их отличие от неорганических. Группы природных, искусственных и синтетических соединений | Знать понятия: органическая химия, природные, искусственные и синтетические органические соединения. Понимать особенности, характеризующие органические соединения | 1, упр. 1, задача № 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 1.1 Теория химического строения органических соединений А. М. Бут- лерова. | 1 | КУ | Основные положения ТХС Бутлерова. Валентность. Изомерия. Значение теории химического | Знатьосновные положения ТХС Бутлерова; понимать начение ТХС в современной химии. | 2, упр. № 9,10,11. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
строения органических соединений Бутлерова в современной органической и общей химии. Д-модели молекул органических веществ. Коллекция органических веществ | Знать понятия: гомолог, гомологи- ческий ряд, изомерия. Уметь составлять структурные формулы изомеров предложенных углеводородов, а также находить изомеры среди нескольких структурных формул соединений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | 1.2 Классификация органических соединений | 1 | КУ | Классификация органических соединений: а) по строению углеродного скелета: ациклические, карбоциклические, в том числе арены; б) по функциональным группам: спирты, фенолы, эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, амины; в) полифункциональные: аминокислоты, углеводы | На основе первоначального обзора основных классов органических соединений, знать и понимать принципы классификации по строению углеродного скелета и функциональным группам | Изучение материала по конспекту. 2, стр.20 Упр.1, 5 Приложения 1,2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 1.3. Основы номенклатуры органических соединений. | 1 | К. У. | Правила номенклатуры органических соединений ИЮПАК. Определение названий органических соединений на основании их структурных формул. | Уметь называть изучаемые вещества по «тривиальной» номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК. | Изучение материала по конспекту. По наз- ваниям составить структурные формулы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | 1.4. Реакции органических соединений. | 1 | К. У. | Основные типы реакций органи- ческих соединений: реакции присоединения, замещения, отщепления, реакции изомеризации, нитрования, полимеризации. Вирт. лаб | Уметь определять принадлежность реакции, уравнение (схема) которой предложено, к тому или иному типу реакций в органической химии. | Изучение материала по конспекту. Пользуясь учебником «Химия - 9», привести уравнения реакций заданных типов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | 1.5. Обобщение и систематизация знаний. | 1 | УПЗУ | Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение и классификация орга- нических соединений. Реакции в органической химии». Решение задач и упражнений. | Уметь вычислять массовые доли элементов в соединении по предложенной формуле; по массовым долям элементов находить простейшие формулы органических соединений. | Повторить конспект Приложение 3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Углеводороды (УВ) (8 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | 2.1. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы. Нефть. | 1 | УОНМ | Природный и попутный газы, их состав и использование. Нефть, её физические свойства, способы разделения её на составляющие, нефтяные фракции, термический и каталитический крекинг. Д: Примеры УВ в разных агрегатных состояниях. Презентация | Знатьосновные компоненты природного газа; важнейшие направления использования нефти: в качестве энергетического сырья и основы химического синтеза. Проводитьсамостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников. | 3, упр. № 8-11, упр. 6, 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 2.2. Алканы. | 1 | К. У. | Гомологический ряд алканов: строение, номенклатура, изомерия, физические свойства. Получение алканов. Химические свойства. Применение алканов и их производных. Д: Плавление парафинов и их отношение к воде. Л: Изготовление моделей молекул алканов. Вирт.лаб | Знать важнейшие химические понятия: гомологический ряд, пространственное строение алканов; правила составления названий алканов, уметь называть алканы по международной номенклатуре, знать важнейшие физические и химические свойства метана как основного представителя предельных углеводородов | 3, упр. 6,8. Приложение 4 стр. 180 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | 2.3. Алкены. | 1 | К. У. | Гомологический ряд алкенов: строение, номенклатура, изомерия, физические свойства. Получение алкенов. Химические свойства. Применение алкенов и их производных. Д: Получение этилена Л: Изготовление модели молекулы пропена Вирт.лаб. | Знать правила составления названий алкенов, уметь называть алкены по международной номенклатуре, знать важнейшие физические и химические свойства как основного представителя непредельных углеводородов. Знатькачественные реакции на кратную связь. | 4, упр.4,6, 7 Приложе- ние 5 стр. 181. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | 2.4. Алкадиены. | 1 | К. У. | Алкадиены, их строение, номенклатура, изомерия, физические свойства. Получение алкадиенов. Основные научные исследования С. В. Лебедева. Химические свойства. Натуральный и синтетический каучук. Резина. Современная химическая каучуковая промышленность. Презент. | Гомологический ряд алкадиенов. Знатьправила составления названий алкадиенов, уметь называть алкадиены по международной номенклатуре, знатьсвойства каучука, области его применения. Проводитьсамостоятельный поиск химической информации с использованием различных источ- ников | 5, упр. № 3,7. Приложение №6 Стр. 182 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | 2.5. Алкины. | 1 | К. У. | Гомологический ряд алкинов: строение, номенклатура, изомерия, физические свойства. Получение алкинов. Химические свойства. Применение алкинов и их производных. Д: получение аце- тилена; качественная реакция накратную связь Вирт.лабор. | Знать правила составления названий алкинов, уметь называть алкины по международной номенклатуре, знатьспособы образования сигма и символ, т. е. -связей, важнейшие физические и химические свойства этина как основного представителя алкинов. | 6,упр. №4 Приложение № б Стр. 182. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | 2.6. Арены. | 1 | К. У. | Строение аренов. Номенклатура, изомерия, физические свойства бензола и его гомологов. Получение аренов. Химические свойства. Применение бензола и его гомологов Вирт.лабор. | Знать важнейшие физические и химические свойства бензола как основного предста- вителя аренов. Уметь выделять главное при рассмотрении бензола в сравнении с предельными и непредельными углеводородами, взаимное влияние атомов в молекуле | 8, упр. № 4. Приложение № 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | 2.7. Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды». | 1 | УПЗУ | Учебные модули: Алканы Алкены Алкадиены Алкины Арены Генетическая связь О.С. Решение задач и упражнений. выполнение упражнений | Уметь называть изучаемые вещества по «тривиальной» номенклатуре и номенклатуре ИЮПАК. Уметь составлять структурные формулы орг. соединений и их изомеров. Знать важнейшие реакции метана, этана, этилена, ацетилена, бутадиена, бензола. Знать основные способы их получения и области их применения. | 2-8, конспект. Приложения №4-7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | 2.8. Контрольная работа № 1. «Углеводороды». | 1 | Контроль знаний. | «Углеводороды» | Индивидуальное повторение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Кислородсодержащие органические соединения (10 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | 3.1. Спирты. | 1 | УОНМ | Спирты, их строение, классификация, номенклатура, изомерия (положение гидроксильных групп, | Знать строение, гомологические ряды спиртов различных типов, основы номенклатуры спиртов и типы | 1 1 , упр.№ 8,9. Приложение № 8 стр.184 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
межклассовая, уг- леродного скелета), физические свойства. Межмолекулярная водородная связь. Химические свойства спиртов. Простые эфиры. Отдельные представители спиртов и их значение. Получение и применение спиртов. Л: Качественная реакция на много- атомные спирты. Вирт.лаб | изомерии у них. На основе анализа строения молекул спиртов уметь сравнивать и обобщать, характеризовать свойства спиртов. Знать основные способы получения и применения важнейших представителей класса спиртов. | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | 3.2. Фенол. | 1 | К. У. | Строение молекулы фенола. Причина, обусловливающая характерные свойства молекулы фенола. Классификация, номенклатура, изомерия, физические свойства фенолов. Химические свойства. Получение и применение фенолов. | Знать особенности строения молекулы фенола и на основе этого уметьпредсказывать его свойства. Знать основные способы получения и применения фенола | 12, упр. 4,5 Приложение № 9 стр.185 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Качественная реакция на фенол. Хи- мическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | 3.3. Альдегиды. | 1 | К. У. | Строение, номенклатура, изомерия, физические свойства альдегидов. Способы получения. Реакция Кучерова. Отдельные представители альдегидов и их значение. Химические свой- ства альдегидов. Л. Знакомство с физ. свойствами. Качественная реакция на формальдегид Вирт.лабор | Знатьгомологические ряды и основы номенклатуры альдегидов; знать строение карбонильной группы и на этой основе усвоить от- личие и сходство альдегидов и кетонов. Знатьважнейшие свойства основных представителей этих классов, их значение в природе и повседневной жизни человека | 13, упр. № 6,7 Приложение № 10 стр.186 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | 3.4. Обобщение и систематизация знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях | 1 | Обоб- щающий УПЗУ | Выполнение упражнений. Решение задач. Составление цепей превращений. | Уметьсоставлять уравнения реакций, цепи превращений, решать задачи. | Повторить 11-13 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | 3.5. Карбоновые кислоты. | 1 | К. У. | Строение, номенклатура, изомерия, физи- ческие свойства карбоновых кислот. Карбоновые кислоты в природе. Получение карбоновых кислот. Химические свойства карбоновых кислот. Отдельные представители и их значение. | Знать гомологические ряды и основы номенклатуры карбоновых кислот; знать строение карбоксильной группы. Знатьобщие свойства карбоновых кислот, уметь проводить сравнение со свойствами минеральных кислот, их значение в природе и повседневной жизни человека. | Провести самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников. 14, № 6. Приложение № 11 стр.187 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | 3.6. Сложные эфиры. Жиры. | 1 | К. У. | Строение сложных эфиров. Сложные эфиры в природе и технике. Состав, классификация, свойства, применение и получение жиров. Понятие о мылах.Презент. | Знать строение, получение, свойства и использование в быту сложных эфиров и жиров. | 15, упр. № 5-10. Стр.172 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | 3.7. Углеводы. | 1 | Лекция. | Углеводы, их классификация и значение Презент. | Знать классификацию углеводов по различным | Провести самостоятельный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Свойства. Полисахариды: крахмал и целлюлоза. Реакции поликонденсации Л. Качественная реакция на крахмал. Сахароза – важнейший дисахарид. Биологическая роль углеводов. | признакам; химические свойства и уметь объяснять их на основании строения молекулы. Значение углеводов в природе и жизни человека и всех живых организмов на Земле. Знать важнейшие свойства крахмала и целлюлозы на основании различий в строении. Пользуясь приобретенны-ми знаниями, объяснять явления, происходящие в быту. | поиск химической информации с использо- ванием различных источников. 9, № 4, 5, 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | 3.8. Углеводы. Моносахариды. | 1 | К. У. | Монозы. Глюкоза и фруктоза – важнейшие представители моносахаридов. Строение молекулы глюкозы. Химические свойства глюкозы как бифункционального соединения. | Знать особенности строения глюкозы как альдегидоспирта. Свойства. Свойства и применение. Уметь прогнозировать свойства веществ на основе их строения | Конспект. Провести самостоятельный поиск химической информации с ис- пользованием различных ист. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Применение глюкозы. Сахароза – важнейший дисахарид | . | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | 3.9. Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие органические соединения». | 1 | Обоб- щаю-щий УПЗУ | Учебные модули: спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы. Презент. | Знать важнейшие реакции спиртов, (в том числе качественную реакцию на многоатомные спирты), фенола, альдегидов, карбоновых кислот, глюкозы. Знать основные способы их получения и области их применения. Определять возможности протекания хим. превращений. | Системат.знаний | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | 3.10. Контрольная работа № 2. «Кислородсодержащие органические соединения». | 1 | Контроль знаний | «Кислородсодержащие органические соединения». | Индивидуальное повторение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Азотсодержащие органические соединения (7 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | 4.1. Амины. Анилин. | 1 | Лекция. | Амины, их классификация и значение. Строение молекулы аминов. | Знать классификацию, виды изоме- рии аминов и основы их номенклатуры. | 16, №4-5. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физические и химические свойства аминов. Анилин – важнейший предста- витель аминов. Применение аминов | Уметь проводить сравнение свойств аминов и аммиака.Знать основные способы получения аминов и их применение. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | 4.2. Аминокислоты. | 1 | К. У. | Строение, номенклатура, изомерия, классификация аминокислот, физические свойства и свойства, обусловленные химической двойствен- ностью. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами | Знать классификацию, виды изомерии аминокислот и основы их номенклатуры. Опираясь на полу- ченные знания о хи- мической двойственности аминокислот, уметьпредсказывать их химические свойства. Уметь объяснять применение и биологическую функцию аминокислот. | 17, упр. № 4–5. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | 4.3. Белки. | 1 | К. У. | Понятие о белках: их строении, химических и биологических свойствах. Презент. | Знать строение и важнейшие свойства белков; активно использовать | Провести самостоятельный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Л: Качественные реакции на белки. | межпредметные связи с биологией, в связи с валеологией, уметьдавать характеристику белкам как важнейшим составным частям пищи. Уметь практически осуществлять качественные цветные реакции на белки. | поиск хи- мической информации с использо- ванием различных источников. 17, упр. №10. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | 4.4. Нуклеиновые кислоты. | 1 | УОНМ | Нуклеиновые кислоты -ВМС, являющиеся составной частью клеточных ядер и цитоплазмы, их огромное значение в жизнедеятельности клеток. Состав истроение ДНК и РНК, сходства и различия. Уровни организации структуры нуклеиновых кислот. Принцип комплементарности.«Генетический код». | Знатьсоставные части нуклеотидов ДНК и РНК, уметь проводить сравнение этих соединений, их биологических функций. По известной последовательности нуклеотидов на одной цепи ДНК, уметь определять последо- вательность нуклео- тидов на комплемен- тарном участке другой цепи | Провести Самостоятельный поиск хи- мической информации с исполь- зованием различных источников. 18, упр. № 6. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | 4.5. Обобщение и систематизация знаний по теме «Азотсодержащие органические соединения». | 1 | УПЗУ | Ключевые моменты тем "Амины. Амино- кислоты. Белки." Нуклеиновые кислотыГенетическая связь О.С.Решение задач и упражнений. | Знать строение, классификации, важнейшие свойства изученных азотсодержащих соединений, их биологические функции. | Повторение 16–18. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | 4.6. Контрольная работа № 3 «Азотосодержащие органические соединения» | 1 | Конт- роль знаний. | «Азотсодержащие органические соединения». | Качественные реакции. Прилож. 12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | 4.7. Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений». | 1 | Практи ческое занятие УПП | Правила техники безопасности при выполнении практич. работы. Вирт.лабор. | Знать основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Уметь грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Знать качественные реакции на важнейших пред- ставителей органич. соединений. | Индивиду- альное повторение. Прочитать 21, 22 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Биологически активные вещества (2 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | 5.1. Ферменты. | 1 | Лекция. | Понятие о ферментахкак о биокатализаторах. Презентац. | Уметь использовать полученные знания для безо- пасного применения лекарственных веществ | 19. Самост. поиск хим. информации с использ. различных источников. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | 5.2. Витамины, гормоны,
лекарства, минеральные воды. | 1 | Лекция. | Витамины, гормоны иих важнейшие представители. Лекарства. Презент. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Искусственные и синтетические органические соединения (2 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 35 | 6.1. Искусственные и синтетические органические вещества 6.2. Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон». | 1 1 | Урок- лекция с элементами лабора- торной работы. Прак- занятие УПП | Классификация ВМС. Важнейшие представители пластмасс, каучуков и волокон. Презент Правила техники безопасности при выполнении данной работы. | Знать важнейшие вещества и материалы: искусственные пластмассы, каучуки и волокна. Знатьосновные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Уметьграмотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. | Самост. поиск хим. информаци и с использ. различных источников. 21, 22 Повторение 22, упр. 7, 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутить лайки в вк